Перспективы и направления развития педагогического образования в Московской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Телина И. А. Перспективы и направления развития педагогического образования в Московской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1021–1025. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96120.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению приоритетных направлений и Концепции развития педагогического образования в Московской области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Телина Ирина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, специалист по учебнометодической работе Ресурсного центра педагогического образования Московской области ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарнотехнологический университет, г. ОреховоЗуевоirinaleto79@bk.ru

Перспективы инаправленияразвития педагогического образования в Московской области

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению приоритетных направлений и Концепции развития педагогического образования в Московской области.Ключевые слова.Педагогическое образование, Концепция развития педагогического образования

В настоящее время Московская область является одним из ключевых регионов Российской Федерациис точки зрения экономического потенциала. Выгодное географическое положение и наличие ёмкого рынка сбыта обусловили важную роль Московской области в экономике страны и стимулировали значительный приток инвестиций в регион. По объему привлеченных инвестиций в основной капитал регион занимает 2 место среди всех субъектов Российской Федерациипосле Москвы.На территории Московской области расположено 8 из 13 наукоградов России, среди которых Дубна, Жуковский, Королёв, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино и Черноголовка. Научнотехнический комплекс региона располагает конкурентными технологиями и кадровым потенциалом в областях ядерных исследований, производства авиационной и космической техники, лазерных технологий, производства новых материалов и биопрепаратов.Московская область является транспортным центром России. Почти все крупнейшие магистрали, ведущие к ключевым промышленным районам страны, сходятсяв Московской области. К примеру, по плотности автодорожной сети Московская область значительно опережает другие субъекты Российской Федерациии отличается наиболее густой сетью автомобильных дорог вне городов федерального подчинения. Московская область также отличается развитой воздушной инфраструктурой: на ее территории расположены 2 международных аэропорта –Шереметьево и Домодедово, грузовой аэропорт Раменское, а также аэродромы Чкаловский, Мячково и Кубинка.Одной из ключевых сильных сторон экономики Московской области является развитое промышленное производство. Наиболее высокими темпами развиваются такие отрасли промышленности, как производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них; издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации; производство машин и оборудования.Удержание имеющихся темпов экономического роста и их последующий рост невозможны без продуманной и перспективной кадровой политики. Профильные образовательные организации среднего профессионального и высшего образования Московской области осуществляют подготовку квалифицированных специалистов по всем востребованным в регионе специальностям. Однако не следует забывать, что образование будущего специалиста начинается значительно раньше, чем наступает его обучение будущей профессии. Именно обучение в школе закладывает в ребенке те важные личностные компетенции, которые позволяют ему эффективно осваивать образовательные программы профессионального обучения, успешно социализироваться в современном обществе, овладевать сложными информационными технологиями. Огромное место в достижении учащимися результатов обучения занимает личность педагога, профессиональная компетентность которого позволяет максимально эффективно реализовать требования современных образовательных стандартов. Все это обуславливает необходимость развития всей системы образования, в том числе и педагогической его составляющей. За последние годы в Российской Федерациив этом направлении произошли качественные изменения, определившие вектор модернизации системы подготовки педагогических кадров в стране и Московской области. В этой связи регламентация новых требований к результатам школьного образования, нашедших отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и основного общего образования, утверждение профессионального стандарта педагога, обусловили необходимость изменения в организации, содержании и технологиях подготовки педагогов.С мая 2014 г. вступила в действие Комплексная программа «Повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательныхорганизаций», ставшая основой для запуска проекта модернизации педагогического образования в Российской Федерации. В реализации проекта принимают участие 12 вузов из 7 Федеральных округов, 35 субъектов Российской Федерации. Полученный в ходе первого этапареализации федерального проекта опыт, а также практический опыт подготовки педагогических кадров в образовательных организациях, подведомственных Министерству образования Московской области, дает основание для разработки и реализации собственного проекта модернизации педагогического образования. Он должен способствовать динамичной аккумуляции и внедрению передовых достижений в сфере подготовки педагогических кадров.Следует отметить, что за период 20142015 гг. в Московской области уже были сделаны важные шаги по модернизации системы подготовки педагогических кадров. В 2014 г. существенно активизировалась деятельность многофункционального сетевого объединения Московской области, включающего образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, реализующие программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов, муниципальные методические службы, муниципальные образовательные организации дополнительного профессионального образования. Был создан координационный центр сетевого взаимодействия –Ресурсный центр педагогического образования Московской области(создан на базе ГОУ ВПО МГОГИ в соответствии с приказом Министра образования Московской области от 03.02.2014 г. №346.).Начал функционировать региональный сетевой Интернет –ресурс поддержки модернизации педагогического образования –портал «Педагогическое образование в Московской области» (http://pedagogmo.ru).В 2015г. в регионе завершается становление системы вертикально–ориентированных образовательных комплексов непрерывного педагогического образования. Они становятся важными элементами региональной системы профессионального образования. Сегодня пять из шести педагогических колледжей Московской области входят в состав университетских комплексов. Система подготовки педагогических кадров в регионе включает в себя четыре университета (МГОУ, ГГТУ, ГСГУ и АСОУ) и один колледж (Губернский профессиональный). При этом три из четырех университетов имеют в своем составе структурные подразделения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по педагогическим специальностям.Совместными усилиями подмосковные вузы и колледжи интегрировались в движение профессионального мастерства молодых WorldSkillsRussia. В декабре 2015г. на базе Государственногообразовательногоучреждениявысшего образования Московской области «Государственный гуманитарнотехнологический университет» (г. ОреховоЗуево) прошли отборочные региональные соревнования профессионального мастерстваWorldSkills Russia по компетенциям «Воспитатель детей дошкольного возраста» и «Преподавание в младших классах». Компетенция «Преподавание в младших классах» вызвала наибольший интерес в связи с включением ее в список основных компетенций Национального чемпионата по стандартам WSR 2016 г. Всё это принципиально влияет на содержание и уровень сформированности профессиональных компетенций современного учителя. Московская область, как динамично развивающийся регион, со стабильным ростом численности населения, в том числе дошкольного и школьного возраста, должна с опережением осуществлять подготовку и выпуск педагогических кадров, которые востребованы уже в настоящее время. Весь ход развития Подмосковья в современных условиях определяет, что спрос на педагогические кадры такой квалификации ежегодно только будет возрастать. Вузы региона, осуществляющие подготовку педагогов, уже не могут самостоятельно решить такую глобальную задачу перестройки всей системы подготовки кадров. Успешность реализации Концепции модернизации педагогического образования зависит, прежде всего, от объединения усилий всех сторон, заинтересованных в результатах проекта.

Актуальность проектаопределяется особенностями современного образования, а также направлениями, обозначенными в Федеральной программе «Повышения профессионального уровня педагогических работников ОО». К ним следует отнести:

развитие инклюзивного образования, что требует отучителя овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

увеличение количества детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, что требует от учителя овладение технологиями построения индивидуальных образовательных траекторий для детей с разными образовательными потребностями;

взаимопроникновение и взаимовлияние культур, а также обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий определяет необходимость овладения учителем навыками работы в поликультурной и полиэтничной среде;

оснащение образовательного процесса современным цифровым и интерактивным оборудованием, проникновение Интернетресурсов во все сферы жизни общества, в том числе и образование, делает необходимым формирование у учителя информационной компетентности.Как видим, система педагогического образования имеет две взаимосвязанные сферы: внешнюю, выражающуюся в удовлетворении потребностей экономической сферы Московской области в квалифицированных кадрах, и внутреннюю, связанную с необходимостью качественных изменений в самой системе подготовки педагога.Цель проекта: создание условий для подготовки педагогических кадров, соответствующих запросам регионального рынка труда.Концепция опирается на следующие основополагающие принципы:

системность(разработка и внедрение комплекса мер с учетом федерального и регионального опыта, направленных на преодоление «двойного негативного отбора» при приеме на обучение в колледжи и вузы, и повышение престижа педагогической специальности);

единство(вовлечение в процесс модернизации всех участников образовательного процесса(образовательныеорганизациисреднего профессионального и высшего образования, подведомственныеМинистерству образования Московской области, муниципальныеорганыуправления образованием,муниципальныеобразовательные организации);

партнерство(равноправное участие представителей всех образовательных организаций Московской области, занимающихся подготовкой педагогических кадров в разработке и реализации мероприятий по модернизации педагогического образования);

открытость(трансляция опыта,полученного в ходе реализации концепции в другие субъекты Российской Федерации, освещение всех мероприятий по модернизации педагогического образования Московской области в сети Интернет на специализированном портале «Педагогическое образование в Московской области»);

доступность(возможность для всех участников образовательного процесса принимать участие в мероприятиях по модернизации педагогического образования, в том числе в дистанционной форме, обсуждениемероприятий через Форум портала «Педагогическое образование в Московской области»).Цель Концепции, ее направленность на внешнюю и на внутреннюю сферы педагогического образования, определяют ее задачи, которые нашли отражениев виде двух программ:Программа I. «Аналитическое сопровождение развития педагогического образования в Московской области», которая включает в себя ряд подпрограмм.Подпрограмма 1. «Взаимодействие с ведущими научными центрами РФ по вопросам развития педагогического образования», направленная на выявление, аккумуляцию и обмен передовым опытом в сфере подготовки педагогов, как внутри Московской области, так и за ее пределами. Подпрограмма 2. «Ведение прогнозных исследований в сфере педагогического образования Московской области», цель которой заключается в сборе информации о состоянии педагогического образования региона и построении на ее основе вектора развития системыподготовки педагогических кадров.Программа II.«Организационнометодическое сопровождение модернизации системы подготовки педагогов в регионе»,в которую входят следующие подпрограммы:Подпрограмма 1. «Эффективная профессиональная ориентация на педагогическую деятельность», направленная на привлечение к обучению по педагогическим специальностям и профилям подготовки наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов, в том числе с помощью практики целевого обучения.Подпрограмма 2. «Эффективная подготовка педагогов», цель которой состоит в модернизации ОПОП ФГОС 3+ в соответствие с профессионального стандарта педагога, в том числе при работе с детьми с ОВЗ. Цель соответствует мероприятию 1 подпрограммы 2 «Модернизация педагогического образования» Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец 28 мая 2014 г. №3241пП8.Для достижения выше названной целинеобходимо реализовать следующие направления работы в образовательной системе ГГТУ:1. Провести мониторинг форм организации учебного процесса, содержания программных и методических материалов, направленных на подготовку бакалавров, магистров психологопедагогического направления подготовки, а также слушателей ФПК к реализации инклюзивного образования.2. Дополнить содержание рабочих учебных программ профильных дисциплин психологопедагогическим и методическим компонентами (модулями, разделами), направленными на подготовку педагогов к овладению и реализации современными образовательными технологиями, методиками обучения и воспитания, профессиональными компетенциями в целях обеспечения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Внесение дополнений будет способствовать формированию у студентов базовых знаний и профессиональных компетенций в области использования педагогических технологий в процессе психологопедагогического сопровождения различных категорий детей с ОВЗ и их родителей в специальном и инклюзивном образовании.3. Дополнить содержание рабочих программ учебной и производственной практик, разработать их новые формы с целью формирования профессиональноличностной готовности педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (на базе специализированных образовательных учреждений, реализующих технологии инклюзивного образования) с учетом требований профессионального стандарта «Педагог».4. Разработать программы повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогов,преподавателей вузов и колледжей, в том числе в форме стажировки, дистанционного обучения по использованию современных образовательных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Развитие инклюзивного образования –процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок.5. Организовать проведение областных мастерклассов учителейпрактиков инклюзивного образования для студентовпедагогов.6. Способствовать разработке преподавателями ГГТУ учебных пособий по методике и технологии инклюзивного образования и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.7. Организовать проведение научнопрактических конференций различного уровня в области инклюзивного образования.Подпрограмма3. «Сопровождение молодых педагогов в процессе вхождения в профессию», способствующаяуспешной адаптации и удержания в профессии молодых учителей.Подпрограмма 4. «Популяризация педагогической деятельности через медийные мероприятия», направленная на популяризацию педагогической деятельности в регионе и поднятие престижа профессии педагог. Данное направление соответствует задаче 3 подпрограммы 4 «Повышение престижа профессии педагога» Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец 28 мая 2014 г. №3241пП8.Таким образом, ключевым фактором успехареализации Концепции выступает принцип сетевого маркетинга, заключающийся в консолидации усилий круга заинтересованных единомышленников по разработке и реализации мероприятий Концепции, с последующим веерным расширением участников проекта. Отправной точкой может выступить Ресурсный центр педагогического образования Московской области(г. ОреховоЗуево).