Рабочая тетрадь как средство формирования компетенций будущего специалиста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ларина Е. Н. Рабочая тетрадь как средство формирования компетенций будущего специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1061–1065. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96129.htm.
Аннотация. В статье представлены теоретические основы и практические рекомендации по разработке рабочей тетради для самостоятельной работы по дисциплине «Психология» для студентов заочной формы обучения направления «Экономика». Приведены примеры заданий для формирования различных мыслительных операций, типы заданий для оценки разных уровней усвоения учебного материала.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ларина Елена Николаевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет», г. Оренбургenlarina@yandex.ru

Рабочая тетрадь как средство формированиякомпетенций будущего специалиста

Аннотация. В статье представлены теоретические основы и практические рекомендации по разработке рабочей тетради для самостоятельной работы по дисциплине «Психология» для студентов заочной формы обучения направления «Экономика». Приведены примеры заданийдля формирования различных мыслительных операций, типы заданий для оценки разных уровнейусвоения учебного материала.

Ключевые слова: компетентностный подход, самостоятельная работа, рабочая тетрадь.

Современное образование предоставляет преподавателю огромные возможности выбора методических средств обучения. Их разнообразиебезгранично. Для истинных представителей педагогической профессии образовательный процесс –ежедневный и ежесекундный поиск, открытие и бесконечное изобретательство. Опираясь на опыт великих педагогов и собственную интуицию, используя накопленные знания и возможности креативного мышления мы снова и снова решаем уравнения с несколькими неизвестными, совмещаемво времени и пространстверазнородные интересы и разнонаправленные стремления, направляем, вдохновляем, организуем, формируем, активизируем.А жизнь не устает подкидывать нам новые и новые задачи.

В данной статье мы хотим поделится опытом разработки методических средств обучения, адекватных целям формирования компетенций будущего специалиста.Одним из таких средств является рабочая тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине.Открыв любой учебник по педагогике, мы обнаружим, что школа должна научить учащегося учится самостоятельно. Следовательно, окончившие школу и поступившие в вузучащиесяумеют реализоватьсвои образовательные устремления и могут выступать полноправными субъектами образовательного процесса. В конце этого утверждения хочется поставить восклицательный знак. Вот только в реальной образовательной практике здесь чаще всего встречается знак вопросительный.Конечно, все студенты разные. Каждого отличает своеобразное сочетание способностей. Как найти подход к каждому в условиях массового обучения?Возьмусь утверждать, что грамотно составленная рабочая тетрадь является универсальным средством, которое позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении. Рассмотрим в качестве примера особенности разработки рабочей тетради для самостоятельной работыпо дисциплине «Психология» для студентов заочной формы обучения направления «Экономика».В процессе изучения дисциплины «Психология» у студентов формируются следующие общекультурные компетенции:

способен критически оценивать свои достижения и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК10);

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК11);В результате освоения дисциплины обучающийся должен:1. Знать:

основные категории и понятия психологической науки;

основные функции психики;

основы психологии межличностных отношений;

объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме.2. Уметь:

проектировать, организовывать, диагностировать образовательный процесс и профессиональную деятельность.3. Владеть:

навыками анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций;

организационными умениями в области профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений;

рефлексивными умениями;

опытом учета индивидуальнопсихологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

навыками профилактики и нейтрализации межличностных и межгрупповых конфликтов.При разработке заданий для рабочей тетради мы опирались на концепцию мыслительной деятельности, сложившуюся в отечественной науке (П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн,О.К. Тихомиров).Формировать мышление будущего специалиста мы предлагаем черезразвитие мыслительных операций –каждое задание рабочей тетради преимущественно направлено на формирование той или иной мыслительной операции. Некоторые задания развивают сразу несколько операций. Рабочая тетрадь должна содержать задания на развитие всех мыслительных операций. В этом случае она будет способствовать более полному и гармоничному развитию мышления студента.В отечественной науке нет единого представленияо структуре мышления, тем неменее в качестве основных мыслительных операцийчаще всеговыделяют: сравнение, анализ,синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизацию.[1]Сравнение является первой и наиболее простойформой познания, основой понимания.«Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение. Если вы хотите, чтобы какойнибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самыхсходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами: тогда только выясните себе все существенные признаки предмета, а это и значит понять предмет». [2]«Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя тожество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения».[3]Задания, направленные на развитие мыслительной операции сравнения достаточно просто разработать(рис. 1). Любой учебный материал содержит множество объектов и явлений, которые можно сравнить построению,динамическим, количественным и качественным параметрам, степени значимости или выраженности какоголибо признака.Единственное чему стоит уделить особое внимание –правильный выбор показателей для сравнения. В более простом варианте (наначальных этапах знакомства с материалом) показатель для сравнения выбирается преподавателем и указывается в самом задании. В дальнейшем необходимопредлагать студентам выбирать показатели для сравнения самостоятельно.

В процессе выполнения задания студент не только уясняет суть изучаемых явлений, но и запоминает материал, с которым работает. Это одна из закономерностей запоминания, отображающая зависимость прочности и полноты запоминания от особенностей протекания познавательной деятельности. Интеллектуальнаяработа над материалом приводит к тому, что материал удерживается значительно более прочно и полно, чем он удерживается при механическом заучивании.Рисунок 1Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции сравнения



Дальнейшеепознание идет по пути раскрытия внутренних связей и закономерностей. Этот процесс обеспечивается мыслительными операциями анализа и синтеза.Сущностью анализа как мыслительной операции(от греч. analysis разложение, расчленение) являетсямысленное разложение объектапознанияна компоненты(растение состоит из стебля, корня, листьев, цветов и т.д.), выделение отдельных свойств изучаемых предметов и явлений.Анализ помогает понять структуру изучаемого явления,позволяет выделить как существенные части объекта (строение), так и его отдельные свойства (цвет, форма, величина, фактура, вес и т.д.).Анализ может происходить как при непосредственном восприятии объекта, так и при его припоминании (использование образов памяти).Предметом анализа могут быть понятия, когда студенты выявляют их существенные признаки. Анализировать можно ход мысли (этапы доказательства, логику объяснения и т.д.).Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции анализа представлен на рисунке 2.

Рисунок 2

Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции анализа

Синтез (от греч. sythesis соединение, сочетание) мысленное объединение частей в целостный объект, сочетание отдельных свойств. Синтез обеспечивает познание изучаемого явленияв целом, опираясь на результаты анализа. Синтез позволяет обнаружить отношения между частями, образующие явление или предмет. Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции синтеза, представлен на рисунке 3.Рисунок 3Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции синтеза

Абстрагирование как операция мышления –этоотвлечение от какихлибо частей или свойств объектадля выделения его существенных признаков. Осуществляя познание путем абстрагирования,мы выделяем в изучаемом явлении определенную часть и рассматриваем еенезависимо от других. Абстрагирование имеет большое значение в развитии понятийного мышления т.к. без него невозможно усвоение и образование понятий. Например, понятие «учебник» объединяет в себе представления о различных учебниках, с которыми мы сталкивались в нашем опыте. Чтобы сформировать данное понятие необходимо абстрагироваться (отвлечься) от множества несущественных признаков. Кроме конкретных понятий (обозначающих конкретные предметы) в процессе учебной деятельности студенты сталкиваются также с абстрактными понятиями такими как «яркость», «вечность», «мудрость» и др.Здесь особенно важно умение отвлечься от других признаков и роль абстрагирования возрастает. Довольно часто студенты не могут применить усвоенные знания на практике именно изза ошибок абстрагирования. Они не могут отвлечься от конкретных примеров или условий, в которых происходило усвоение.

Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции абстрагирования, представлен на рисунке 4.Рисунок 4Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции абстрагирования

Мыслительная операция обобщенияпредставляет собой нахождение в изучаемых объектах общих признаков (частей, отношений, свойств, тенденций). В учебной деятельности обобщение помогаетделать выводы, выявлять закономерности. У большинства студентов, наряду с абстрагированием именно в способности к обобщению чаще всего наблюдаются значительные затруднения.Наиболее простым способом является синкретическое обобщение, когда объекты группируются на основе одного отдельногопризнака(например, «пассажиры автобуса»). При комплексном обобщении объекты объединяются в единое целое по разным основаниям(например, «хорошие люди»). Наиболее сложным считается обобщение, при котором объект включается в систему понятий,дифференцируются его видовые и родовые признаки(например,«Троллейбус

вид безрельсового наземного общественного транспорта контактного типас электрическим приводом»).Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции обобщения, представлен на рисунке 5.Рисунок 5Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции обобщения

Конкретизация

мысленное представлениепримера, какаялибо иллюстрация общего. Если студентправильно отвечает на вопрос, но затрудняется привести пример, это значит, что им усвоена формулировка понятия, а содержание осталось неясным. Опрашивая студентов, преподаватель обязательно должен добиваться конкретизации –чтобы отвечающий привел пример,проиллюстрировал сказанное, описал конкретный частный случай.Пример задания, направленного на развитиемыслительной операции конкретизации, представлен на рисунке 6.

Рисунок 6Пример задания, направленного на развитие мыслительной операции конкретизации

Рабочую тетрадь можно использовать не только как развивающее, но и как диагностические средство, помогающее преподавателю определить уровень усвоения учебного материала. Для оценки учебных достижений студентов мы взяли за основу три уровня усвоения: понимание, применение, перенос.«Понимание» это репродуктивныйуровень,соответствующий оценке «удовлетворительно».На этом уровнестудент воспроизводит изученный материал, внося в него минимальные изменения.Типы заданий уровня«Понимание»:

определи понятие (название);

дополни определение;

вставь пропущенное слово;

найди ошибку в тексте;

заполни таблицу;

составь схему.«Применение» проявляется в решении типовых задач, использовании полученных знаний в типичных ситуациях. Студент, выполняющийзадания данного уровня, получает оценку «хорошо».Типы заданий уровня«Применение»:

приведи пример реализации принципа;

определизакономерность;

приведи аргументы «за» и «против»;

сравни два объекта по заданным параметрам;

сделай вывод;

составь схему, алгоритм решения.«Перенос» это уровень творческой деятельности, связанный с самостоятельной оценкой усвоенного материала, умением решать нестандартные задачи, переносить полученные знания, умения и навыки в новые условия и обстоятельства. Студент, демонстрирующий элементы исследовательской деятельности, получает оценку «отлично».Типы заданий уровня«Перенос»:

подбери оптимальное решение;

определи оптимальные условия;

охарактеризуй явление с точки зрения (важности, значимости, пользы, вреда, затрат, выгоды, динамики);

определи возможные последствия;

определи возможные проблемы (ошибки, барьеры);

сделай прогноз развития.По каждой изучаемой теме необходимо разработать задания, отражающие все три перечисленных уровня усвоения. Задания каждого уровня визуально отделяются друг от друга, студентам объясняются особенности оценивания заданий, после чего они самостоятельно выбирает уровень трудности. Ктото выполняет задания уровня «понимание», получает «3» и на этом останавливается (работа с ошибками возвращается на доработку). Ктото пробует свои силы на следующих уровнях. Если студент выполняет с ошибками задание второго уровня, рекомендуется уточнить правильность понимания задания, совместно проанализировать особенности выполнения и предложить выполнить подобное задание самостоятельно. Ошибки и неточности на третьем уровне усвоения –вполне обычное и допустимое явление. Здесь необходимо учитывать, что студенты не имеют достаточного опыта профессиональной деятельности, а также то, чтосвою роль играет такое явления как юношеский максимализм. В данной ситуации,на наш взгляд,важнее сохранить мотивацию к исследовательской деятельности и ненавязчиво направить поисковую активность учащихся. Перед началом использования рабочей тетради рекомендуется апробировать ее на нескольких группах студентов. Довольно часто встречаются моменты непонимания со стороны студентов некоторых формулировок, алгоритма или технологии выполнения отдельных заданий.Апробированная рабочая тетрадь проходит стандартные процедуры рецензирования (внутреннего и внешнего), рассматривается на заседании кафедры и передается на рассмотрение методической комиссией. Утвержденный и рекомендованный к изданию вариант размещается на сайте университета в личном кабинете преподавателя. Большинство студентов самостоятельно скачивают и распечатывают рабочую тетрадь. Желающие имеют возможность приобрести печатный экземпляр в издательском центре вуза. Заполнять рабочую тетрадь можно как «от руки», так и в печатном варианте. Если у студентов есть доступ к персональному компьютеру, то второй способ снимает множество проблем с неразборчивым почерком и орфографическими ошибками, экономит время как студента, так и преподавателя. Но при таком способе нет гарантий самостоятельного выполнения заданий (студенты просто пересылают файл с заполненной рабочей тетрадью друг другу). Находятся желающие переписать и рукописные работы, но их выявить гораздо проще. Когда студент переписывает чужую работу,не вникая в суть, он обязательно сделает множество орфографических ошибок в сложных словах и незнакомых терминах. Указав на задание и попросив исправить ошибку, преподаватель довольно легко поймет степень самостоятельности выполнения.Проверка рабочей тетради кажется затратной только в самом начале работы. Довольно быстро вырабатывается навык, позволяющийпреподавателюзначительно сократить время проверки. Очень хорошим подспорьем являются навыки скорочтения.

Хорошо зарекомендовала себя практика группового обсуждения выполненных заданий. Заполненнуюрабочую тетрадь можно использовать как основу многих методов групповой работы (организовать дискуссию, мозговой штурм). Обычно мы разрешаем пользоваться рабочей тетрадью как легальной шпаргалкой на зачете, при прохождении тестирования. В целом обобщение опыта работы позволяет сделать некоторые выводы относительно эффективности использованияданного методического средства. Грамотно разработанная рабочая тетрадь:

позволяет зафиксировать сам факт выполнения самостоятельной работы, свидетельствует, что выделенные на самостоятельную работу часы были отработаны;

помогает обобщить и систематизировать материал, отображает основные моменты теории, связывает ее с практикой;

способствует формированиюалгоритмасамостоятельной работы –от простого воспроизведение к исследовательской деятельности;

сокращает временные затраты, освобождая студента от заучивания и конспектирования больших фрагментов текста, не лишая его при этом «строительного материала» для мышления;

стандартизирует работу преподавателя, позволяет выработать единый, объективный подход к оценке учебных достижений студентов;

создает ситуацию успеха, активизируя тем самым учебную мотивацию;

иллюстрирует продвижение студента, обнаруживает его затруднения;

позволят реализовать дифференцированныйподход в обучении;

адекватна требованиям компетентностного подхода, способствует формированию не только общекультурных, но и многих профессиональных компетенций, связанных с когнитивными способностями.Посредством рабочей тетради мы организуем самостоятельную работы не только студентов, но и преподавателей, проходящих повышение квалификации по различным программам. В этой ситуации рабочая тетрадь также подтверждает свою функциональность.Желаем всем коллегам приятного и полезного творчества. Будем рады обсудить возникшие вопросы и обменятся опытом разработки методических средств обучения.

Ссылки на источники1.Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. –СПб.: Питер, 2013. –583 с.2.Ушинский,К.Д. Избранные труды / К.Д. Ушинский. М.: «Дрофа», 2005. С. 361.3.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2015. –С. 377.