Исследование внутренней среды организации в период нестабильной экономической ситуации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Веприкова М. Я. Исследование внутренней среды организации в период нестабильной экономической ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1231–1235. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96163.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы исследования факторов внутренней среды организации в период кризиса. Проблема изучается российскими и зарубежными исследователями, которые имеют как схожие, так и различные точки зрения. На основании теоретических и методических подходов к анализу факторов внутренней среды предприятия в период кризиса, а также статистических данных нами рекомендованы четыре группы факторов внутренней среды организации, которые нуждаются в более детальном изучении в 2016 г.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Веприкова Марина Яковлевна,К.э.н., старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры,спорта и туризма, г. Краснодар

Исследование внутренней среды организации в период нестабильной экономической ситуации

Аннотация.В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы исследования факторов внутренней среды организации в период кризиса. Проблема изучается российскими и зарубежными исследователями, которые имеют как схожие, так и различные точки зрения.На основании теоретических и методических подходов, а также статистических данных к анализу факторов внутренней среды предприятия в период кризиса, нами рекомендованы 4 группы факторов внутренней среды организации, которые нуждаются в более детальном изучении в 2016 г.Ключевые слова:факторы, swotанализ, сильные стороны, слабые стороны, внутренняя среда организации, snwанализ.

В период нестабильной экономической ситуациив России возникает необходимость в проведении мониторингаи оценкифактороввнутренней среды организации. Посколькукризисможет формироваться как во внешней, так и во внутренней среде, исследование тенденций фактороввнутренней среды являетсяважным и актуальным направлением диагностики организации.Так, ученый –исследователь А.Н.Головков подтверждает значимостьвнутреннейсреды, указывая на то, что ее факторыоказывают влияние на функционирование организации исоздают условиядля ее работы, а также являются результатом управленческих решений. Это определило актуальность данной проблемы[3].Цель исследования состоитвоценкевлияния факторов внутренней среды на эффективность функционирования предприятия в период нестабильной экономической ситуации. Для раскрытиявопроса о влиянии факторов внутренней среды на эффективное функционирование предприятия нами рассмотренытеоретические взглядыроссийских и зарубежных ученыхисследователей.Заслуживаетвниманияпозиция исследователя Э.А. Смирнова, который определяет микросреду предприятия как систему организации, включающейряд элементов, а по составувыделяет заинтересованность, имидж, производительность,организационную культуру в коллективе, научный потенциал, технический потенциал, кадровый потенциал, отношение к внешней среде, перспективы развития. [9].Ученыйисследователь, М.В. Власова, предполагает, что микросреда определяется интересами, возникающими внутри предприятия,под основными элементами подразумевает производственников, руководителей, финансовоэкономических работникови сбыта,работников снабжения. Она рассматривает данноепонятиенапервоначальном уровне управления[2].Исследованию внутренней среды и значимости слабых исильных стороннеоднократно уделил внимание ученый исследователь О.А. Леонтьев.Он акцентирует свое внимание на то, чтовнутренняя среда оказывает непосредственноевлияниена «жизнедеятельность» организации[6].

Наиболее важными при изучениивнутренней среды являютсязнания осильных и слабых сторонахорганизации. Сильные стороны являютсябазой, на которой она руководствуется в борьбе с организациямиконкурентами. Слабые стороны это предмет пристального внимания и детального изучения со стороны руководства, котороедолжно направить все возможные ресурсы, чтобыих ликвидировать.

Немаловажным является выделение исследователем, Л.К. Шаминой,внутреннихфакторов, влияющих на инновационноеразвитие предприятия (таблица 1)[10].Таблица 1Внутренние факторы, влияющие на инновационное развитие предприятие

ФакторыСфера влияния фактораПозиция предприятияЦель, отрасль деятельности, репутация, доля рынка, стадияжизненного циклаПринципы деятельностиФорма специализации, концентрацияпроизводства, форма специализации, диверсификации производстваРесурсыи их использованиеТрудовые ресурсы, влияниесезонных колебаний, трудовые ресурсы и их квалификация, продолжительность производственного цикла,прогрессивность методов и средств производстваМаркетинговые стратегии и политика

Прогрессивность методов исредств маркетинговых исследований, сегмент и долярынка и т.д.Уровень менеджментаПрогрессивность методовисредствпринятия управленческих решенийУровеньтрансакционных издержекДостаточный объеминформации в обеспечении деятельности предприятия

Ученый –исследовательсгруппировалтефакторы внутренней среды, которые будут способствовать развитиюпредприятияи внедрению новшеств. Необходимо сделать акцент на то, чтоименно внутренняя среда организации обеспечивает предприятию возможность эффективно функционировать.Ведь у многихроссийских компанийвозникает большое количество проблем внутри организации, которые препятствуют их эффективномуразвитию и росту. Ученые –исследователи, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, представляют внутренние переменные, какситуационные факторы внутри организации. Данное убеждение следует из того, чтоорганизации являются созданными людьми системы. А внутренние переменные являются в свою очередь результатом управленческих решений.Выделяют самые значимые элементыворганизации, которыетребуют внимания руководства структура, цели, задачи, технология и люди[7].Дляболее детального изучения вопроса, изучим методы анализавнутренней среды. Существует большое количество методов, рассмотрим некоторые из них.Модель «7 S» помогаетраскрытьвозможности её развития.Данное исследование состоит ванализе основных элементов компании, выделении её слабых исильных сторон, определении направлений дальнейших стратегических решений, поиске решения проблем.Основной целью исследования является описание принципов, которыепозволяют компании достигнуть успеха.Модель «7 S»,обозначенав виде перечня 7 принципов. Ониспособнысистемно проанализировать организацию (таблица 2).Таблица 2Основные элементы модели «7 S», их определения и функции

Название элементаПояснениеStrategy (стратегия)План организационных действий. Он разрабатывается для выполненияцелей и решения задач предприятия.Structure (структура)Организационная структура организации. Её необходимо нацелить на объединение сотрудников всех уровней.Systems(системы)ОсновныепроцессыStyle(стиль)Стиль руководства оказывает сильное влияние наценности и стратегию предприятия.Shared Values(общепризнанные ценности)Основныепринципы, которыепомогаютреализовать деятельности.Staff (персонал)

Опыт работников, способности являются

важным фактором успеха.Skills (навыки)Уникальныеспособности, конкурентные преимущества

Следует отметить, что немаловажным является разделениеэлементов надве группы: «жесткую» и «мягкую». В«жесткую» группу входит стратегия, структура и системы. «Мягкая»группа выделяет: персонал, общие ценности, навыки и умения, стиль. Недостаток данной модели проявляется в том, что онане затрагивает многие основные элементы функционирования компании, например, некоторыебизнеспроцессы.Однакодает основную информацию о возможностях инедостатках фирмы, которая может быть полезной для принятия стратегических решений.Необходимо отметить насколько актуален SWOTанализ при оценке внутренней среды организации. Он являетсясовременным инструментом исследования необходимым для предотвращения рисков предприятия.Универсальность данного анализа позволяетиспользовать его для различных объектов ина различных уровнях: предприятия, региона, анализ продукции, конкурентов.Алгоритм проведения SWOTанализа заключается в характеристике:а) внутренней среды (с выделением сильных и слабых сторон); б) внешней среды (с выделением возможностей и угроз) предприятияОписание выполняется с помощьюфакторов, которыене имеют количественной оценки. Факторы заносятся в таблицу; по значимости, как правило, не ранжируются.Современное теоретическое направление управленческого анализа –диагностика специализированных функцийили функциональная диагностика. Она дает возможность повысить качество управления промышленным предприятием [4].А.В. Крупскийвыделяетзначимость SNWанализа.Он применяется после проведения SWOTанализа для того, чтобыболее глубоко изучить факторы внутренней среды организации.Позволяет провести анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. В.Н. Парахинаутверждает, что SNWанализ используется при анализе факторов внутренней среды предприятия. В SNWанализ выделяют слабую исильнуюоценку позиции. В сравнении соSWOTанализом,в SNWанализе система оценки дополняется нейтральной позицией, которая определяетсясреднеотраслевым значениям оценкиопределенного фактора [8].Нами отмечено, что преимущество такого подходазаключается ввозможностиизучениянейтральной позиции отдельного фактора, влияющего на финансовую деятельность предприятия, как критерия минимально необходимого стратегии его соответствия.Исследователь, Н.И. Лахметкина, рассматривает управленческие цели SNW подхода:1) сильные сторонывнутренней средыорганизации усилить и сохранить;2) слабые сторонывнутренней среды организации–устранить.Основной причина включения нейтральной стороны: для победы в конкурентной борьбеможетопределяться достаточным состояние, когдаконкретная организацияпо сравнению сосвоими конкурентами по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S[5].

В результате проведенных исследований учеными НИМБ 20092011гг. были выявленыфакторывнутренней среды организации. В свою очередь эти факторы оказали существенное влияние на развитие кризисаТаблица 3Какие факторы внутренней среды организации наиболее существенно повлияли на развитие кризиса?

Факторы экономикиПроцент ответов экспертов200920111.Физический и моральный износ основных производственных фондов.57%13%2. Сильное отставание организации производства ив уровне технологиипо сравнению с зарубежными конкурентами.31%12%3. Неконкурентоспособностьнашей продукции по сравнении с импортной (Япония, Корея, ЕС, Китай, США).28%9%4.Зависимость от зарубежного оборудованияиматериалов деталей.24%7%5. Низкая производительность труда и фондовооруженность производства.

24%7%6. Высокий удельный вес банковскогокредитаи заемного капитала.15%12%7. Дисбалансмежду заработной платой иростом производительности труда.14%10%

Исходя из проведенных статистических данных, значительная часть экспертов, делают акцент на то, что увеличивается доляморального и физического износа основных производственных фондов (13% и 57%) ипроисходит значительное отставание втехнологическом уровне организации производства всравнении с иностраннымипредприятиями (12% и 31%).Основной проблемойявляется доля преимуществ зарубежной продукции над российской продукцией(9% и 28%), а такжепроисходит значительное снижение производительности труда и фондовооружености(7% и 24%).Отличие оценок экспертов 2009 и 2011 годоввудельном весе заёмного капитала и банковского кредита (12% и 15%), а также несоблюдение баланса между ростом производительности труда и заработной платы (10% и 14%).

Важно отметить, чтокак в 2009 г.начальной стадии кризиса, так и в 2011 г. –завершающей стадиимненияэкспертов сводятся к тому, чтоэкономические факторы внутренней среды организацииявляются очень значимымив глубокой депрессии предпринимательства.

На основании теоретическихи методических подходов ученыхисследователей, а также статистических данных к анализу факторов внутренней среды предприятия в период кризиса, нами рекомендованы 4группыфакторов внутренней среды организации, которые необходимо учесть в 2016 г. и в рамках каждого фактора выделены показатели, которые позволят оценить степеньвлияния на предприятие (таблица 4).Таблица 4Методика оценки внутренней средыорганизации

Группыфакторов внутренней средыЭффективностьсоставляющих внутренней средыМаркетинг:СильнаяНейтральнаяСлабаяуровень продаж

Клиентоориентированность

участие в тендерах

рекламная политика

имидж и репутация



Финансы:

рост оборотных средств(денежных средств)

рост чистой прибыли

рентабельность

Ликвдность

возможность покрытия краткосрочных кредитов и займов с помощью мобилизации дебиторской задолженности

Производство

наличие собственных производственных мощностей

использованиесовременных технологий

уровень износа основных средств

Организация и персонал

уровень управления человеческими ресурсами

несоблюдение пропорций между ростом производительности труда и заработной платой

производительность труда



Необходимо отметить, что степень интегрального влияния факторов внутренней среды на эффективность функционирования организации, зависит не только от соотношения данных факторов, но и от того на какой стадии жизненного цикла находится предприятие. Так, значительная доля предприятий обанкротилась по вине неопытных или некомпетентных управленцев, а именно с их неумением учитывать влияние и изменение фактороввнутренней и внешней среды. При выборе приемлемых методов исследованияпо оптимизации развития организации основополагающиимявляетсяиспользование достовернойинформации.В данном случае, информация должнабыть не только количественной, но и характеризоваться точностью иобъективностью.

Таким образом, состав и состояние элементов внутренней среды организации представляет объектособого внимания при принятии управленческихрешений, антикризисном управлении, процессереинжиниринга бизнеспроцессов, так как заключает в себе основной потенциал повышения эффективности деятельности организации, роста прибыли, стабильности и благосостояния.

Ссылки на источники1. Вакуленко, Р.Я., Егоршина, А.П., Коробейников, И.О. Анализ экономических факторов кризиса предпринимательства в России//Проблемы современной экономики.2012.№ 3(43).URL: http://www.meconomy.ru/art.php?nArtId=4192.[Дата обращения 10.02.2016].2. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие /В.М. Власова. М.: «Финансы и статистика»,2011.514с.3. Головков, А.Н. Теория внутренней и внешней среды в управлении процессами интеграции бизнеса/ А.Н. Головков // Российское предпринимательство. —2011. —№ 12 —С. 4651. 4. Крупский, А.В. Факторы повышения эффективности инвестиционной деятельности организации на основе процессноориентированного управления и анализа потребительской рентабельности /А.В. Крупский// Проблемы управления социальноэкономическими системами в условиях инновационного развития: Сборник научных трудов VII региональной научнопрактической конференции . 2013. –464с. –С.287292.5. Лахметкина, Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия: учебное пособие/Н.И. Лахметкина –М.: КноРус.2011. –232 с.6. Леонтьев, О.А. Внутренняя среда вуза: инновационность как фактор повышения конкурентоспособности/О.А. Леонтьев// Современные наукоемкие технологии.2013.№ 12.С.120123.7. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента/ пер. с англ. д. э. н. Л.И. Евенко –М.: Издательство «Дело».2011.704с.8. Парахина, В. Н. Теория организации: учебное пособие по специальности «Государственное и муниципальное управление» /В.Н. Парахина, Т. М. Федоренко. –М.: Кнорус.2014. –296 с.9. Смирнов, Э.А. Основы теории организации: учебник/ Э.А. Смирнов. М.: Аудит Издательское объединение «ЮНИТИ».2011.248 с.10. Шамина, Л. К. Анализ влияния факторов внутренней среды предприятия на функционирование инновационных процессов // Научный журнал НИУ ИТМО Серия «Экономика и экологическийаменеджмент».2014№20.аURL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/671.[Дата обращения 06.03.2016].