Механизмы и методы профессиональной мотивации педагогов на проведение внеурочной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ионова Н. В., Головина Л. В. Механизмы и методы профессиональной мотивации педагогов на проведение внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2086–2090. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96337.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения профессиональной мотивации педагогов на проведение внеурочной деятельности. Авторы проводят теоретический анализ подходов к классификации материальных и нематериальных механизмов и методов мотивации педагогического коллектива школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Головина Любовь Владимировна,педагогорганизатор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40», г.Череповец.lyubagolovina@yandex.ru

Ионова Наталья Владимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец.ionovanv2k9@mail.ru

Механизмы и методыпрофессиональной мотивации педагогов

на проведение внеурочной деятельности

Аннотация.В статье рассматривается проблемаповышения профессиональной мотивации педагогов на проведение внеурочной деятельности. Авторы проводят теоретический анализ подходов к классификации материальных и нематериальных механизмови методов мотивации педагогического коллектива школы.Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, внеурочная деятельность, мотивация, профессиональная мотивация.

Современная школьная образовательная система претерпевает существенныеизменения на всехее этапах: от начального до среднего звена. В связи с этим перед руководителями образовательных организаций встает вопрос о необходимости поиска путей и средствмотивации педагогического коллектива на разнообразные формы образовательной деятельности.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС)начальногои основного общегообразования образовательная программа должна реализовыватьсяшколой,какчерез урочную, так и внеурочную деятельность ссоблюдением всех ключевых требований государственных норм.Между тем, на практике руководители образовательных организаций сталкиваются с отсутствием мотивации педагоговк реализации программного содержаниячерез данный вид деятельности. В связи с этим возникает противоречие между новыми требованиями ФГОС к осуществлению основной образовательной программы через внеурочную деятельность и отсутствием разработанных механизмов профессиональной мотивации педагогов на проведение внеурочной деятельности. Исходя из выделенного противоречия возникает проблема исследования: каковы механизмы профессиональной мотивации педагогов на проведение внеурочной деятельности?Выделенное противоречие и проблема исследования позволили нам сформулировать ключевую цель публикации: изучениетеоретических подходов к содержанию механизмов и методов профессиональной мотивации педагоговшколы на проведение внеурочной деятельности.Сначала рассмотрим, как в современной педагогической науке трактуется термин «внеурочная деятельность».В ФГОСООО «внеурочной»называется деятельность, организуемаяпо основным направлениям развития личности,в формах, отличныхот урочной, в соответствии с добровольным выбором участников образовательных отношений. Разработчики методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В.Степанов к внеурочной деятельности относят все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.По мнению авторов, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:1.обеспечить благополучнуюадаптацию ребенка в школе;2.оптимизировать образовательнуюнагрузку детей;3.усовершенствоватьусловия для развития и обучения школьника;4.учесть возрастные, а такжеиндивидуальные особенности обучающихся.В методических материалах,предложенных Министерствомобразования и науки России,раскрывается организационная модель внеурочной деятельности,из которой понятно, что данную деятельность могут осуществлятьследующие педагоги образовательного учреждения: классный руководитель, учитель(по предметам), педагогпсихолог, педагогорганизатор, социальный педагог, старший вожатый,воспитатель.Так как внеурочная деятельность является довольно новым видом образовательный деятельности, который считаетсяобязательным для реализации,можно предположить, что не все педагоги имеют четкое представление оборганизации и реализации программ внеурочной деятельности, следственно педагоги будут иметь низкий уровень профессиональноймотивации. Между тем, именно профессиональная мотивация педагога является однимизприоритетных направленийгосударственной кадровой политики и,соответственно,ключевым факторомдостижения нового качества образования.Перед руководителем образовательного учреждения стоит задача повышенияпрофессиональной мотивации педагогов на проведение внеурочной деятельности.Это свидетельствует о необходимостичеткого понимания профессиональной мотивации педагога и условий, которые будут способствовать развитию этой мотивации[1].

Обратимся к авторским научным взглядам на определения понятий «мотивация» и «профессиональная мотивация».Впервые слово «мотивация»встречается в работахА. Шопенгауэра. Позднее данный термин прочно входитв психологический обиход, прежде всегодля объяснения причин поведения животныхили человека[2].Сегодня это понятие рассматривается каждым ученымпоразному.

С точки зренияВ.К. Вилюнаса, мотивация—это система процессов, отвечающих за побуждение надеятельностьчеловека. Другой автор К.К.Платонов убежден, что мотивация –это явление скорее психическое, описывающеевсю совокупность мотивовличности.

Л.И Божович предлагает своеопределение, отмечая, что«мотивация– это сложный механизм соотнесения человекомвнешних и внутренних стимулов поведения, который определяет возникновение и способ реализации деятельности»[3].

Проблемой мотивации труда, профессиональной мотивацией занималисьО.С. Виханский, А.И. Наумови др. Авторы, описывая этот термин, говорят осовокупности«внутренних и внешних сил,побуждающихличность к деятельности, задающихее границы, формы инаправленность, ориентированную на достижение установленныхцелей»[4]. Профессиональной мотивацией труда педагогов занималсяпрофессор С.Г. Вершловский, который отмечал,что «мотивация педагогической деятельности это разные побуждения, ради которых человек избирает эту профессию: мотивы, интересы, ценности, идеалы…».Это определение имеет основу в виде научныхработ А. Маслоу, утверждающего,что в основе мотивации человека всегда лежат еголичныепотребности[5].В.Ю. Матвеевв статье «Нематериальная мотивация работников образовательных организаций», выделяетдва предмета мотивации: первый

результат, второй –усилия педагога.Предмет профессиональной мотивации педагога, по мнению автора,зависит от того, какие цели ставит школа: «—если мы хотим добиться «внедрения чеголибо», тогда необходимо стимулировать коллектив на результат;—если главная задача –активизация инновационной деятельности, то следуетпоощрять усилия[2]».Задача руководителя образовательной организации выбрать оптимальные механизмымотивации учителейна проведение внеурочной деятельности, ориентируясь, с одной стороны, на стимулирование результата, с другой стороны, на поощрение усилий, затрачиваемых в процессе данной работы. Выбор механизмовзависит от целей мотивациипедагогического коллектива и конкретных условий той или иной школы.Если внеурочная деятельность в школе развита не активно, и педагоги не проявляют инициативу в организации данного вида деятельности, то в первую очередь мотивировать педагогов необходимо на результат, то есть на внедрение. Если в образовательном учреждении внеурочная деятельность активно развита, то мотивировать педагогов следуетна усилия.В зависимости от сложившейся ситуации, каждый руководитель образовательного учреждения сам должен подбиратьмодели и механизмы повышения профессиональной мотивации педагогов, и создаватьнеобходимые условия для этого.Анализируя работы С.Н. Скударевой,можно разделить способы мотивации педагогов на две категории: материальный способ мотивации и нематериальный[6].

Среди материальных механизмов и моделей мотивации автор выделяет:1.модели финансирования повышения квалификации педагогов;2.механизмы материального стимулирования кадров.В первом случаеосновой модели является адресное повышение квалификации педагога, обучение кадров.Во втором –обеспечение механизмовидет за счет выплатиз средств бюджета, распределяемых на повышение заработной платы педагогампутемсистематических доплат либочастичной компенсации расходов, например,на проезд к месту работы, премий и иныхвидовматериального стимулирования за высокие результатыикачество работы.К нематериальным механизмам и моделям мотивации относятся:1.мотивы самостоятельности;2.мотивы творческой реализации в профессиональной деятельности;3.мотивы самореализации;4.мотивы самоутверждения, достижения социального успеха;5.мотивы общения;6.мотивы защищенности и комфорта;7.мотивы состязательности.В основе нематериальных механизмов мотивации лежитпонимание того, что движет стремлениемпедагогов школы на проведение внеурочной деятельности. Очевидно, что мотивация людей определяется широким спектром потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного педагога, нужно дать ему возможность удовлетворить его базовыепотребности, что, в итоге,может способствоватьдостижению целей образовательной организациив целом. Таким образом, анализтеоретических подходов к содержанию механизмов и методов профессиональной мотивации педагогического коллективашколы на проведение внеурочной деятельностипоказал, что существуют разнообразные виды материальных и нематериальных механизмов и методов мотивации.В соответствии с уровнем реализациивнеурочной деятельности в школе, профессиональной мотивации педагогов,руководитель должен индивидуально подбиратьданные механизмы с целью повышения профессиональной мотивации педагогов на организацию внеурочной деятельности.

Ссылки на источники1.Ионова Н.В. Организационнопедагогические условия управления профессиональным развитием персонала дошкольной образовательной организации / Н.В. Ионова, Т.В. Белозерова // Современные научные исследования. Выпуск 3 Концепт. 2015. ART 85260. URL: http://ekoncept.ru/2015/85260.htm

ISSN 2304120X. (дата обращения: 01.03.2016).2.Матвеев В.Ю. Нематериальная мотивация работников/ В.Ю. Матвеев// Журнал руководителя управления образованием. 2014.

№2.–С. 1219.3.Мотивация и стимулирование персонала / под ред.С.А. Шапиро. –М.: Гросс Медиа, 2006. –224 с.4.Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / под ред. В.П. Пугачева. –М.: Гардарики, 2008. –413 с.5.Потапова В.В. Системный подход в дошкольной образовательной организации как условие совершенствования профессиональной компетентности педагога / В.В. Потапова, Н.В. Ионова // Сборник статей Международной научнопрактической конференции «Общество, наука и инновации» / Ответственный редактор: Сукиасян А.А. Уфа, 2015. С. 245249.

6.Скударева Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социальнопедагогическая практика/ Г.Н. Скударева// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. №13.С. 28–31.