Аксиологические доминанты и их роль в системе менеджмента и подготовке менеджеров

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Медведева С. А. Аксиологические доминанты и их роль в системе менеджмента и подготовке менеджеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1041–1045. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96124.htm.
Аннотация. Статья посвящена раскрытию понятий «менеджмент» и «менеджер», обоснованию необходимости формирования у современных менеджеров аксиологических доминант. Автор подробно описывает содержание понятия «доминанта» в гуманитарном аспекте применительно к образованию в сфере управления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Медведева Светлана Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Брянский институт управления и бизнеса, г.Брянскsve0611@yandex.ru

Аксиологические доминанты и их роль

в системе менеджмента и подготовке менеджеров

Аннотация.Статья посвящена раскрытию понятий «менеджмент» и «менеджер», обоснованию необходимости формирования у современных менеджеров аксиологических доминант. Автор подробно описывает содержание понятия «доминанта» в гуманитарном аспекте, применительно к образованию в сфере управления.Ключевые слова:ценности, доминанта, менеджмент, управление

Изменения, происходящие в Российском государственнообщественном устройстве, общественном сознании, а также в становлении рыночных отношений, повлекли за собой поиск новой философии социального управления. На современном этапе в стране происходит переосмысление практики руководства, как сферой образования, так и производством. Понятие «менеджмент» выражает аккумулированный в международной деятельности опыт управления на различных уровнях.Сфера управления обязана своим кардинальным расширением демократизации общества и развитию рыночных отношений вместе с научнотехническим прогрессом.В сравнении с XX веком, делавшим ставку на технический прогресс, XXI век опирается на эффективное управление. «Менеджериальная революция», переживаемая сегодня российским обществом, благодаря которой менеджеры трансформировались в одну из самых обширных и авторитетных групп трудоспособного населения, в западных странах осуществилась значительно раньше.

Квалифицированные управленческие кадры необходимы обществу в различных областях деятельности. Вот почему в настоящее время в стране появились сотни курсов, семинаров, школ бизнеса и менеджмента, невзирая на то, что незадолго до этого понятия «менеджмент» и «менеджер» были в новинку. Наука управления сегодня чрезвычайно востребована. Бесспорно, эффективное управление является значительной прибылью для любой организации. В последние годы особое внимание уделяется менеджменту как науке и профессиональному мастерству, рационально организованной систематической целенаправленной деятельности. Для того, чтобы разобраться, что такое «менеджмент», обратимся к работам М. Альберта, М.Х. Мескона, Ф. Хедоури, которые рассматривают его в разных значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»; как «управление ..., функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях»; как «область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию» 1, с. 5.Неожиданную трактовку понятия «менеджмент» дает немецкий историк И. Шайд. Он считает, что этимологически оно восходит к итальянскому maneggiare ‬«умение управлять лошадью» 2].Нельзя сказать,что дословный перевод английского «manage» «управлять». Вариантами его интерпретации в русском языке могут быть такие слова, как «заведовать», «править» «справляться», «уметь обращаться», и даже «ухитряться», «провернуть». Отсюда напрашивается вывод о том, что управление ‬это совокупность науки и искусства, в задачи которого входит направлять и стимулировать подчиненных, побуждая их проявлять активность, работая над порученными вопросами так, как если бы они работали по личной инициативе, осознавая всевзаимосвязи, причины и последствия каждой конкретной ситуации; и, кроме того, консолидировать деятельность сотрудников внутри организации Там же.Известны и иные точки зрения относительно происхождения слова «менеджмент». Энтони Джей приводит весьма интересные замечания о трактовке интересующего нас понятия в широко известной на Западе книге «Менеджмент и Макиавелли» 3. По мнению этого американского социолога, слово «менеджер», в отличие от термина «директор», в котором присутствует нечто от богатства и солидности, имеет уничижительный оттенок, поскольку в него вкладывается следующий смысл: менеджер ‬тот, кто назначен собственником вести дела в его отсутствие.Как видим, основное в деятельности менеджера ‬уметь мотивировать и заинтересовать людей в добровольном подчинении. «Искусство управления человеком может принимать самые разнообразные формы ‬от грубого понукания или прямой лести до очень тонкого стимулирования с таким расчетом, чтобы объект управления не чувствовал никакой скованности, выполняя чужие приказы как свои собственные задачи» 4, с. 14. «В профессиональные обязанности менеджера входит тонкое искусство руководства людьми, умение мотивировать и заинтересовывать их» Там же, с. 15.Именно на Западе в 30е годы прошлого века было признанобесспорным, что деятельность по управлению трансформировалась в квалификацию, область знаний ‬в автономную науку, а социальный слой ‬в чрезвычайно авторитетную общественную силу, что послужило более полному раскрытию значения понятия «менеджмент». Такимобразом, в условиях рыночной экономики менеджмент стал одним из важнейших факторов конкурентной борьбы. Данное понятие получило широкое распространение и в России с переходом экономики нашей страны на рыночные рельсы, однако, необходимо подчеркнуть, что теоретический и практический отечественный опыт в области управления насчитывает несколько столетий.Очевидно, что термин «менеджмент», переводимый с английского языка как «управление», можно рассматривать как в значении «вид деятельности», так и в значении«область знания». Чтобы решить задачи организации менеджмент подразумевает применение помимо кадровых ресурсов (труда, интеллекта и мотивов поведения), еще и материальных, а также финансовых. В большом количестве американских источников менеджмент находитсвое отражение и как «искусство управления», которое опирается на здравый смысл и интуицию руководителя и выражается в нетривиальности и своеобразности его решений. Следовательно, менеджмент можно считать наукой, искусством и деятельностью по привлечению интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для продуктивной и результативной деятельности организации.Таким образом, можно резюмировать, что даже в английском языке данный термин не интерпретируется конкретно. Представителиамериканского менеджмента, обращают внимание на исключительно американскую этимологию данной дефиниции и ее многозначность, поскольку понятие «менеджмент» охватывает и конкретную функцию, и социальный статус людей ее реализующих, а также учебную дисциплину, область научного исследования.В российской науке мы можем наблюдать одновременное использование терминов «менеджмент» и «управление». Зачастую эти две категории совпадают.При всем кажущемся многообразии определений суть их сводится к пониманию менеджмента как «системы целенаправленных и скоординированных действий, ориентированных на достижение поставленных соответствующими полномочными субъектами (органами или лицами) целей» [2, с. 14.Термин «менеджмент» не употреблялся в отечественной науке. Чаще упоминалась «научная организация труда». Тем не менее, множество социоинженерных проектов, практических экспериментов, психологических тестов, технологий профессионального обучения, исследований в сфере межличностных отношений и психологии труда, безусловно, имеют отношение к социологии менеджмента. Они обрели популярность за границей. Некоторые программы были признаны главенствующими, не имеющими аналогов в международной практике.Расцвет исследований в области организации труда и управления наблюдался в нашей стране в 20е годыпрошлого века. Достаточно вспомнить имена крупнейших представителей отечественной науки ‬А.К. Гастева (разработка теоретических и экспериментальных идей социальной инженерии, объединявшей методы социологии, психологии и педагогики, естественных наук, а также внедрение инновационных методов организации труда и производства, знаменитые 16 пунктов правил и наставлений о том, как надо правильно и культурно работать), П.М. Керженцева (изучение личного фактора производства, человека с точки зрения максимальной эффективности его работы, вещественных факторов производства (обстановки, орудий, материалов и т.д.), организационных методов), С.Г. Струмилина (планирование городского хозяйства), Н.Д. Кондратьева (теория больших циклов экономического подъема и упадка и их чередование, описанные математическими формулами), Ф.Р. Дунаевского (теория распоряжений, опирающаяся на обоснованность управленческих решений), Н.А. Витке (концепция человеческого фактора в управлении), которые достигли значительных успехов.Приходится с сожалением констатировать, что с конца 20х до конца 50х годов прошлого столетия в СССР не было создано в сущности ничего значительного, способного расширить советскую или иностранную практику управления. Собственно, в это время за рубежом, преимущественно в США, отмечается серьезный сдвиг в сфере науки управления. Известные на весь мир Хоторнские эксперименты (19271932), положившие начало сегодняшней индустриальной психологии и социологии, осуществлялись в то время, когда в нашей стране постепенно происходило сокращение научных разработок. В период с 30х по 60е годы ХХ века в США были разработаны теории управления, которые и в настоящее время считаются классическими. В нашей стране в то время менеджмент по существу выпал из круга внимания ученых.Примерно с 60х годов прошлого века прослеживается очевидное оживление применительно к зарубежному опыту. Издаются первые книги. В 1970 г. осуществлен перевод сжатой версии шеститомного «Курса для высшего управленческого персонала», выпущенного в США в 1964 г., в котором содержались данные о социологии бизнеса, подготовке управленческих кадров за рубежом, организации сбыта, структуре и методах управления, юридических вопросах бизнеса и руководстве финансами.Приблизительно в то же время (1967 г.) видным советским специалистом по организации и управлению В.Г. Афанасьевым была написана книга «Об интенсификации развития социалистического общества». В тот период понятие «управление» вызвало волну отрицания изза несоответствия с официальной политикой партии. В целом, это провоцировало негативное отношение к зарубежной науке управления и делало проблематичным использование капиталистического опыта для нужд социалистического строительства. В третьем томе «Философской энциклопедии» (1964 г.) при описании капиталистического способа производства впервые появляется новый термин ‬«менеджеризм».Отметим, что в «Кратком словаре по социологии», изданном в 1989 году, мы можем найти толкование менеджеризма, как буржуазной управленческой доктрины с ярко выраженной апологетической окраской, игнорирующей антагонистические противоречия и неадекватно отражающей действительность.Тем не менее, со временем термин «менеджмент» сменил понятие «менеджеризм». У нас появились слова «бизнес», «предпринимательство», тесно связанные с понятием«менеджмент», которое отражает специфичную реальность. Постепенно приходит понимание, что западный менеджмент ‬главным образом особая субкультура со своими законами, нормами и ценностями, а не только совокупность методов и технических процедур.Международная практика выработала и обосновала три типа менеджмента (европейский, японский, американский) и четыре основных концепции управления (административного, научного, управления с позиций науки о поведении, управления с позиций психологии и человеческих отношений), чем внесла значительный вклад в совершенствование актуальной теории управления.Описанию американской модели менеджмента с характерной для нее иерархической организацией посвящены многие работы как американских, так и отечественных авторов.Очевидно, что здесь в качестве приоритетных ценностей выступают «образование/профессионализм», а также «ответственность».Японская модель менеджмента с присущими ей чертами, такими, как система пожизненного найма, процесс коллективного принятия решений, синтез импортированных идей и культурных традиций выводит в качестве основныхценностейменеджера «обучение/образование», «коллектив», «инновации».В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.Европейская модельакцентируетвнимание на базовом высшем образовании, повышении квалификации или переквалификации руководителей.В европейской школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений. Следовательно, в качестве ценностных доминант можно выделить «образование» и «информацию».Понимание того, что представляют собой «менеджеры», пришло вместе с более глубоким осознанием общепринятых во всем мире определений данного понятия. Вопервых, говоря о менеджменте, основоположники менеджеризма американцы практически всегда имеют в виду личность менеджера ‬человека, субъекта управления, работающего в какойлибо организации. В широком понимании они употребляют такие понятия, как «администрация», «администрирование», которые в большей мере отображают обезличенную систему управления. С другой стороны, когда речь идет о «менеджере», то практически всегда подразумевают профессионального управляющего, понимающего, что он представитель специальной профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. Тем не менее, менеджер, бесспорно ‬человек, имеющий специфичныезнания и навыки. Во всех определениях понятия «менеджер» акцент делается на управленческий аспект и специальную подготовку (Таблица 1).Таким образом, есть все основания полагать, что современный менеджер ‬это человек, имеющий образование в сфере управления, входящий в руководящий состав организации, знающий и умеющий правильно построить работу вверенного ему подразделения.Таблица 1Интерпретации понятия «менеджер»

ИсточникОпределение«Словарь юридических терминов» 5

Менеджер управляющийв коммерческой организации.«Словарь бизнестерминов» 6Менеджер наемный управляющийкомпанией, фирмой, банком, структурным подразделением, направлением, обладающий в пределах своей компетенции, исполнительной властью. Занимается планированием, организацией, управлением и контролированием в компании или подразделении.«Энциклопедический словарь экономики и права» 7]1) Менеджер управляющий, специалист по управлению производством и обращением товаров, работающий по найму. Организует работу на фирме, руководит производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Является должностным лицом фирмы, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. В отличие от членов наблюдательных и контрольных органов, менеджер наделяется исполнительной властью.2) Менеджер участник руководящей группы банковских синдикатов, осуществляющих эмиссию и размещение облигационных займов на рынке капиталов.«Финансовый словарь» 8]Менеджер управляющий компанией, банком, финансовым учреждением, их структурными подразделениями; профессионал своего дела, наделенный исполнительной властью.

Весьма отрадным стал рост общественного интереса к профессиональному образованию в области менеджмента и предпринимательства за последние годы. Общественное сознание немедленно отреагировало на новую ситуацию в сфере управления. На высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку менеджеров, появился спрос в среде способной и энергичной молодежи. Система высшего образования не могла не откликнуться на новые потребности населения в образовательных услугах и работодателей в квалифицированных кадрах. В ответ на эти потребности во многих вузах была развернута подготовка менеджеров. Появились новые направления, специальности и специализации в этой сфере.Сегодня более половины всех вузов страны имеют факультеты или отделения данного профиля, а платное высшее профессиональное или дополнительное образование по менеджменту и бизнесу воспринимается как привычное явление. По контингенту студентов образование в сфере менеджмента (группа направлений подготовки и специальностей 38.00.00 «Экономика и управление») занимает первое место в структуре подготовки кадров 9, с. 246247, а также по количеству выпущенных специалистов, направленных на работу 10.Менеджмент как специальность, направление подготовкиили профиль, которые можно приобрести в вузе, появился у нас не так давно и означает в прямом смысле теорию управления бизнесом и/или совокупность его форм, методов, приемов. Управление бизнесом берет начало с административного управления, охватывает управление различными материалами, ресурсами (в том числе человеческими и информационными), маркетинг и заканчивается управлениемпроектами, инвестициями, инновациями. Ключевая цель менеджмента ‬добиться высокой эффективности производства, оптимального использования ресурсного потенциала компании, фирмы, предприятия.Перенимая зарубежный опыт в подготовке менеджеров, необходимо помнить, что даже наиболее современные иностранные технологии могут быть неприемлемы в российской среде. При выходе на международную арену и вступлении в деловые контакты с зарубежными партнерами наши руководители и предприниматели встречаются с рядом сложностей. Помимо того, что неосведомленность о рыночных законах и коммерческой рекламе осложняет общение, основная трудность это то, что «наши управленцы и их зарубежные визави говорят на разных концептуальных языках. За спиной у первых отрывочные сведения, почерпнутые из курса исторического материализма, а у вторых ‬фундаментальные знания основ социологии управления, современных концепций мотивации и нововведения, практические курсы в области деловых игр, социальной технологии, прикладных исследований» 4, с. 8. Информацию и практические навыки в сфере делового взаимопонимания может дать именно менеджмент.Сегодня подготовка менеджеров в нашей стране осуществляется двумя путями: обучение в высшем учебном заведении по направлению подготовки «Менеджмент» и обучение по отдельным программам бизнес образования. В рамках первого направления подготовки менеджера разработан Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС), который является нормативным документом, регламентирующим содержание и структуру подготовки бакалавра.Согласно ФГОС, объем знаний, умений и профессиональных навыков менеджеравыпускника определяется актуальным уровнем развития науки и техники, особенностями экономических отношений, теорией и практикой управления, тенденциями развития отрасли, а также спецификой будущей производственной деятельности. Выпускникам вуза необходимо быть подготовленными к экономической, хозяйственной, организационноуправленческой и исследовательской работе и удовлетворять потребности современной экономики и общества в высококвалифицированных и профессионально мобильных работниках.В сравнении с образовательным стандартом второго поколения, в ФГОС есть существенные изменения, касающиеся разработки основных образовательных программ, формирования наполняемости циклов дисциплин, распределения объема часов на изучаемые дисциплины. Необходимо отметить также смещение требований к профессиональной подготовленности бакалавра менеджмента в сторону развития общих и профессиональных компетенций.Все вышеизложенное в совокупности говорит о существенных изменениях характера образования, ориентирующих его на развитие творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущего выпускника. Это означает процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями. Действующий ФГОС рассчитан на подготовку менеджера, который будет способен действовать в организации, работающей в предсказуемом внешнем и внутреннем окружении. В то же время, О.С. Виханский и А.Н. Наумов считают, что менеджер человек, выполняющий внутри организации три ключевые роли:

принятие решений (определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, рискует, принимая решения),

информационную роль (собирает информацию о внутренней и внешней среде и доводит ее до членов организации),

руководящую роль (формирует отношения внутри организации, координирует усилия сотрудников организации, представляет интересы организации) 11].Эти авторы выдвигают на первый план управленческое содержание деятельности менеджера, подразумевающее сосредоточивание информации и властных полномочий, а также их осуществление посредством принятия решений. Следовательно, упор делается на то, что менеджерфункционирует внутри социального пространства организации, что с нашей точки зрения, отвечает современным тенденциям меняющегося мира и должно, на наш взгляд, являться основой при проектировании профессиональной подготовки менеджеров. Мы разделяем точку зрения Л.И. Евенко, который отмечает, что «современный менеджер должен превратиться из командира в стратега, «покровителя» или консультанта, главная цель которого не столько подчинение нижестоящих своим идеям и своей воле, сколько выработка у них способности активно откликаться на возникающие проблемы в рамках общей цели предприятия и единой стратегии их достижения. Критическим фактором для менеджеров становятся не столько новые знания, сколько иные личностные навыки, которые связаны с эффективными коммуникациями, кооперацией с людьми, мотивацией, созданием команд и умением работать в них, искусством ведения переговоров и достижения соглашений. Лояльность к интересам своей организации, терпимость, способность действовать в условиях неопределенности оказываются в современных условиях очень важными атрибутами эффективных менеджеров» 12, с. 15. Это говорит о том, что современный менеджер должен выделять в качестве доминант «общение», «активность», «культуру мышления».В настоящий момент профессиональное обучение управленцев не может признаваться полноценным, если оно лимитировано лишь знаниями в областях финансов, экономики, юриспруденции, что подтверждается объективными потребностями российского общества к подготовке современных менеджеров. Дополнительно к этим знаниям есть необходимость развития личностных качеств. Поэтому сегодня существует последовательная и все увеличивающаяся потребность в формировании менеджера новой формации ‬инициативного, активного, ответственного, самостоятельного, способного мыслитьи действовать нешаблонно в нестандартных обстоятельствах. В соответствии с этим, главенствующими ценностями провозглашаются развитие и саморазвитие всех субъектов образования и самой образовательной деятельности в режиме интеракции 13]. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время востребован выпускник, не только обладающий знаниями, но и умеющий их использовать для самореализации. Иначе говоря, в современном образовании личностнодеятельностная парадигма с компетентностным подходом в основе сменила формальнознаниевую. Именно поэтому основная задача состоит не столько в том, чтобы передать студенту сумму знаний, а в том, чтобы помочь ему овладеть способами деятельности, которые помогут действовать, ориентируясь на принципы и взгляды других людей, социума, предметной области. Другими словами, в качестве цели образования признается развитие личности на базе освоения способов деятельности. Мы исследовали формирование ценностных доминант при подготовке бакалавров менеджмента. Нами были выделены ценности межкультурного общения как одни из наиболее значимых, на наш взгляд, доминант профессиональной деятельности менеджера. Задаваясь целью формирования ценностных доминант, более детально рассмотрим само понятие «доминанта» главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чегонибудь 14. Доминанта понимается неоднозначно, и сам термин находит свое применение в различных отраслях науки и искусства.В культуре доминанта является тождественной ведущим художественными идеям, ценностям. С господствующим идеалом она сравнивается в эстетике. Доминанта в литературе ‬это идея, контекст, концепция, характеристика стиля. Говоря о доминанте в дизайне, имеют в виду пространство и форму. Архитектурная доминанта является преобладающим элементом композиции ансамбля и пр. Труды ученых, активно использующих понятие доминанты, дают основания утверждать, что и в литературоведении, лингвистике, психолингвистике данный термин становится одним из наиболее употребительных. В работах, относящихся к культурологии, доминантный подход применяется при определении периодизации культуры, используется прианализеструктурной, семантическойкоммуникативнойорганизациихудожественного текста, при поиске ведущих речевых средств. Доминанта в теории искусства в связи с идеей произведения, со смыслом и художественной целостностью. Впервые явление доминанты описал А.А. Ухтомский с точки зрения физиологии. Доминанта в физиологии устойчивый очаг повышенной возбудимости в коре головного мозга. По А.А. Ухтомскому, принцип доминанты лежит в основе любой целенаправленной деятельности. Когда человек чтото делает, о чемто думает, к чемуто стремится ‬в коре головного мозга образуются очаги повышенной возбудимости (один или несколько). По уровню возбуждения они могут различаться от незначительного до навязчивого состояния 15.В своих работах о доминанте, объясняя ее специфику, Ухтомский отмечает: «…человек, предубежденный, что его окружают обжоры, эгоисты и подлецы, успешно найдет подтверждение этому своему убеждению и тогда, когда ему повстречается сам Сократ или Спиноза. Обманщик подозревает необходимо во всем обман, и вор везде усматривает воровство» Там же, с. 362363. Следовательно, наши предубеждения, обусловленные доминантами, приводят к тому, что мы начинаемсудить других по себе, что ведет к возникновению стереотипов. Получается, что доминанта во многом подстраивает под себя восприятие реальности и мышление, то есть мы видим то, к чему предрасположены и имеем логические схемы для обоснования нашей картины мира, более или менее точно отражающей реальность. Для нас более принципиально понимание концепции доминанты в ее гуманитарном аспекте, а именно учение о направленности сознания людей на поступки определенного рода 16. С этой позиции нужно расценивать доминанту, как связанную с неизменной готовностью индивида к действиям и определяемую духовной волей индивида, приобщенного к культурной традиции. Рассуждения на эту тему мы также находим в учении А.А. Ухтомского, отмечающего доминанту, при которой поведение и сознание человека обращены на личность и интересы ближнего в противовес, так называемой, «негативно значимой» доминанте, т.е. поведенческой установке, связанной с самоутверждением и отрицанием сиюминутного, близкого.Развивая свою идею, А.А. Ухтомский подчеркивает, что человек ‬субъект безграничной и неослабевающей нравственной деятельности. Как цельную личность, человека формирует не что иное, как «интуиция совести». Ученый использует такие термины, как доминанта «на свое лицо» (стремление к беззаботнокомфортной жизни, безразличие к истине) и доминанта «на лицо другого» (несовместимость с состоянием бездеятельной инерции, обязательная включенность в сиюминутное окружение), обращая внимание на то, что отсутствие духовного самоопределения личности отдаляет человека от осмысления ответственности и виновности, подталкивает его к самовозвеличиванию. Следовательно, по Ухтомскому, доминанту можно считать вектором и двигателем поступков человека.В ценностной картине мира есть особенно важные для любой культуры смыслы, аксиологические доминанты, совокупность которых и формирует определенный вид культуры.Способствуя познанию, доминанта является его движущей силой, одновременно препятствуя ему, не давая взглянуть на факты непредубежденно. Следовательно, доминанта является фактором организации научного познания, формирования мировоззрения и стимулом поведенческой активности.Вся человеческая жизнедеятельность является комплексом, цепью последовательно изменяющихся доминант, которые могут становиться более или менее явными, в той или иной степени осознаваемыми, долговременными и ситуативными. Из этого можно заключить, что доминанты один из наиболее значимых механизмов самоуправления, «самопсихического», психогенного развития личности.Мы задаемся вопросом, реально ли извне оказывать влияние на этот механизм, сообщая ему нужный вектор и силу? А.А. Ухтомский не только полагал, что должно и необходимо руководить доминантами поведения и психического развития, но и представил четкие разъяснения по воспитанию и корректировке доминантного поведения. «Если нужно выработать в человеке продуктивное поведение с определенною направленностью действия, это достигается ежеминутным, неусыпным культивированием требующихся доминант» 15, с. 112. По А.А. Ухтомскому, наиболее значимые для человека и общества приоритеты поведения, которые надлежит воспитывать, ‬это доминанта непрерывного нравственного совершенствования, доминанта «на лицо другого человека» и доминанта творчества, поиска истины.Таким образом, в подготовке менеджеров мы ставим цель ‬сформировать и поддерживать у студентов доминанты, направленные на самосовершенствование, на осмысленное и целенаправленное развитие самих себя, что в будущем способно создать мотивацию учения без внешнего нажима, самовоспитание нравственных качеств.Ухтомский в своем учении о доминанте утверждал, что прямое воздействие на доминанту не приводит к ее изменению. Его наблюдения за поведением животных свидетельствовали, что давление на доминанту только лишь усиливает ее. Однако поведение людей может демонстрировать отличающуюся особенность. Некоторые люди показывают возможности волевого изменения своего поведения. Для этого используется инструмент ценностей.К теории Ухтомского о доминанте обращается и И.Л. Викентьев, создатель методик решения креативных задач в различных областях деятельности (механике, электромеханике, менеджменте, педагогике и рекламе). В своих работах, в частности, он подчеркивает тот факт, что деятельность человека во многом определяется доминантой. Приводя яркие примеры из жизни и научной практики, исследователь убежден в том, что зачастую человек не способен вырваться из круга доминантных очагов своего мышления, и подпитывает их внешними раздражителями. («Если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, онабудет ими только питаться и подкрепляться. Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика слуга ее», цитирует И.Л. Викентьев слова А.А. Ухтомского 17).И.Л. Викентьев считает уже сформировавшиеся у человека доминанты порожденными стереотипами мышления и поведения, которые не всегда способствуют творческому поиску, и призывает их корректировать, поскольку полностью затормозить их не удается. Предложенные способы коррекции доминанты следующие:

резкое ослабление доминанты в связи с ее естественным разрешением (испытавший безответную трагическую любовь может перенести свои мысли на бумагу и изобразить любовную историю с трагическим концом или, например, на фирмах Японии обиженный на начальника может избить его надувное чучело и т.д.);

запрет, торможение «в лоб» (традиционный метод, выражающийся приказами «нельзя!» «не делай!»);

переведение нужных действий в автоматизм (прививание ряда ритуалов для настроя на занятие, на творческую работу);

торможение прежней доминанты новой (метод отвлечения на другую доминанту).По мнению ученого, самым малоэффективным является метод запрета, а самым результативным ‬создание новой доминанты. Здесь автор ссылается на физиолога И.П. Павлова и целесообразность привлечения к процедуре формирования новой доминанты физиологического механизма, мышечных действий, йоги, аутотренинга. Психофизиологические механизмы помогают заставить работать мозг и чувства не напрямую, через волевой приказ, а «обходным путем» через физическое действие. И.Л. Викентьев приводит в пример различные процедуры «посвящения», экзамены, собеседование, испытательный срок и пр.Векторность доминанты проявляется не только физиологически, но и психологически. Ухтомский писал: «Человек подходит к миру и к людям всегда через посредство своих доминант, своей деятельности» 15, с. 353. Таким образом, происходит процесс формирования мировоззрения, неотъемлемой частью которого является «торможение» точек зрения, противоречащих ему, или, говоря современным языком, явление психологической защиты. «Мы можем воспринимать лишь то и тех, к чему и к кому подготовлены наши доминанты, т.е. наше поведение. Бесценные вещи и бесценные области реального бытия проходят мимо наших ушей и наших глаз, если не подготовлены уши, чтобы слышать, и не подготовлены глаза, чтобы видеть, т. е. если наша деятельность и поведение направлены сейчас в другие стороны» читаем мы у Ухтомского Там же.Жизнь является доминантной по своей природе, и от того, каковы преобладающие доминанты, зависит общий колорит, в котором нам рисуется мир и люди.Проведя параллели с современной действительностью, хочется подчеркнуть, что основной движущей силой развития общества стало получение прибыли, а не духовные ценности человеческой цивилизации. Зачастую, критерием выживаемости человека, оценкойего деятельности и благополучия становится материальная составляющая, а именно ‬деньги. Происходит подмена ценностей и изменение приоритетов.Проблемой доминанты денег в современном обществе занимается, в частности И.В. Ермакова, которая подчеркивает, что данная доминанта создается, в том числе, и с помощью пропаганды (реклама, телевидение, газеты, Интернет), приводя в подчинение всю деятельность человека, для которого важным становится не само дело, а деньги, которые он за свою деятельность получает 18. Материальное доминирует над духовным, что уже по своему определению является безнравственным и аморальным.Явление доминанты широко исследуется в современной науке. Множество научных статей посвящается, например, использованию механизма доминант в рекламной практике (В.И. Беляев), управленческим доминантам в деятельности фирмы под руководством успешного менеджера (так называемые «четыре витамина успешного менеджмента») (И. Адизес), доминантам корпоративной культуры (С. Иноземцев). Данная тематика, так или иначе, имеет отношение к деятельности менеджера и представляет неизменный интерес для изучения. Очевидно, что сегодняшний менеджер ‬коммуникативная личность, являющаяся собирательным образом носителя коммуникативнодеятельностных и культурноязыковых установок, знаний, поведенческих реакций, ценностей. Именно ценности лежат в основе предпочтений человека, характеризующего события, качества, предметы. Наиболее существенные для какоголибо народа аксиологические доминанты существуют в ценностной картине мира в совокупности, образуя конкретный вид культуры. Всякая культурная общность и каждый человек по отдельности имеют свои ценностные иерархии, а любой народ специфичный набор потребностей и собственные понятия о том, какие из них наиболее значимы, а какие не столь существенны. Система ценностных ориентаций дает представление о природе развития общественных связей, тенденциях развития общества. Аксиологические доминанты служат основой мотивации поведения людей.Следовательно, доминанты межкультурного общения будут служить основой мотивации коммуникативного поведения менеджера, что поможет ему достойно представлять свой народ и культуру в различных ситуациях общения.При анализе разработанности проблемы формирования ценностных доминант межкультурного общения бакалавров менеджмента нами были выделены противоречия между объективной необходимостью взаимодействия современных менеджеров с представителями других культур, расширением международных контактов и недостаточным уровнем знания выпускниками вуза ценностной картины мира, доминант, образующих определенные типы культуры; а также между нормативными требованиями, предъявляемыми к бакалавру менеджмента, и недостаточной сформированностью аксиологической составляющей значимых компетенций.С нашей точки зрения, формирование ценностных доминант межкультурного общения бакалавров менеджмента будет способствовать повышению эффективности их профессиональной подготовки, при условии:

использования доминантного подхода, детерминирующего развитие ценностномотивационной сферы и эффективного поведения личности;

опоры на ценностные доминанты межкультурного общения (социальные, профессиональные, личностные);

непрерывности и преемственности в наращивании культурного потенциала личности студента;

интериоризации знаний о закономерностях и механизмах искусства общения, его структуре, формах, методах и приемах эффективного взаимодействия;

создания системы педагогического обеспечения программы формирования ценностных доминант межкультурного общения, включающей современные формы и методы активного и интерактивного обучения;

поэтапной реализации программы формирования ценностей межкультурного общения на протяжении всего периода обучения.Таким образом, по нашему мнению, ценностные доминанты межкультурного общения менеджера являются базовыми аксиологическими понятиямимежкультурной коммуникации, координирующими восприятие реальности и мышление, регулирующими поведение менеджера в процессе общения.

Ссылки на источники1.Мескон, М. Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. ‬М.: Дело ЛТД, 1994. ‬702 с.2.Омаров, А. М. Менеджмент. Управление ‬древнейшее искусство, новейшая наука: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / А. М. Омаров. ‬М.: Экономика, 2009. 638 с.3.Jay, A. Management and Machiavelli / A. Jay. ‬London: Hutchinson Business, 1988. ‬245 p.4.Кравченко, А. И. История менеджмента: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. 5е изд. ‬М.: Академический Проект: Трикста, 2005. ‬560 с.5.Словарь юридических терминов Электронный ресурс ‬2000. ‬Режим доступа: http://dic.academic.ru. Дата обращения 02.03.2016.6.Словарь бизнестерминов Академик.ру Электронный ресурс ‬2001. ‬Режим доступа: http://www.slovarus.ru.Дата обращения 02.03.2016.7.Энциклопедический словарь экономики и права Электронный ресурс Режим доступа: http://www.financetimes.ru/glossary/dic_economic_lawДата обращения 02.03.2016.8.Финансовый словарь Электронный ресурс ‬Режим доступа: http://www.klerk.ru/slovar/fin/termДата обращения 02.03.2016.9.Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб. / Росстат. ‬М., 2011. ‬795 с.10.Труд и занятость в России, 2011. Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики Электронный ресурс ‬М., 2011. ‬637 с. ‬Режим доступа: http://www.gks.ruДата обращения 02.03.2016.11.Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 3е изд. ‬М.: Гардарика, 1998. 528 с.12.Евенко, Л. И. Менеджмент на пороге ХХI века / Л. И. Евенко // Вступительная статья к учебнику М. Х .Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента: Пер. с англ. ‬М.: Дело ЛТД, 1994.13.Зеер, Э. Ф. Развивающее профессиональное образование / Зеер Э. Ф. //Личностноразвивающее профессиональное образование: в 4 ч. Материалы V Междунар. науч.практ. конф. ‬Екатеринбург, Издво РГППУ, 2005. ‬С.317.14.Сборник онлайнсловарей Электронный ресурс ‬2009. ‬Режим доступа: www.onlinedics.ru/slovar/bes/d/dominanta.html.Дата обращения 02.03.2016.15.Ухтомский, А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский. ‬СПб.: Питер, 2002. ‬448 с.16.Экзамен.ру Электронный ресурс ‬2012. ‬Режим доступа: http://www.examen.ru/add/SchoolSubjects/HumanSciences/PsychologyДата обращения 02.03.2016.17.Викентьев, И. Л. Принцип доминанты Ухтомского / И. Л. Викентьев // ТРИЗ. 1991. № 2.2. С.. 1823.18.Ермакова, И. В. Доминанта денег подменяет ценности человеческой цивилизации Электронный ресурс / И.В.Ермакова. Вестник Гражданского движения «Земля России достояние народа». ‬Июнь 2007. №20. ‬Режим доступа: http://russialand.info/publish.shtmlДата обращения 02.03.2016.