Программа развития толерантного педагогического общения в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Выпуск:
ART 96142
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Авакян
Н.
А. Программа развития толерантного педагогического общения в учебно-воспитательном процессе начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1126–1130. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96142.htm.
Аннотация. Представлен опыт формирования толерантности у учителей начальных классов средствами обогащения их коммуникативных и этнокультурных ориентаций и внедрения Программы развития толерантного педагогического общения в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Дается анализ и выводы опытно-экспериментальной работы, представлены принципы толерантного педагогического общения в образовательной среде начальной школы.
Ключевые слова:
толерантность, коммуникативная культура, педагогическая толерантность, толерантное педагогическое общение
Текст статьи
АвакянНарине Аршаковна, учитель МБОУ СОШ № 12,станица Кужорская, Майкопский район, Республика Адыгеяruzanna.armenovna@mail.ru
Программа развития толерантного педагогического общения
в учебновоспитательномпроцессеначальной школы
Аннотация. Представлен опыт формирования толерантностиу учителей начальных классов средствами обогащения их коммуникативных и этнокультурных ориентаций и внедрения Программы развития толерантного педагогического общения в учебновоспитательный процесс начальной школы. Дается анализ и выводы опытноэкспериментальной работы, представлены принципы толерантного педагогического общения в образовательной среде начальной школы. Ключевыеслова:толерантность, педагогическая толерантность, коммуникативная культура, толерантное педагогическое общение
Наше исследование было посвящено формированию толерантности у младших школьников и учителей начальных классов. Республика Адыгея многонациональна, поэтому данная проблема для нас является очень актуальной. Толерантность, как способность к взаимодействию, имеет особое значение для современного человека: она является социальнокультурной, гражданской и политической необходимостью, ценностной установкой, позволяющей существовать обществу. Проблема толерантности широко обсуждается в современном мире. В последние десятилетия понятие «толерантность», благодаря усилиям ЮНЕСКО, стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Идеи толерантности имеют государственное значение и закреплены в законодательных актах России: Федеральных целевых программах «Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 20142020 годы, Государственной программе РФ «Развитие образования» на 20132020 годы и новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Проблеме толерантности посвящены исследования ученых самых различных направлений: социологов, этнопсихологов, философов, историков, этнографов, политологов и многих других. В отечественных исследованиях по теории образования в качестве ведущего исследовательского подхода рассматривается гуманистическая парадигма. Человек здесь понимается как уникальная целостная личность. Среди ученых, внесших вклад в изучение проблем толерантности в России, это А.Г. Асмолов [1], В.Л. Лекторский [2], В.В. Шалин [3], С.А. Арутюнов [4], Ю.В. Бромлей [5], Г.У. Солдатова [6], Т.Г. Стефаненко [7], Г.Л. Бардиер [8] и др. Толерантность профессионально необходимое личное качество учителя, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Поэтому педагогическая толерантность это профессиональная способность учителя устанавливать диалогические отношения со всеми субъектами образования, которые существенно отличаются от него характеристиками личности, субъектным опытом и поведением. То есть под педагогической толерантностьюмы понимаемвладение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; установку на толерантность как активную позицию по формированию толерантности своей личности.
Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на понимание, на открытое и доверительное общение. Показателями педагогической толерантности выступают личностные качества учителя, которые связаны с его профессиональной деятельностью: это его ценности, смыслы, знания, рефлексия, поведение, мотивы, эмоции и т.д., основой которых выступает эмпатия. Эмпатия является эмоциональной составляющей толерантности. Установка на принятие ДРУГОГО таким, какой он есть, является главным условием прямого и открытого диалога с ним, действительной помощи ребенку или взрослому в становлении как личности. Сущность педагогической толерантности проявляется в реализации личностноориентированного образовательного процесса.
Педагогическая профессия требует двойной подготовки —специальной и человековедческой. Учитель должен быть погружен в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов деятельности во всем их своеобразии. Поэтому педагогическая толерантность является результатомприобщения учителя к этнической культуре.
Учебновоспитательный процесс начальной школы способствует формированию у учителей педагогической толерантности она выступает как интегрирующая форма, несущая в себе черты всех видов и уровней толерантности во всем многообразии встречающихся педагогических ситуаций. Педагогическая толерантность, как профессиональноличностное и необходимое качество учителя, проявляется во взаимодействии; его деятельность направлена на формирование способности у учащихся к организации и осуществлению разнообразной по содержанию совместной деятельности. Поэтому приобщение учителя к коммуникативной культуре является условиемразвития педагогической толерантности. Коммуникативная культура представляет собой личностнопрофессиональное качество педагога, реализующееся в профессиональной деятельности, через установление диалогичных отношений. Развитие коммуникативной культуры в контексте педагогической толерантности возможно лишь в условиях живого диалога, интерактивного общения. Поэтому здоровьесберегающая среда школы, здоровьесберегающее образовательновоспитательное пространство в достаточной мере зависит от сформированности позитивных отношений, социальнопедагогических условий взаимодействия и сотрудничества, совершенствования коммуникативной сферы личности как обучающегося, так и учителя.Наша исследовательская работа в СОШ № 12 станицы Кужорской Майкопского районабыла связана с развитием толерантного общения у участников учебновоспитательного процессаначальной школы. Гипотеза исследования: обогащение коммуникативных и этнокультурных ориентаций учителей начальной школы в процессе формировании их толерантности будет осуществляться более эффективно, если внедрить в образовательный процесс начальной школы Программу развития толерантного педагогического общения. Это обстоятельство будет обеспеченореализацией следующихпедагогическихусловий:
приобщение учителей к коммуникативной и этнической культуре с целью формирования у них толерантных личностнопрофессиональных качеств;
внедрение Программы развития толерантного педагогического общения в учебновоспитательный процесс начальной школы.В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:1. Определить роль коммуникативной и этнической культуры в формировании толерантности у учителей начальных классов.
2. Провести экспериментальное исследование толерантности у учителей начальных классов.3. Реализовать Программу развития толерантного педагогического общения в учебновоспитательном процессе начальной школыВ исследовании использовались следующие методыисследования: 1. Теоретические:
анализ психологопедагогической литературы;
методы теоретического анализа и обобщения.2. Эмпирические:
беседа; наблюдение;
тестирование; анализ продуктов деятельности.3. Методы статистической обработки данных.Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. В эксперименте были задействованы 10учителейначальных классов. Здесь мы использовали специальный психодиагностический комплекс методик, описали работу по проверке выдвинутой нами гипотезы, выявили критерии оценок.Работа педагога в нашей исследовательской работе рассматривалась в совокупности психологопедагогических средств и условий, которые помогали ребенку успешнее осуществлять разнообразную по содержанию совместную деятельность. Анализируя полученные данныена этапе констатирующего эксперимента по методике В.В. Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности»[9], мы отметили, что у учителей начальных классов преобладал высокий и средний уровни коммуникативной толерантности. Показатель низкой толерантности в данной группе респондентов не был обнаружен, что явно свидетельствовало о том, что эти учителя терпимы к окружающим. В этой выборке была обнаружена тенденция к равному соотношению высокого и среднего уровней коммуникативной толерантности, составляющего 50%. Полученные высокие показатели коммуникативной толерантности объясняются еще и тем, что все учителя проживают на территории Республики Адыгея, которая является многонациональной республикой. Методическая работа, проводимая в нашей СОШ № 12, позволила провести формирующий эксперимент, связанный с анализом педагогической деятельности и внедрением Программы развития толерантного педагогическогообщения в учебновоспитательномпроцессеначальных классов. Содержание этой Программы направлено не только наобогащение этнокультурных ориентаций у учителей школы в процессе становления их толерантности, но также и на формирование коммуникативной толерантности у детей начальной школы. С целью создания готовности и потребности к толерантному общению детей по отношению к окружающим наши учителя проводили с ними проблемные беседы с последующим их обсуждением. Так, в своем 2 классе«В»я провела следующие проблемные беседы: «Что такое дружба?», «Я и мои одноклассники», «Школа наш общий дом», «Мы живем в России», «Мы –россияне»; особая притягательность для детей выявилась в классных часах «Что такое толерантность?», «Возьмёмся за руки, друзья», «Мы дети твои, Адыгея», конкурсе рисунков «Мы рисуем дружбу» и акции «Дерево толерантности».Работа нашего Методического кабинета школы была связана с проведением семинаров для учителей, на которых проводилисьпроблемные беседы («Толерантное образование: перспективы и ограничения», «Толерантное общение», «Развитие и саморазвитие толерантных установок в общении»и т.д.), а также практические занятия, на которых в игровой формеобсуждалисьразличныепедагогические ситуации, связанныес необходимостью проявления толерантности.Заключительный эксперимент по нашейисследовательской работе проходил в конце февраля 2016года. Обработка результатов контрольного эксперимента показала положительный рост в формировании толерантности у учителей начальных классов; это напрямую связано с обогащением их профессионального опыта в области коммуникативной культуры. То есть после внедрения Программы развития толерантного педагогического общенияу учителей наблюдались положительные результаты. Особенно нас порадовали результаты среза по второй экспериментальной методике: это трансформация представлений учителей о понятии «толерантность». Здесь объектом нашего интереса служили изменения в представлениях учителей по критериям понимания толерантности как ценности современного общества толерантное отношение к этническому ДРУГОМУ.
Как показали итоги опроса, примерно на 30% увеличилось количество учителей, осознающих безусловную социальную значимость этнической толерантности (40% на начало эксперимента к 70% на момент его завершения). Параллельно с этим наблюдалось и некоторое снижение количества испытуемых, склонных рассматривать толерантность как ценность, не обладающую исключительной социальной значимостью (50% по сравнению с бывшими 70%), а также как вынужденную необходимость (30% на фоне 50%).Анализ и обобщение данных опытноэкспериментальной работы позволил нам сделать вывод об эффективности реализации Программы развития толерантного педагогического общенияв учебновоспитательномпроцессеначальной школы; эта Программа помогла обогащению этнокультурных ориентаций учителей в процессе становления их толерантности. Входе исследования было также доказано, что предложенная Программаразвития толерантного педагогического общенияспособствовала усвоению учителями начальных классов широкого спектра понятия «толерантность», осознанию его безусловной значимости как социальной, профессиональной и личностной ценности, расширению его мировоззренческих перспектив. Таким образом, учителями усваивались и обогащались знания о толерантности, направленные на преодоление отчуждения по отношению к представителям других этнокультур и принятию ими ценностного плюрализма.В результате участия в реализации Программы у учителей увеличилась уверенность в себе, усилилась способность контролировать собственную жизнь, возросло их ощущение самоценности и самопринятия. Система ценностей и смысложизненных ориентаций стала более конструктивной, активной по своему характеру; стала наблюдаться ориентация на постоянное личностное и профессиональное развитие. Как следствие этого, снизилась авторитарность и манипулятивность, увеличилась диалогическая направленность к педагогическому общению, появилось стремление к поиску взаимопонимания с коллегами, учениками, их родителями.Обсуждение опытноэкспериментальной работы и результаты проведенных диагностических мероприятий Методического кабинета МБОУ СОШ № 12 станицы Кужорской будут представлены мною в отчете Адыгейскому республиканскому институту повышения квалификации. В этом отчете будет показана динамика показателей в формировании толерантности у учителей начальной классов, что подтвердило выдвинутую гипотезу. Следовательно, цели, задачи нашего исследования получили реальное подтверждение в практике работы учителей нашей школы.Результаты анализа опытноэкспериментальной работы позволили сделать следующие выводы. Вопервых, Программа развития толерантного педагогического общения содержит реальные основы в развитии ценностного отношения учителей к толерантному общению в условиях живого диалога. Вовторых, разработка и организация Программы развития толерантного педагогического общения способствовала обогащению опыта толерантного отношения к этническому ДРУГОМУ. Это дало учителю возможность обрести опыт педагогической толерантности, толерантного поведения, развивая его произвольно. Втретьих, в функционировании педагогической толерантности как процесса используется профессиональный опыт, поэтому итогом реализации Программы развития толерантного педагогического общения становится развитие коммуникативных и этнокультурных ориентаций учителей начальных классов, а также осознание ими профессиональной, социальной и личностной значимости толерантности.В результате, учитель с полученным обновленным профессиональносубъектным опытом становится полноценным, осознающим ситуацию и строящим стратегию коммуникации субъектом толерантного общения.Таким образом, получила экспериментальное подтверждение выдвинутая нами гипотеза о том, что обогащение этнокультурных ориентаций у учителей в процессе развития их толерантности будет осуществляться более эффективно, если внедрить в учебновоспитательныйпроцесс начальных классовПрограмму развития толерантного педагогического общения. Воспитание толерантности у учителей требует учитыватьсовременные реалии, особенности наших традиций и культуры, готовность сознания людей к тем или иным изменениям, особенности объективно сложившихся условий. В связи с этим, можно выделить основные принципы толерантного педагогического общения: отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какойлибо идее; умение принудить себя, не принуждая других; подчинение законам, а не воле большинства или одной личности; принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам. Поэтому реальность труда учителя с позиции педагогической толерантности представлена тремя аспектамирассмотрения: личностью учителя, обладающего толерантными качествами; проявлением толерантности в профессиональной деятельности; реализацией принципов толерантности в педагогическом обществе. Все эти три аспекта в единстве являются предпосылкой, средством и результатом формирования толерантности подрастающего поколения.
Ссылки на источники1. Асмолов А.Г. Слово о толерантности //Век толерантности: Науч.публ. вестник. –2012. –Вып. 35. –С. 47.2. Лекторский В.Л. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. –1997. –№ 11. –С. 4654. 3. ШалинВ.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). –Краснодар: Периодика Кубани, 2000. –356 с. 4. АрутюновС.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. –М.: Наука, 1990. –250 с. 5. БромлейЮ.В., Подольный Р.Г. Человечество –это народы. –М.: Мысль,1990. –392 с.6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. –М.: Смысл, 1998. –389 с.7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. –М.: АспектПресс, 2006. –208 с.8. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. –СПб.: издво СПб. унта, 2005. –120 с.9. Практическаяпсиходиагностика:Методики и тесты / Ред.сост. Д.Я.Райгородский. –М.: БахрахМ,2011.–672 с.
Программа развития толерантного педагогического общения
в учебновоспитательномпроцессеначальной школы
Аннотация. Представлен опыт формирования толерантностиу учителей начальных классов средствами обогащения их коммуникативных и этнокультурных ориентаций и внедрения Программы развития толерантного педагогического общения в учебновоспитательный процесс начальной школы. Дается анализ и выводы опытноэкспериментальной работы, представлены принципы толерантного педагогического общения в образовательной среде начальной школы. Ключевыеслова:толерантность, педагогическая толерантность, коммуникативная культура, толерантное педагогическое общение
Наше исследование было посвящено формированию толерантности у младших школьников и учителей начальных классов. Республика Адыгея многонациональна, поэтому данная проблема для нас является очень актуальной. Толерантность, как способность к взаимодействию, имеет особое значение для современного человека: она является социальнокультурной, гражданской и политической необходимостью, ценностной установкой, позволяющей существовать обществу. Проблема толерантности широко обсуждается в современном мире. В последние десятилетия понятие «толерантность», благодаря усилиям ЮНЕСКО, стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Идеи толерантности имеют государственное значение и закреплены в законодательных актах России: Федеральных целевых программах «Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 20142020 годы, Государственной программе РФ «Развитие образования» на 20132020 годы и новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Проблеме толерантности посвящены исследования ученых самых различных направлений: социологов, этнопсихологов, философов, историков, этнографов, политологов и многих других. В отечественных исследованиях по теории образования в качестве ведущего исследовательского подхода рассматривается гуманистическая парадигма. Человек здесь понимается как уникальная целостная личность. Среди ученых, внесших вклад в изучение проблем толерантности в России, это А.Г. Асмолов [1], В.Л. Лекторский [2], В.В. Шалин [3], С.А. Арутюнов [4], Ю.В. Бромлей [5], Г.У. Солдатова [6], Т.Г. Стефаненко [7], Г.Л. Бардиер [8] и др. Толерантность профессионально необходимое личное качество учителя, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Поэтому педагогическая толерантность это профессиональная способность учителя устанавливать диалогические отношения со всеми субъектами образования, которые существенно отличаются от него характеристиками личности, субъектным опытом и поведением. То есть под педагогической толерантностьюмы понимаемвладение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; установку на толерантность как активную позицию по формированию толерантности своей личности.
Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на понимание, на открытое и доверительное общение. Показателями педагогической толерантности выступают личностные качества учителя, которые связаны с его профессиональной деятельностью: это его ценности, смыслы, знания, рефлексия, поведение, мотивы, эмоции и т.д., основой которых выступает эмпатия. Эмпатия является эмоциональной составляющей толерантности. Установка на принятие ДРУГОГО таким, какой он есть, является главным условием прямого и открытого диалога с ним, действительной помощи ребенку или взрослому в становлении как личности. Сущность педагогической толерантности проявляется в реализации личностноориентированного образовательного процесса.
Педагогическая профессия требует двойной подготовки —специальной и человековедческой. Учитель должен быть погружен в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов деятельности во всем их своеобразии. Поэтому педагогическая толерантность является результатомприобщения учителя к этнической культуре.
Учебновоспитательный процесс начальной школы способствует формированию у учителей педагогической толерантности она выступает как интегрирующая форма, несущая в себе черты всех видов и уровней толерантности во всем многообразии встречающихся педагогических ситуаций. Педагогическая толерантность, как профессиональноличностное и необходимое качество учителя, проявляется во взаимодействии; его деятельность направлена на формирование способности у учащихся к организации и осуществлению разнообразной по содержанию совместной деятельности. Поэтому приобщение учителя к коммуникативной культуре является условиемразвития педагогической толерантности. Коммуникативная культура представляет собой личностнопрофессиональное качество педагога, реализующееся в профессиональной деятельности, через установление диалогичных отношений. Развитие коммуникативной культуры в контексте педагогической толерантности возможно лишь в условиях живого диалога, интерактивного общения. Поэтому здоровьесберегающая среда школы, здоровьесберегающее образовательновоспитательное пространство в достаточной мере зависит от сформированности позитивных отношений, социальнопедагогических условий взаимодействия и сотрудничества, совершенствования коммуникативной сферы личности как обучающегося, так и учителя.Наша исследовательская работа в СОШ № 12 станицы Кужорской Майкопского районабыла связана с развитием толерантного общения у участников учебновоспитательного процессаначальной школы. Гипотеза исследования: обогащение коммуникативных и этнокультурных ориентаций учителей начальной школы в процессе формировании их толерантности будет осуществляться более эффективно, если внедрить в образовательный процесс начальной школы Программу развития толерантного педагогического общения. Это обстоятельство будет обеспеченореализацией следующихпедагогическихусловий:
приобщение учителей к коммуникативной и этнической культуре с целью формирования у них толерантных личностнопрофессиональных качеств;
внедрение Программы развития толерантного педагогического общения в учебновоспитательный процесс начальной школы.В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:1. Определить роль коммуникативной и этнической культуры в формировании толерантности у учителей начальных классов.
2. Провести экспериментальное исследование толерантности у учителей начальных классов.3. Реализовать Программу развития толерантного педагогического общения в учебновоспитательном процессе начальной школыВ исследовании использовались следующие методыисследования: 1. Теоретические:
анализ психологопедагогической литературы;
методы теоретического анализа и обобщения.2. Эмпирические:
беседа; наблюдение;
тестирование; анализ продуктов деятельности.3. Методы статистической обработки данных.Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. В эксперименте были задействованы 10учителейначальных классов. Здесь мы использовали специальный психодиагностический комплекс методик, описали работу по проверке выдвинутой нами гипотезы, выявили критерии оценок.Работа педагога в нашей исследовательской работе рассматривалась в совокупности психологопедагогических средств и условий, которые помогали ребенку успешнее осуществлять разнообразную по содержанию совместную деятельность. Анализируя полученные данныена этапе констатирующего эксперимента по методике В.В. Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности»[9], мы отметили, что у учителей начальных классов преобладал высокий и средний уровни коммуникативной толерантности. Показатель низкой толерантности в данной группе респондентов не был обнаружен, что явно свидетельствовало о том, что эти учителя терпимы к окружающим. В этой выборке была обнаружена тенденция к равному соотношению высокого и среднего уровней коммуникативной толерантности, составляющего 50%. Полученные высокие показатели коммуникативной толерантности объясняются еще и тем, что все учителя проживают на территории Республики Адыгея, которая является многонациональной республикой. Методическая работа, проводимая в нашей СОШ № 12, позволила провести формирующий эксперимент, связанный с анализом педагогической деятельности и внедрением Программы развития толерантного педагогическогообщения в учебновоспитательномпроцессеначальных классов. Содержание этой Программы направлено не только наобогащение этнокультурных ориентаций у учителей школы в процессе становления их толерантности, но также и на формирование коммуникативной толерантности у детей начальной школы. С целью создания готовности и потребности к толерантному общению детей по отношению к окружающим наши учителя проводили с ними проблемные беседы с последующим их обсуждением. Так, в своем 2 классе«В»я провела следующие проблемные беседы: «Что такое дружба?», «Я и мои одноклассники», «Школа наш общий дом», «Мы живем в России», «Мы –россияне»; особая притягательность для детей выявилась в классных часах «Что такое толерантность?», «Возьмёмся за руки, друзья», «Мы дети твои, Адыгея», конкурсе рисунков «Мы рисуем дружбу» и акции «Дерево толерантности».Работа нашего Методического кабинета школы была связана с проведением семинаров для учителей, на которых проводилисьпроблемные беседы («Толерантное образование: перспективы и ограничения», «Толерантное общение», «Развитие и саморазвитие толерантных установок в общении»и т.д.), а также практические занятия, на которых в игровой формеобсуждалисьразличныепедагогические ситуации, связанныес необходимостью проявления толерантности.Заключительный эксперимент по нашейисследовательской работе проходил в конце февраля 2016года. Обработка результатов контрольного эксперимента показала положительный рост в формировании толерантности у учителей начальных классов; это напрямую связано с обогащением их профессионального опыта в области коммуникативной культуры. То есть после внедрения Программы развития толерантного педагогического общенияу учителей наблюдались положительные результаты. Особенно нас порадовали результаты среза по второй экспериментальной методике: это трансформация представлений учителей о понятии «толерантность». Здесь объектом нашего интереса служили изменения в представлениях учителей по критериям понимания толерантности как ценности современного общества толерантное отношение к этническому ДРУГОМУ.
Как показали итоги опроса, примерно на 30% увеличилось количество учителей, осознающих безусловную социальную значимость этнической толерантности (40% на начало эксперимента к 70% на момент его завершения). Параллельно с этим наблюдалось и некоторое снижение количества испытуемых, склонных рассматривать толерантность как ценность, не обладающую исключительной социальной значимостью (50% по сравнению с бывшими 70%), а также как вынужденную необходимость (30% на фоне 50%).Анализ и обобщение данных опытноэкспериментальной работы позволил нам сделать вывод об эффективности реализации Программы развития толерантного педагогического общенияв учебновоспитательномпроцессеначальной школы; эта Программа помогла обогащению этнокультурных ориентаций учителей в процессе становления их толерантности. Входе исследования было также доказано, что предложенная Программаразвития толерантного педагогического общенияспособствовала усвоению учителями начальных классов широкого спектра понятия «толерантность», осознанию его безусловной значимости как социальной, профессиональной и личностной ценности, расширению его мировоззренческих перспектив. Таким образом, учителями усваивались и обогащались знания о толерантности, направленные на преодоление отчуждения по отношению к представителям других этнокультур и принятию ими ценностного плюрализма.В результате участия в реализации Программы у учителей увеличилась уверенность в себе, усилилась способность контролировать собственную жизнь, возросло их ощущение самоценности и самопринятия. Система ценностей и смысложизненных ориентаций стала более конструктивной, активной по своему характеру; стала наблюдаться ориентация на постоянное личностное и профессиональное развитие. Как следствие этого, снизилась авторитарность и манипулятивность, увеличилась диалогическая направленность к педагогическому общению, появилось стремление к поиску взаимопонимания с коллегами, учениками, их родителями.Обсуждение опытноэкспериментальной работы и результаты проведенных диагностических мероприятий Методического кабинета МБОУ СОШ № 12 станицы Кужорской будут представлены мною в отчете Адыгейскому республиканскому институту повышения квалификации. В этом отчете будет показана динамика показателей в формировании толерантности у учителей начальной классов, что подтвердило выдвинутую гипотезу. Следовательно, цели, задачи нашего исследования получили реальное подтверждение в практике работы учителей нашей школы.Результаты анализа опытноэкспериментальной работы позволили сделать следующие выводы. Вопервых, Программа развития толерантного педагогического общения содержит реальные основы в развитии ценностного отношения учителей к толерантному общению в условиях живого диалога. Вовторых, разработка и организация Программы развития толерантного педагогического общения способствовала обогащению опыта толерантного отношения к этническому ДРУГОМУ. Это дало учителю возможность обрести опыт педагогической толерантности, толерантного поведения, развивая его произвольно. Втретьих, в функционировании педагогической толерантности как процесса используется профессиональный опыт, поэтому итогом реализации Программы развития толерантного педагогического общения становится развитие коммуникативных и этнокультурных ориентаций учителей начальных классов, а также осознание ими профессиональной, социальной и личностной значимости толерантности.В результате, учитель с полученным обновленным профессиональносубъектным опытом становится полноценным, осознающим ситуацию и строящим стратегию коммуникации субъектом толерантного общения.Таким образом, получила экспериментальное подтверждение выдвинутая нами гипотеза о том, что обогащение этнокультурных ориентаций у учителей в процессе развития их толерантности будет осуществляться более эффективно, если внедрить в учебновоспитательныйпроцесс начальных классовПрограмму развития толерантного педагогического общения. Воспитание толерантности у учителей требует учитыватьсовременные реалии, особенности наших традиций и культуры, готовность сознания людей к тем или иным изменениям, особенности объективно сложившихся условий. В связи с этим, можно выделить основные принципы толерантного педагогического общения: отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какойлибо идее; умение принудить себя, не принуждая других; подчинение законам, а не воле большинства или одной личности; принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам. Поэтому реальность труда учителя с позиции педагогической толерантности представлена тремя аспектамирассмотрения: личностью учителя, обладающего толерантными качествами; проявлением толерантности в профессиональной деятельности; реализацией принципов толерантности в педагогическом обществе. Все эти три аспекта в единстве являются предпосылкой, средством и результатом формирования толерантности подрастающего поколения.
Ссылки на источники1. Асмолов А.Г. Слово о толерантности //Век толерантности: Науч.публ. вестник. –2012. –Вып. 35. –С. 47.2. Лекторский В.Л. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. –1997. –№ 11. –С. 4654. 3. ШалинВ.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). –Краснодар: Периодика Кубани, 2000. –356 с. 4. АрутюновС.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. –М.: Наука, 1990. –250 с. 5. БромлейЮ.В., Подольный Р.Г. Человечество –это народы. –М.: Мысль,1990. –392 с.6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. –М.: Смысл, 1998. –389 с.7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. –М.: АспектПресс, 2006. –208 с.8. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. –СПб.: издво СПб. унта, 2005. –120 с.9. Практическаяпсиходиагностика:Методики и тесты / Ред.сост. Д.Я.Райгородский. –М.: БахрахМ,2011.–672 с.