Проблемы и перспективы развития российского ресторанного бизнеса в условиях реализации политики импортозамещения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калашников А. В., Миронова Д. Д. Проблемы и перспективы развития российского ресторанного бизнеса в условиях реализации политики импортозамещения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1676–1680. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96254.htm.
Аннотация. В статье проанализированы текущие результаты введения политики импортозамещения, оценена зависимость ресторанного бизнеса от ситуации в агропромышленном комплексе страны, сформированы направления взаимодействия рестораторов и сельхозпроизводителей, способствующие наиболее успешному выходу из кризиса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Миронова Дарья Дмитриевна,К.э.н.,доцент кафедры «Экономика и менеджмент», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области (ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты)mironova0686@inbox.ru

Калашников Андрей Витальевич, студент 2 курса,Институт сферы обслуживания и предпринимательства(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области (ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты)

vse94@mail.ru

Проблемы и перспективы развития российского ресторанного бизнеса

в условиях реализации политики импортозамещения

Аннотация. В статье проанализированы текущие результаты введения политики импортозамещения, оценена зависимость ресторанного бизнеса от ситуации в агропромышленномкомплексе страны, сформированы направления взаимодействия рестораторов и сельхозпроизводителей, способствующие наиболее успешному выходу из кризиса. Ключевые слова. Импортозамещение, продуктовые товары, сельскохозяйственный комплекс, ресторанный бизнес.

Нестабильность геополитической обстановки в мире, введение масштабных санкций против Российской Федерации требуют от руководства нашей страны скорейшей выработки стратегии по минимизации негативных явлений. Чрезмерное использование импорта привело к зависимости национальной экономики отбольшого количествамеждународных экономических связей, которая возросла настолько, что национальная экономика стала терять свою самостоятельность, многие сегменты рынка страны оказались под полным контролем иностранных производителей. Импорт стал инструментом экономической и маркетинговой войны, инструментом политического давления. Введенные ограничения на поставки различных высокотехнологичных и сельскохозяйственных продуктов требуют их замещения с помощью производства подобных товаров и услуг на региональных предприятиях[1].Обусловленная постоянным усилением санкций в отношении Российской Федерации идея о импортозамещении получает все новое и новое развитие. О фактическом принятии курса на импортозамещение объявилПрезидент Российской ФедерацииВладимир Путин на XVIIIмеждународном экономическом форуме в СанктПетербурге. «Импортозамещение за счет модернизации промышленности и роста конкуренции поможет вернуть собственный рынок отечественным производителям», заявил Владимир Путин. Заявление Президента премьерминистр Дмитрий Медведев дополнил простой, но очень точной фразой: «Мы слишком подсели на импортную иголку»[2].В настоящее время Правительство Российской Федерации уже подготовило более 1665 проектов по импортозамещениюв 18 отраслях, которые позволят получить независимость от импортных поставок по большинству направлений[3].Сегодня, импортозамещение описывается информационными агентствами как единственный путь спасения из кризисной ситуации. Импортозамещение действительно направлено на то, чтобы увеличить собственное производство, извлечь максимальную пользу из отечественного производства.В работе будет проведен анализ текущих результатов введения политики импортозамещения, оценена зависимость ресторанного бизнеса от текущей ситуации в агропромышленномкомплексе страны, будут сформированынаправления, способствующие наиболее успешному выходу из кризиса. Актуальность работы заключается в том, что в текущей, нестабильной политической и экономической ситуациях проблема быстрых изменений и точных прогнозов приобретает большую важность. Мировая практика свидетельствует о том, что импортозамещение –один из наиболее эффективных инструментов отказа от импорта, оптимизации производства внутри страны. Несмотря на отсутствие точного определения импортозамещения, кандидат экономических наук, профессор экономики, Сафронов В.В. пишет, что импортозамещение следует понимать как процесс оптимизации структуры экономики страны и регионов путем создания дополнительных производств и улучшения работы наиболее эффективных отраслей, способных полностью компенсировать импорт и позволяющих сделать экономику независимой от внешних рисков, связей, других стран[4].Первый заместитель министра промышленности и торговли России Глеб Никитин в своих прогнозах о планируемых результатах импортозамещения в интервью газете «КоммерсантЪ» заявил следующее: «На импортозамещение потребуется около 57 лет с учетом наращивания научнотехнической и производственной базы отечественных предприятий. Чтобы выйти на целевой уровень импортозамещения по наиболее востребованным позициям необходимо освоение новых технологий и создание отечественных производств»[2].На сегодняшний день эффективность импортозамещения принято измерять тем, позволяет ли вводимая стратегия в минимальные (35 лет) сроки перевести производство на использование собственных средств производства, избавившись от импортных. Реализация политикиимпортозамещения может позволить снизить риски запуска новых производств без использования резервных фондов государства.Министерством промышленности и торговли приняты и используются следующие инструменты реализации политикиимпортозамещения: 1)оценка текущего состояния спроса, зависимости от импорта, прогнозирование результата возможных изменений;2)увеличение масштабов планирования потребительского спроса и предпочтений, а также проведение мероприятий, которыепозволят повысить точность прогнозов;3)заключение долгосрочных контрактов с российскими производителями, оформление государственных заказов;4)обеспечение преференций российским производителям и потребителям российских товаров и услуг[1].

Во втором квартале 2015 года отечественными производителями пищевой и сельскохозяйственной продукции был проведен первый этап перехода на закупки исключительно российского оборудования. Результатом данного этапа стало снижение потребности пищевой и сельскохозяйственной отрасли в импортной технике до 25% [1].Важно отметить, что в перспективе прогнозируется снижение импортной зависимости Российской Федерации не просто за счет перехода на отечественные средства производства, но и за счет введения инноваций и стимулирования технических отраслей, которые, как планируется, должны создавать продукты, во многом превосходящие по своим характеристикам импортные аналоги. Обеспечение отраслей, производящих оборудование, должно осуществляться не просто через дополнительное финансирование. Оно должно осуществляться через сферу образования, где будут проходить подготовку и переподготовку сотрудники, обладающие наибольшим потенциалом. Именно на них будет возложена ответственность за создание и управление инновациями, введение новых технологий. По оценке Министерства промышленности и торговли, при сохранении указанного направления в политике импортозамещения можно добиться к 2020 году 50% отказа от импортных средств производства с возможностью стабильного снижения рассматриваемого показателя[3].Перед началом изучения показателей импорта и уже имеющихся результатов импортозамещения необходимо отметить, что в связи с широким спектром товаров сельскохозяйственного комплекса страны, подходить к вопросу необходимо дифференцированно, изучая зависимость от продуктов и произошедшие изменения индивидуально. Было выявлено, что в Российской Федерациив наиболее распространенных пищевых продуктах доля импортав их общем потреблении в 2013 году была составлена из следующих позиций (таблица 1). Таблица 1Доля импорта в общем потреблении пищевых продуктов

Наименование продуктаДоля импорта от общего потребленияПродукты питания (в целом)65%Мясо птицы712%Свинина25%Баранина8083%Молочные продукты40%Говядина40%Рыба26%Экологически чистая пищевая продукция90%Фрукты и ягоды(из них бананы и апельсины по 90%)26%Овощи66%Зеленые культуры (спаржа, салат, сельдерей, шпинат и др.)75%

Изучая то, как изменился уровень импорта продукции зарубежных аграриев с начала 1990х годов к 2013 году можно установить, что потребление осталось на практически неизменном уровне (таблица 2).Таблица 2

Изменения в импорте продуктов с 1990 по 2013

Импортные продукты1990 год,млн. т.2000 год,млн. т.2013 год,млн. т.Мясо11,812,310,7Молоко 60,059,757,5Овощи и фрукты33,631,932,6

Однако после экономических изменений и введения в действие политики импортозамещения, ситуация изменилась следующим образом (таблица 3).Снижение количества импортируемых продуктов связано с их замещением отечественными товарами сельскохозяйственного производства. Опираясь на данные таблицы, можно определить, что в течение 4 лет агропромышленный комплекс страны сумел компенсировать от 20% до 30% потребностей россиян. Можно предположить, что агропромышленный комплекс способен полностью освободить отечественный рынок от импортных товаров, выйти на уровень полного удовлетворения потребностей страны. Также не исключается ситуация, в которой российские производители сумеют выйти на международный рынок товаров, увеличив экспорт страны [4].Таблица 3Изменения в импорте продуктов с 2013 по 2015

Импортные продукты2013 год,млн. т.2015 год,млн. т.Изменение в %Мясо11,88,5

28%Молоко57,543,7

24%Овощи и фрукты32,625,8

21%

Во многом такое снижение связано с тем, что крупные иностранные производства, расположенные на территории Российской Федерации, такие как «Веселый молочник», «Простоквашино», «Макдоналдс» и другие, с момента введения политикиимпортозамещения перешли на работу с отечественными поставщиками сельскохозяйственной продукции. Плюсы перехода на работу с отечественными поставщиками были оценены представителями малого бизнеса, которые присоединились к возникшей тенденции. Однако представители малого бизнеса столкнулись с проблемой высокой стоимости и не самого высокого качества продуктов, что не позволяет полноценно заменить продукты, получаемые из заграницы. Представители отечественного малого бизнеса выразили общее мнение, что они готовы полностью отказаться от импорта лишь в том случае, если цена и качество продуктов будет на должном уровне[4].

Таким образом, для создания прочных связей между представителями ресторанного бизнеса и производителями агропромышленного комплекса необходимы следующие условия: 1) создание совместных проектов, которые позволят производить обмен на более выгодных условиях;2) налоговые послабления не только для производителей сельскохозяйственной продукции, но и для представителей ресторанного бизнеса, имеющего долгосрочные контрактына покупку продукции;

3) смягчение кредитной политики в отношении тех рестораторов, которые стремятся заключить долгосрочные контракты с отечественными производителями;4) разработка стандартов, проведение сертификации с учетом национальной и международной специфики, требований рынков различных уровней;5) создание такой экономической среды, которая была бы сбалансирована и имела действующие рычаги регуляции. Оценка условий позволяет формировать экономический механизм, состоящий из следующих этапов:1) этап мониторинга рестораторами продукции сельскохозяйственных производителей, выбор лучших производителей, проведение мероприятий стандартизации и контроля, как потребителя, так и производителя;2) этап реализации обмена, в ходе которого потребитель сообщает производителю информацию о качестве и состоянии продукта;3) этап формирования канала связи для формирования следующих поставок и внесения пожеланий.Единство взглядов и совместная деятельность рестораторов и производителей продукции сельскохозяйственного производствапозволит обеспечить ритмичную работу обеих сторон, максимально быстрое достижение положительных результатов, приготовление блюд различных кухонь мира полностью из отечественных продуктов. Подводя итог, можно сказать, что импортозамещение выступает основным направлением экономической политики российского государства, которая сегодня решается положительно. Государство осуществляет помощь в создании новых отечественных производств, помогая им в поиске потребителя. Решение создавать связи между предприятиями различных производственных отраслей, как, например, рассмотренная в работе связь ресторанного бизнеса и агропромышленного комплекса, полностью себя оправдывает. Конечным результатом импортозамещения может стать личная ответственность производителей и потребителей, высокое качество выпускаемых продуктов с соответствующей стоимостью, которые станут интересны отечественным предпринимателям.

Ссылки на источники1.Цухло С. Процесс пошел: как происходит импортозамещение в промышленности (2015 г.). URL: http://www.rbc.ru/opinions/economics/05/10/2015/561273db9a79475dae1d7ae32.Щербань А.Ю. Импортозамещение в России // Economics. 2014. № 1 (1). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/importozameschenievrossii3.Жакевич. А.Г. Импортозамещение: проблемы и перспективы// ВестникМеждународного института экономики и права. 2015. №1 (18).

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/importozameschenieproblemyiperspektivy4.СемыкинВ.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №7. С. 17.Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П.Приоритетные проблемы социальноэкономического и институционального развития агропромышленного комплекса региона в условиях открытой экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №5. С. 27. 5.Импортозамещение: первые шаги. Бизнес России (2014 г.). –URL: www.businessofrussia.com/dec2014/item/968firststeps.html.