Молодежный досуговый центр в вузе как социокультурная среда художественно-творческого развития обучающейся молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чистюхина Е. В. Молодежный досуговый центр в вузе как социокультурная среда художественно-творческого развития обучающейся молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1736–1740. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96266.htm.
Аннотация. В статье рассматривается деятельность досуговых центров в вузах, специфика и формы организации внеучебного времени обучающейся молодежи, потребностно-мотивационные механизмы эффективности художественно-творческой деятельности. Раскрываются педагогические возможности развивающей художественной среды досуговых центров, обеспечивающие оптимальные условия для реализации активности и свободного проявления обучающейся молодежи в творческой деятельности, ее культурного и духовного развития посредством выявления заложенных потенциальных качеств и способностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чистюхина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук,доцент кафедры режиссуры театрализованных представленийФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры», г.Орелvenis.e@list.ru

Молодежный досуговый центр в вузе как социокультурная среда художественнотворческого развития обучающейся молодежи

Аннотация.Встатье рассматривается деятельность досуговых центров в вузах, специфика и формы организациивнеучебного времени обучающейся молодежи, потребностномотивационные механизмы эффективности художественнотворческой деятельности. Раскрываются педагогические возможности развивающей художественной средыдосуговых центров, обеспечивающиеоптимальные условиядля реализации активности и свободного проявления обучающейся молодежи в творческой деятельности, ее культурного и духовного развития посредством выявления заложенных потенциальных качеств испособностей.Ключевые слова:социокультурная среда, обучающаяся молодежь, досуг, художественнотворческое развитие, досуговый центр, культура, искусство образование, воспитание.

Социокультурныеизменения в системевысшего образования, которые обусловлены парадигмальнымпереходомнапринципиально новые направления развития образовательного процесса, актуализируют необходимость существенного сближения образовательного и воспитательного потенциалов системы с целью обеспечения более эффективной педагогической регуляциидеятельности всех структур высшего учебного заведения в направлениях профессиональной подготовки и культурного развития обучающейся молодежи. Будущий специалист должен владеть не только основами профессиональных знаний, но и быть личностью высокой культуры и нравственности, осознанно воспринимать социальные явления и принимать креативные решения, обладать ценностноориентированной позицией при активном включении во все сферы общественных отношений. Как отмечает В. Ф. Зива, «образование и культура, находясь в тесной взаимосвязи, приобщают личность к социальнокультурному опыту человечества» [1, с. 3]. Все это вызывает необходимость не только узкопрофессиональной, высококвалифицированной подготовленности, широкой эрудиции, но и подлинной интеллигентности, что без художественной образованностии воспитанности не бывает.В этом процессе особое место занимает сфера досуга, выступаякак социокультурный посредникмежду социализирующей деятельностью и культурнообразовательными процессами, обеспечивая индивидуальную траекториюразвития личности обучающегося.Исследуя проблему культуры досуга А. С. Доманов отмечает, что «досуговые практики в их институциализированном виде представляют собой специфическое отражение степени взаимодействия рационализированной матрицы образования с репрезентативными, относительно молодежной среды, ценностями культуры, создавая тем самым пространство становления индивидуальныхпроектов самореализации молодежи, определяя социокультурный потенциал развития общества»[2]. Деятельность молодежного досугового центраосуществляется на основе Положения и Устава, утвержденного вузом, а управление осуществляет проректор по воспитательной работе, который разрабатывает ее концепцию и содержание.Молодежные досуговые центры помогают вузу создать социокультурную среду, обеспечивающую условия для эффективной учебной и воспитательной деятельности, реализации потребностейв общественной активности, художественном творчестве, культурном совершенствовании. Это предъявляет высокие требования к деятельности молодежных центров досуга по обеспечению внеучебной деятельности обучающихся. Художественнотворческое развитиеобучающейся молодежи в работе досуговых центров вузов имеет особую специфику, которая обусловлена социальными и возрастными особенностями субъекта деятельности. Обучающаяся в учреждениях высшего профессионального образования молодежь представляет собой особую социальную группу населения, основными характерными особенностями которой являются: общность жизнедеятельности, бытовых условий, досуговых занятий; повышенная социальная и физическая активность, проявление инициативы; приобретение знаний и профессиональная подготовка основной вид деятельности.Молодое поколение наиболее восприимчиво к изменениям в социальнокультурном обществе, оказывающим воздействие на становление и развитие личности. Социальное положение обучающейся молодежи, ее личностные характеристики предопределяют достаточно частое попадание в различное социальнокультурное окружение, обусловленное рамками определенной культурной ситуации. Это время поиска человеком своего места в обществе, среды социализации, определения смысла жизни, обретения знаний, профессии, это всплеск эмоций, чувств, выстраивания моделей поведения, на основе культурных образцов, стиля в общении, поиск соратников и единомышленников, формирования внутреннего духовного мира, становления личности, развития художественнотворческого потенциала. Непосредственное воздействие на формирование духовного мира, культуры и художественных ориентаций обучающейся молодежи оказывают учреждения образования, искусства и культуры, учреждения дополнительного художественно –эстетического образования, средства массовой информации, библиотеки, музеи, досуговые объединения, культуросозидающий потенциал семьи и микросреда каждого индивида. Государственные и общественные институты должны определить концептуальные основы и механизмы организации и управления в сфере образования и культуры, чтобы обеспечить доступ обучающейся молодежи к ценностям культуры и искусства в их духовном воспитании и развитии. Существующие учреждения культуры и досуга не всегда могут предложить молодежной аудитории оптимальные условия для самореализации,творческого самовыражения, саморазвития, они ориентированы большей частью на пассивное потребление культурного, а зачастую антикультурного, псевдокультурного, масскультурного продукта, без учета индивидуальных особенностей и потребностей личности. Чтобы формируемая личность усвоила выработанный обществом комплекс культурных, этических, нравственных требований и норм, восприняла и осознала основы аккумулированных мировоззренческих знаний, необходима организованная и регулируемая социальнокультурная деятельность в этом направлении. От социума к индивиду по такому вектору осуществляется воспитание гражданина, именно социокультурнопедагогический контекстобуславливает ведущую роль в нём образованию, воспитанию, культуре, искусству, творчеству. Социальнокультурная деятельность в системе высшего образования становится существенным элементом взаимодействия личности и среды, поскольку именно в этой области происходит формирование активной гражданской позициичеловека, которая влияет на его выбор моделей поведения и стратегий жизнедеятельности. Избирательный характер механизма овладения ценностями культуры обусловлен особенностями, способностями, наклонностями и дарованиями каждой конкретной личности. В безграничном мире культуры любой индивид найдет свои приоритеты: один –в живописи, другой –в музыке, третий –в кинематографе, а ктото и в нескольких видах искусства. Но ни одна личность не сможет охватить его во всем многообразии. Одной из сложных проблем социальнокультурной деятельности является поиск наилучшего соотношения объема художественных знаний, навыков и умений, который в состоянии усвоить индивид, и смысловым наполнением художественнотворческой деятельности, которая бы удовлетворяла потребностям личности в ее самоорганизации, самореализации своихтворческих потенций и способностей.С точки зрения О. В. Кабадейцевой, досуг обучающейсямолодежи –этодеятельность в свободное время, благодаря которой происходит восстановлениеспособности к учебному процессу и развитие тех творческихзадатков и умений, которые невозможно реализовать в сфере образовательной деятельности [3, с. 34].Досуговая деятельность содержит четко выраженные социальные, физиологические и психологические аспекты, в ее основе лежит свобода выбора личностью определенных занятий и уровень их активности, предусматривает творческую деятельность, развивает и формирует, содействует самоутверждению и самореализации, стимулирует творческую инициативу, является сферой удовлетворения потребностей личности.Исходя из вышесказанного, можно выделить функции досуговой деятельности:

когнитивная функция направлена на получение новых знаний, информации, их осмысление и анализ;

ориентация коммуникативной функции находится в области субъектсубъектного взаимодействия участников творческого процесса, межличностного общения;

за восстановление физических и эмоциональных сил, отдых, психосоматическое расслабление отвечает релаксационная функция;

активизации художественнотворческого потенциала, развитию и совершенствованию специальных способностей и задатков способствует креативная функция;

культурное становление личности, выработка гуманного отношения к окружающим, приобщение к художественным ценностям происходит в процессе реализации духовной функции.Проявлению в полном объеме функций досуговой деятельности способствует ее целенаправленная педагогическая организация, регулирование и методическое обеспечение для достижения более высокой конструктивности, содержательности, культуры, эмоциональной насыщенности и творческой направленности. Неблагоприятные проявления, возникающие в области досуговой деятельности, возникают часто изза отсутствия четкого целеполагания и планирования, поэтому необходимо регулирование данной сферы жизнедеятельности личности, поиск эффективных средств и методов работы, планомерный перевод ее на более высокий уровень от репродуктивной через преобразующую к творческой. Главный смысл педагогической организации досуговой деятельности в ее социальной необходимости и личностной значимости в условиях продуктивной творческой деятельности. Учитывая, что каждая личность представляет собой сложный субъект социокультурной жизни, противоречивый, обладающий только ему присущими мировоззренческими, психологическими, нравственными и эстетическими качествами, умениями и навыками, педагогика досуга ориентируется на гармонизацию его жизни как физической, так и духовной.Художественнотворческое развитие обучающейся молодежи в пространстве досугового центра будет проходить наиболее эффективно при условии комплексной реализации методов основных видов досуговой деятельности: просветительнообразовательной, ценностноориентационной и художественнотворческой.Это способствует созданию в досуговом центре социальнокультурной среды как, по мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, конкретного своеобразия и проявления общественных отношений в сфере культуры и досуга [4, с. 18]. Социальнокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов:

активных субъектов социальнокультурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов;

самого процесса этой деятельности во всех ее этапах;

совокупность объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.Социальнокультурная среда представляет собой трехкомпонентную структуру и объединяет предметнопространственное окружение человека, информационную наполненность и ценностноориентационную составляющую элементов среды. Совершенствование традиционных и внедрение новых, инновационных форм досуговой деятельности становится причиной позитивных изменений в социальнокультурной среде досугового центра. Необходимость преобразованиядеятельности всегда появляется в связи с потребностью внесения в нее какихлибо изменений. Инновация становится тем целенаправленным изменением, с помощью которого происходит в социальнокультурной среде внедрение новых стабильных элементов. Это становится выходом за пределы стереотипных ситуаций, известного и общепризнанного в социальной досуговой практике, образовании, искусстве, что оказывает формирующее влияниена личность.Существует широкая социальнокультурная макросреда, состоящая из национального уклада жизни общества, совокупности культурных ценностей, закономерностей взаимоотношений между людьми в социуме, информационного пространства и общегосударственных институтов, микросреда –состоит из взаимовлияния и активности людей в малых социальных группах, а так же ближайшее непосредственное окружение личности. В рамках нашего исследования высшие учебные заведения являются той социальнокультурной макросредой,в которой создаются условия для функционирования досуговых центров, выделяя их как структурное образование со своим положением, уставом, кадровым составом и материальной базой. В досуговом центре возникает микросреда, характер которой зависит от приоритета того или иного поля деятельности.Обусловленность деятельности человека смысловым содержанием культурного материала в пределах социальнокультурной среды, области активности и интересов человека, определяет поля деятельности: культурноисторическое, художественное, социальнопсихологическое, духовнонравственное, политическое, экологическое.Процесс художественнотворческого развитияобучающейся молодежи находится в художественном поле деятельности, так как культурным материалом данного процесса является художественнотворческая активность личности, соответствующие ей формы изучения и освоения объектов и ценностей художественной культуры. Поэтому социальнокультурная среда досуговых центров должна носить развивающий художественный характер, содействующий свободному проявлению участников в творческой деятельности в процессе межличностного взаимодействия, разнообразия качественных линий духовного развития и формирования личности посредством выявления заложенных в ней потенциальных качеств.Если рассматривать развивающую художественную среду досугового центра с позиции предоставляемых ею педагогических возможностей, то оценкой качества этой среды будет являться эффективность процесса культурного развитияличности. В данном случае для того, чтобы использовать педагогические возможности развивающей художественной среды, участники досугового центра проявляют творческую активность и тем самым становятся реальными субъектами своего художественнотворческого развития.Различные отношения, детерминированные развивающей художественной средой, содержат широкий спектр контактов с художественным миром, сферой искусств, межличностное взаимодействие в пространстве досуговой общности. Этот комплекс отношений (познавательных, эстетических, художественных, духовнонравственных) воздействует на творческие способности обучающейся молодежи с помощью психологопедагогических приемов, обеспечивающих эффективность осознания и освоения опыта художественнотворческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационнопотребностной сферы. Молодежные досуговые центры в вузах на современном этапе проводят разнообразную социальнокультурную деятельность, основным направлением которой является просвещение и приобщение к ценностям искусства и духовной культуры. Свою художественноисполнительскую деятельность осуществляют творческие коллективы и любительские объединения различной направленности. Хореографическое искусство может быть представлено в различных стилевых направлениях: народном, эстрадном и историкобытовом. Это дает возможность участникам студий более глубоко осваивать танцевальное искусство, не ограничиваясь лишь современными формами, а проникать в культурные пласты истории становления танца, познавать характер народа через лексический рисунок.Музыкальное искусство обучающиеся осваивают в вокальных студиях и ансамблях, а так же инструментальных студиях.Предоставляются возможности личности развивать свои вокальные данные, совершенствовать исполнительское мастерство, осваивать игру на музыкальных инструментах, сочинять авторские произведения.Театральный коллектив и студия выразительного слова помогают участникам осваивать основы актерского мастерства: органично существовать на сцене, выстраивать линию роли, овладевать техникой сценической речи, пластической выразительностью тела, изучать символический язык театральной художественной системы.Познать мастерство художественной фотографии, увидеть мир во всей его красоте и запечатлеть мгновение в снимке предлагает фото студия.Изучить основы народного художественного творчества можно в студии декоративноприкладного искусства. Организация и постановка театрализованных представлений и праздничных действ является неотъемлемой частью деятельности досуговых центров. В этом процессе принимают участие все творческие коллективы центра, а так же педагоги и обучающиеся вуза. Это непосредственно связано с воспитательной работой, направленной на патриотическое, духовнонравственное, художественноэстетическое воспитание. Именно в театрализованных представлениях и праздничных действах происходит особая педагогическая организация поведения и деятельности участников и зрителей, активизирующая их чувства и эмоции, творческий потенциал, создающая особую праздничную атмосферу.В основе театрализованных представлений и праздников лежит конкретное событие, связанное с государственным праздничным календарем или с традициями учебного заведения. Каждый год начинается с празднования Дня Знаний, следующим знаковым событием студенческой жизни становится Посвящение в студенты. Традиционными стали ежегодные конкурсы Мисс и Мистер вуза, где главным критерием становится не только природная красота участников, но и красота выбранной профессии, престиж и высокий имидж выбранного учебного заведения. Университетские балы и ректорские приемы отличников, вручение дипломов выпускникам своей торжественной атмосферой заставляют каждого участника осознать значимость и приоритетность высшего образования, которое не только дает профессиональные знания, но и приобщает к культуре.Праздничные даты исторического календаря России –День Защитников Отечества, День Победы, День славянской письменности и культуры, День России, День народного единства –являются событиями, в которых каждый человек осознает величие своего государства, своей истории. Театрализованные представления, посвященные этим праздничным датам, содержат документальный и художественный материал, эмоциональное воздействие которого способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родине, и призывает быть активным гражданином общества.Показательные зрелищные массовые празднества эффективно воздействуют на обучающуюся молодежь всего вуза, способствуют ее социокультурной активизации, проявлению инициативы, привлечению внимания к деятельности досугового центра и возникновению мотивов к личному участию, что в совокупности активизирует художественнотворческую деятельность и формирует художественные потребности личности.Эффективность художественнотворческой деятельности зависит не столько от внешних сколько от внутренних побуждений каждого человека, «от активации его потребностномотивационных механизмов. Причем потребность должна быть осознанной. Только тогда, когда в потребностное влечение включается акт сознания, неоформленное желание становится четким мотивом поведения» [5]. А мотивация и есть источник активности личности, движущая сила ее действий и поступков. Каким будет содержание этой силы, определяется смысловым наполнением, а так же психологическим климатом, способом донесения информации и другими характеристиками практических занятий. Что же побуждает молодежь активно включаться в художественнотворческую деятельность? Прежде всего это желаниеразвивать и совершенствовать свои творческие способности и при этом получать удовольствие и наслаждение исполнительской деятельностью, это потребность к самовыражению в различных видах искусств, это стремление найти единомышленников, обсудить волнующие вопросы, адаптироваться и найти свое место в творческом сообществе,самоутвердиться.Общение в процессе художественнотворческой деятельности имеет непосредственную связь с экспрессивноэмоциональными потребностями, их реализацией в совместных переживаниях. Результативность художественнотворческой деятельности зависит от уровня общего развития личности, и, это необходимо отметить, всех ее психических сил степенью эмоциональнохудожественной восприимчивости, креативности, внутренней волевой готовности к самостоятельному творческому акту создания произведения искусства. Художественнотворческую деятельность В. Я. Суртаев характеризует как «процесс активного взаимодействия молодежи с искусством на основе систематического самостоятельного общения с ним в ходе решения художественнотворческих задач различного характера» [6].Поиск тематической направленности театрализованного представления это возникновение и разрешение проблемной ситуации, в основе которой лежит конфликт. И каждый участник творческой деятельности, опираясь на свой социальный и художественный опыт, в соответствии с режиссерским замыслом вырабатывает принципиально новую стратегию действия, реализуя ее с помощью конкретнообразных выразительных средств. Это связано с поиском и накоплением документального и художественного материала и его непосредственным воплощением в монтажном соединении в звуках, словах, движениях. Так рождается художественный образ театрализованного действа.И происходит напряжение всех психических сил личности. Память фиксирует, сохраняет и воспроизводит необходимую информацию, накопленные знания, мышление выполняет необходимые аналитическосинтетические операции: сопоставление, конкретизацию, анализ, осмысление. В воображении возникают, преобразуя предшествующий опыт, и рождаются, на основе этого преобразования, принципиально новые художественные конструкты. Но в основе всего лежит волевой акт, усилия личности, без них не будет ни сознательного целеполагания, ни определения задач для достижения поставленных целей, ни сосредоточенности на поиске способов для решения определенных задач.При выборе педагогических форм и приемов в процессе художественнотворческой деятельности необходимо опираться на дифференцированный подход к субъектам деятельности. Это предполагает выявление способностей, сопоставление их с комплексом качеств, необходимых для успешного творчества. Поэтому необходимы индивидуальные занятия по развитию способностей и выработке умений и навыков. Таким образом, развивающая художественная среда досугового центра вуза обладает педагогическими возможностями для эффективного саморазвития личности, формирования ее внутренних качеств, и содержит следующие компоненты:

совокупность педагогических средств, ценностей, норм и способов общехудожественного воспитательного воздействия на познавательную, деятельностную и мотивационноценностную сферы личности;

оптимальные внешние условия для добровольного и свободного творческого самовыражения и саморазвития личности при использовании художественных средств воздействия;

творческую атмосферу, психологически комфортные условия в коллективе, свободное взаимодействие руководителя педагога и участника досугового центра, стимулирующие становление творческих отношений.Педагогические возможности развивающей художественной среды досугового центра обеспечивают:эффективностьпроцесса формирования ценностных ориентаций и потребностей личности в области художественной культуры, искусства, литературы, при этом динамично изменяется и преобразуется внутренняя духовнонравственная сфера личности;оптимальные условия для добровольного и свободного творческого самовыражения и саморазвития личности при использовании художественных средств воздействия, психологически комфортных условий в коллективе, свободного творческого взаимодействия руководителя педагога и участника досугового объединения, внедрении форм работы, стимулирующих позитивные изменения во внутренней духовнонравственной сфере личности.Воспитательная деятельность молодежных центров досуга может реализовать свои цели лишь в том случае, если они не вступают в противоречие с художественноэстетическими ориентациями и устремлениями современной молодежи, а учитывают их характер и природу. Однако, как замечает В.Я.Суртаев,«в сложившейся практике художественного воспитания молодежи и вузах зачастую нарушается связь эмоциональноэстетического и рациональнологического аспектов, таккак оно нередко отрывается от изучения специфики искусства –его языка, способов создания художественного образав конкретном виде искусства» [7]. Эти обстоятельства приводят к необходимости совершенствования направлений деятельности молодежных досуговыхцентров в контексте развития личности в культурнообразовательном пространстве высшей школы. Насколько соответствует деятельность молодежныхдосуговых центров в формате вузаинтересам художественнотворческогоразвития личности, зависит не только эффективностьхудожественного воспитания, поступательный характер культурных процессов, но идинамика изменения ценностных ориентаций российской молодежи.Культура и искусство, работая на будущее, предопределяют развитие личностных приоритетов человека, входящегов открытое мировое пространство, где представленные функции искусства способствуют взаимопониманиюмногообразия культур современного мира. С. Н. Батракова отмечает, что «формирование целостной личности, как это демонстрирует история развития педагогики и как это показывают исследования теоретиковклассиков и труды современных ученых, возможно лишь на путях культуры» [8, 4].

Ссылки на источники1.Зива,В. Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России. –М. , 2009 г. –53 с.2.Доманов,А. С. Культура досуга как фактор развития личности в культурно образовательном пространстве вуза. РостовнаДону, 2009. –32 с.3.Кабадейцева,О. В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций// СИСП, 2011. № 3 –1436с.4.Киселева,Т.Г., Красильников,Ю. Д. Основы социальнокультурной деятельности: учеб. пособие. М.: Издво МГУК, 1995. –136 с.5.Стрельцов,Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие. М.:МГУКИ, 2002. –184 с.6.Суртаев,В.Я. Молодежь и искусство. Монография. –СПб: СПб гос. унт культуры и искусств, 2002. –352 с.7.Суртаев,В.Я. Молодежь и культура.–СПб.: Издво С.Петерб. гос. унта культуры и искусств, 1999. – 224 с. 8.Батракова,С.Н. Методологические основы педагогического процесса: учеб. пособие. Ярославль, 2001. –95 c.