Опять к вопросу о криминалистике
Выпуск:
ART 96373
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соболевская
С.
И. Опять к вопросу о криминалистике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2261–2265. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96373.htm.
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотрения некоторых проблемных моментов, касающихся роли криминалистики в современном обществе, ее места в подготовке кадров для правоохранительных органов.
Текст статьи
Соболевская Светлана Иосифовна,Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьsvetik2000@pisem.net
Опять к вопросу о криминалистике
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотрение некоторых проблемных моментов, касающихся роли криминалистики в современном обществе, ее месте в подготовке кадров для правоохранительных органов.Ключевые слова: криминалистика, наука, значение,знания, интеграция.
О роли и местекриминалистики уже написано много научных трудов, однако хотелось бы опять вернуться к этому вопросу. Почему? Надеемся, что в рамках этой статьи нам удастся показать наличие проблемной ситуации по данному вопросу.Криминалистика как наука возникла в 19 веке, когда быстрый научнотехнический прогресс и бурный промышленный рост и иные социальные проблемы привели к возникновению профессиональной, а в дальнейшем и организованной преступности. Она явилась своего рода социальным заказом на систему, способную противостоять преступности нового качества.
Отдельные рекомендации поорганизации расследования существовалии ранее. Однако, именно в конце 19 и начале 20 века таких работ стало значительно больше. Это были и труды полицейских, и судебных чиновников, и ученых. Именно это, в разы увеличившееся количество подобных публикаций, и позволилов конце 19 века судебномуследователю Гансу Гроссу создать отдельную отрасль знаний, которую он назвал криминалистикой.С тех пор деятельность по развитию данной науки шла по трем направлениям:1 разработка и совершенствование средств уголовной регистрации (как тогда именоваласькриминалистическая регистрация) и розыска преступников, в чем особенно были заинтересованы органы полиции;2 разработка научных методов вещественных доказательств;3 разработка и систематизация приемов и методов организации и планирования расследования, средств, приемов и методов обнаружения, фиксации и изъятия доказательств [1].Разработки в данных направлениях,в конечном итоге,и привели к формированию системы криминалистики, состоящей из:
общей теории криминалистики;
криминалистической техники;
криминалистической тактики;
криминалистической методики. [1].Хотя в последнее время есть другой взгляд на систему криминалистики. Ее представляют включающей в себя пять элементов. Но мы сейчас не об этом. Речь пойдет не о системе криминалистики, а о том, ради чего существует практически любая наука. Речь пойдет о ее практическом применении.То есть о роли и месте криминалистики в современном мире.Что же происходит сейчас? Что «практики» думают о криминалистике? Для чего она нужна?Отношение к криминалистике, на наш взгляд, всегда было весьма противоречивое. С одной стороны, уважение и даже преклонение перед ее техническими возможностями, а с другой … судите сами.Фактически возникшая из недр уголовного процесса, криминалистика и была создана для оказания содействия правоохранительным органам своими методами и средствами в борьбе с преступной деятельностью. Причем, имеются ввиду не только технические средства как инструменты и оборудование (их еще называют техникокриминалистическими средствами),но и техника работы, как определенный алгоритм действий. Со временем и дальнейшим развитием науки стали говорить о технологиях. Криминалистикой было разработано большое количество рекомендаций, касающихся тактических аспектов и отдельных следственных действий и расследования в целом, а также большое количество методик расследования (частных криминалистических методик). При появлении новых составов в УК России, а также при внесении изменений в УПК России, руководители подразделений, занимающихся расследованием преступлений,обращаются за помощью в разработке алгоритма действий по таким нововведениямв законе. Такая положительная практика сложилась у ТИПК МВД России и УМВД по Тюменской области. И такое положение дел не может не радовать. Значит все хорошо? И в этом смысле проблем нет?Напомним, что мы начали говорить о криминалистике как науке, но не будем забывать, что есть еще и такая учебная дисциплина. Сотрудник полиции, вооруженный знаниями последней, сможет легко применить их в каждом конкретном случае. Подчеркнем, что имеются ввиду не заученный в рамках первоначальной подготовки конкретный алгоритм действий, а знания базовые, позволяющие научить думать, и на основе этих умозаключений быть способным принимать верные решения и в нестандартной ситуации. Адля того, чтобы научить этому, необходимо выработать определенные навыки, что требует определенных временных затрат.Что же мы наблюдаем? Уже много лет планомерно в учебных заведениях не только системы МВД, но и в иных высших учебных заведениях, происходит снижение часов, отводимых на криминалистику. Несмотря на решение секции ЦОКР по криминалистике, принятое еще в апреле 2010годав Волгограде, увеличить до 300 часов основной курс криминалистики в ВУЗах МВД России, однако такого до сих пор не произошло. Профессиональные программы обучения не предусматривают такое количество часов по данному предмету. В программах дополнительного профессионального образования ситуация тоже нелучше. Попалась на глаза интересная статья. Уже само название статьи «Роль криминалистики на современном этапе СЭУ Минюста России», говорит о том, насколько широким должно быть содержание, однако уже первое предложение значительно сужает это понимание. [2].Да и дальше речь идет исключительно об экспертизе. А вот, например, очень интересное заявление: «….российская криминалистика представлена в Европе только двумя учреждениями РФЦСЭ и СЗРЦСЭ Минюста России!». То есть говоря о криминалистике мы говорим о экспертизе? Так? На самом деле такое понимание криминалистики широко распространено. По данным опроса следователей, дознавателей, оперуполномоченных уголовного розыска, начальников отделов дознания и еще довольно широкого ряда категорий, обучающихся в стенах нашего института, 95% слушателей придерживаются именно такой точки зрения. И, говоря: «криминалист» имеют ввиду именно «эксперта», а ведя речь о «криминалистике» чаще всего подразумевают именно «экспертизы». Откуда такое понимание вопроса?Думается, что, вопервых, это исторически обусловлено. Мы уже говорили выше, что на стадии становления наукикриминалистики появилось большое количество работ, рекомендующих средства и методы исследования доказательств. Увеличение количества работ в этом направлении было обусловлено научнотехническим прогрессом, активным развитием естественных и технических наук. Увеличилось количество ученых в данных областях наук, которые приглашались в суды как специалисты.. Активное использование их помощи в процессе доказывания, ставило данный процесс на качественно новую ступень.Экспертов до сих пор нередко считают основным звеном в доказывании. Тем самым происходит как бы спаивание криминалистики и экспертизы, тем самым частенько подменяя эти понятия. Вторая причина представляется нам значительно сложнее. Если обратиться к предмету изучения криминалистики, который к концу 80х годов 20 века сформулировал Р.С.Белкин: криминалистика изучает закономерности механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, закономерности собирания, исследования, оценки и использования доказательств, и основанные на познании этих закономерностей специальные методы и средства судебного исследования и предотвращения преступлений [3].Как видим, круг изучаемых криминалистикой закономерностей весьма широк. И для их изучения криминалистикой применяются различные методы и средства, в том числе и заимствованные из других наук. То есть криминалистика интегрирует все инновации, которые могут помочь в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений.Наверное, это показалось комуто чрезмерным излишеством. Ведь так криминалистика может проникнуть везде, во все науки, став, не дай бог, королевой ну если не всех наук, то уж юридических наверняка. А разве такое возможно? Нет!!! И поэтому «…перефразируя Ф.Достоевского, можно сказать: слишком широка криминалистика, а надо бы сузить: пора вернуться к черновой, полевой работе техническому обслуживанию уголовного процесса». И там же «…понятно, что полевая криминалистика не может не использовать технические средства, заимствованные у естественных наук, где возможен точный результат, там надо применять криминалистическую технику. Но сфера применения научнотехнических средств в доказывании ограничена; а для разработки судебной тематики естественнонаучный пафос вообще неуместен. На суде абсолютное знание не достижимо, здесь царствует мнение. Математический анализ, применение машин никогда не заменят человеческий фактор в судебном доказывании фактов. Судебная истина есть результат судоговорения, а судебное доказывание есть искусство»[4].Ну как? Замечательно? Ведь заметьте, речь идет исключительно о полевой криминалистике и об ее естественнотехнической составляющей. А как же еще два огромных раздела данной науки? Да, да! То есть частное подменяет целое? Автор видимо забыл о том, что криминалистика изучает еще и тактику, и даже методику расследования.Или нет? Ну на этот счет тоже есть мнение: «…Криминалистика выродилась в схоластику. Она производит знания, по большому счету никому не нужные, кроме самих криминалистов. Наиболее яркое свидетельство тому бесполезные споры о словах: что такое криминалистка, тактика, стратегия, модель, ситуация и пр.»[4].И здесь мы согласны с мнением тех ученых, которые считают: «С такими взглядами и подобным отношением к криминалистике, одной из важных дисциплин в высших юридических учебных заведениях, многие ученые, как и мы, не можем согласиться. Полагаем, что все это вызвано поверхностными знаниями об истоках, предмете и задачах криминалистики, ее возможностях, именно как юридической науки, в обеспечении надлежащего применения правовых норм в уголовном судопроизводстве и в иной юридической деятельности.» [5].Знание и использование возможностей криминалистики в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений одно из условий профессиональной подготовки кадров для органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.А действительно ли развивается криминалистика? Или может быть правы авторы, которые считают, именно в среде криминалистов менее всего заметны какието попытки перестроиться и наиболее всего к ним подходит определение «вечно вчерашние»[4].Про инновации в разделе криминалистическая техника умышленно помолчим, по причинамизложенным выше. Вспомним, например, о криминалистической тактике. Есть ли здесь чтото новое, инновационное? Оказывается,есть! Здесь можно наблюдать инновационные подходы при проведении таких следственных действий, как осмотр места происшествия, допрос(включая перекрестный), следственный эксперимент, очная ставка, обыск и т. д. Достаточно успешное развитие в этом направлении получило использование инновационных технологий, основанных на анализе психологических свойств и характеристик человека с помощью профайлинга [6] психологической методики тестирования, позволяющей не только всесторонне изучить личность, но и на основе результатов этого изучения правильно спланировать проведение следственного действия в целях раскрытия преступления и установления истины по делу.
Наряду с профайлингом, О.А.Соколова к инновационным технологиям проведения отдельных следственных действий относит «учет вербальной и невербальной информации лица, попавшего в сферу уголовного судопроизводства; привлечение (приглашение) специалистапсихолога с целью диагностирования признаков лжи (обмана) у лица, попавшего в сферу уголовного судопроизводства; применение технических средств видеофиксации при проведении следственных действий с последующим изучением вербальной и невербальной информации, как следователем, так и специалистом в данной области; использование некоторых тактических приемов, применяемых при перекрестном допросе в ходе судебного следствия» [7,8]. Криминалистика развивается! И это не может не радовать. Развивается несмотря ни на что. Остается вопрос как донести эти знания? Как не сузить криминалистику до экспертизы? Как дать будущим и действующим сотрудникам эти знания? И в этом мы разделяем позицию профессораН.П.Яблокова о подготовке юристов в вузах, имеющей особое значение, «ибо она обеспечивает выпускникам, обладающим глубокими и широкими знаниями приоритетную востребованность и устойчивую конкурентоспособность на российском и международном рынке труда, создает большие возможности самореализации в наиболее значимыхсферах» профессиональной юридической деятельности, в том числе в новейших ее областях. [9].Думается, что такое отношение к криминалистике должно сохраняться и в системе дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки, которые являются неотъемлемой частью всей системы образования.
Ссылки на источники1. Криминалистика. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Учебник, М., 2002.2. Любимов Ю.С. Роль криминалистики на современном этапе СЭУ Минюста России. Теория и практика судебной экспертизы. 2012. №1 (25).3. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник. 3е изд. перераб. и доп. М., 2010. 4. Александров А.С. Семь смертных грехов современной криминалистики // МАСП: Межд. ассоциация содействия правосудию. URL: http://www.iuaj.net/node/342 (дата обращения 19.03.2016).5. Шамонова Т.Н. Криминалистика в системе юридических наук. В сборнике: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных трудов., ВосточноСибирский институт МВД России. 2015.6. Профайлинг это технологии предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций с использованием методов прикладной психологии. См.: Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. Ю. М. ВолынскогоБасманова, Н. Д. Эриашвили. 2е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИДАНА: Закон иправо, 2012. С. 9. 7. Соколова О. А. Некоторые инновационные направления в расследовании преступлений // Криминалистика прошлое, настоящее, будущее: достижения и перспективы развития: материалы Международной практической конференции, приуроченной к 60летию образования службы криминалистики (Москва, 16 октября 2014г.). М.: СК России, 2014. 8. Аверьянова Т.В. Инновации в криминалистике и судебной экспертизе / в сборнике «Уголовнопроцессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью. Всероссийская научнопрактическая конференция. Орловский юридический институт МВД России имени В.В.Лукьянова. 2015.9. Яблоков Н.П. Основные принципы деятельности кафедры криминалистики юридического факультета МГУ и современные тенденции развития криминалистики: сб. матер. конф. М., 2010. Т. 1.
Опять к вопросу о криминалистике
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотрение некоторых проблемных моментов, касающихся роли криминалистики в современном обществе, ее месте в подготовке кадров для правоохранительных органов.Ключевые слова: криминалистика, наука, значение,знания, интеграция.
О роли и местекриминалистики уже написано много научных трудов, однако хотелось бы опять вернуться к этому вопросу. Почему? Надеемся, что в рамках этой статьи нам удастся показать наличие проблемной ситуации по данному вопросу.Криминалистика как наука возникла в 19 веке, когда быстрый научнотехнический прогресс и бурный промышленный рост и иные социальные проблемы привели к возникновению профессиональной, а в дальнейшем и организованной преступности. Она явилась своего рода социальным заказом на систему, способную противостоять преступности нового качества.
Отдельные рекомендации поорганизации расследования существовалии ранее. Однако, именно в конце 19 и начале 20 века таких работ стало значительно больше. Это были и труды полицейских, и судебных чиновников, и ученых. Именно это, в разы увеличившееся количество подобных публикаций, и позволилов конце 19 века судебномуследователю Гансу Гроссу создать отдельную отрасль знаний, которую он назвал криминалистикой.С тех пор деятельность по развитию данной науки шла по трем направлениям:1 разработка и совершенствование средств уголовной регистрации (как тогда именоваласькриминалистическая регистрация) и розыска преступников, в чем особенно были заинтересованы органы полиции;2 разработка научных методов вещественных доказательств;3 разработка и систематизация приемов и методов организации и планирования расследования, средств, приемов и методов обнаружения, фиксации и изъятия доказательств [1].Разработки в данных направлениях,в конечном итоге,и привели к формированию системы криминалистики, состоящей из:
общей теории криминалистики;
криминалистической техники;
криминалистической тактики;
криминалистической методики. [1].Хотя в последнее время есть другой взгляд на систему криминалистики. Ее представляют включающей в себя пять элементов. Но мы сейчас не об этом. Речь пойдет не о системе криминалистики, а о том, ради чего существует практически любая наука. Речь пойдет о ее практическом применении.То есть о роли и месте криминалистики в современном мире.Что же происходит сейчас? Что «практики» думают о криминалистике? Для чего она нужна?Отношение к криминалистике, на наш взгляд, всегда было весьма противоречивое. С одной стороны, уважение и даже преклонение перед ее техническими возможностями, а с другой … судите сами.Фактически возникшая из недр уголовного процесса, криминалистика и была создана для оказания содействия правоохранительным органам своими методами и средствами в борьбе с преступной деятельностью. Причем, имеются ввиду не только технические средства как инструменты и оборудование (их еще называют техникокриминалистическими средствами),но и техника работы, как определенный алгоритм действий. Со временем и дальнейшим развитием науки стали говорить о технологиях. Криминалистикой было разработано большое количество рекомендаций, касающихся тактических аспектов и отдельных следственных действий и расследования в целом, а также большое количество методик расследования (частных криминалистических методик). При появлении новых составов в УК России, а также при внесении изменений в УПК России, руководители подразделений, занимающихся расследованием преступлений,обращаются за помощью в разработке алгоритма действий по таким нововведениямв законе. Такая положительная практика сложилась у ТИПК МВД России и УМВД по Тюменской области. И такое положение дел не может не радовать. Значит все хорошо? И в этом смысле проблем нет?Напомним, что мы начали говорить о криминалистике как науке, но не будем забывать, что есть еще и такая учебная дисциплина. Сотрудник полиции, вооруженный знаниями последней, сможет легко применить их в каждом конкретном случае. Подчеркнем, что имеются ввиду не заученный в рамках первоначальной подготовки конкретный алгоритм действий, а знания базовые, позволяющие научить думать, и на основе этих умозаключений быть способным принимать верные решения и в нестандартной ситуации. Адля того, чтобы научить этому, необходимо выработать определенные навыки, что требует определенных временных затрат.Что же мы наблюдаем? Уже много лет планомерно в учебных заведениях не только системы МВД, но и в иных высших учебных заведениях, происходит снижение часов, отводимых на криминалистику. Несмотря на решение секции ЦОКР по криминалистике, принятое еще в апреле 2010годав Волгограде, увеличить до 300 часов основной курс криминалистики в ВУЗах МВД России, однако такого до сих пор не произошло. Профессиональные программы обучения не предусматривают такое количество часов по данному предмету. В программах дополнительного профессионального образования ситуация тоже нелучше. Попалась на глаза интересная статья. Уже само название статьи «Роль криминалистики на современном этапе СЭУ Минюста России», говорит о том, насколько широким должно быть содержание, однако уже первое предложение значительно сужает это понимание. [2].Да и дальше речь идет исключительно об экспертизе. А вот, например, очень интересное заявление: «….российская криминалистика представлена в Европе только двумя учреждениями РФЦСЭ и СЗРЦСЭ Минюста России!». То есть говоря о криминалистике мы говорим о экспертизе? Так? На самом деле такое понимание криминалистики широко распространено. По данным опроса следователей, дознавателей, оперуполномоченных уголовного розыска, начальников отделов дознания и еще довольно широкого ряда категорий, обучающихся в стенах нашего института, 95% слушателей придерживаются именно такой точки зрения. И, говоря: «криминалист» имеют ввиду именно «эксперта», а ведя речь о «криминалистике» чаще всего подразумевают именно «экспертизы». Откуда такое понимание вопроса?Думается, что, вопервых, это исторически обусловлено. Мы уже говорили выше, что на стадии становления наукикриминалистики появилось большое количество работ, рекомендующих средства и методы исследования доказательств. Увеличение количества работ в этом направлении было обусловлено научнотехническим прогрессом, активным развитием естественных и технических наук. Увеличилось количество ученых в данных областях наук, которые приглашались в суды как специалисты.. Активное использование их помощи в процессе доказывания, ставило данный процесс на качественно новую ступень.Экспертов до сих пор нередко считают основным звеном в доказывании. Тем самым происходит как бы спаивание криминалистики и экспертизы, тем самым частенько подменяя эти понятия. Вторая причина представляется нам значительно сложнее. Если обратиться к предмету изучения криминалистики, который к концу 80х годов 20 века сформулировал Р.С.Белкин: криминалистика изучает закономерности механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, закономерности собирания, исследования, оценки и использования доказательств, и основанные на познании этих закономерностей специальные методы и средства судебного исследования и предотвращения преступлений [3].Как видим, круг изучаемых криминалистикой закономерностей весьма широк. И для их изучения криминалистикой применяются различные методы и средства, в том числе и заимствованные из других наук. То есть криминалистика интегрирует все инновации, которые могут помочь в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений.Наверное, это показалось комуто чрезмерным излишеством. Ведь так криминалистика может проникнуть везде, во все науки, став, не дай бог, королевой ну если не всех наук, то уж юридических наверняка. А разве такое возможно? Нет!!! И поэтому «…перефразируя Ф.Достоевского, можно сказать: слишком широка криминалистика, а надо бы сузить: пора вернуться к черновой, полевой работе техническому обслуживанию уголовного процесса». И там же «…понятно, что полевая криминалистика не может не использовать технические средства, заимствованные у естественных наук, где возможен точный результат, там надо применять криминалистическую технику. Но сфера применения научнотехнических средств в доказывании ограничена; а для разработки судебной тематики естественнонаучный пафос вообще неуместен. На суде абсолютное знание не достижимо, здесь царствует мнение. Математический анализ, применение машин никогда не заменят человеческий фактор в судебном доказывании фактов. Судебная истина есть результат судоговорения, а судебное доказывание есть искусство»[4].Ну как? Замечательно? Ведь заметьте, речь идет исключительно о полевой криминалистике и об ее естественнотехнической составляющей. А как же еще два огромных раздела данной науки? Да, да! То есть частное подменяет целое? Автор видимо забыл о том, что криминалистика изучает еще и тактику, и даже методику расследования.Или нет? Ну на этот счет тоже есть мнение: «…Криминалистика выродилась в схоластику. Она производит знания, по большому счету никому не нужные, кроме самих криминалистов. Наиболее яркое свидетельство тому бесполезные споры о словах: что такое криминалистка, тактика, стратегия, модель, ситуация и пр.»[4].И здесь мы согласны с мнением тех ученых, которые считают: «С такими взглядами и подобным отношением к криминалистике, одной из важных дисциплин в высших юридических учебных заведениях, многие ученые, как и мы, не можем согласиться. Полагаем, что все это вызвано поверхностными знаниями об истоках, предмете и задачах криминалистики, ее возможностях, именно как юридической науки, в обеспечении надлежащего применения правовых норм в уголовном судопроизводстве и в иной юридической деятельности.» [5].Знание и использование возможностей криминалистики в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений одно из условий профессиональной подготовки кадров для органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.А действительно ли развивается криминалистика? Или может быть правы авторы, которые считают, именно в среде криминалистов менее всего заметны какието попытки перестроиться и наиболее всего к ним подходит определение «вечно вчерашние»[4].Про инновации в разделе криминалистическая техника умышленно помолчим, по причинамизложенным выше. Вспомним, например, о криминалистической тактике. Есть ли здесь чтото новое, инновационное? Оказывается,есть! Здесь можно наблюдать инновационные подходы при проведении таких следственных действий, как осмотр места происшествия, допрос(включая перекрестный), следственный эксперимент, очная ставка, обыск и т. д. Достаточно успешное развитие в этом направлении получило использование инновационных технологий, основанных на анализе психологических свойств и характеристик человека с помощью профайлинга [6] психологической методики тестирования, позволяющей не только всесторонне изучить личность, но и на основе результатов этого изучения правильно спланировать проведение следственного действия в целях раскрытия преступления и установления истины по делу.
Наряду с профайлингом, О.А.Соколова к инновационным технологиям проведения отдельных следственных действий относит «учет вербальной и невербальной информации лица, попавшего в сферу уголовного судопроизводства; привлечение (приглашение) специалистапсихолога с целью диагностирования признаков лжи (обмана) у лица, попавшего в сферу уголовного судопроизводства; применение технических средств видеофиксации при проведении следственных действий с последующим изучением вербальной и невербальной информации, как следователем, так и специалистом в данной области; использование некоторых тактических приемов, применяемых при перекрестном допросе в ходе судебного следствия» [7,8]. Криминалистика развивается! И это не может не радовать. Развивается несмотря ни на что. Остается вопрос как донести эти знания? Как не сузить криминалистику до экспертизы? Как дать будущим и действующим сотрудникам эти знания? И в этом мы разделяем позицию профессораН.П.Яблокова о подготовке юристов в вузах, имеющей особое значение, «ибо она обеспечивает выпускникам, обладающим глубокими и широкими знаниями приоритетную востребованность и устойчивую конкурентоспособность на российском и международном рынке труда, создает большие возможности самореализации в наиболее значимыхсферах» профессиональной юридической деятельности, в том числе в новейших ее областях. [9].Думается, что такое отношение к криминалистике должно сохраняться и в системе дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки, которые являются неотъемлемой частью всей системы образования.
Ссылки на источники1. Криминалистика. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Учебник, М., 2002.2. Любимов Ю.С. Роль криминалистики на современном этапе СЭУ Минюста России. Теория и практика судебной экспертизы. 2012. №1 (25).3. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник. 3е изд. перераб. и доп. М., 2010. 4. Александров А.С. Семь смертных грехов современной криминалистики // МАСП: Межд. ассоциация содействия правосудию. URL: http://www.iuaj.net/node/342 (дата обращения 19.03.2016).5. Шамонова Т.Н. Криминалистика в системе юридических наук. В сборнике: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных трудов., ВосточноСибирский институт МВД России. 2015.6. Профайлинг это технологии предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций с использованием методов прикладной психологии. См.: Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. Ю. М. ВолынскогоБасманова, Н. Д. Эриашвили. 2е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИДАНА: Закон иправо, 2012. С. 9. 7. Соколова О. А. Некоторые инновационные направления в расследовании преступлений // Криминалистика прошлое, настоящее, будущее: достижения и перспективы развития: материалы Международной практической конференции, приуроченной к 60летию образования службы криминалистики (Москва, 16 октября 2014г.). М.: СК России, 2014. 8. Аверьянова Т.В. Инновации в криминалистике и судебной экспертизе / в сборнике «Уголовнопроцессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью. Всероссийская научнопрактическая конференция. Орловский юридический институт МВД России имени В.В.Лукьянова. 2015.9. Яблоков Н.П. Основные принципы деятельности кафедры криминалистики юридического факультета МГУ и современные тенденции развития криминалистики: сб. матер. конф. М., 2010. Т. 1.