Методическая система и алгоритм обучения иностранному языку студентов аграрных вузов посредством учебных подкастов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соломатина А. Г., Белянский Р. Г. Методическая система и алгоритм обучения иностранному языку студентов аграрных вузов посредством учебных подкастов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1196–1200. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96156.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме обучения иностранному языку студентов аграрных вузов посредством учебных подкастов. В статье описываются основные проблемы обучения иностранному языку студентов аграрных вузов и пути их решения посредством новых интернет-технологий. Даётся определение учебного подкаста, его методические характеристики, приведена методическая система и алгоритм обучения с подробным описанием шагов студентов и преподавателя.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Соломатина Анна Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и деловой международной коммуникации ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет», г.Воронежasyachge@mail.ru

Белянский Роман Геннадьевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и деловой международной коммуникации ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет», г.Воронежbeljanski@mail.ru

Методическая система и алгоритм обучения иностранному языку студентов аграрных вузов посредством учебных подкастов

Аннотация.Данная статья посвящена проблеме обучения иностранному языку студентов аграрных вузов посредством учебных подкастов. В статье описываются основные проблемы обучения иностранному языку студентов аграрных вузов и пути их решения посредством новых Интернеттехнологий. Даётся определение учебного подкаста, его методические характеристики, приведена методическая система и алгоритм обучения с подробным описанием шаговстудентов и преподавателя.Ключевые слова:подкаст, учебный подкаст, Интернет Веб 2.0, методическая система, алгоритм

Современные темпы технологических перемен, происходящие в России в течение последнего десятилетия, позволяют поиному посмотреть на стратегию развития образования в стране. Федеральные целевые программы «Электронная Россия» (20022010), «Развитие науки и технологий» (20132020) и «Информационное общество» (20112020) сделали Интернет реальностью для большинства российских школьников и студентов. Современные информационнокоммуникационные Интернеттехнологии и ресурсы сети Интернет создают уникальную учебную и образовательную среду, в которой обучающиеся могут развивать иноязычную коммуникативную компетенцию. Более того, возможности Интернета нового поколения (Веб 2.0) позволяют обучающимся быть не только реципиентами информации, но, использовать платформы Веб 2.0 для общения между собой, со сверстниками, а также самим создавать информационные ресурсы на изучаемом языке. Выпускник, освоивший программу бакалавриата,

согласно федеральным государственным стандартам высшего образования последнего поколения должен обладать «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного имежкультурного взаимодействия (ОК5)»В соответствии с методикой преподавания иностранного языка речевая деятельность студента аграрного вуза на иностранном языке предполагает владение языковым материалом в сфере сельского хозяйства, владение навыками и умениями оперировать этим материалом во всех видах речевой деятельности: говорении, чтении, письме, аудировании. Существует ряд причин, не позволяющих эффективно обучать иностранному языку студентов аграрного вуза: 1. Ограниченность во времени курса изучения иностранного языка, который длится в течение первого и второго года обучения в вузе, аудиторные занятия проводятся один раз в неделю, что недостаточно для активации речевой деятельности на иностранном языке. 2. Недостаточная языковая подготовка студентов. Большинство студентов нашего вуза обучались в сельских школах, где обучение иностранному языку происходило на очень низком уровне.3. Исходный уровень иноязычной подготовки студентов резко различается, при формировании групп знания иностранного языка не являются определяющими, как результат, в группе обучаются студенты различной языковой подготовки. Уровни владения иностранным языком могут варьироваться от отсутствия уровня до достаточно высокого уровня выпускника языковой школы. 3. Отсутствие вариативного материала по специальности, не разработаны узкоспециальные учебные пособия.

4. Низкая мотивация студентов аграрного вуза к изучению гуманитарных предметов.

5. Отсутствие системы самостоятельной работы в изучении иностранного языка, позволяющей студентам вырабатывать собственные стратегии овладения иностранным языком.Принимая во внимание данные проблемы, следует отметить, что эффективное формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов аграрных вузов может обеспечиваться за счет создания необходимых, благоприятных условий для самореализации, саморазвития конкретной личности, активизации интеллектуального, эмоционального направлений развития личности. Никому не секрет, что современные студенты –это постоянные пользователи сети Интернет. Они пользуются им и в личных целях, и для подготовки к семинарским и практическим заданиям. В связи с этим, использование учебных подкастов в обучении иностранному языку студентов аграрных вузов является одним из эффективных способ достижения положительного результата.Учебные подкасты как один из способов обучения иностранному языку могут положительно влиять на решение проблем, описанных выше:1. В связи с малым количеством аудиторных часов иностранного языка, подкасты записываются и обсуждаются студентами в домашних условиях. Это активирует понятие «самостоятельная работа студентов». Студенты продолжают работать в сети Интернет, следят за ведение микроблога, при этом развивают различные навыки владения иностранным языком.2. Использование подкастов повышает мотивацию студентов к обучению иностранному языку. Студенты сами являются участниками обучения, они самостоятельно составляют текст, который в дальнейшем будет размещен на сервере, участвуют в обсуждении, корректируют подкасты своиходногруппников, делятся своим мнением по проблеме подкаста.3. Использование подкастов в обучении иностранному языку позволяет студентам вырабатывать собственные стратегии овладения иностранным языком.4. Использование подкастов на занятиях по иностранному языкувозможно в группах с различной языковой подготовкой. Студенты с более низким владением языка будут также создавать подкасты, но, возможно, меньшего объема и с некоторыми грамматическими и лексическими ошибками, но также будут участвовать в обсуждении. [1]Социальный сервис подкастов–это вид социального сервиса Интернета нового поколения Веб 2.0, позволяющий пользователям сети Интернет прослушивать, просматривать, создавать и распространять аудиои видеопередачи во всемирной сети.Социальный сервис подкасов позволяет пользователям сети как прослушивать или просматривать уже размещенные ранее подкасты, так и создавать свои собственные подкасты на любые темы. По длительности подкасты могут быть от нескольких минут до нескольких часов. В сети Интернет можновстретить как аутентичные подкасты, созданные для носителей языка (например, новости BBC), так и учебные подкасты, созданные для учебных целей

Социальный сервис подкастов имеет свои характеристики, которые необходимо учитывать при разработке методики обучения иностранному языку на основе подкастов. К данным характеристикам относятся:1.Возможность размещения в сети Интернет на сервисе подкастов личных подкастов пользователей. 2.Возможность создания на сервисе подкастов личной зоны каждым автором подкаста. Личная зона каждого автора подкаста необходима для организации сетевого обсуждения содержания подкаста. 3.Возможность организации сетевого обсуждения содержания подкаста в личной зоне пользователя сервиса посредством микроблога или вебфорума. 4.Создание и модерация личной зоны осуществляется автором подкаста. 5.Размещение сообщений при организации сетевого обсуждения содержания подкаста осуществляется хронологически (как в блоге или на форуме). Пользователи не могут вносить изменения в размещенные сообщения. 6.Доступность. Опубликованный на сервере подкаст может быть просмотрен / прослушан любым зарегистрированным пользователем сервиса.[2]Под учебным подкастомв данном исследовании мы предлагаем понимать аудиоили видеозапись, созданную учащимся на иностранном языке в соответствии с языковым и тематическим содержанием учебной программы и размещенную на сервере подкастов для дальнейшего использования в учебном процессе.К учебным подкастам можно предъявить следующие требования:язык записи –изучаемый(иностранный);длительность звучания –до 4 минут;тематика –в соответствии с тематическим содержанием учебной программы;тип записи –монолог / диалог / групповая запись;формат записи –аудио/видео. Принимая во внимание ряд методических исследований, посвященных обучению аспектам иностранного языка и видам речевой деятельности посредством современных Интернеттехнологий, включая службы и сервисы Интернета второго поколения Веб 2.0, видится необходимым выделить методические условия для обучения иностранному языку студентов аграрного вуза посредством учебных подкастов. Первым методическим условиемдля обучения иностранному языку студентов аграрного вуза посредством учебных подкастов является сформированность у студентов к моменту обучения ИКТ компетентности (компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий), которая включает перечень следующих умений:осуществлять поиск и отбор ресурсов сети Интернет для учебных целей;осуществлять оценку и проводить критический анализ Интернетресурсов по обозначенной тематике;создавать учебные Интернетресурсы (хотлист, мильтимедиаскрэпбук, трэжахант, сабджектсэмпла, вебквест);использовать технологии Веб 1.0 в развитии видов речевой деятельности (ICQ, вебфорума, электроннопочтовой группы);использоватьразличные социальныесервисы в обучении иностранному языку;использовать языковой лингвистический корпус в обучении иностранному языку;[3]

ИКТ компетентность студента –способность овладевать знаниями об иностранном языке и культуре страны изучаемого языка, а также формировать языковые навыки и развивать речевые умения посредством новых информационнокоммуникационных технологий (социальных сервисов и служб Веб 1.0 и Веб 2.0, учебных Интернетресурсов). [4]

Вторым методическим условием является использование в качестве тематического содержания социально значимых тем для студентов определенных специальностей и тем, представляющих интерес для обсуждения у студентов. Под коммуникативными заданиями понимается задания, в ходе которых происходит реальный обмен информацией между обучающимися. Чаще всего это может быть обсуждение современных социальных и культурных проблем. Через такое обсуждение и сопоставление мнений обучающиеся приходят к лучшему пониманию себя и своей идентичности. Вэтой связив качестве третьего методического условия будет использование в процессе обучения коммуникативных заданий, направленных на а) анализ, обсуждение и интерпретацию получаемой информации; б) выражение личного опыта студентов; в) организацию социального взаимодействия между обучающимися.Четвертым методическим условием для осуществления обучения иностранному языку посредством учебных подкастовявляется наличие алгоритма или технологии по реализации учебного Интернетпроекта, в котором детально прописаны функции преподавателя и студентов на каждом этапе. Методическая система обучения иностранному языку посредством учебных подкастов может быть представлена следующим образом:

ПРЕДПОСЫЛКИ





Современные требованияк информатизации высшего образования в условиях информатизации общества

Социальный заказна подготовку выпускников вузов, владеющих иностранным языком и новыми информационными технологиями

Противоречиямежду декларируемым использованием ИКТ в учебном процессе и практическим применением ИКТ в обучении ИЯ в ВУЗе



ЦЕЛЕВОЙ БЛОК:Цель:Обучение иностранному языку посредством учебных подкастов





ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК:Подходы:системный, коммуникативнодеятельностный, личностноориентированный.Принципы:Общеметодические принципы:принцип коммуникативной направленности, принцип ситуативнотематической организации обучения, принцип деятельностной, социокультурной, коммуникативнокогнитивной направленности;

Методические принципы обучения говорению и аудированию: принцип речевой направленности; принцип новизны, принцип функциональности, принцип ситуативности.Методические принципы обучения аудированию: обучение аудированию должно носить системный характер, обучение аудированию должно осуществляться во взаимосвязи с другими видами речевой деятельности; процесс аудирования должен предусматривать самостоятельную работу в этом виде деятельности, широкое использование ТСО.Общедидактические принципыобучения ИЯ средствами ИКТ: принцип интерактивности, принцип информатизации обучения.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК:



Содержание:

Инвариантная часть:Тематическое содержание учебной программы и УМК

Вариативная часть:Создание студентами подкастов по тематике учебной программы и их сетевое обсуждение

Методические условия:1.сформированность ИКТ компетентности студентов к моменту обучения; 2.в качестве тематического содержания должны использоваться социальнозначимые темы и темы, представляющие интерес для обсуждения у студентов; 3.построение процесса обучения на коммуникативных заданиях направленных на а) анализ, обсуждение и интерпретацию получаемой информации; б) выражение личного опыта студентов; в) организацию социального взаимодействия между студентами; 4.следование четкому алгоритму обучения с отдельно выделенными этапами и шагами.

Методы:

информационнопродуктивный

коммуникативный

интерактивный

креативныйметоды контроля



Средства:

УМК

социальный сервис подкастовwww.podOmatic.com



Организационные формы:

индивидуальные формы обучения;

групповые формы обучения

Этапы:

Установочный

Процессуальный

Оценочный



ОЦЕНОЧНОРЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК





Критерии

Показатели



Результат:Развитие умений говорения:делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка. Развитие умений аудирования:понимать цель аудиотекста; понимать тематику аудиотекста; понимать логику изложения информации или аргументации (последовательность фактов, событий); понимать взаимозависимость между фактами, причинами, событиями и т.п.; определять отношение говорящего к предмету обсуждения; прогнозировать развитие событий; выражать свое суждение, мнение об услышанном.[5]

Основной целью предлагаемой методической системы являетсяобучение иностранному языку студентов аграрного вуза посредством учебных подкастов.

Теоретический блокметодической системы связан с обоснованием подходов кобучению и соответствующих им принципов к организации процесса обучения иностранному языку посредством учебных подкастов. Подходявляется базисной категорией в методике обучения иностранному языку. В нашем случае разработка методической системы обучения иностранному языку посредством учебных подкастов будет основываться на положениях коммуникативнодеятельностного подхода и личностноориентированного подхода. Коммуникативнодеятельный подходпредполагает направленность всех социальнопедагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности.Личностноориентированный подходучитывает индивидуальные задатки, способности и возможности обучающегося, предусматривает в качестве основных принципов дифференциацию и индивидуализацию обучения, его развивающий и формирующий характер. Следующим компонентом предлагаемой методической системы является система принципов,на основе реализации которой будет осуществляться решение вышеуказанных задач. Так как целью данного исследования является разработка алгоритма обучения иностранному языку студентов аграрных вузов посредством учебных подкастов, то для разработки данного алгоритма представляется необходимым использовать следующие группы принципов:1)общеметодические принципы обучения иностраннымязыкам:принцип коммуникативной направленности принцип ситуативнотематической организации обучения принцип деятельностной, социокультурной коммуникативнокогнитивной направленности 2)методические принципы обучения говорению и аудированию:принцип речевой направленности;принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта;принцип новизны;принцип функциональности;принцип ситуативности обучение аудированию должно носить системный характер;процесс аудированию должен предусматривать и самостоятельную работу в этом виде речевой деятельности;широкое использование технических средств обучения и Интернеттехнологий;3)общедидактические принципы обучения иностранным языкам средствами информационнокоммуникационных технологий (ИКТ):принцип интерактивности принцип информатизации На основе анализа работ методистов и с учетом специфики исследования мы выделяем принцип учета особенностей подкаста как социального сервиса.Рассмотрим подробно первую группу принципов.Принцип коммуникативной направленности Согласно этому принципу, учебновоспитательный процесс по иностранному языку должен быть так целенаправлен, организован и реализован.Основное содержание принципа ситуативнотематической организации обучениясводится к следующему: занятия должны организовываться таким образом, чтобы введение и закрепление учебного материала проводилось с использованием тем и ситуаций общения, отражающих содержание избранной для занятий сферы общения (

Согласно принципу деятельностной, социокультурной коммуникативнокогнитивной направленностипри обучении иностранному языку студентов посредством учебных подкастов данный принцип реализуется следующим образом: текущее обсуждение культуроведческой информации в ходе разработки учебных подкастов способствует культурному развитию личности, формированию ценностных ориентаций.

Принцип речевой направленности. Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком.

Принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта.

Индивидуализация учитывает все свойства студента как индивидуальности: его способности, умения осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностные свойства.

Принцип функциональности. Функциональность определяет, прежде всего, адекватный процессу коммуникации отбор и организацию материала.

Принцип новизны. Процесс общения характеризуется постоянной сменой темы разговора, обстоятельств, задач и т.д. Принцип ситуативности. Ситуативность как принцип означает, что все обучение происходит на основе и при помощи ситуаций. Иными словами, в соответствии с данным принципом на занятиях студенты должны решать те же речевые задачи, которые они решают в реальной жизни.

Обучение аудированию должно носить системный характер. Системность обучения аудированию проявляется в том, что цели, содержание, принципы, методы, учебновоспитательный процесс, средства обучения, нацеленные на обучение аудированию, должны быть находиться в неразрывной связи друг с другом и образовывать, таким образом, единство или систему. Обучение аудированию должно осуществляться во взаимосвязи с другими видами речевой деятельности. Студенты записывают свою речь на цифровой носитель, выкладывают запись на сервере подкасов, посещают страницы своих одногруппников и прослушивают их подкасты, оставляют свои комментарии на их страницах, а также читают, отзывы на подкасты друг друга. Процесс аудированию должен предусматривать и самостоятельную работу в этом виде речевой деятельности. Занимаясь самостоятельной работой в этом виде речевой деятельности студенты получают дополнительную возможность развивать аудитивные умения (по видам аудирования). Широкое использование технических средств обучения и Интернеттехнологий.Технические средства обучения обеспечивают слуховую и зрительную наглядность и выступают в качестве опоры, а также позволяют приблизить процесс общения к реальному общению. Принцип интерактивности Он заключается во взаимодействии двух и более общающихся сторон. Интеракция происходит посредством информационнокоммуникационных технологий и подразумевает общение нескольких коммуникантов.

Принцип информатизации обучения. Данный принцип заключается в организации социальноинформационного взаимодействия в образовательной среде, использования информационнокоммуникационных технологий для удовлетворения информационнопознавательных потребностей обучающихся

В качестве следующего компонента предлагаемой методической системы выступают методы, которые будут использоваться в процессе обучения иностранному языку посредством учебных подкастов.

МетодыСфера использования при обученииинформационнопродуктивныйполучение новой информации в процессе создания студентами подкастовинтерактивныйв процессе выполнения заданий обучающиеся вовлекаются в процесс взаимодействия, обсуждая подкасты друг друга, преподаватель осуществляет регулярный мониторингкоммуникативныйобучающиеся вовлечены в процесс общения с целью выражения, обсуждения и оценки информации посредством учебных подкастов.креативныйстуденты создают собственные подкасты, выражая собственное видение по обсуждаемому вопросу методы контроля

самоконтроль в конце обучения, взаимоконтроль, контроль преподавателя

Еще одним компонентом методической системы обучения иностранному языку студентов аграрных вузов посредством учебных подкастов является содержание обучения. Темы могут быть ориентированы на культуру страны изучаемого языка, адаптированы относительно культуры страны изучаемого языка и не ориентированы на конкретную национальную культуру (интернациональные темы).Средства обучения, Средства, используемые при обучении студентов, включают: учебные подкасты, личные странички студентов на сервисе подкастов, на которых будет организовано обсуждение созданных ими подкастов.Алгоритм обучения иностранному языку студентов аграрного вуза посредством учебных подкастов состоит из 3 этапов и 10 шагов. Этап I.Установочный. Шаг 1. Установка и планирование работы.Преподаватель объясняет обучающимся цель и задачи проекта, знакомит обучающихся с платформой социального сервиса подкастов, на которой будет происходить размещение подкастов и сетевое их взаимодействие, знакомит студентов с критериями оценки их участия в учебной деятельности. Шаг 2. Знакомство с правилами размещения подкастовна сервисе подкастов и с правилами размещения комментариев для организации Интернет дискуссии. Шаг 3. Создание преподавателем страницы подкастов по определенной теме для студентов.Используя социальный сервис podOmatic(www.podomatic.com), преподаватель может создать отдельную страницу для своей группы студентов. На этой странице дается описание задания или проекта, чтобы всем посетителям сайта было ясно, чему посвящены размещенные подкасты (тематика) и кто является их создателем (обучающиеся каких групп). Этап II. Процессуальный. Шаг 4. Создание студентами текста подкаста. Студентам предлагается подготовить текст выступления. При выполнении этого шага обучающиеся развивают еще и умения письменной речи –в зависимости от цели создают тексты описательного, аргументативного, контрастивносопоставительного характера. Шаг 5. Обсуждение и внесение изменений в текст подкаста. Студентыразбиваются на мини группы по 34 человека. Каждый студент должен ознакомить одногруппников и преподавателя с текстом своего предстоящего подкаста, внося необходимые изменения и корректировки. Шаг 6. Запись подкаста.Используя сетевое программное обеспечение, доступное на сервисе podOmatic(www.podomatic.com), студенты могут записать свое выступление. Программа позволяет записывать выступление столько раз, сколько необходимо, пока студент не удовлетворится качеством выступления. Только после этого подкаст будет сохранен в сети и станет доступным всем пользователям сети Интернет.Шаг 7. Прослушивание (просмотр) подкастов студентов. Каждый из созданных студентами подкастов должен быть внимательно прослушан или просмотрен студентами и преподавателем вовне аудиторное время. Шаг 8. Сетевое обсуждение подкастов. После прослушивания подкаста каждого студента всем остальным предлагается принять участие в сетевом обсуждении подкастов. Студенту может быть дана установка: просмотрите или прослушайте подкаст иразместите в зоне «комментарии» свои краткие отзывы и комментарии по содержанию и/или структуре подкаста. Шаг 9. Обсуждение подкастов на занятии.После сетевого обсуждения студентам предлагается принять участие в общей дискуссии и обсудить понравившиеся подкасты. Этап III. Оценочный. Шаг 10. Оценка. Преподаватель оценивает участие каждой группы обучающихся в проектной деятельности по разработанной шкале (шкалы оценки участия студентов в проектной деятельности и самооценки представлены ниже). Шаг 11.Самооценка. После обсуждения подкастов каждый студент сам оценивает свое участие в проекте по предлагаемой шкале.

Ссылки на источники1. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. –264 с.2. Евстигнеев М.Н.Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационнокоммуникационных Интернеттехнологий: Учебнометодическое пособие. –М.: ГлоссаПресс; Ростов н/Д.: Феникс, 2010. –182 с. 3.Попова А.В. Методика обучения технике чтения студентов на основе языковых мультимедийных программ (языковой вуз, английский как второй иностранный язык): Автореферат дис. ... канд.пед.наук. –М.: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2015.4.Сысоев П.В. Евстигнеев М.Н.Внедрение новыхучебных Интернетматериалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США).// Интернетжурнал "Эйдос". 2008. 1 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2008/02018.htm5.Колесникова Е.А.Направления модернизации процесса обучения аудированию // Иностранные языки в школе. –2007. –№ 6. –С. 6669.