Особенности рынка труда (на примере Тульской области)
Выпуск:
ART 96181
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мирошина
Е.
Ю. Особенности рынка труда (на примере Тульской области) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1316–1320. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96181.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности рынка труда, как общероссийского, так и Тульской области. Анализируются статистические данные, касающиеся развития рынка труда (уровень безработицы, уровень занятости, продолжительность поиска работы и др.). Особое внимание уделено вопросам трудовой миграции и ее роли в успешном функционировании рынка труда. Рассматривается политика государства в области содействия занятости населения. Исследуются данные социологических опросов по проблемам эффективности государственной политики в области занятости.
Похожие статьи
- Особенности регионального рынка труда в условиях реализации компетентностного подхода
- Ценность труда и отношение к труду у студентов старших курсов учреждений высшего профессионального образования
- Основные современные проблемы региональных рынков труда и антикризисные меры по снижению напряженности на них
- Качественный анализ рынка труда молодых специалистов
- Исследование состояния рынка труда города Новошахтинска в кризисных условиях социально-экономического развития
Текст статьи
Мирошина Евгения Юрьевна,доценткафедры гуманитарных дисциплин, Тульский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. ТулаEvgeniya1808@yandex.ru
Особенности рынка труда (на примере Тульской области)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности рынка труда как общероссийского, так и Тульской области. Анализируются статистические данные, касающиеся развития рынка труда (уровень, безработицы, уровень занятости, продолжительность поиска работы и др.). Особое внимание уделено вопросам трудовой миграции и ее роли в успешном функционировании рынка труда. Рассматривается политика государства в области содействия занятости населения. Исследуются данные социологических опросов по проблемам эффективности государственной политики в области занятости. Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, трудовая миграция, фриланс.
Рынок труда –один из важнейших элементов экономики. От его функционирования во многом зависит экономическоеположение страны. Рынок труда—экономическая среда, вкоторой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда. К числу важнейших особенностей рынка труда следует отнести: 1) широкое распространение нетрадиционных форм занятости;2) существенную дифференциацию в оплате труда работников разной квалификации;3) связь оплаты труда с конечными результатами деятельности фирмы;4) мобильность работников.Рассмотрим эти особенности подробнее.1.Широкое распространение нетрадиционных, гибких форм занятости. Сегодня большой популярностью пользуется так называемый фриланс, когда человек не официально трудится в какойлибо организации, а работает вне штата, по свободному графику, чаще всего удаленно. Часто такие люди не платят налогов и в статистике нередко учитываются в качестве безработных.Официальной статистики по фрилансу нет. Существует около 5 крупных порталов, которые предлагают работу для фрилансеров и где люди могут предложить свои услуги в той или иной сфере. Количество пользователей, зарегистрированных на этих ресурсах, практически одинаковое и составляет в среднем 8590 тыс. человек. Правда,активными поисками работы занимаются значительно меньше. Например, на сайте www.freelancers.netзарегистрировано 90530 аккаунтов, свои услуги предлагают чуть более 50 тысяч пользователей.Больше всего резюме представлено в категории «дизайн/графика» (32,5%), на втором месте –«копирайтинг/переводы» (17,2%), на третьем –«программирование/верстка» (17,2%)[1].На крупных порталах по поиску работы практически не представлены вакансии на удаленную работу. Например, на Яндекс. Работа только 320 вакансий(2 в Тульской области), на SuperJob5477 вакансий(73 в Тульской области). При этом в основном требуются работники с низкой квалификацией (оператордиспетчер, менеджер по продажам и др.).Анализ статистики запросов при помощи сервиса Wordstatпоказал, что число запросов,содержащих слова «фриланс», «фрилансер» составляют около 150 тысяч в месяц.Также этот сервис позволяет рассчитать коэффициент региональной популярности,показывающий интерес к слову или словосочетанию. Данный коэффициент для слова «фрилансер» в Тульском регионе составляет 90% (т.е. интерес пониженный), для слова «фриланс» 107% (т.е. интерес повышенный). Статистика запросов «по словам»говорит о том, что в термин «фриланс» присутствует в запросах о вакансиях, поисках работы, сайтах. Термин «фрилансер» нередко употребляется в следующих словосочетаниях «фрилансеротзывы», «фрилансер википедия». Т.е. чаще всего запрос «фрилансер» направлен не на поиск работы, а на получение дополнительной информации об этом явлении. 2. Существеннаядифференциацияв оплате труда работников разной квалификации. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2013 году средняя номинальная заработная плата руководителей организаций составляла 52 тыс. руб., специалисты высшего уровня квалификации получали значительноменьше: 33 тыс., руб., зарплата специалистов среднего уровня квалификации немного превышала 25 тыс. руб. неквалифицированные работники получали 13 тыс. рублей. В Тульском регионе наблюдается та же тенденция, правда уровень заработной платы несколько ниже,чем в среднем по России.Кроме этого значителен и разрыв в зарплатах межу 10% работников с самой высокой заработной платой и 10% с самой низкой. В Тульской области по итогам 2013 года разрыв составил 9,1 раз, что значительно нижесреднего показателя по России (15,8 раз) и по Центральному федеральному округу (18,6 раз)[2, c. 262].
Заработная плата дифференцируется не только в зависимости от уровня квалификации, что вполне закономерно, но и от половой принадлежности работника. Разрыв между оплатой труда мужчин и женщин значительный. Если в 2005 году мужчины в среднем в месяц зарабатывали 11778 рублей, а женщины 7153 рублей (т.е.разрыв составил 1,6 раза), то в 2015 мужчины получали уже 33301 рублей, женщины 24721 рублей (разница 1,4 раза). В среднем «женская» зарплата составляет 74% от «мужской». В различных отраслях экономики эта цифра отличается, но всегда составляет менее 100%. Наименьший разрыв наблюдается в сфере образования (99%), сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (90%)[3].
Причин этого явления несколько, многие из которых кроятся в гендерных различиях. Прежде всего зарплатные ожидания женщин ниже, чем мужчин. Результаты одного из экспериментов, в котором участники, игравшие роль работодателей, назначали зарплаты в зависимостиот ожиданий. Работник, ожидавший меньшей зарплаты и получал меньше, чем работник той же квалификации, но с более высокими ожиданиями. Выяснилось, что в ситуацииотсутствия информации о заработной плате других сотрудников, женщины просили заработную плату меньше, чем мужчины[4, c. 132].3.Связь оплаты труда с конечными результатами деятельности фирмы. Данные статистики свидетельствуют о том, что работники «умственного» труда получают значительно меньше, чем специалисты технического профиля. Например, среднемесячная зарплата специалистов, занимающих обработкой информации, подготовкой документации на 10 тыс. руб. меньше зарплаты работников промышленных предприятий, занятых в строительстве, транспорте [2, c. 262]. Аналогичная ситуация наблюдается и в Тульской области. Например, работники сферы образования, культуры в среднем получают чуть более 21 тыс. руб. в месяц. На обрабатывающих производствах –средний доход 26348руб. в месяц. При этом заработная плата варьируется от 13 тыс. руб. в текстильном и швейномпроизводстве до 30 тыс. руб. в химическом. Самый высокий уровень оплаты труда на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых (28041 руб. в месяц). Средний размер номинальной заработной платы по области в 2014 году составил 25204 руб. в месяц. Во многих отраслях доход работников ниже средней областной зарплаты. Значительный разрыв наблюдается в таких отраслях как сельское хозяйство (ниже на 26,6%), гостиницы и рестораны (меньше на 43%), финансовая деятельность (выше на 64%)[5, c. 117]. Еще одним примером связи оплаты труда с конечным результатом производства может служить тот факт, что в настоящее время существует значительное числофирм со сдельной оплатой труда. Например, зарплата менеджеров по продажам во многом зависит от того на какую суммуони продали товар.
4.Мобильность работников. Некоторые люди в поисках работы переезжают из села в город, из небольшого городка в мегаполисы. Данные статистики по Тульской области свидетельствуют о том, что в 2014 году более 32 тыс. жителей области сменили место жительства. 93,3% из них остались в Российской Федерации. Чуть более 16 тыс. человек перемещались в пределах Тульской области[6]. Что касается трудовой миграции, то 83,4 тыс. человек, проживающих в регионе, выезжают на работу в другие субъекты. ВТульскую область в 2014 году приехали работать 3,3 тыс. человек. Самым привлекательным для работы в Центральном Федеральном округе считается город Москва (более 1,1 млн. трудовых мигрантов)[7]. Потоки трудовой миграции во многом зависят от расстояния. Практически 50% мигрантов перемещаются в пределах «своих»федеральных округов. Исключения составили Южный, СевероКавказский и Приволжский федеральные округа. В среднем 47% трудовых мигрантов из этих регионов отправляется на работу в Центральный округ[8, c. 31]. Проблема заключается в том, что, например, в Москве уровень оплаты труда значительно выше(в 2014 году в среднем 61 тыс. руб., что почти в 2 разавыше, чем в среднем по России и в 1,5 раза выше, чем вЦентральном Федеральном округе)[9], чем во многих городах и работники переезжают туда, а в их родном городе рабочие места пустуют.Например, в Тульской области 10,1 тыс. незанятых рабочих мест, что составляет 3,3% от общего числа рабочих мест.Фонд общественного мнения в 2014 году провел опрос, касающийся миграции, в т.ч. и трудовой. На вопрос о том, имеются ли в организации работники, приехавшие из других субъектов Российской Федерации, 47% респондентов ответили утвердительно. Из них 25% заявили о том, что таких работников мало, а 16% что много. Почти четверть участников исследования отметили, что если бы приезжих не было, то на эти места, с той же зарплатой легко можно было найти работников из местных жителей.Значительная часть опрошенных отметила, что в их городе (селе, поселке) есть вакансии, на которые трудно найти работников. К ним относятся рабочие специальности, дворники, врачи, учителя. Об избытке специалистов определенных профессий заявили 29% россиян. Это профессии юриста, экономиста, продавца, бухгалтера[10].
Рынок труда не существует безпроблем. Федеральная служба государственной статистики рассчитала отдельные показатели напряженности на рынке трудав 2014 годупо субъектам Российской Федерации. К этим показателям относятся:
уровень занятости (в Тульской области он составил 65,7% 32место по России). Лидером по этому показателю стал Чукотский автономный округ с показателем 81,2%, на последнем месте республика Тыва, где доля занятых не превышает 50%;
уровень безработицы(в Тульской области он ниже общероссийского и равен 4,1%, 14 место по России). Лидер –г. СанктПетербург, где уровень безработицы менее 1,5%, последнее место занимает республика Ингушетия с показателем 29,8%.
среднее время поиска работы(в Тульской области составляет чуть больше полугода, 27 место). Быстрее всего работу находят в ЯмалоНенецком автономном округе (за 3,1 месяца), дольше всего в республике Ингушетии –почти год.
доля безработных, ищущих работу более 12 месяцев(Тульская область занимает 22 место с показателем 24,2%). Меньше всего безработных, более года занимающихся поисками работы в Москве (9,3%), больше всего–республике Тыва (65,8%)[7].Государство заинтересовано в минимизации факторов напряженности на рынке труда и осуществляет различные мероприятия, направленные на увеличение уровня занятости. В законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» говорится о том, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами[11].В нашей стране в 2012 году была принята программа «Содействие занятости населения» на 2013 –2020 годы. Ее целью является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
предотвращение роста напряженности на рынке труда;
привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан[12].Среди ожидаемых результатов реализации этой программы можно выделить предотвращение роста напряженности на рынке труда, регулирование процессов трудовой миграции (привлечение квалифицированных кадров из других регионов, сокращение нелегальной миграции), улучшение условий труда и другие. Еще одним мероприятием, направленным на содействие занятости населения стало создание информационноаналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России» (закон о ней был принят 22 декабря 2014 года), которая будет содействовать повышению мобильности трудовых ресурсов. На сегодняшний день в базе насчитывается более 1,1 млн. рабочих местпо всей России(почти 15 тыс. по Тульской области).Существуют разные способы оценки эффективности предпринимаемых правительством мер в области занятости. Один из них –опросы общественного мнения. Фонд общественного мнения (ФОМ) провелисследование, целью которого было выяснить, насколько эффективны с точки зрения населения меры, принимаемые государством для борьбы с безработицей. При этом большая часть респондентов (почти 60%) ничего не слышала об антикризисных мерах, направленных на содействие занятости.Отвечая на вопрос о конкретных мероприятиях, проводимых правительством, опрошенные указывали наповышение пособий по безработице, на переобучение, на оказание помощи в трудоустройстве, на поддержку предприятий, на помощь в организации малого бизнеса. Около 1% участников исследования заявили о том, что принимаемые меры неэффективны и ни к каким положительным результатам они не приведут.Также респонденты оценили некоторые конкретные меры, направленные на содействие занятости. Одна из предложенных правительством мер борьбы с безработицей –это профессиональное переобучение работников, которым грозит увольнение. Практически одинаковое количество респондентов считают, что эта мера принесет значительный результат (28%) и незначительный (25%), чуть меньше (23%) уверены, что не даст никакого результата.Следующая мера – это организация общественных работ. Общественные работы оплачиваются из бюджета по невысоким расценкам и позволяют создать много рабочих мест, не требующих высокой квалификации, – например, в дорожном строительстве или обустройстве территории. Подавляющее число участников исследования (35%) считают, что результат от вышеозначенной меры – незначителен. Почти одинаковое число респондентов уверены, что эта мера принесет значительный результат (20%), не даст никакого результата (19%).Еще одна мера – оказание помощи гражданам в открытии собственного дела. 27% опрошенных говорят о значительном результате, 23% –о незначительном. Следующая мера, предложенная правительством, – это вахтовый метод организации работ, то есть временное перемещение граждан туда, где имеется работа, с компенсацией затрат на проезд и оплату жилья. 38% респондентов считают, что результат будет значительным. В том, что эта мера не принесет никакого результата уверены только 11% опрошенных.Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что наиболее эффективным, по мнению населения России, является организация работ вахтовым методом (данную меру поддержали 33% людей). Чуть меньше (29%) считают эффективным переобучение работников. Наименее эффективными респонденты сочли помощь в организации собственного дела (23%) и организацию общественных работ (19%)[13]1.
Таким образом при проведении государственной политики в области занятости учитываются особенности рынка труда и большинство существующих проблем решаются достаточно эффективно.
Ссылки на источники1. Рассчитано поданным сайта www.freelancers.net. –[Дата обращения 13.01.2016].2. Труди занятость в России. 2015: Стат.сб./Росстат M., 20153. Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин по обследованнымвидам экономической деятельности. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/#/
[Дата обращения 11.03.2016]4. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: ПРАЙМЕврознак, 2008. 5. Социальноэкономическое положение Тульской области –2014 // Доклад территориального органа государственной статистики по Тульской области. –Тула: Туластат, 2015.6. О миграции населения Тульской области. –URL: http://www.tulastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tulastat/resources/ec8f500040d43b90aec3ef367ccd0f13/%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.htm–[Дата обращения 17.02.2016]7. Обследование населения по проблемам занятости –2014. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140097038766. –[Дата обращения 03.03.2016]8. Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция рынок труда. –М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.9. Федеральная служба государственной статистики. –URL: http://www.gks.ru. –[Дата обращения 14.03.2016]10. Миграция и рынок труда. –URL: http://fom.ru/Rabotaidom/11946. –[Дата обращения 09.03.2016] 1О мерах по борьбе с безработицей//База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/
11. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 10321 от 19 апреля 1991// База данных Гарант. URL: http://base.garant.ru/10164333/1/#block_100#ixzz3Oh3jb96d. –[Дата обращения 28.12.2015]12. Федеральная программа «Содействие занятости населения» // База данных Гарант. URL: http://base.garant.ru/70265350/#ixzz3Xp2LEvvY. –[Дата обращения 28.12.2015]13. О мерах по борьбе с безработицей //База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/. –[Дата обращения 03.03.2016]
Особенности рынка труда (на примере Тульской области)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности рынка труда как общероссийского, так и Тульской области. Анализируются статистические данные, касающиеся развития рынка труда (уровень, безработицы, уровень занятости, продолжительность поиска работы и др.). Особое внимание уделено вопросам трудовой миграции и ее роли в успешном функционировании рынка труда. Рассматривается политика государства в области содействия занятости населения. Исследуются данные социологических опросов по проблемам эффективности государственной политики в области занятости. Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, трудовая миграция, фриланс.
Рынок труда –один из важнейших элементов экономики. От его функционирования во многом зависит экономическоеположение страны. Рынок труда—экономическая среда, вкоторой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда. К числу важнейших особенностей рынка труда следует отнести: 1) широкое распространение нетрадиционных форм занятости;2) существенную дифференциацию в оплате труда работников разной квалификации;3) связь оплаты труда с конечными результатами деятельности фирмы;4) мобильность работников.Рассмотрим эти особенности подробнее.1.Широкое распространение нетрадиционных, гибких форм занятости. Сегодня большой популярностью пользуется так называемый фриланс, когда человек не официально трудится в какойлибо организации, а работает вне штата, по свободному графику, чаще всего удаленно. Часто такие люди не платят налогов и в статистике нередко учитываются в качестве безработных.Официальной статистики по фрилансу нет. Существует около 5 крупных порталов, которые предлагают работу для фрилансеров и где люди могут предложить свои услуги в той или иной сфере. Количество пользователей, зарегистрированных на этих ресурсах, практически одинаковое и составляет в среднем 8590 тыс. человек. Правда,активными поисками работы занимаются значительно меньше. Например, на сайте www.freelancers.netзарегистрировано 90530 аккаунтов, свои услуги предлагают чуть более 50 тысяч пользователей.Больше всего резюме представлено в категории «дизайн/графика» (32,5%), на втором месте –«копирайтинг/переводы» (17,2%), на третьем –«программирование/верстка» (17,2%)[1].На крупных порталах по поиску работы практически не представлены вакансии на удаленную работу. Например, на Яндекс. Работа только 320 вакансий(2 в Тульской области), на SuperJob5477 вакансий(73 в Тульской области). При этом в основном требуются работники с низкой квалификацией (оператордиспетчер, менеджер по продажам и др.).Анализ статистики запросов при помощи сервиса Wordstatпоказал, что число запросов,содержащих слова «фриланс», «фрилансер» составляют около 150 тысяч в месяц.Также этот сервис позволяет рассчитать коэффициент региональной популярности,показывающий интерес к слову или словосочетанию. Данный коэффициент для слова «фрилансер» в Тульском регионе составляет 90% (т.е. интерес пониженный), для слова «фриланс» 107% (т.е. интерес повышенный). Статистика запросов «по словам»говорит о том, что в термин «фриланс» присутствует в запросах о вакансиях, поисках работы, сайтах. Термин «фрилансер» нередко употребляется в следующих словосочетаниях «фрилансеротзывы», «фрилансер википедия». Т.е. чаще всего запрос «фрилансер» направлен не на поиск работы, а на получение дополнительной информации об этом явлении. 2. Существеннаядифференциацияв оплате труда работников разной квалификации. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2013 году средняя номинальная заработная плата руководителей организаций составляла 52 тыс. руб., специалисты высшего уровня квалификации получали значительноменьше: 33 тыс., руб., зарплата специалистов среднего уровня квалификации немного превышала 25 тыс. руб. неквалифицированные работники получали 13 тыс. рублей. В Тульском регионе наблюдается та же тенденция, правда уровень заработной платы несколько ниже,чем в среднем по России.Кроме этого значителен и разрыв в зарплатах межу 10% работников с самой высокой заработной платой и 10% с самой низкой. В Тульской области по итогам 2013 года разрыв составил 9,1 раз, что значительно нижесреднего показателя по России (15,8 раз) и по Центральному федеральному округу (18,6 раз)[2, c. 262].
Заработная плата дифференцируется не только в зависимости от уровня квалификации, что вполне закономерно, но и от половой принадлежности работника. Разрыв между оплатой труда мужчин и женщин значительный. Если в 2005 году мужчины в среднем в месяц зарабатывали 11778 рублей, а женщины 7153 рублей (т.е.разрыв составил 1,6 раза), то в 2015 мужчины получали уже 33301 рублей, женщины 24721 рублей (разница 1,4 раза). В среднем «женская» зарплата составляет 74% от «мужской». В различных отраслях экономики эта цифра отличается, но всегда составляет менее 100%. Наименьший разрыв наблюдается в сфере образования (99%), сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (90%)[3].
Причин этого явления несколько, многие из которых кроятся в гендерных различиях. Прежде всего зарплатные ожидания женщин ниже, чем мужчин. Результаты одного из экспериментов, в котором участники, игравшие роль работодателей, назначали зарплаты в зависимостиот ожиданий. Работник, ожидавший меньшей зарплаты и получал меньше, чем работник той же квалификации, но с более высокими ожиданиями. Выяснилось, что в ситуацииотсутствия информации о заработной плате других сотрудников, женщины просили заработную плату меньше, чем мужчины[4, c. 132].3.Связь оплаты труда с конечными результатами деятельности фирмы. Данные статистики свидетельствуют о том, что работники «умственного» труда получают значительно меньше, чем специалисты технического профиля. Например, среднемесячная зарплата специалистов, занимающих обработкой информации, подготовкой документации на 10 тыс. руб. меньше зарплаты работников промышленных предприятий, занятых в строительстве, транспорте [2, c. 262]. Аналогичная ситуация наблюдается и в Тульской области. Например, работники сферы образования, культуры в среднем получают чуть более 21 тыс. руб. в месяц. На обрабатывающих производствах –средний доход 26348руб. в месяц. При этом заработная плата варьируется от 13 тыс. руб. в текстильном и швейномпроизводстве до 30 тыс. руб. в химическом. Самый высокий уровень оплаты труда на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых (28041 руб. в месяц). Средний размер номинальной заработной платы по области в 2014 году составил 25204 руб. в месяц. Во многих отраслях доход работников ниже средней областной зарплаты. Значительный разрыв наблюдается в таких отраслях как сельское хозяйство (ниже на 26,6%), гостиницы и рестораны (меньше на 43%), финансовая деятельность (выше на 64%)[5, c. 117]. Еще одним примером связи оплаты труда с конечным результатом производства может служить тот факт, что в настоящее время существует значительное числофирм со сдельной оплатой труда. Например, зарплата менеджеров по продажам во многом зависит от того на какую суммуони продали товар.
4.Мобильность работников. Некоторые люди в поисках работы переезжают из села в город, из небольшого городка в мегаполисы. Данные статистики по Тульской области свидетельствуют о том, что в 2014 году более 32 тыс. жителей области сменили место жительства. 93,3% из них остались в Российской Федерации. Чуть более 16 тыс. человек перемещались в пределах Тульской области[6]. Что касается трудовой миграции, то 83,4 тыс. человек, проживающих в регионе, выезжают на работу в другие субъекты. ВТульскую область в 2014 году приехали работать 3,3 тыс. человек. Самым привлекательным для работы в Центральном Федеральном округе считается город Москва (более 1,1 млн. трудовых мигрантов)[7]. Потоки трудовой миграции во многом зависят от расстояния. Практически 50% мигрантов перемещаются в пределах «своих»федеральных округов. Исключения составили Южный, СевероКавказский и Приволжский федеральные округа. В среднем 47% трудовых мигрантов из этих регионов отправляется на работу в Центральный округ[8, c. 31]. Проблема заключается в том, что, например, в Москве уровень оплаты труда значительно выше(в 2014 году в среднем 61 тыс. руб., что почти в 2 разавыше, чем в среднем по России и в 1,5 раза выше, чем вЦентральном Федеральном округе)[9], чем во многих городах и работники переезжают туда, а в их родном городе рабочие места пустуют.Например, в Тульской области 10,1 тыс. незанятых рабочих мест, что составляет 3,3% от общего числа рабочих мест.Фонд общественного мнения в 2014 году провел опрос, касающийся миграции, в т.ч. и трудовой. На вопрос о том, имеются ли в организации работники, приехавшие из других субъектов Российской Федерации, 47% респондентов ответили утвердительно. Из них 25% заявили о том, что таких работников мало, а 16% что много. Почти четверть участников исследования отметили, что если бы приезжих не было, то на эти места, с той же зарплатой легко можно было найти работников из местных жителей.Значительная часть опрошенных отметила, что в их городе (селе, поселке) есть вакансии, на которые трудно найти работников. К ним относятся рабочие специальности, дворники, врачи, учителя. Об избытке специалистов определенных профессий заявили 29% россиян. Это профессии юриста, экономиста, продавца, бухгалтера[10].
Рынок труда не существует безпроблем. Федеральная служба государственной статистики рассчитала отдельные показатели напряженности на рынке трудав 2014 годупо субъектам Российской Федерации. К этим показателям относятся:
уровень занятости (в Тульской области он составил 65,7% 32место по России). Лидером по этому показателю стал Чукотский автономный округ с показателем 81,2%, на последнем месте республика Тыва, где доля занятых не превышает 50%;
уровень безработицы(в Тульской области он ниже общероссийского и равен 4,1%, 14 место по России). Лидер –г. СанктПетербург, где уровень безработицы менее 1,5%, последнее место занимает республика Ингушетия с показателем 29,8%.
среднее время поиска работы(в Тульской области составляет чуть больше полугода, 27 место). Быстрее всего работу находят в ЯмалоНенецком автономном округе (за 3,1 месяца), дольше всего в республике Ингушетии –почти год.
доля безработных, ищущих работу более 12 месяцев(Тульская область занимает 22 место с показателем 24,2%). Меньше всего безработных, более года занимающихся поисками работы в Москве (9,3%), больше всего–республике Тыва (65,8%)[7].Государство заинтересовано в минимизации факторов напряженности на рынке труда и осуществляет различные мероприятия, направленные на увеличение уровня занятости. В законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» говорится о том, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами[11].В нашей стране в 2012 году была принята программа «Содействие занятости населения» на 2013 –2020 годы. Ее целью является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
предотвращение роста напряженности на рынке труда;
привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан[12].Среди ожидаемых результатов реализации этой программы можно выделить предотвращение роста напряженности на рынке труда, регулирование процессов трудовой миграции (привлечение квалифицированных кадров из других регионов, сокращение нелегальной миграции), улучшение условий труда и другие. Еще одним мероприятием, направленным на содействие занятости населения стало создание информационноаналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России» (закон о ней был принят 22 декабря 2014 года), которая будет содействовать повышению мобильности трудовых ресурсов. На сегодняшний день в базе насчитывается более 1,1 млн. рабочих местпо всей России(почти 15 тыс. по Тульской области).Существуют разные способы оценки эффективности предпринимаемых правительством мер в области занятости. Один из них –опросы общественного мнения. Фонд общественного мнения (ФОМ) провелисследование, целью которого было выяснить, насколько эффективны с точки зрения населения меры, принимаемые государством для борьбы с безработицей. При этом большая часть респондентов (почти 60%) ничего не слышала об антикризисных мерах, направленных на содействие занятости.Отвечая на вопрос о конкретных мероприятиях, проводимых правительством, опрошенные указывали наповышение пособий по безработице, на переобучение, на оказание помощи в трудоустройстве, на поддержку предприятий, на помощь в организации малого бизнеса. Около 1% участников исследования заявили о том, что принимаемые меры неэффективны и ни к каким положительным результатам они не приведут.Также респонденты оценили некоторые конкретные меры, направленные на содействие занятости. Одна из предложенных правительством мер борьбы с безработицей –это профессиональное переобучение работников, которым грозит увольнение. Практически одинаковое количество респондентов считают, что эта мера принесет значительный результат (28%) и незначительный (25%), чуть меньше (23%) уверены, что не даст никакого результата.Следующая мера – это организация общественных работ. Общественные работы оплачиваются из бюджета по невысоким расценкам и позволяют создать много рабочих мест, не требующих высокой квалификации, – например, в дорожном строительстве или обустройстве территории. Подавляющее число участников исследования (35%) считают, что результат от вышеозначенной меры – незначителен. Почти одинаковое число респондентов уверены, что эта мера принесет значительный результат (20%), не даст никакого результата (19%).Еще одна мера – оказание помощи гражданам в открытии собственного дела. 27% опрошенных говорят о значительном результате, 23% –о незначительном. Следующая мера, предложенная правительством, – это вахтовый метод организации работ, то есть временное перемещение граждан туда, где имеется работа, с компенсацией затрат на проезд и оплату жилья. 38% респондентов считают, что результат будет значительным. В том, что эта мера не принесет никакого результата уверены только 11% опрошенных.Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что наиболее эффективным, по мнению населения России, является организация работ вахтовым методом (данную меру поддержали 33% людей). Чуть меньше (29%) считают эффективным переобучение работников. Наименее эффективными респонденты сочли помощь в организации собственного дела (23%) и организацию общественных работ (19%)[13]1.
Таким образом при проведении государственной политики в области занятости учитываются особенности рынка труда и большинство существующих проблем решаются достаточно эффективно.
Ссылки на источники1. Рассчитано поданным сайта www.freelancers.net. –[Дата обращения 13.01.2016].2. Труди занятость в России. 2015: Стат.сб./Росстат M., 20153. Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин по обследованнымвидам экономической деятельности. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/#/
[Дата обращения 11.03.2016]4. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: ПРАЙМЕврознак, 2008. 5. Социальноэкономическое положение Тульской области –2014 // Доклад территориального органа государственной статистики по Тульской области. –Тула: Туластат, 2015.6. О миграции населения Тульской области. –URL: http://www.tulastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tulastat/resources/ec8f500040d43b90aec3ef367ccd0f13/%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.htm–[Дата обращения 17.02.2016]7. Обследование населения по проблемам занятости –2014. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140097038766. –[Дата обращения 03.03.2016]8. Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция рынок труда. –М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.9. Федеральная служба государственной статистики. –URL: http://www.gks.ru. –[Дата обращения 14.03.2016]10. Миграция и рынок труда. –URL: http://fom.ru/Rabotaidom/11946. –[Дата обращения 09.03.2016] 1О мерах по борьбе с безработицей//База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/
11. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 10321 от 19 апреля 1991// База данных Гарант. URL: http://base.garant.ru/10164333/1/#block_100#ixzz3Oh3jb96d. –[Дата обращения 28.12.2015]12. Федеральная программа «Содействие занятости населения» // База данных Гарант. URL: http://base.garant.ru/70265350/#ixzz3Xp2LEvvY. –[Дата обращения 28.12.2015]13. О мерах по борьбе с безработицей //База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/. –[Дата обращения 03.03.2016]