Искусство – в основе прошлого и будущего образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дмитриева М. Г. Искусство – в основе прошлого и будущего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1131–1135. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96143.htm.
Аннотация. Современное образование – это постижение мирового культурного наследия и ценностей человечества в целом. Все науки и искусства, изучаемые в образовательном учреждении любого уровня, – это результаты «мастерства» художников, писателей, ученых, инженеров, произведения их «искусства» и «творчества». И современное образование, и искусство основаны на системно-деятельностном подходе, подразумевающем умение ставить цели, решать задачи и получать необходимые результаты.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дмитриева Мария Геннадьевна,кандидат искусствоведения, учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры ГБОУ СОШ № 174 Центрального района СанктПетербургаmaria_gen@inbox.ru

Искусство –в основе прошлого и будущего образования

Аннотация.Современное образование –это постижение мирового культурного наследия и ценностей человечества в целом. Все науки и искусства, изучаемые в образовательном учреждении любого уровня,–это результаты «мастерства» художников, писателей, ученых, инженеров, произведения их «искусства»и «творчества».И современное образование, и искусство основано на системнодеятельностном подходе, подразумевающемумениеставить цели, решать задачи и получать необходимые результаты.Ключевые слова:искусство, творчество,образовательный процесс, качество обучения и воспитания.

«Жизнь –это, прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…».Д.С.Лихачев[1].

Задумывались ли Вы?...Когда в детстве рисовали на обоях?...Когда в своем воображении «создавали» желаемыемашину, квартиру, дом?...Когда от скуки выводили рисунки на полях тетрадей и ежедневников во время «важных» мероприятий? …что каждый из нас художник…Задумывались ли вы? Что смартфон, бронированный танк, летательный аппарат… придумали не инженеры… а художники… например… Леонардо да Винчи.Искусство, именно оно лежит в основе прошлого и будущего образования,в основе научнотехнического прогресса,и в основе педагогической практикив целом, в том числе и в понятии «мастерство», и в понятии«творчество». Искусство в его «практической» (изобразительное искусство и архитектура) и «теоретической» (искусствоведение, история мировой художественной культуры) составляющейроссийского образования. Искусство всегда имело большое значение в вопросах воспитания и психологии: «В жизни общества, в постоянном воспроизводстве духовной культуры незаменимую роль играет искусство, пишут Собкин В.С. иЛевин В.А., Уникальные особенности этого вида духовнопрактической деятельности состоят в том, что здесь художник и зритель (читатель, слушатель) не только приобретают знания о мире, но и осваивают эмоциональноценностные отношения к окружающему и к самому себе, становятся в собственночеловеческие, диалогические отношения с миром... Это открытие человечности мира отдельный человек совершает благодаря тому, что в художественной деятельности (создании, восприятии, интерпретации произведений искусства) он обогащается общественноисторически выработанным опытом, проживая и переживая общечеловеческий опыт познания истины, добра и красоты как опыт собственной жизни.» [2]Федеральный государственный образовательный стандарт –достижение современной культурыи современного образования–появился благодаря быстрому развитиюнаучнотехнического прогрессаи духовнонравственного развития общества, духовнойи материальной составляющихкультуры. Этотдокумент регламентирует «Искусство современного образования», именно то «мастерство», которым должен овладеть современный ученик с помощью современного педагога. Ведь цель современной педагогики не «дать готовые знания и умения», а «научить учиться». Обучающийся направляется учителем для добываниязнаний самостоятельно, участвуя в творчестве, познавая мир непосредственно и опосредованно. И искусство играет в этом познании мира особую важную роль: ученик не только узнает о мироздании из произведений искусства, но и создает, творит своими руками чтото новое, ранее не существующее, будь это материальная вещь (предмет декоративноприкладного искусства), художественный образ (рисунок, картина, скульптура) или научное исследование(поиск новых идей)в уже существующих произведениях искусства, осуществляяих непосредственный анализ.Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования», принятого 17 декабря 2010 г., «Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить: осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.» [3]. Действительно, если проанализировать образовательный процесс, то напрашивается вывод, что образование –это постижение культурного наследия и ценностей человечества в целом. Все науки и искусства, изучаемые в образовательном учреждении любого уровня –это результаты «мастерства» художников, писателей, ученых, инженеров и др., произведения их «искусства»или «творчества».Художественная культура, искусство, в том числе и в смысле «мастерство»,–конгломерат всего человеческого опыта–неразрывно связанысо всей системой образования.Все эти составляющие представляют собой замкнутый круг, «круговорот вещейи произведений искусства, созданных человеком, внашей жизни», и, прежде всего, в жизни наших детей.Ни для кого несекрет, что предметыучебного цикла в школе связаны между собой: одни и те же темы могут изучаться на разных уроках в разном контексте.Вцелом учебные предметыделятся на «предметыискусства» и «предметынауки» и в российской школе их связующим звеном является, прежде всего, «русский язык». Со всемиизучаемыми в образовательном учреждениипредметаминепосредственносвязан предмет «Искусство»в его теоретической (мировая художественная культура, история искусства)и практической(изобразительное искусство)части.Все чертежи, зарисовки, схемы, рисунки, не говоря уже о «золотом сечении»

овладение «практическими навыками»графической, изобразительнойграмоты, а теория и история большинства школьных предметов перекликается с историей и теорией искусства. И современное образование, и искусствов целом основанына системнодеятельностном подходе, подразумевающем умение ставить цели, решать задачи и получать необходимые результаты деятельности, а также отвечать за эти результаты. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений(универсальных учебных действий), на развитие самостоятельности учебных действий.Универсальные учебные действия, подразделяющиеся на личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные и логические тесно связаны с преподаваниемискусства в целом и созданием творческих произведений. При изучении искусства они помогают решать следующие учебные задачи: привитие уважения к традициями обычаям, свойственнымразным нациям и национальностям, воспитание толерантности к культуре и искусству разных народов;развитие общей внутренней мотивации учебной деятельности и формирование личностного понимания смысла учения в целом,внутреннее осознание степени усвоения материала по изучаемой теме с помощью приёмов подведения итогов и рефлексии; постановка цели, решение проблемы, поиск и выбор информации для представления одноклассниками решения творческой проблемы, умение обсуждать и анализировать произведения искусства, особенности культурыразных временных периодов и народностей, выбирать оптимальныеспособыдостижения цели, получения новых знаний;овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты;владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;распределение функции и роли в процессе выполнения творческой работы в группахи в парах, использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнениязаданийдля подготовки к уроку; осуществление контроля, коррекции, оценкирезультатов, саморегуляции, организацииместа для занятийв процессе учебной деятельности; приобретениеуменияпланировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить нескольковариантов решения различныххудожественнотворческих задач, рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре и в группе;проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации;обучение умениюанализировать согласно алгоритму произведения искусства и культуры, умениюсамостоятельно определять цели собственного обучения и соотносить их с планируемыми результатами с помощью индивидуальной рефлексивной карты, организовывать учебное сотрудничество с учителем и образовательнымипартнёрами в парах и группах.Для формирования универсальных учебных действийна занятиях необходимо практиковатьдва способа «погружения» в искусство, что активно применяетсяв образовательном процессе школы № 174 Центрального района СанктПетербурга: практический–активные занятияизобразительным искусством на уроках, во внеурочное время, выездына пленэр, благодаря которому школьникине только обучаются навыкам по живописи, рисунку и композиции, но и приобщаются к художественному и историческому наследию города и пригородов, непосредственно «общаясь» с произведениями искусства, а также оздоравливаются, находясь на открытом воздухе.К практическим занятиям также можно отнести и выездные конференции по теории и истории искусстваи культуры, в процессе которых учащиеся проводят подготовленные ими самими экскурсии, выступают с докладами рядом с объектом их исследования. теоретический–написаниеэкскурсий,исследовательских работ, проведениесеминаров, конференцийпо картинам, расположенным в пространстве школы(обучающиеся выступают здесь и в качестве исследователей, написавших текст экскурсий, и в качестве экскурсоводов, и в качестве слушателей).Необходимо также отметить,чтокруг используемых педагогических технологий и методов при обучении искусству очень широк.В образовательном процессе применяются следующиетехнологии:игровые, проектные, информационные, здоровьесберегающие (арттерапия), кейстехнологии, вебквест технологии и др., а такжеметоды обучения:метод дискуссий, проблемный метод, поисковоисследовательский, метод деловой игры, метод анализаи т.д.Кроме того, в обучении искусству существует двапедагогическихподхода «От теории к практике» и «От практики к теории». Эти подходы успешно реализуются в школе№ 174Центрального района СанктПетербурга.В образовательном пространствелюбого образовательного учреждения заключена вся его жизнь: будни и праздники, обыкновенные уроки и уроки педагогического мастерства, обучающие семинары и конференции, встречи с родителями учеников и гостями школы.Обучение и воспитание учащихся тесно связаныс пространственной образовательной средой, существующей в каждой школе, что также сказывается на качестве обучения и воспитания школьников.Школа № 174 Центрального района СанктПетербурга в отличие от других общеобразовательных школ оборудована предметносредовымисекторами по определенномухудожественнодидактическомупринципу: образовательное учреждение превратилосьв своеобразную «картинную галерею». Это воплотилось в реализации школьного проекта «Картинная галерея»в контексте ценностей образовательной программы школы».Основой принципа стало расположение репродукций картин русских и зарубежных художников по тематическим блокам,где сучениками проводятсятеоретические и практические занятия по искусству.Вот лишь некоторые из них: эстетическая галерея «Античность»рядом с холлом на первом этаже: оригинальный дизайн интерьера, размещенные вдоль окон в простенках гипсовые скульптуры Юноны, Зевса, Давида Флорентийского и Геракла, фреска Рафаэля «Афинская школа», картина Д.Тьеполо «Меценат представляет императору Августу свободные искусства», аллегорическая картина Д.Энгра «Апофеоз Гомера», а также расположенное здесь фортепиано–все это вместе создает особую ауру обучения и воспитания, помогающую осваивать общеобразовательные предметы «история», «обществознание», «музыка», «литература»,«математика» и др. уголок «Читающая девушка»(стенд с литературными произведениями, не оставляющими равнодушными учениц, которые могут в любое время познакомиться с содержанием брошюр, книги журналов) –здесь создана атмосфера для изучения, в первую очередь, «литературы».эстетическая галерея «Времена года» (ряд художественных произведений, посвященных различным состояниям природы, помогают углубиться в изучение предметов «биология», «география», «физика», «химия»);экспозиция «Семейные ценности»(ряд художественных произведений, посвященных семейной жизни: семейные и детские портреты, сценки из жизни семьи)–помогает изучатьсемейные ценности на предметах«основы безопасности жизнедеятельности»,«обществознание», а картина Н.П.БогдановаБельского «Устный счет в школе Рачинского», расположенная совсем рядом, связана с постижением азов«математики»ираскрывает тайны устного счета;

на этаже, где расположены кабинеты начальной школы, открыта выставка репродукций картин известных художников на темы сказок. Здесь, изучая литературу, ученики могут визуально познакомиться с героями русских сказок: богатырями, сестрицей Аленушкой и др.аккумулирует «погружение» в «теоретическое» и «практическое» искусство школьный музей детского художественного творчества «Золотая лестница»экспозицияработ учащихся:молодых художников, графиков, скульпторови мастеров декоративноприкладного искусства, где экскурсоводами выступают также обучающиеся школы.Этой экспозиции уже почти 20 лет.

В этих предметносредовых секторах школы регулярно проводятся конференции и семинары в рамках проекта «Картинная галерея в контексте ценностей образовательной программы школы», экскурсии для гостей школы, родителей и учащихся.Кроме того, в рамках обучения искусству, организуютсяинтеллектуальные игры между учащимися разных классов на темы мировой художественной культуры, изобразительного искусства,истории и культуры СанктПетербурга.

Этотпервый подходк «погружению» в искусство называется«От теории к практике», он помогает в дальнейшей практической деятельности обучающихся: рисовании и лепке, поскольку обучающийся,имеятеоретические знания, может с большей точностью передать форму предмета, исторический подтекст или художественную манеру исполнения.Второйподход«От практики к теории» подразумевает под собой практическую изобразительную деятельность, осуществляемую в аудитории или на пленэре –с последующей теоретической, исследовательскойработой по изображенным мотивам.Изобразив пейзаж, портрет или натюрморт, обучающийся может проанализировать свое произведение с точки зрения художественной критики, а также и другие похожие по тематике работы известных русских и зарубежных художников.«Погружение» в искусство,практикаи теория, осваиваемые обучающимися, приводят к высоким предметным результатам: обучающиеся школы становятся победителями и призерами, лауреатами и дипломантами различных районных, городских, всероссийских и международных выставок, конкурсови олимпиад(например, победителями и призерами международногоконкурсавыставки«Китай —Россия: Шаг навстречу», международного игровогоконкурсапо мировой художественной культуре «Золотое руно»,открытоговсероссийского историкокраеведческогоконкурса«Эрмитаж. Путь длиною в 250 лет»;районногоэтапавсероссийской олимпиады школьников по изобразительному искусству, районногоэтапавсероссийского конкурса «Базовые национальные ценности» и многие другие). В результате проведения образовательного процессав рамках теоретического и практического способов изучения искусству, подходов «От теории к практике» и «От практики к теории»ребёнок сможет увидеть историкокультурный контекст окружающих его вещейи произведений искусства, оценить их с точки зрения современного человека. Учащийся приходит к пониманиювзаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым. Особоезначение здесь имеет и патриотическое воспитание, что соответствуетнеобходимым личностным результатам освоения федерального государственногообразовательногостандарта.Обучение истории, теории и практике в областиискусства, в образовательной среде, наполненной искусством,позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению и других общеобразовательных предметов, таких, как«история», «обществознание», «литература», «мировая художественная культура», «история и культура СанктПетербурга», «изобразительное искусство» и др., вовлечь их в поисковоисследовательскую, творческую деятельность, развить универсальные учебные действия и коммуникативную компетенцию учащихся, воспитать любовь к родному городу, школе, уважение к учителям иработникам школы.Навыки, знания и умения, полученные при изучении теоретической и практической основ искусства, напрямую или опосредованно помогают обучающимся определиться сбудущей профессией, не всегда связаннойс искусством или творчеством. Выпускникишколы № 174 Центрального района СанктПетербургачасто становятся художниками, дизайнерами, архитекторами, искусствоведами, а также успешнымиврачами, воспитателями, учителями, экономистами, инженерами, бухгалтерами и менеджерами.Это подтверждают и статистические данные. Например,в2014 году 50% выпускников 11 класса выбрали и поступили в высшие учебные заведения, получив наединомгосударственномэкзамене высокие баллы, в 2015 году уже 70% выпускников стали студентами высших учебных заведений города по самым разным образовательным направлениям: СанктПетербургской государственной художественнопромышленной академии им. А.Л.Штиглица, СанктПетербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, СанктПетербургского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Военномедицинской академии им. С.М.Кирова, СанктПетербургского государственного технологического института, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого и др. Остальныевыпускникипоступили на обучение всредниепрофессиональныеобразовательныеучрежденияи стремятся также в дальнейшемполучить высшее профессиональное образование.Повышениекачества обучения и воспитания в школе за последние годы, показали целесообразность изменений в учебном плане, например, увеличение часов внеурочной деятельностии дополнительного образования, направленной на творческую деятельность и деятельность, связанную с искусством.Приобретенныев образовательном учрежденииуниверсальные учебные действия дают ученикамвозможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальностьв дальнейшейсамостоятельнойжизни.

Ссылки на источники1.Лихачев Д.С. Письма о добром. –СПб: Издательство «Logos», 2006. Письмо пятое «В чем смысл жизни». С.2526.2.Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. Октябрь, 1998. С.243.Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативноправовых материалов. –М.: ВентанаГраф, 2014. С. 20.