Cоциально-трудовая компетентность учащихся как базовое условие жизненного успеха

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Табарданова Т. Б., Финюкова Т. В., Давлетшина Л. Х. Cоциально-трудовая компетентность учащихся как базовое условие жизненного успеха // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2256–2260. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96372.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт создания и реализации системы развития социально-трудовой компетентности учащихся на примере МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» города Ульяновска. С 2014 года деятельность по данному направлению ведётся в статусе областного научно-методического центра в рамках Программы развития инновационных процессов. Новизна исследования состоит в разработке и научно-методическом описании системы развития социально-трудовой компетентности учащихся как базового условия их социальной адаптивности и жизненного успеха. Практическая значимость заключается в методическом оформлении системы развития социально-трудовой компетентности учащихся, что позволяет транслировать накопленный положительный опыт в данной сфере на другие общеобразовательные учреждения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Табарданова Татьяна Борисовна,кандидат педагогических наук, главный специалист отдела развития инновационных процессов в образовании ОГБУ «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области», г. Ульяновск

Финюкова Татьяна Викторовна,директор МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45», г. Ульяновскsecretar45@mail.ru

Давлетшина Лариса Харисовна,

кандидат педагогических наук, заместитель директора по научнометодической работе МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45», г. Ульяновскlarisochka2004@mail.ru

Cоциальнотрудовая компетентность учащихся какбазовое условие жизненного успеха

Аннотация.Встатье представлен опыт создания и реализации системы развития социальнотрудовой компетентности учащихся на примереМБОУ «Лицей при УлГТУ№ 45»города Ульяновска. С 2014 года деятельность по данному направлению ведётся в статусе областного научнометодического центра в рамках Программы развития инновационных процессов. Новизна исследования состоит в разработке и научнометодическом описании системы развития социальнотрудовой компетентности учащихся как базового условия их социальной адаптивностии жизненного успеха. Практическая значимость заключается в методическом оформлении системы развития социальнотрудовой компетентности учащихся, что позволяет транслировать накопленный положительный опыт в данной сфере на другие общеобразовательные учреждения.Ключевые слова: социальнотрудовая компетентность, социальное партнёрство, Национальная техническая инициатива, жизненный успех, модель формирования социальнотрудовой компетентности учащихся.

Актуальность исследования, результаты которого представлены в данной статье, обусловлена необходимостью формирования инициативной, активной личности, способной успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире. Для решения этой задачи необходимо изменение методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышения значимости тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу детей и молодёжи, формируют опытсамоорганизации и развивают инициативность.Необходимость развитияданного направления отмечается как на региональном, так и на федеральном уровнях. Так, 03 декабря 2015 года в своём ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин отметил, что «мы должны сделать всё, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли … выбрать профессию по душе… и реализовать себя». «Российскую школу … нужно настроить на будущее страны, на запросы как молодых людей, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы её развития. Им, ребятам, предстоит решать ещё более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой». Нам этот тезис кажется чрезвычайно важным в контексте современного образовательного пространства.Одним из критериев получения учащимися современного качественного образования является приобретение ими компетентности в сфере социальнотрудовой деятельности(в том числе умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации).Несмотря на профилизацию старшей ступени обучения, на появление разных типов учреждений образования и вариативных образовательных программ, до сих пор не создаются в должной мере условия и возможности включения детей в ситуации, требующие проявления ими самостоятельности, самоорганизации и ответственности в социальнотрудовой сфере.Социальноэкономические условия рыночной экономики и конкурентной среды требуют от выпускников школ мобильности, способности к поиску нестандартных вариантов построения своей жизни, самостоятельности, иными словами, адаптивности.Однако современное образование слабо ориентировано на формирование у школьников личностных качеств, необходимых для организации самостоятельной жизни, успешной социализации личности, в частности в сфере социальнотрудовых отношений. Это противоречие определило проблемунашего исследования, которая заключается в создании системы развития социальнотрудовой компетентности учащихся как базового условия их социальной адаптивности.Цель исследования: создание системы развития социальнотрудовой компетентности учащихся.Объект исследования:процесс развития социальнотрудовой компетентности учащихся.Предмет исследования:система развития социальнотрудовой компетентности учащихся.Задачи исследования:1. Теоретически обосновать систему развития социальнотрудовой компетентности учащихся.2. Построить систему развития социальнотрудовой компетентности учащихся на основепартнерских отношений с социальными и экономическими структурами ближнего социума (район Дальнего Засвияжья г. Ульяновска).3. Организовать процесс развития социальнотрудовой компетентности учащихся на основе обогащенияих общекультурного опыта и разнообразия профессиональных проб.4. Разработать диагностические средства для оценки результативности развития социальнотрудовой компетентности учащихся.5. Экспериментально проверить эффективность выбранных условий развития социальнотрудовой компетентности учащихся.6. Обобщить результаты эксперимента и выработать практические рекомендации для других образовательных учреждений.Этапы и содержание деятельности1 этап (2010 –2011 учебный год).Содержание работы: разработка теоретической базы исследования, теоретическая модель системы и её обоснование.2 этап (2011 –2012 учебный год).Содержание работы:1. Разработка диагностики результативности системыразвития социальнотрудовой компетентности учащихся на основе приобретения ими социального, профессионального и общекультурного опыта.

2. Разработка нормативноправового обеспечения системы развития социальнотрудовой компетентности учащихся на основе взаимодействия с ближайшим социумом.3 этап (2012–2013 учебный год).Содержание работы:‰кспериментальная проверка системы развития социальнотрудовой компетентности учащихся в ходе приобретения разнообразного общекультурного опыта и профессиональных проб.4 этап (2013–2014 учебный год).Содержание работы: обобщение экспериментального опыта, оценка его эффективности и выработка практических рекомендаций по его применению в других общеобразовательных учреждениях.5 этап (2014–1016 гг.). Содержание работы: трансляция инновационного опыта в образовательной среде региона.Методы инновационной деятельности. Теоретические: изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование, конструирование и прогнозирование; обобщение.Эмпирические: педагогический эксперимент, диагностика (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, экспертная оценка), сбор и обработка количественных и качественных данных с помощью методов математической статистики.Социальнотрудоваякомпетентностькак личностное качество свидетельствует о развитии интеллектуальных, операциональных и регулятивных умений старшеклассника, способствует полноценному и беспрепятственному вхождению в социум и овладению профессией. Однако в условиях неоднозначности социальной ситуации, в которой живет человек, он сталкивается с неопределенностью в области карьеры, профессии, с вероятностью нестабильной занятости и необходимостью самостоятельного ее обеспечения. Данные проблемы человека являются и следствием того, что в социальнотрудовой среде современной России, характеризующейся динамизмом и противоречивым характером, произошли существенные деформации в отраслевой и профессиональноквалификационной структуре занятости, профессиональных ориентирах и предпочтениях. Значительными темпами продолжают расти безработица и неформальная занятость, снижается роль государственных гарантий, а социальная незащищенность, неудовлетворенность сферой деятельности становятся повседневной реальностью. Учащихся необходимо целенаправленно готовить к адекватному позиционированию себя в столь сложной социальнотрудовой среде. И эта подготовка становится одной из важнейших задач образования. В то же время следует констатировать недостаточную разработанностьорганизационных и содержательных аспектов компетентностноориентированного образовательного процесса в целом.Хотелось бы обратить внимание на трудности толкования понятий «компетенция» и «компетентность», которые определяются тем, что в нормативных документах отсутствует однозначная их трактовка как результата образования. Так, в «Концепции модернизации российского образования» говорится о ключевых компетенциях, а в «Стратегии модернизации школьного общего образования» –о ключевых компетентностях.Следует отметить, что в определении содержания и структуры компетенций и компетентностей, в их классификации и разграничении в настоящее время существует множество подходов, а вопрос о компетентностном подходе остается дискутируемым. Компетенции и компетентностиопределяются через понятия «знания, навыки», «способности» (В.И. Байденко, А.Г. Каспржак, С.Е. Шишов), «готовность» (И.А. Зимняя, В.В. Краевский).Обратимся к определению понятия, принятого нами в качестве рабочего.

Из глоссария ФГОС: «Компетентность социальнотрудовая–способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда». Средняя школа № 45 города Ульяновска (с 2016 года –Лицей при УлГТУ № 45»)начала работу по теме «Система развития социальнотрудовой компетентности учащихся как базового условия их социальной адаптивности» в 20102011 учебном году, а завершила исследование в 2014 году. В статусе научнометодического центра школа пребывает второй год. Казалось бы, за это время актуальность проблемы должна была потерять остроту, но на деле произошло обратное.На региональном уровне это связано с развитием кластеров в экономике области и потребностью в обеспечении их квалифицированными кадрами.На федеральном уровне это связано, вопервых, с Национальной технологической инициативой, как стратегией повышения конкурентоспособности России на мировом рынке, о которой впервые Президент РФ В.В. Путин заявил в своемежегодном послании к Законодательному Собранию РФ в феврале 2014 года. Доклад о Национальной технологической инициативе (НТИ)[1], содержащий её концепцию, предварительную версию дорожных карт, механизмы организации и управления, был представлен Президенту к 1 июля 2015 года на Петербургском Международном Экономическом Форуме2015.Министр образования и науки РФ ДмитрийЛиванов, выступивший на Форуме, выделил три ключевых направления, по которым пойдёт развитие Национальной технологической инициативы:–«формирование исследовательской повестки» и концентрация ресурсов на выбранных приоритетах. –развитие науки и инноваций в университетах, обучение культуре предпринимательства. –«работа с детьми, восстановление системы дополнительного образования в сфере инженернотехнического творчества, ранняя профориентация».Для системы общего образования особый интерес представляет третье направление.Вовторых, наша страна и наш регион присоединились кWorldSkills International(WSI) –международной некоммерческой ассоциации, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 72 страны.В 2013 году Ульяновская область стала одним из первых субъектов в России, вступивших в международное движение WorldSkills Russia.Как сообщает профильное агентство, в сентябре 2015года в регионе был создан координационный центр для сопровождения проекта и взаимодействия с федеральным Агентством развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Russia».

Теоретическое обоснование процесса формирования социальнотрудовой компетентности учащихся на основе социального партнёрства позволило нам разработать его модель. Анализируя данную модель, авторами за основу было взято следующее определение, предложенное В.М. Полонским: «Модель –система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы –организма. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекая от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления, результатом абстрактного обобщения практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента» [2, с. 104]. Разработанная нами структурносодержательная модель формирования социальнотрудовой компетентности учащихся на основе социального партнёрства является структурной и представляет собой иерархию компонентов системы профессионального самоопределения учащихся. Использование моделирования позволило выявить и исследовать закономерные связи, отражающие педагогические реалии, определить предмет и средства достижения цели в идеализированном объекте, обосновать и представить экспериментальную работу. Раскроем подробнее структуру и содержание каждого из компонентов, входящих в процесс формирования социальнотрудовой компетентности учащихся на основе социального партнёрства (цель, подходы и принципы, содержание, формы, методы, приёмы, средства, критерии, показатели, уровни, результат). 1)При разработке целиизучались подходы к пониманию цели как идеального, сознательно планируемого результата учебновоспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. Цель в педагогической системе должна быть поставлена диагностично, то есть настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий её достижение за заданное время [3, с. 30]. В связи с этим цель в общем виде предвосхищает ожидаемый идеальный результат педагогического процесса –формирование социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения. В качестве задач определены: формирование знаний и представлений о способах социальнотрудовой деятельности и знание алгорима предпочитаемой профессии; формирование положительного отношения к профессиональнотрудовой деятельности; развитие навыков анализа ситуации на рынке труда, становление социальной активности и формирование опыта социальнотрудовых отношений. 2) В качестве научных подходов, являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения нами выделены: компетентностный, системный, деятельностный, личностноориентированный, средовой.Процесс формирования социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения опирается на определенные принципы: гуманизации, междисциплинарностии интеграции. Принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, но только в комплексе они обеспечивают решение поставленной цели.3)Содержание процесса формирования социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения описывает потенциал урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.Содержание процесса формирования социальнотрудовой компетентности учащихся в основе своей должен способствовать обогащению их общекультурного опыта и разнообразию профессиональных проб, которые позволят глубже погрузиться в мир профессий и дадут опыт самоопределения в нём.

Особенности формирования социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения на каждой ступени обучения.Основная задача I этапа (14 классы) состоит в воспитании у детей общей трудовой направленности, любви и добросовестного отношения к труду, умения подчинять свои личные интересы интересам коллектива.На этом этапе в рамках урочной и внеурочной деятельности чаще применяются методы профессионального просвещения:–изучение и формирование социально и личностно значимых мотивов выбора профессии и формирование познавательных интересов через реализацию различных курсов внеурочной деятельности;–организация общественнополезного труда;–экскурсии на предприятия и в организации;–система классных часов и внеклассных мероприятий.Педагогами школы разработана программа курса «Мир профессий» для обучающихся I классов (30 часов, общеинтеллектуальное направление).Занятия по данной программе проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у младших школьников.На втором этапе (59 классы)обучающиеся включались в социальноорганизованную деятельность, которая предполагала: учебные курсы, тренинги, практикумы, комплексную диагностику, самодиагностику, составление портфолио достижений и проектную деятельность.Планирование профориентационной работы на этом этапе служит изучению школьниками структуры ближайших предприятий и ведущих профессий этих предприятий, демонстрации фильмов и видеоматериалов о профессиях, обсуждение телепередач с профориентационной тематикой.Организационные формы и методы внеурочной деятельности: 1. Встречи с интересными людьми (профессионалами).2. Организация и выполнение экскурсионной программы:–на промышленные предприятия города;–в учебные заведения начального и среднего профессионального образования;–в музеи города.3. Профессиональные пробы.4. Конкурс «Фестиваль профессий».5. Организация консультаций по выбору профиля учащимися.Третий этап(1011 классы)включает предпрофильную подготовку с обучающимися, реализацию учебных программ предпрофильной подготовки, элективные курсы и факультативы.Внимание педагогов сосредотачивается на развитии профессионально важных качеств, индивидуальном стиле деятельности, формировании опыта коммуникативной и организаторской деятельности ученика. Система мероприятий включает в себя целый комплекс мероприятий, направленный на успешный выбор профессионального маршрута выпускника школы.Организационные формы и методы внеурочной деятельности: 1. Профтестирование учащихся.2. Организация и выполнение экскурсионной программы:–на предприятия города;–высшие учебные заведения города.3. Участие в Днях открытых дверей.4. Участие в предметных олимпиадах.

5. Организация внеурочной занятости детей и подростков.6. Информирование подростков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг.7. Оформление информационного стенда по профориентации.8. Организация консультаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей по темам:–психология выбора профессии;–трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников;–конфликты профессионального самоопределения.

Учителями школы № 45 разработаны программы элективных курсов по данному направлению. Например, «Юный предприниматель» (78 классы), «Английский язык как средство делового общения» (9 класс),«Переписка на английском языке» (10 класс), «Деловой русский язык» (1011 классы), «Физика в задачах» (11 класс).Учитывая профиль 1011 класса (социальногуманитарный, физикоматематический, химикобиологический), возрастные и индивидуальные особенности учащихся, педагоги предлагают ученикам темы для проектов. Данный вид деятельности активно используется в работе научных обществ учащихся.Внеурочная деятельностьпо формированию социальнотрудовой компетентности охватывает все ступени обучения школы. Организованы кружки внеурочной деятельности («Мир профессий», 1 кл.) и эффективно работают профессионально ориентированные объединения дополнительного образования детей в 111 классах («Технология создания сайта», «Юный журналист», «Верстаем сами», «Музыка, движение, танец», «Мой инструмент компьютер», «Мягкая игрушка», «Художественная обработка древесины», «Авиамоделирование» и другие).Разработана система классных часов и экскурсий в 111 классах на предприятия и образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.С целью создания условий для организации и проведения организационнометодической работы с учителями, учащимися и родителями по вопросам профессиональной ориентации, индивидуальных и групповых консультаций, а также для самостоятельного ознакомления школьников с материалами о разных профессиях, физическими и психологическими требованиями к той или иной профессии создан учебнометодический кабинет профориентации и информационного просвещения.В рамках организованного«Фестиваля профессий» для учащихся 111 классов школьники получили возможность не только представить свои материалы в виде презентаций, рефератов, выступлений на классных часах, но и встретиться с родителями –представителями различных профессий, представителями учебных заведений, предприятий города Ульяновска, побывать на выездных экскурсиях. Всего к подготовке и проведению данного фестиваля было привлечено более 800 учеников. Результаты проведения «Фестиваля профессий» подводились на итоговых линейках и на страницах школьной газеты «Большая перемена».Педагогами проводится активная работа по созданию методических условийсистемы формирования социальнотрудовой компетентности обучающихся. Разработаны методические рекомендации [4] системного подхода к формированию социальнотрудовой компетентности школьников; диагностические материалы по выявлению уровня сформированности социальнотрудовой компетентности школьников; программа социального партнерства средней школы с различными учреждениями и организациями в поддержку развития социальнотрудовой компетентности обучающихся; программы внеурочной деятельности в 14 классах и факультативов, элективных курсов в 711 классах. 4)Эффективной реализации формирования социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения способствуют соответствующие методы, формы и средства. Эффективными считаются методы и формы, которые позволили бы учащимся «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, получить внешнюю оценку своих способностей, сформированных умений и навыков, попробовать себя в деятельности по формированию адекватной самооценки тех или иных профессионально важных качеств (ролевые игры, социальнопсихологические тренинги и т.п.), тесное сотрудничество общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного и профессионального образования, отраслевыми предприятиями и организациями, сферой малого, среднего и крупного бизнеса.Среди методов и приёмов особо мы выделяем методыактивного обучения: диалог, проблемное изложение материала, дидактическая игра, социальное проектирование.При формировании формирования социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения на основе социального партнёрства широко используются следующие организационные формы: интегрированный урок, экскурсии на предприятия, в учреждения среднего и высшего профессионального образования, виртуальная экскурсия, профессиональное тестирование, профессиональнои личностноориентированный тренинг, классный час, конкурс творческих работ, выставки, конкурс «Фестиваль профессий».Формированию социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учрежденияспособствуют определенные средства. Средства обучения в педагогической науке рассматриваются как материальные объекты,используемые педагогами для усвоения определенных знаний.Важными средствами для нас выступили учебнотехнические средства (иллюстративные, аудиовизуальные, мультимедийные). 5)Нами определены критерии, показатели, а также уровни сформированности социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения.Критерии и показатели сформированности социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения рассматриваются нами следующим образом:

когнитивный, показатели полнота иглубина знаний о сущности и способах, необходимых в социальнотрудовой деятельности, а также знаний алгоритма предпочитаемой профессии и перспектив профессионального роста;

эмоциональноволевой, показатели положительное отношение к профессиональнотрудовой деятельности; наличие потребности в формировании социальнотрудовой компетентности;

операциональнодеятельностный, показатели готовность к анализу ситуации на рынке труда; социальная активность и функциональная грамотность; опыт социальнотрудовых отношений).Выделенные критерии, безусловно, нельзя считать исчерпывающими, однако, их обобщенный характер достаточен для выявления уровней сформированности социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения. В соответствии с выделенными критериями и показателями охарактеризованы уровни сформированности социальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения (низкий, средний, высокий). 6)Результатом рассматриваемого процесса является сформированностьсоциальнотрудовой компетентности учащихся общеобразовательного учреждения.

Одним из важных этапов в построении системы формирования социальнотрудовой компетентности в МБОУ СШ № 45 является проведение профессиональной диагностики.На первом этапе исследования (20112012 учебный год) были определены уровневые показатели сформированности социальнотрудовой компетентности старшеклассников. Для проведения диагностики был подобран комплекс диагностических методик, отличающихся надёжностью и валидностью.Нами использовались следующие методики:А.А. Азбель «Методика изучения статусов профессиональной идентичности учащихся»; «Якоря карьеры»

методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, в адаптации В,А. Чикер, В.Э. Винокурова) для учащихся 10х, 11х классов; тест по профориентации «ПРОФИЛЬ» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока); опросник «Профессиональные намерения»; тест Дж. Голланда (Дж. Холланда) на определение профессиональной направленности личности; опросник для определения профессиональной готовностиЛ.Н. Кабардовой; опросник «Каков ваш творческий потенциал?»; опросник для диагностики структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова).Подробнее остановимся на данных, полученных подиагностической методике изучения статусов профессиональной идентичности учащихся А.А. Азбель.Система наиболее общих представлений о самом себе и своём месте в мире называется идентичностью. Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения. И чем более любима работа, тем более со временем человек уже не мыслит себя вне связи со своей профессией. Если по какимто причинам он не может продолжать заниматься любимым делом, это превращается для него в настоящую жизненную трагедию. По опроснику А.А. Азбель можно выделить четыре так называемых статуса профессиональной идентичности –«ступеньки», на которых человек находится в процессе самоопределения. ееопределенная профессиональная идентичность, навязанная профессиональная идентичность, мораторий (кризис выбора), сформированная профессиональная идентичность.Представим сравнительный анализ по методике статусов профессиональной идентичности 2012 и 2015 года среди учащихся школы (Таблица1).Таблица 1. Динамика изменений статусов профессиональной идентичности учащихся МБОУ «Лицей при УлГТУ№ 45»

годынеопределённаяидентичностьнавязаннаяидентичностькризис выборасформированнаяидентичность20123422172720157101172

Как видно из анализа таблицы, неопределённая профессиональная идентичность в 2012 году составляла 32%, повторная диагностика после проведённой работы показала в 2015 году, что этот показатель равен всего 7%. Показатели навязанной идентичности и кризис выбора снизились. В итоге показатель сформированной идентичности в 2015 г. составил 72%, что на 45 % больше в сравнении с 2012 годом.Анализируяданные2012и2015годаможносделатьвыводотом,чтонеопределённыйстатуспрофессиональнойидентичностизначительноснизилсяповсемпараллелям,ав11классахонвовсеотсутствует.Такжеестьположительнаядинамикасниженияпроцентанавязаннойпрофессиональнойидентичностиисостояниекризиса.Впроцессеисследованияучащиесяпоказалиболеевысокие

результатыосведомленностиимиомирепрофессий,оновыхпрофессияхнарынкетрудаиовостребованностиэтихпрофессий.

Положительные результаты работы по формированию социальнотрудовой компетентности учащихся заключаются в том, что:–школьники достаточно информированы о профессиях и путях их получения;–у учащихся сформирована потребность в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;–у учащихся сформирована уверенности в социальной значимости труда,т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;–сформирована в высокой степени самопознание школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);–у учащихся в наличии обоснованный профессиональный план (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);–у школьников сформированы профессионально важные качества, т. е. качества, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.Таким образом, на сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи, формирования социальнотрудовой компетентности учащихся является одной из важнейших в процессе становления человека как полноценного члена современного общества. Каждый обучающийся должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социальноэкономическими изменениями страны и своего региона.Несмотря на достаточное нормативноправовое обеспечение и положительные тенденции в практике работы по развитию социальнотрудовой компетентности учащихся, нерешенными остаются следующие проблемы:–рассогласованность сложившихся профессиональных предпочтений обучающихся с потребностями рынка труда в наиболее востребованных профессиях;–отсутствие организационноуправленческих и финансовоэкономических механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций по развитию социальнотрудовой компетентности учащихся;–недостаточная координация действий субъектов профориентации: специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, представителей органов исполнительной власти, отраслевых предприятий, представителей бизнессообщества, привлекаемых в качестве внешних экспертов к решению задач развития социальнотрудовой компетентности учащихся.Основным направлением инновационного преобразования существующей школьной системы развития социальнотрудовой компетентности учащихся является совершенствование содержания профориентационной деятельности на школьном этапе профориентации:–осуществление сопровождения личностного и профессионального развития учащихся, включающих профдиагностику, профориентированные мероприятия по классам, психологопедагогическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся;–применение активных форм и методов профориентационной работы: тренингов, деловых игр и др.;

–приоритетная ориентация педагогического коллектива на инновационную деятельность, научные исследования и разработки;–развитие практики привлечения к образовательному процессу ведущих специалистов университетов и работодателей.Педагогический коллектив лицеястремится готовить школьников к реальной жизни в обществе, формировать у них такую внутреннюю картину мира, основанную на знаниях и отношениях, которая позволила бы молодым людям наиболее эффективно использовать свой личностный потенциал на рынке труда.

Ссылки на источники1.Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]–Режим доступа: https://asi.ru/nti/ (дата обращения 05.01.2016)2.Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. –М.: Высшая школа, 2004. –512 с.3.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. –М.: Педагогика, 1991. –192 с.4.Табарданова, Т.Б. Система развития социальнотрудовой компетентности: методические рекомендации / Т.Б. Табарданова, Т.В. Финюкова, М.А. Шлютова, С.Ю. Павлова. –Ульяновск: УлГТУ, 2014. –71 с.