Качественный анализ рынка труда молодых специалистов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бавыкина Е. Н., Гущина С. С., Корецкая Т. В. Качественный анализ рынка труда молодых специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1446–1450. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970304.htm.
Аннотация. Современный этап социально-экономических преобразований характеризуется активным поиском путей решения проблем регионального развития. Среди них особую актуальность приобретает проблема формирования адекватной и эффективно функционирующей региональной системы занятости населения. В настоящее время в Российской Федерации одной из самых трудных проблем в социально-экономической жизни страны является проблема безработицы и занятости. Безработица в России влечет за собой потерю большого числа трудоспособного населения, а следовательно, и потерю значительного количества валового и национального продукта страны.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бавыкина Елена Николаевна, старший преподаватель Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И.Ползунова», г. Бийскbawikina.82@mail.ru

Корецкая Татьяна Владимировна,старший преподаватель Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И.Ползунова», г. Бийскkoreckaya77@mail.ru

Гущина Светлана Сергеевна, старший преподаватель Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И.Ползунова», г. Бийскsvetikru@list.ru

Качественный анализ рынка труда молодых специалистов

Аннотация.Современный этап социальноэкономических преобразований характеризуется активным поиском путей решения проблемрегионального развития. Среди них особую актуальность приобретает проблема формирования адекватной и эффективно функционирующей региональной системы занятости населения. В настоящее время в Российской Федерации одной из самых трудных проблем в социальноэкономической жизни страны является проблема безработицы и занятости. Безработица в России влечет за собой потерю большого числа трудоспособного населения, а, следовательно, и потерю значительного количества валового и национального продукта страны.Ключевые слова:рабочая сила, безработица, занятость, рынок труда, молодой специалист, трудоустройство, самозанятость, компетенция.

Необходимость формулирования современной парадигмырегиональной социальноэкономической политики в сфере занятости населения обусловлена не только настоятельной потребностью решения имеющихся проблем в данной сфере, но и ее адаптации к новым социальноэкономическим реалиям, для которых характерны:

объективная потребность инновационного развития экономики;

глобализация социальноэкономических отношений, важной чертой которой стало формирование международного рынка труда;

активно формирующийся институт частной собственности в корне изменивший отношения между государством, работодателями и работниками. Особую значимость при этом приобретает решение таких конкретных задач как выбор оптимальных форм и методов регулирования занятости, соотношение и границы частных и государственных инициатив, централизация и децентрализация процессов воспроизводства трудового потенциала;

существенное изменение содержания и форм социальноэкономического развития регионов России в условиях продолжения рыночных преобразований и интеграции национальной экономики в состав глобального мирового хозяйства. Безработица молодежи –социальноэкономическое явление, при котором трудоспособная молодежь находится в поиске работы и готова приступить к ней, но не может реализовать свое право на труд, тем самым теряет основные средства к существованию.Безработица среди молодежи продолжает нарастать.Потребность молодых специалистов в трудоустройстве не соответствует перспективерабочих местна рынке труда. Финансовые ожидания молодых специалистов противоречивы требованиям, которые запрашивают работодатели к своим потенциальным сотрудникам. Ситуацию осложняет отсутствие практического опыта и тесной взаимосвязи образовательного и производственного процессов.

Следует отметить, что проблема трудоустройства молодежи актуальна в современных условиях, так например, вАлтайском крае молодежь 14–29 лет составляет половину от всех граждан, ищущих работу через государственную службу занятости населения.Особый интерес на рынке труда представляют молодые специалисты люди с высшим или средне профессиональным образованием + стаж не менее 3 лет. На сегодняшний день существует большая потребностьв молодых специалистах в таких отраслях как здравоохранение(80%),организаций этой сферы готово нанять молодых специалистов без опыта работы. Молодые специалисты востребованы и в образовании –73% работодателей, предоставляющих услуги образования, готовы нанять выпускников организаций профессионального образования без опыта работы. В связи с бурным внедрением в трудовую деятельность информационных технологий возникла потребность в ITспециалиста –52%. Самое трудное для молодого специалиста без опыта работы –найти работу в организации сферы финансов и страхования –только 40% работодателей для этой сферы выразили готовность принять специалистов без опыта работы.Работодатели оценивают молодых работников по их личным и профессиональным качествам, а далеко не по оценкам, представленным в документе о высшем образовании. Поэтому необходимо выяснить, какими качествами должен обладать выпускник, чтобы соответствовать запросам работодателя и как следствие быть конкурентоспособным на современном рынке труда. С этой целью проведены исследования, позволившие в итоге разработать рекомендации по согласованию образовательных технологий с потребностями рынка труда. В ходе исследования был проведён опрос, в котором приняли участие 350 человекв возрасте от 18 до 30 лет, относящихся к категории молодёжи. По мнению опрошенных студентов, этими характеристиками являются, прежде всего, ответственность (69%), целеустремленность (46,5%), и работоспособность (43,8%), коммуникабельность (32%), способность к самообразованию, самосовершенствованию (29%). Респонденты попытались оценить свои конкурентные преимущества. Был предложен список, в котором они могли выбрать несколько позиций конкурентных преимуществ, на которые они, прежде всего, рассчитывают при приеме на работу. На последнем месте оказались личные качества будущих работников. На первое место выдвинулась профессия, которая рассматривается респондентами как перспективная на современном рынке труда. На втором месте оказался сам факт наличия диплома о высшем образовании, что рассматривается как достаточное основание для если не эффективного, то приемлемого трудоустройства. На третье местопомещен социальный капитал (помощь друзей и родственников). Лишь на четвертом месте оказалась позиция, наиболее на сегодняшний день востребованная работодателем, опыт работы. Такие представления, вполне отражающие реальность, если ориентироваться на данные наших исследований, на практику кадровых служб и рекрутинговых агентств, вынуждают студентов жертвовать учебой (на последнем курсе практически полностью) для того, чтобы приобрести некоторый опыт работы. И это единственный способ соответствовать требованиям работодателя, поскольку иные возможности вхождения в профессию (практика на предприятиях, в фирмах, учреждениях; участие в совместных проектах, другие формы научнопрактической деятельности) либо не развиты совсем, либо наличествуют лишь формально.Параллельно был проведён опрос среди руководителейи сотрудниковорганизаций, принимающие решение о трудоустройстве молодых специалистов.По мнению большинства руководителей проблема подбора кадровстоит достаточно остро. Требования работодателей к сотрудникам впроранжированном виде выглядят следующим образом: опыт работы 79,3%; наличие высшего образования 76,6%; профессиональные знания и навыки 65,4%. В идеале нанимаемый работник это дипломированный специалист с некоторым опытом работы и сформированными профессиональными знаниями и навыками. На практике, зачастую, случается так, что работника приходится переучивать или дополнительно обучать. В целом работодатели достаточно высоко оценивают эффективность различных форм обучения персонала. Позитивные оценки обучения превалируют, и эта закономерность сохраняется для всех типов предприятий (по формам собственности) и мало зависит от экономического положения предприятий. Работодатели отмечают позитивное влияние реализации различных программ подготовки персонала на: снижение текучести наиболее способных специалистов, динамизм развития предприятий, особенно в таких сферах, как новые технологии производства и менеджмента, расширение сети контактов предприятий, в том числе с зарубежными партнерами, улучшение положения предприятий на рынке капитала путем лучших и более разветвленных контактов с потенциальными инвесторами.Таким образом, современный российский работодатель весьма требователен, но его ожидания достаточно противоречивы. Он сознает остроту кадровой проблемы, которую пытается решить самостоятельно; склонен продвигать и переобучать собственных работников, а при приеме на работу отдает преимущество имеющим опыт работы и обладающим связями. Не случайно складываются массовые представления о жестком требовательном работодателе, которому не так просто угодить.Самым ценным личностным качеством молодого специалиста, с точки зрения руководителей является ответственность (61,6%). На втором и третьем местах рейтинга личностных качеств молодого специалиста стоят такие качества, как способность к обучению (42,3%) и коммуникабельность (38,2%). Каждый шестой респондент (17,1%) приветствует в молодом сотруднике работоспособность, каждый седьмой (15,4%) –активность.Таким образом, работодателю необходим, прежде всего, ответственный работник. Опрос показал, что молодые люди также на первое место ставят ответственность как главный критерий в подходе к выполнению своих трудовых обязанностей, что подразумевает соблюдение баланса интересов работодателей и молодых работников в данном аспекте. Способность к обучению работодатели считают вторым по важности качеством, необходимым выпускникам для трудоустройства на желаемую работу. Это говорит о том, что работодателю часто приходится переобучать молодых работников под условия и специфику рабочего места. Среди профессиональных компетенций (качеств) молодого специалиста работодатели более всего ценят знания по специальности (53,7%), коммуникативные качества характера (деловое общение, работа в команде) (41,5%). Также ценятся способность к обучению (35%) и навыки работы с компьютером, знания специализированных компьютерных программ (31%). Каждый седьмой респондент обращает внимание на аналитические способности молодого специалиста, 8,2% –на знание иностранного языка, а 5,4% –на знание отечественного и зарубежного опыта в своейпрофессиональной среде. В то же время оказалось, что больше всего компании ценят у кандидатов знания по специальности (57,6%), коммуникативные качества (40,7%) и навыки работы с компьютером, знания специализированных компьютерных программ (33,9%). Частные компании более высоко оценивают также и способности к обучению молодых сотрудников (41%). По признанию представителей компаний, современным молодым специалистам не хватает как раз наиболее востребованного со стороны работодателя качества –ответственности (32,4%), базовых навыков по профессии (30,4%), самостоятельности, инициативы (29%). Чуть менее четверти экспертов считают, что молодым специалистам не хватает исполнительской дисциплины, базовых теоретических знаний по профессии, умения работатьв коллективе. Недостаточная практическая подготовка выпускников часто становится главной причиной отказов работодателей выпускникам вузов

молодым специалистам. Регулирование отношений социальнозначимых рынков следует начинать на микроуровне, включающем в себя вузы, предприятия и организации, дальше следует выделить мезоуровень, в который входят субъекты регионального звена управления, главным уровнем регулирования взаимодействия будет —макроуровень. Выявляя потребности рынка труда на микроуровне, и регулируя их на последующих уровнях можно добиться сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов, что повлечет за собой более высокую эффективность реализации государственной политики во всех сферах деятельности.Анализируя вышеизложенное, становится ясно, что, именно на микроуровне выявляются зачатки спроса и предложения на рынке труда.Одной из актуальных проблем сферы профессионального образования является оптимизация территориальной структуры профессионального образования. На сегодняшний деньважно знать не только чему и как учить, но и где эффективнее с точки зрения территориальной организации общества, интересов регионов и страны в целом создавать и развивать соответствующие учебные заведения. Таким образом, очевидно, что при разработке стратегии развития профессионального образования на территории конкретного региона необходимо учитывать все сложившиеся характеристики новой системы профессионального образования, а также возможности научнообразовательного комплекса территории и перспективы его дальнейшего развития.Предварительные итоги исследования позволяют сформулировать некоторые рекомендации, которые направлены на повышение конкурентоспособности молодых специалистов. Вопервых, только тесное, активное сотрудничество с работодателями может существенно приблизить образовательные технологии к требованиям рынка труда. Участие представителей предприятий и организаций в разработке учебных планов, проведении практических занятий, государственной аттестации позволит работодателям влиять на качество обучения, что в итоге приведет к повышению конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.Вовторых, необходимо усиление практикоориентированной направленности образовательного процесса путем проведения практических занятий непосредственно напредприятиях, приглашения преподавателейпрактиков для проведения мастерклассов по учебным дисциплинам, введения системы дуального обучения. Такие мероприятия будут способствовать овладению выпускниками практическими навыками, которые необходимы для трудоустройства к конкретным работодателям, которые, в свою очередь, также заинтересованы в подготовке молодого работника под технологические условия собственного предприятия.

Втретьих, в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке труда обостряется проблема отсутствия у выпускников навыков поиска работы, поведения на рынке труда. Вчетвертых, проводить мероприятия, направленные на содействие трудоустройству студентов и выпускников, необходимо уже начиная со 2–3 курса, применяя при этом активные формы взаимодействия со студентами (организация встреч студентов с работодателями, лекций и занятий по эффективному трудоустройству и т.д.). Итак, исследование позволило выявить предпочтения работодателей по отношению к приему на работу выпускников вузов, а также определить настроения студентов старших курсов вуза по поводу предстоящего трудоустройства. Это позволило разработать направления по совершенствованию механизма эффективного трудоустройства молодых специалистов.

Ссылки на источники1.Бавыкина Е.Н. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в Алтайском крае [Текст] / Е.Н. Бавыкина, С.С. Гущина, Г.М. Дзюина, О.В. Мельникова, Т.В. Позднякова // Мир науки, культуры образования. 2015. №1 [50] С. 217220.2.Маркетинговые исследования на локальном рынке труда депрессивного региона [Текст] / Л. Миляева ; Н. Подольная // Маркетинг. 2001. № 6. С.3.Беглова Е.И. Безработица молодёжи: первоочередная проблема современного рынка труда // Экономические науки. 2010. №11. С. 172.