В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны. Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей, поэтому его особенности во многом определяют эффективность современных подходов к управлению персоналом [1] Кроме того, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями [2].
Рынок труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена (купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).
Основой анализа рынка труда является установление спроса на рабочую силу и ее предложения. Согласно классической теории точка пересечения кривых спроса и предложения определяет цену труда (уровень заработной платы) и количество занятых. Спрос на рабочую силу зависит от экономической конъюнктуры, степени механизации труда, соотношения затрат на оплату труда и на оборудование. Предложение рабочей силы определяется трудовым потенциалом (численностью трудоспособного населения, его здоровьем, нравственностью, активностью, уровнем образования, квалификацией, мобильностью), возможной величиной заработной платы, традициями и обычаями [2].
Для того чтобы проследить реально существующие проблемы на рынке труда провинциальных городов, целесообразно проанализировать ряд индикаторов его состояния: численность населения трудоспособного возраста, численность экономически активного населения, численность безработных и уровень оплаты труда (таблица 1).
Таблица 1
Индикаторы состояния рынка труда г. Новошахтинска [3]
Показатель |
Ед. изм. |
2013 |
2014 |
2015 |
Численность населения трудоспособного возраста |
чел. |
63605 |
62730 |
61641 |
Численность экономически активного населения |
чел. |
32002 |
32043 |
23308 |
Численность безработных |
чел. |
474 |
446 |
585 |
Средняя заработная плата |
руб. |
17508,4 |
18100,9 |
18928,3 |
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод о том, что численность населения трудоспособного возраста в последние годы, снизилась на 2 %, что в целом незначительно отражается на рынке труда города. Это связано с тем, что в Новошахтинске недостаточно рабочих мест. В городе всего 2 крупных предприятия, в результате объём спроса на рабочую силу ниже совокупного ее предложения. Кроме того, значительное количество населения города с высшим образованием, не желает трудоустраиваться на рабочие специальности и поэтому период обращения в центр занятости в ожидании работы по профессии постоянно растёт.
Возможно, с дисбалансом спроса и предложения на рынке труда связано сокращение численности экономически активного населения на 28 %. Отсутствие мотивации и перспектив трудоустройства не позволяют данной категории рассчитывать на повышения качества и уровня жизни [4]. Экономика города не способно обеспечивать жителей достаточным количеством рабочих мест. С этих позиций естественным выглядит наблюдаемый тренд роста безработицы, уровень которой за 2013-2015 гг. возрос на 23 %.
Судя по официальным данным [3] материальное положение населения города улучшилось, за рассматриваемый период средняя заработная плата увеличилась на 8,1 %, что составляет 1420 руб. Однако, даже приближённая оценка ежегодного уровня инфляции в 8-12 % в год, говорит о падении реального уровня материальной обеспеченности населения. Следовательно, организации города не в состоянии полноценно использовать инструмент экономического стимулирования труда, который составляет основы компенсационной политики [5, c. 95; 6, c. 74-79].
Таким образом, для рынка труда г. Новошахтинс в настоящее время характерно наличие целого ряда проблем:
– не скоординированность функционирования системы образования и спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций, что сказывается, в первую очередь, на низком уровне занятости среди молодежи;
– низкий уровень трудовой мобильности части населения г. Новошахтинска;
– существенное расхождение между общей и официально регистрируемой безработицей, что ставит под вопрос эффективность работы служб занятости.
Следовательно, сокращение реального уровня оплаты труда, рост безработицы и снижение экономически активного населения могут усилить проблемы городской экономики в области формирования человеческого капитала, так как последний является результирующим моментом действия многих факторов социально-экономической системы [7, с. 54-57; 8, с. 56-54]. В долгосрочной перспективе развитие ситуации может стать непреодолимым барьером для воспроизводства трудовых ресурсов [9, c. 255-260], что негативным образом повлияет на деловую активность организаций. В итоге разрушатся существующие межфирменные взаимодействия, что станет окончанием потенциального формирования локализованной промышленности в направлении создания муниципальных кластеров и квазикластерных интеграций, важных составляющих современной региональной экономики [10; 11, c. 229-232; 12, c. 138-144].
Выше перечисленные проблемы предполагают необходимость изменения. прежде всего, существующей структуры занятости населения г. Новошахтинска, в направлении рационализации распределения рабочей силы по отраслям производства. Кроме того, видится целесообразным совершенствование информационной базы, создание единой информационной системы вакантных мест, согласование ее работы с частными структурами и в целом качественного повышения уровня использования инфокоммуникационных технологий, серьёзным образом влияющих на процессы развития малых городов [13, c. 22]. На основе последних реально построить сеть взаимовыгодных информационных потоков, которая позволит сотрудникам службы занятости в режиме реального времени сообщать населению города о доступных вакансиях. Необходим поиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у нее «предпринимательского чувства», особенно в форме семейного предпринимательства [14, c. 165-167]. Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути, профессию, возможно, придется менять неоднократно. Но важно помнить, что факторами успешного преодоления кризисных явлений рынка труда г. Новошахтинска, в современных экономических и политических условиях, является не только эффективная политика в сфере занятости, но и стабилизация экономического положения города.