Теория нравственного воспитания З. К. Столицы (конец XIX – начало ХХ века)
Выпуск:
ART 96391
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бабаян
А.
В. Теория нравственного воспитания З. К. Столицы (конец XIX – начало ХХ века) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2351–2355. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96391.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные положения теории нравственного воспитания отечественного педагога и общественного деятеля конца ХIХ – начала ХХ века З. К. Столицы. Проанализированы определенные З. К. Столицей содержание, средства и методы воспитания нравственности.
Ключевые слова:
нравственность, нравственное воспитание, воспитание воли, развитие произвольного внимания, развитие характера
Текст статьи
Бабаян Анжела Владиславовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры креативноинновационного управления и права ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»,г.Пятигорск,Россияbaanwl@mail.ru
Теория нравственного воспитанияЗ.К.Столица
(конецXIX
начало ХХ веков)
Аннотация.В статье рассматриваются концептуальные положения теории нравственного воспитания отечественного педагога и общественного деятеля конца ХIХ начала ХХ века З.К.Столица.Проанализированыопределенные З.К.Столица содержание, средства и методы воспитания нравственности.Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, воспитание воли, развитие произвольного внимания, развитие характера.
Особенностью развития отечественной педагогики конца XIXначала XXвеков является разработка теории воспитания. Это связано с изменениями, произошедшими в общественноэкономической жизни России. Попытки широкого теоретического осмысления вопросов воспитания, стремление отвести воспитательной проблематике самостоятельное место среди других педагогических проблем отражали тенденцию выделения проблем воспитания в особую область педагогической науки, более четкого разграничения теории воспитания от других областей педагогики. Вопросы воспитания занимали важное место в трудах известных педагогов России, создававших свои педагогические системы. Эти вопросы разрабатывались на основе прогрессивных традиций, отличительной чертой которых было глубокое уважение к личности ребенка, стремление к познанию его природы.Ведущее место в теории воспитания в конце XIX
начале XXв. занимали вопросы нравственного воспитания, привлекавшие внимание педагогов различных общественнопедагогических направлений: революционеровдемократов Н.Г.Чернышеского, Н.В.Шелгунова, антропологов П.Ф.Каптерева, М.И.Демкова, Н.Ф.Бунакова, В.П.Вахтерова, теоретиков «свободного воспитания»Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля. Прогрессивные русские педагоги считали нравственное воспитание ведущим в формировании личности. Приоритет нравственного воспитания они объясняли тем, что от нравственного сознания человека зависит не только следование определенным нормам и правилам поведения, но и воплощение знаний и убеждений человека в действии. Разрабатывая теоретические аспекты нравственного воспитания, прогрессивные отечественные педагоги ратовали за свободу личности, отстаивали гуманное отношение к ребенку, призывали изучать природу ребенка, его индивидуальность, признавали, что ребенок есть самостоятельная личность, имеющая права и обязанности и требующая уважения к его интересам. Центральной проблемой теории воспитания, в том числе и теории нравственного воспитания, в конце ХIХ начале ХХ века являлся идеал личности, наделенной нравственными качествами, которые должны сформироваться у воспитуемых. Решение вопроса об идеале человеческой личности диктовалось различными классовыми устремлениями, лежащими в основе как этических, так и педагогических построений. Проблема «личность и общество»ставилась и решалась передовыми педагогами в плане необходимости гармонического сочетания интересов общества и личности. Педагоги различных направлений обосновали цели и содержание этического воспитания, которое способствует высокой эффективности формирующих воздействий на индивида[1, c.3].В теорию нравственного воспитания внесла вклад отечественный педагог и общественного деятеля концаХIХ начала ХХ века З.К.Столица. Ее перу принадлежат работы «Воспитание нравственности в подрастающем поколении. Книга для родителей», «Воспитание внимания», «Очерки по философии идеализма»и др. В 1913 году она была участником Второго Международного конгресса по нравственному воспитанию, проводившемуся в Гааге. Результатам конгресса, обобщению теоретической разработке вопросов нравственного воспитания посвящена ее работа «Второй Международный конгресс по нравственному воспитанию».З.К.Столица отмечала самобытность педагогов России в разработке идеалистических и религиозных начал, положенных в основу нравственного воспитания. Задача, принимаемая на себя педагогами различных систем нравственного воспитания, по мнению З.К.Столица, состоит в том, чтобы примирить реальное с идеальным, «реализовать по возможности идеальное, осуществить в земной жизни идеал Человекобога. Каждая из них хочет человека превратить в Человекобога путем соответствующих предписаний, которые не всегда сходятся и иногда противоположны, что зависит от того, какие черты Бога выдвигаются на первый план: милосердие, или же справедливость, правосудие и т.п.»[2, c.11].Сравнивая нравственность с религией и искусством, З.К.Столица убедительно показала, что нравственность дает возможность слиться с идеалом жизни и пережить секунды высочайшего духовного наслаждения. Система нравственности старается облегчить, наилучшим образом обставить это слияние, сделать его наиболее частым, продолжительным и богатым благотворными результатами. В итоге она пришла к определению идеализма в морали как направления, утверждающего в слове, мысли, чувстве и воле высшие образцы поведения, независимо от практических соображений и так называемого здравого смысла и даже наперекор им [3, c.42]. С сожалением З.К.Столица отмечала, что типические душевные свойства, раскрывающие нравственный мир человека, издавна рассматривались в системах этики, но очень редко это делалось с психологической точки зрения [4,с.30].Частью практической философии у З.К.Столица является идеалистическая этика. В пользу такого этического направления она высказывала следующие соображения: если нравственная вера, в которой заключается этический идеализм, и кажется субъективной со стороны, для того, ктоспособен переживать и действительно переживает нравственное восприятие, она является объективной, т. к. вполне реально, осязательно ощущается и, теряя свою идеальную призрачность, приобретает реальную эмпирическую очевидность а, следовательно, и естественную принудительность: нравственная деятельность становится притягательной. Таким образом, нравственная идея реализуется, по мнению З.К.Столица, сначала в сознании, а затем и в действии людей, так как нравственная вера, как и всякая вера вообще, творит чудеса, делая невозможное возможным. Но если и нельзя всегда ожидать практических результатов, этический идеализм бывает необходим, как отдых от тяжелой действительности, когда должны окрепнуть силы для житейской борьбы. Этический идеализм отвечает потребности развития творчества, влечению к миру идеалов, естественному стремлению к возвышенному. Однако этический идеализм может ценить не всякий человек, а лишь тот, в ком звучат «родственные струны». С научной же точки зрения, считала она, этический идеализм нисколько не уступает другим этическим направлениям.Нравственность З.К.Столица рассматривала как приближение человека к Богу, как осуществление добра. Подлинно нравственное поведение является добровольным, свободным и сознательным, поскольку нравственностьюруководит разум и нравственная свобода. Нравственность равносильна разумной необходимости. Интересны мысли педагога о том, что осуществление добра в жизни, оправдание его как высшего принципа морали становится возможным благодаря наличию добра в самой природе человека. Добро проявляется прежде всего в виде стыда, жалости и благоговения, обусловливающих все другие добродетели. Добро доступного человеку в непосредственном ощущении. Добро в истории человечества есть показатель и критерий нравственности. По мнению З.К.Столица, моральное зло можно объяснить несовершенством человеческой природы. Однако оно «не представляет из себя ничего другого, как незначительную причину добра, которая, следовательно, при наличности усовершенствования, может развиться и сделаться источником больших добродетелей»[5,с.15]. Моральное зло может быть устранимо.В понятие «нравственность»включала добродетель, справедливость, высшее благо, долг, свободу воли. Важной добродетелью признавала человеческое достоинство, называла это «искрой божией». Другой весьма важной добродетелью считала справедливость, выражающуюся в воздаянии каждому должного. Добродетель основывается на беспристрастной, бескорыстной правдивости и признании каждого явления, каждого предмета тем, чем он является.В содержание нравственного воспитания З.К.Столица включала воспитание чувства долга. Она писала: «Большую услугу для развития чувства долга, сознания своих обязанностей могут оказать в школе различные общественные организации, имеющие в виду какуюнибудь филантропическую цель или просто удовлетворение потребностей школьной жизни. Таковы лиги учащихся (благотворительные, охранения животных), комиссии (библиотечная, спортивная, театральная, музыкальная) по организации в школе тех или иных начинаний»[6,с.85].Содержание понятия долга как фундамента этики у З.К.Столица совпадало с «принципом ответственности». Принцип формальной законосообразности, провозглашенный Кантом, педагог рассматривала как критерий нравственности. Правила поведения, установленные независимо от обстоятельств, по ее мнению, указывают на понимание долга лишь как пустой формы без всякого содержания, т.е. долг рассматривается ради долга, без применения к конкретному случаю. Принцип христианской нравственности «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем помышлением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя»она считала общим долгом христианина.Свободу воли как элемент нравственности З.К.Столица понимала многозначно: «Это свобода метафизическая, проявляющаяся в мире сверхчувственном, при отсутствии свободы в мире явлений; психологическая, не допускающая других влияний на наши решения, кроме причинности собственного душевного мира; свобода, заключающаяся в подчинении голосу разума и нравственного долга и т.п.»[7,с.17]. Она считала высшим благом и нравственным идеалом царствие Божие и отмечала, что системы морали сходятся в одном: в каждом человеке есть стремление к высшему нравственному идеалу, есть и готовность осуществить это стремление наперекор сильным препятствиям естественного характера в виде эгоизма, жажды удовольствий и т.п., получающим перед лицом вечности временное, преходящее значение. Причем это временное приносится в жертву абсолютному, вечному благодаря наличию в человеке метафизической добродетели или метафизического чувства.Все нравственные элементы, по мнению педагога, тесно связаны между собой и могут рассматриваться как нечто единое и целое. «В самом деле, писала она, различение добра и зла обнаруживается в виде проявления определенных основных добродетелей стремления сохранить свое человеческое достоинство, справедливости и человеколюбия; то, что составляет содержание этих добродетелей, вменяется человеку в долг и исполнение этого долга совпадает с условием осуществления высшего блага полноты нравственного совершенства или какоголибо другого (в зависимости от того, что данная этическая система считает высшим благом), причем долженствование потеряло бы свое коренное отличие от естественных законов природы характер принудительности, часто идущий в разрез с тем, что ощущается, как естественное, если бы оно не опиралось на свободу поступать или не поступать согласно предписываемому долгу»[8,с.18].З.К.Столица полагала, что поступки являются «родственными нравственному сознанию»: они заключают в себе некоторые его элементы, но совершенно ему не причастны. Они могут рассматриваться как нечто подготавливающее нравственное сознание, как его первую степень. Вторую ступень нравственного сознания составляет симпатия. Двигателем поступков служит одно из проявлений симпатии: жалость, вызываемая тем или иным видом страдания; доброта, т.е. стремление оказать посильную помощь, в связи с общим доброжелательством; отличающееся несколько от доброты своей интенсивностью и нежным оттенком чувство расположения, привязанности, любви к тому или другому живому существу.Педагог была убеждена, что высокоразвитая духовная жизнь вытесняет собою инстинктивную. Обилие инстинктов в животном мире уступает место сложным умственным и волевым процессам, определяющим сознание человека. Вот почему, в частности, у мало развитых в духовном и нравственном отношениях людей наблюдается преобладание простейшего внимания над апперцептивным и произвольным вниманием. Однако отсутствие произвольного внимание может наблюдаться и у умственно развитого человека: встречаются умные люди нерешительные, слабохарактерные, не могущие справиться со своей волей, то есть не умеющие распорядиться своим вниманием [9,с.47]. Развитое состояние произвольного внимания, утверждала З.К.Столица, совпадает с наличием вырабатываемых высших волевых процессов. Воспитание произвольного внимания может состоять в том, чтобы сделать ребенку привычными основные его элементы. Она приводила такой пример: «Посредством перенесения некоторых лишений, преодоления маленьких трудностей он знакомится с тем, что такое усилие. Можно рано внушить ребенку, как приятно вести борьбу с препятствиями и победой над ними быть обязанным самому себе; как весело рассекать веслами волны, гулять против ветра, превозмогать усталость, удерживаться прифизической боли от крика, сдерживать жажду, не обнаруживать слабости, не просить пощады и пр., и пр. Сильного духом, будущего борца с невзгодами жизни не запугают и усилия, требуемые произвольным вниманием, он и с ними справится так же легко»[10,с.6465]. Развитию произвольного внимания способствует нравственный режим, установленный школою. Так, предоставляемая свобода в школьной жизни и возлагаемая ответственность за нарушение установленной корпоративно самими учащимися дисциплины заставляет не только проверять, но и обсуждать предварительно поступки, приучать напрягать произвольное внимание и вне учения, что не может не отозваться на общем душевном складе самым благоприятным образом [11, с.6667]. Нравственное значение, по убеждению педагога, имеют занятия спортом, не переутомляющие организм. Такие занятия не только полезны для физического развития, но и воспитывают такие нравственные качества, как храбрость, решительность, также направляют интересы молодежи в известную сторону, предохраняя и отвлекая ее от вредных затей и опасных увлечений. Она с сожалением отмечала, что ни семья, ни школа не задаются целью воспитать людей сильных духом, способных на борьбу с препятствиями и умеющих одерживать победы над собственными слабостями, неразумными желаниями, преходящими влечениями. В итоге люди не обнаруживают склонности к обузданию своих прихотей и к воздержанию, а в отношении к разумным, достойным желаниям, не умеют добиться их осуществления. В содержание нравственного воспитания З.К.Столица включала воспитание воли. Развитие воли З.К.Столица тесно связывала с умственным, нравственным, эмоциональным воспитанием и подчеркивала: «Кто неспособен сильно чувствовать, тот не может испытать и волевого состояния, называемого страстью. Кто мало умственно развит, тот не может принимать обоснованных волевых решений, и действия его будут отличаться импульсивностью, необдуманностью и быстротой, свойственными ребенку, не умеющему бороться с охватывающими его желаниями»[12,с.5].Воля и характер, по убеждению педагога, проявляется в сознательном и преднамеренном подчинении волевых действий определенным правилам, независимо от степени их целесообразности и разумности и вопреки собственному желанию. Проявления воли она понимала двояко: как сильное стремление, сильный позыв к деятельности, которым отличается не всякий человек (есть люди апатичные, у них нет желаний и не хватает сил ни на какое, даже необдуманное, мало сознательное проявление активности), а также как твердое, неизменное волевое решение, часто идущее в разрез с мало сознательными влечениями низшего порядка и принимаемое после зрелого обсуждения тех или других побуждающих к действию мотивов. Тот, кто проявляет волю в первом смысле этого слова, т.е. одержим стихийной силой влечения, тот часто бывает неспособен к спокойному обдумыванию мотивов и принятию сознательного решения, и наоборот.Отсутствие воли крайне отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека: «Парализованное состояние волевой активности негативно отражается на интересе к воспринимаемым извне впечатлениям, на внимании к познавательным процессам; вследствие этого ослабляется их сила, и они оказываются неспособными разбудить заснувшую силу желания и влечения»[13,с.35].Большое значение для твердости воли имеет выработка выносливости, умение справляться с физической болью и усталостью, что, по словам З.К.Столица, достигается только путем упражнения. Твердость воли она называла важнейшим качеством человека, которое не только оказывается «полезным в сношениях с другими людьми, гарантируя известную последовательность в образе действий по отношению к ним, но и для самого субъекта оно более, чем приятно, так как обеспечивает быстрое и неизменное осуществление принятых решений и раз начертанной деятельности»[14,с.49].Сила воли, по мнению педагога, состоит не столько в борьбе и победе, сколько в задержке первоначального импульса с тем, чтобы подвергнуть его обсуждению и обдуманно, т.е. сопоставить с другими возможными мотивами, принять и осуществить здравое волевое решение. С помощью волевых усилий человека могут быть парализованы и изменены к лучшему нерешительность, легкомыслие, несамостоятельность, непостоянство и необузданность. Проявлению обдуманности и рассудительности также может помочь сознательное стремление к ним со стороны самого ребенка или юноши.В целях воспитания воли и характера З.К.Столица предлагала развивать у детей произвольное внимание, заключающееся в возможности выбора, а также внимание непроизвольное, опирающееся на интерес, предупреждать у них проявление лени, внедрять в их сознание мысль о том, что они, выполняя полезную работу, развивают уверенность в своих силах. Этому же способствуют занятия ручным трудом. Отличаясь наглядностью и более или менее быстрой достижимостью, конечный результат такой работы воодушевляет ребенка к деятельности. Непременным условием успеха ручного труда с точки зрения воспитания воли является очевидность и понятность его продуктов, а также соответствующая возрасту трудность выполнения: утомительный, безрезультатный и поэтому неинтересный ручной труд не может предохранить человека от лени [15,с.79].По мнению педагога, одним из важных критериев волевых решений и поступков является соответствие их человеческому достоинству: «Обязанность поддерживать и развивать в себе человеческое достоинство, возвышатьсянад материальной природой делается главной, затемняя добродетели, находящие поддержку в естественных стремлениях человеческой природы, каковы доброта и жалость»[16,с.26].Конечной целью нравственного воспитания З.К.Столица считала нравственное совершенство личности, а не формирование одной какойнибудь добродетели. В соответствии с этой целью рассматривала задачи воспитания нравственной личности: «развить основные нравственные добродетели, научить жертвовать удовольствиями ради высшей цели, укрепить сознание долга к собственному разумному яи окружающим личностям, заставить стремиться к осуществлению свободной сознательной нравственной деятельности»[17,с.30].Нравственное воспитание не должно противоречить решению задач общего воспитания. «Воспитывать нравственность, писала она, это значит с одной стороны определенной целью выдвигать то или другое средство общего воспитания. Человек слишком сложное духовное целое, составленное из слишком сплоченных, теснейшим образом связанных между собой элементов, чтобы можно было разорвать эту связь, изолировать их друг от друга. Вместе с элементами нравственного сознания проявляется большое многообразие всяких других элементов, частью спаянных с ними, частью только оказывающих на них то или другое воздействие;разобраться во всем этом многообразии и остановить свое внимание на всех явлениях душевного мира ребенка, так или иначе влияющих на успешность развития в нем нравственного сознания такова задача каждого, кто хочет воспитать нравственность ребенка, т.е. достигнуть должного развития отдельных элементов его нравственного сознания»[18,с.31]. Таким образом, содержанием воспитания нравственности должно являться развитие основных душевных свойств человека (независимо от вопроса прирождены ли они или приобретены), его наклонностей, имеющих определенное отношение к нравственности и подлежащие поэтому совершенствованию. Все эти свойства и качества личности отличаются универсальным характером, т.е. они присущи всем людям, вследствие чего многие считают их инстинктами. Это инстинкт самосохранения, продолжения рода, общественности, правдивости, любознательности и творчества. Что касается инстинкта самосохранения, то всякий живой организм, от простейших животных вплоть до человека, обладает им, стремясь при этом «естественным образом к расширению своего благосостояния и стараясь избежать страданий». По мере развития нравственного сознания ребенка задача воспитателя заключается в том, чтобы всеми имеющимися в его распоряжении средствами влиять на выработку идеи долженствования по отношении к другим людям, и эта идея сама уже вступит в борьбу с естественными влечениями ребенка.З.К.Столица находила справедливыми упреки современной ей школы в отсутствии забот о нравственном воспитании, о том, что «она обременяет знаниями головы учеников, в лучшем случае давая молодежи умственное развитие, но совершенно не образовывая характера. К сожалению, и семья плохо развивает волю: ребенка водят на помочах, забивая в нем всякую самодеятельность, или предоставляют расти по произволу,подчиняясь его прихотям и капризам, не ставя никаких преград неразумным желаниям»[19,с.5].Кроме наглядного деятельного обучения нравственным обязанностям человека как члена общества, школа, считала З.К.Столица, располагает еще другим средством развитияв ученике чувства и сознания своей ответственности: преподаванием нравственности или этическими беседами, которые в понятной ученику, конкретной форме разъясняют основы нравственности, особенно останавливаясь на вопросе о нравственных обязанностях. «Весь строй школы и весь учебный материал, писала она, может быть проникнут этическим элементом. Сама школьная жизнь в своем течении и почти все учебные предметы постоянно раскрывают факты, которые могут и должны быть освещены с нравственной точки зрения в целях выработки характера, чтобы в себе самом он нашел силу противодействия чувственным влечениям»[20,с.86].Задачи нравственного воспитания, стоящие перед семьей, З.К.Столица определяла так: «Для выработки характера, воспитание требует от родителей кроме забот о здоровье и физической крепости ребенка развития еще в дошкольный период внимания, послушания, аккуратности, самообладания и ответственности. Школа для этой же цели должна устраивать этические беседы, усилить свой эстетический элемент, шире и разнообразнее поставить практические занятия, предоставить учащимся некоторое самоуправление, способствовать упражнениям учащихся в самообладании и самодисциплине»[21,с.96].З.К.Столица предлагала применять воспитательные средства, способствующие образованию характера, «который состоял бы из одних положительных волевых черт: предприимчивости, энергии, решительности, силы воли, рассудительности, дисциплинированности». Необходимость воспитания характера она объясняла так: «Для человека с сильным характером не страшны никакие стихийные, слепые влечения, никакие привлекательные сумасбродные желания, никакие влияния извне: он справится с ними со всеми, во имя того, что вполне сознательно выбрано им и обосновано»[22,с.43].«Дисциплинированный»характер проявляется в терпимости к чужому мнению и стремлению сообразовать с ним свою собственную волю. Проявление воли и характера, заключается в сознательном и преднамеренном подчинении волевых проявлений определенным правилам действия, независимо даже от степени их целесообразности и разумности и вопреки собственному хотению.Организовывая воспитательную работу по нравственному воспитанию детей, педагогу следует помнить о проявлении слабости характера в виде несамостоятельности, подверженности внушениям, влияние более сильных характеров на бесхарактерных или слабых волею товарищей, прилагая, с своей стороны, все усилия к тому, чтобы во всех своих питомцах развивать независимость духа. Воспитание должно ставить перед собою идеал цельного характера, воплощающего в себе разнообразные положительные свойства воли, которые нисколько не противоречат друг другу и могут бы быть совмещены в одном лице, как олицетворение идеала. В этой связи З.К.Столица писала: «Следовало бы в школе, на всех ее ступенях, больше развивать самостоятельность, находчивость и самообладание; следовало бы внедрять в нее, начиная с младших классов, внутреннюю нравственную дисциплину и обеспечить ее питомцам прилежание и трудолюбие. Наконец, настоятельно необходимо, всеми возможными путями поощрять творчество, столь нужное для проявления в будущем зрелыми людьми предприимчивости, энергии, решительности…» [23, с.63].Лучше всего воспитывает характер, по убеждению педагога, бескорыстное служение какойнибудь высшей цели: истине, искусству, религии, родине, страждущему человечеству. Исходя из того, что каждый инстинкт способствует развитию той или иной черты характера, роль педагога в воспитании характера заключается в укреплении одних инстинктов и подавлении других. З.К.Столица обращала внимание на то, что одни ите же инстинкты могут стать или полезными, или вредными, в смысле усовершенствования характера, все зависит от степени их развития и принимаемого ими направления. Таковы инстинкты самосохранения, общественности, семьи, правдивости, любознательности, творчества. Каждый из них, особенно в сочетании с другими, вносит свою лепту в складывающийся характер. Без должного развития самосохранения не может выработаться самостоятельность, независимость характера, но чтобы эта последняя соединялась с обдуманностью, уравновешенностью, рассудительность, а не приняла формы упрямства и т.п., необходимо обеспечить ребенку правильное умственное развитие, направить и поддержать первые проблески его любознательности. Однако утрирование в этом направлении может развить нерешительность: если привычка рассуждать возьмет верх над готовностью действовать: «Правдивость верность своему слову и инстинкт семьи, проявляющийся в заботливости о беспомощных, слабых и малых, составят некоторую гарантию против непостоянства характера»[24,с.6465].Она подчеркивала, что чем меньше заложено в ребенке хороших привычек, тем ответственнее роль воспитателя, тем более он должен уделять внимание им. Заботы о воспитании и развитии не должны ограничиваться физической, материальной стороной. «Естественный эгоизм»ребенка может быть использован в целях совершенствования его духовной личности. Наиболее сильным стимулом в этом случае служит самолюбие. Она писала: «Надо беречь, как нежный цветок, самолюбие ребенка, которое легко пропадает, если не обращать на него внимание и унижать ребенка, с другой стороны, легко принимает чудовищные размеры, если часто обращаться к нему. Человек без самолюбия теряет всякий критерий для человеческого достоинства и способен очень низко уронить его. Личность с болезненным самолюбием непригодна для здравой нормальной жизни и слишком эгоистична, постоянно направляя свои взоры на себя»[25,с.38].Нравственное воспитание должно содействовать развитию здорового полового чувства, т.е. половому воспитанию, оберегать ребенка от проявлений чувственности и выдвигать в противовес ей инстинкт материнства и отцовства, который обнаруживается с самого раннего детства в играх в куклы, в покровительстве младшим детям и т.п. Кроме инстинкта материнства и отцовства, взрослого человека предохраняет от чувственности также стыд, который, по определению педагога, является показателем того, насколько ставит человек свое человеческое, нравственное достоинство выше требований и влечений материальной природы.Для успешности нравственного воспитания необходимо, по мнению педагога, развитие такого свойства человека, как его общественность, под которой она подразумевала ощущаемую человеком потребность в обществе, коллективе и переживаемые общественные или симпатические чувствования, проявляемые в совместной деятельности. Удовлетворение потребности в обществе, коллективе делает возможным возникновение симпатии, а затем и сознательной, деятельной любви к человечеству: если бы человек не вращался в кругу себе подобных, он бы не мог и переживать с ними их радостей и горя, не мог бы оказывать им помощи, лишен был бы возможности проявлять симпатические чувствования и действия, определять, в чем именно должны заключаться его «обязанности к ближним, предписываемые нравственным долженствованием». Заслуживают внимания мысли педагога о том, что важно с ранних лет способствовать развитию общественной активности ребенка, приучать его смотреть на себя как на члена общества, по отношению к которому у него есть обязанности. Тем самым в ребенке развивается осознание нравственного долга.В нравственном воспитании нужно учитывать, что каждый нормально развивающийся ребенок с самых ранних лет проявляет любовь к истине в виде стремления познать ее, т.е. получить истинные, вполне соответствующие действительности знания, обнаруживает при этом любознательность, стремление сообщить другим истину или истинные знания, обнаруживая правдивость, т.е. выставляет себя и все предметы и явления такими, как они есть. При этом важно использовать тот факт, что ребенок проявляет склонность кнравственному творчеству. И хотя он не имеет еще возможности обдумывать свои решения, его решения еще в высшей степени импульсивны, т.е. создаются на основании первого попавшегося, не подвергнутого обсуждению мотива, но тем не менее он любит и готов поступать своевольно, принимать самостоятельные решения, стойко отстаивать их, обнаруживая, в случае противоречия, самое решительное упрямство. При этом переспорить его мудрено, и единственным средством отвлечь от задуманного, если не считать непозволительного в нравственном отношении насилия, служит переключение внимания ребенка.В воспитании нравственного сознания З.К.Столица рекомендовала использовать многие естественные свойства ребенка. С удовлетворением она отмечала, что у ребенка существует потребность к реальному творчеству, т.е. к действию, движениям, труду: «Эта активность, присущая и взрослому человеку, и ребенку, может быть только поощряема, способствуя выработке исполнительности и деловитости, не говоря уже о воздействии на здоровье ребенка», писала она [26,с.54]. Упражнения «в волевом творчестве», расширение умственного кругозора, удовлетворение любознательности вызовут в ребенке сознательное представление о свободе его воли как соединения сознания с нравственной ответственностью.Способы, приемы нравственного воспитания З.К.Столица подразделяла на два вида: одни из них оказывают прямое воздействие на питомца, другие косвенное. К мерам прямого воздействия она относила упражнения в целях образования привычек, внушение, сообщение знаний по вопросамнравственности. Учитель формирует у ребенка привычки, использует при этом те впечатления, на которые ребенок может реагировать естественным образом. Важное воспитательное воздействие на детей оказывает пример. Он одновременно является средством образования привычек, вследствие простого повторения ребенком из подражательности обнаруживаемых воспитателей действий и состояний сознания, и средством внушения, прививающего известные свойства благодаря воздействию на чувства и воображение ребенка. Воспитанник слушает охотнее, чем взрослых, своих товарищей сверстников, а так же тех детей, которые старше его, и имто особенно сильно подражает он, независимо от их нравственных достоинств. С сожалением З.К.Столица отмечала, что часто именно то, что противоречит нравственности, кажется детям особенно привлекательным. Сильное воздействие на детей оказывает внушение. В связи с этим обращала внимание на значение нравственного облика учителя в нравственном воспитании. Она писала: «Чем привлекательнее личность воспитателя, чем сильнее действует она на чувство и воображение питомца, тем вернее успех, объясняемый силой внушения. Нельзя ожидать от ребенка сострадания к ближнему, если он видит, как его воспитатель, к которому он относится восторженно и потому без критики, равнодушно отворачивается от какогонибудь нищего»[27,с.62]. Внушение может сводиться к простому примеру: мир фактов, вещей, движений всецело поглощает внимание ребенка, вызывает потребность в творчестве (в связи с ярко выраженным чувством удовольствия). Другой вид внушаемых действий представляет собой стимулирование проявления воли. Такое внушение осуществляется в виде повелительного жеста, взгляда, интонации голоса. Достаточно иногда посмотреть на ребенка или слегка возвысить голос, чтобы удержать его от совершаемого проступка. При повторных воздействиях подобного рода у ребенка вырабатывается привычка к повиновению, усиливающая в нем состояние внушаемости. В юношеском возрасте возможно и необходимо не только внушение нравственных начал, но также «сообщениеизвестных познаний по вопросам нравственности, путем разъяснения и совместного обсуждения этих вопросов». Вот почему она предлагала осуществлять целенаправленное нравственное образование. При этом содержанием этических бесед в школе могут служить вопросники, составляемые преподавателем на определенную тему с целью разъяснения основных нравственных понятий или же обсуждения назревших злободневных вопросов школьной или общественной жизни.К мерам косвенного воздействия в нравственном воспитании она относила возбуждение самодеятельности ребенка, имеющее целью самовоспитание и воздействие со стороны среды, в которой воспитывается ребенок. З.К.Столица писала: «Самовоспитание, это идеал, к которому должно стремиться каждое воспитание, так как, при условии самодеятельности питомца, все желательные свойства развиваются в нем, при минимальной затрате сил, быстрее и легче, и прочнее укрепляются, чем в том случае, если влияние воспитателя ограничивается прямым воздействием. Ребенок дорожит предоставляемой ему свободой и самостоятельностью, старается оправдать оказываемое ему доверие»[28,с.6566].Сущность воспитания педагог видела в раскрытии творческих сил учеников и широком проявлении их самодеятельности. Именно самодеятельность ребенка делает невозможным проявления лени и апатии. Возбуждение порыва самостоятельности дело творческой изобретательности воспитателя и его идейного влияния. Поэтому детям следуетпредоставлятькак можно большей самостоятельности: «Разумное воспитание, которое прежде всего и главным образом, сводится к самовоспитанию, при участии лишь руководства со стороны воспитателя, такое воспитание, напротив, предоставляет при каждом удобном случае ребенку проявить свою собственную волю. Пусть ребенок играет в любую игру по собственному выбору, лишь бы она не вредила ему в нравственном или физическом отношении. Пусть сам выбирает себе книгу для чтения из числа одобренных воспитателем и т.п.»[29,с.87].Истинно нравственная деятельность, вытекающая из развитого нравственного сознания, по убеждению З.К.Столица, неразрывно связана с самодеятельностью, так как в ней есть и ясное сознание предписываемого самим собою долженствования, и самостоятельное осуществление этого долженствования. Она придавала большое значение развитию самодеятельности учащихся старшего возраста в нравственном развитии, в росте их нравственного сознания и показала, что в развитии такой самодеятельности важную роль, кроме игр и чтения, играет удовлетворение склонности к какомулибо виду искусства, учебному предмету, ремеслу, занятию, спорту, то есть всему тому, что имеет отношение к развитию самодеятельности в плане нравственного самосовершенствования (выработка постоянства, усидчивости, сдержанности, аккуратности и др., что впоследствии облегчит выполнение нравственного долга). Педагог справедливо утверждала, что любимый труд способен захватить ребенка, нисколько не ослабляя его и, наоборот, усиливает его энергию, развивает творчество. На выработку нравственной самодеятельности детей благотворное влияние оказывает разносторонее чтение. Оно развивает их волю, обогащает ум, воспитывает чувства. Учителю важно быть осторожным при выборе книг для чтения. «Нравственноназидательный характер не должен, разумеется, вредить художественной правде произведения и необходима большая осмотрительность в выборе такого чтения, так как иначе оно может или не достигнуть никакого результата, или вызвать в сознании ребенка, вместо положительного, отрицательное отношение к выставляемым идеям»[30,с.67]. Необходимость организации активной нравственной деятельности детей З.К.Столица объясняла следующим: «Рост всякого организма требует соответствующей температуры в окружающей атмосфере, требует света и тепла, способствующих развитию организма проявлению, упражнению и применению его жизненных сил. Лишенныйэтих условий, организм задерживается в развитии, болеет. Таким то светом и теплом является для человека радость жизни, согревающая его и дающая расцвет всем его жизненным силам, особенно силам духовного характера. И это тепло, эта жизнерадостность особенно необходимы в детстве, когда быстрее всего совершается рост и больше всего формируется человек со всеми его вкусами, наклонностями и будущими убеждениями, вообще со всеми задатками, которые впоследствии получают должное развитие или иногда умирают в зародыше»[31,с.2526]. Она считала, что если человека лишить возможности проявлять активность, погрузить его в неподвижность, изолировать от общества, отнять всякую возможность творчества, то «редкий убежденный оптимист не почувствует себя в пессимистическом настроении и наоборот: после успешной работы, нравственного удовлетворения, приятного умеренного моциона и общения с ласкающей природой или дивными произведениям искусства не удастся ли и самому отчаянному пессимисту переживать минуты радости, чувствовать себя оптимистом?»[32,с.26].З.К.Столица показала, что для нравственного воспитания важное значение имеет также все то, что окружает ребенка, все то, чем он пользуется и что видит около себя. Порядок в расстановке вещей и распределении дня приучает к аккуратности и исполнительности. Обладание собственностью, при правильном взгляде на нее, ведет к развитию такого нравственного качества, как трудолюбие. Возможность дарить чтолибо из своей собственности окружающим научает детей помогать ближнему. Полезно, чтобы ребенок имел собственность и умел обращаться с нею. Это поможет ему осуществлять ряд нравственных обязанностей: уважать чужую собственность, ценить труд и, путем приобретения собственности, обеспечивать себе в жизни существование и свободу действия. Все это дает основу добросовестного отношения к гражданским обязанностям.Таким образом, З.К.Столица раскрыла содержание воспитания нравственности: добродетель (соблюдение человеческого достоинства, справедливость и человеколюбие), стремление к высшему благу или конечной цели, сознание долга и обусловливающей его свободы воли; ответственность, послушание, аккуратность, самообладание, ответственность, предприимчивость, активность, решительность, рассудительность, дисциплинированности. Педагог показал естественную эволюцию нравственного сознания, предпринял удачную попытку раскрыть содержание воспитания нравственности у учащихся и определить пути этого воспитания. Конечная цель воспитания совершенство личности, а не формирование отдельных добродетелей. Ксредствам и методам нравственного воспитания педагог относил ручной труд, физическую культуру, чтение художественной литературы, «преподавание нравственности», этические беседы, пример, внушение, практические занятия, самоуправление в коллективе. Большое внимание она уделяла воспитанию характера, в связи с чем предлагала развивать произвольное внимания у детей. Вкладом в педагогическую науку явилось также обоснование педагогом связи нравственного воспитания с половым воспитанием, развитием у детей инстинктов материнства и отцовства. Таким образом З.К.Столица внесла известный вклад в теорию нравственного воспитания учащихся в конце ХIХ начале ХХ века.
Ссылки на источники1.Бабаян А.В. Формирование нравственности в трудах отечественных мыслителей второй половины XIXначала XXвека. Пятигорск: ПГЛУ, 2004.2.Столица З.К. Очерки по философии идеализма. СПб., 1908.3.Там же.4.Столица З.К. Выработка характера. Изд.2е. Пг. М., 1915.5.Столица З.К. Развитие в детях жизнерадостности и борьба с пессимизмом. СПб. М., 1912.6.Столица З.К. Выработка характера. Изд.2е. Пг. М., 1915.7.Столица З.К. Воспитание нравственности в подрастающем поколении. Книга для родителей. СПб., 1909.8.Там же.9.Столица З.К. Воспитание внимания. Пг. М., 1915.10.Там же.11.Там же.12.Столица З.К. Выработка характера. Изд.2е. Пг. М., 1915.13.Там же.14.Там же.15.Там же.16.Столица З.К. Воспитание нравственности в подрастающем поколении. Книга для родителей. СПб., 1909.
17.Там же.18.Там же.19.Столица З.К. Выработка характера. Изд.2е. Пг. М., 1915.20.Там же.21.Там же.22.Там же.23.Там же.24.Там же.25.Столица З.К. Воспитание нравственности в подрастающем поколении. Книга для родителей. СПб., 1909.26.Там же.27.Там же.28.Там же.29.Столица З.К. Выработка характера. Изд.2е. Пг. М., 1915.30.Столица З.К. Воспитание нравственности в подрастающем поколении. Книга для родителей. СПб., 1909.31.Столица З.К. Развитие в детях жизнерадостности и борьба с пессимизмом. СПб. М., 1912.32.Там же.
Теория нравственного воспитанияЗ.К.Столица
(конецXIX
начало ХХ веков)
Аннотация.В статье рассматриваются концептуальные положения теории нравственного воспитания отечественного педагога и общественного деятеля конца ХIХ начала ХХ века З.К.Столица.Проанализированыопределенные З.К.Столица содержание, средства и методы воспитания нравственности.Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, воспитание воли, развитие произвольного внимания, развитие характера.
Особенностью развития отечественной педагогики конца XIXначала XXвеков является разработка теории воспитания. Это связано с изменениями, произошедшими в общественноэкономической жизни России. Попытки широкого теоретического осмысления вопросов воспитания, стремление отвести воспитательной проблематике самостоятельное место среди других педагогических проблем отражали тенденцию выделения проблем воспитания в особую область педагогической науки, более четкого разграничения теории воспитания от других областей педагогики. Вопросы воспитания занимали важное место в трудах известных педагогов России, создававших свои педагогические системы. Эти вопросы разрабатывались на основе прогрессивных традиций, отличительной чертой которых было глубокое уважение к личности ребенка, стремление к познанию его природы.Ведущее место в теории воспитания в конце XIX
начале XXв. занимали вопросы нравственного воспитания, привлекавшие внимание педагогов различных общественнопедагогических направлений: революционеровдемократов Н.Г.Чернышеского, Н.В.Шелгунова, антропологов П.Ф.Каптерева, М.И.Демкова, Н.Ф.Бунакова, В.П.Вахтерова, теоретиков «свободного воспитания»Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля. Прогрессивные русские педагоги считали нравственное воспитание ведущим в формировании личности. Приоритет нравственного воспитания они объясняли тем, что от нравственного сознания человека зависит не только следование определенным нормам и правилам поведения, но и воплощение знаний и убеждений человека в действии. Разрабатывая теоретические аспекты нравственного воспитания, прогрессивные отечественные педагоги ратовали за свободу личности, отстаивали гуманное отношение к ребенку, призывали изучать природу ребенка, его индивидуальность, признавали, что ребенок есть самостоятельная личность, имеющая права и обязанности и требующая уважения к его интересам. Центральной проблемой теории воспитания, в том числе и теории нравственного воспитания, в конце ХIХ начале ХХ века являлся идеал личности, наделенной нравственными качествами, которые должны сформироваться у воспитуемых. Решение вопроса об идеале человеческой личности диктовалось различными классовыми устремлениями, лежащими в основе как этических, так и педагогических построений. Проблема «личность и общество»ставилась и решалась передовыми педагогами в плане необходимости гармонического сочетания интересов общества и личности. Педагоги различных направлений обосновали цели и содержание этического воспитания, которое способствует высокой эффективности формирующих воздействий на индивида[1, c.3].В теорию нравственного воспитания внесла вклад отечественный педагог и общественного деятеля концаХIХ начала ХХ века З.К.Столица. Ее перу принадлежат работы «Воспитание нравственности в подрастающем поколении. Книга для родителей», «Воспитание внимания», «Очерки по философии идеализма»и др. В 1913 году она была участником Второго Международного конгресса по нравственному воспитанию, проводившемуся в Гааге. Результатам конгресса, обобщению теоретической разработке вопросов нравственного воспитания посвящена ее работа «Второй Международный конгресс по нравственному воспитанию».З.К.Столица отмечала самобытность педагогов России в разработке идеалистических и религиозных начал, положенных в основу нравственного воспитания. Задача, принимаемая на себя педагогами различных систем нравственного воспитания, по мнению З.К.Столица, состоит в том, чтобы примирить реальное с идеальным, «реализовать по возможности идеальное, осуществить в земной жизни идеал Человекобога. Каждая из них хочет человека превратить в Человекобога путем соответствующих предписаний, которые не всегда сходятся и иногда противоположны, что зависит от того, какие черты Бога выдвигаются на первый план: милосердие, или же справедливость, правосудие и т.п.»[2, c.11].Сравнивая нравственность с религией и искусством, З.К.Столица убедительно показала, что нравственность дает возможность слиться с идеалом жизни и пережить секунды высочайшего духовного наслаждения. Система нравственности старается облегчить, наилучшим образом обставить это слияние, сделать его наиболее частым, продолжительным и богатым благотворными результатами. В итоге она пришла к определению идеализма в морали как направления, утверждающего в слове, мысли, чувстве и воле высшие образцы поведения, независимо от практических соображений и так называемого здравого смысла и даже наперекор им [3, c.42]. С сожалением З.К.Столица отмечала, что типические душевные свойства, раскрывающие нравственный мир человека, издавна рассматривались в системах этики, но очень редко это делалось с психологической точки зрения [4,с.30].Частью практической философии у З.К.Столица является идеалистическая этика. В пользу такого этического направления она высказывала следующие соображения: если нравственная вера, в которой заключается этический идеализм, и кажется субъективной со стороны, для того, ктоспособен переживать и действительно переживает нравственное восприятие, она является объективной, т. к. вполне реально, осязательно ощущается и, теряя свою идеальную призрачность, приобретает реальную эмпирическую очевидность а, следовательно, и естественную принудительность: нравственная деятельность становится притягательной. Таким образом, нравственная идея реализуется, по мнению З.К.Столица, сначала в сознании, а затем и в действии людей, так как нравственная вера, как и всякая вера вообще, творит чудеса, делая невозможное возможным. Но если и нельзя всегда ожидать практических результатов, этический идеализм бывает необходим, как отдых от тяжелой действительности, когда должны окрепнуть силы для житейской борьбы. Этический идеализм отвечает потребности развития творчества, влечению к миру идеалов, естественному стремлению к возвышенному. Однако этический идеализм может ценить не всякий человек, а лишь тот, в ком звучат «родственные струны». С научной же точки зрения, считала она, этический идеализм нисколько не уступает другим этическим направлениям.Нравственность З.К.Столица рассматривала как приближение человека к Богу, как осуществление добра. Подлинно нравственное поведение является добровольным, свободным и сознательным, поскольку нравственностьюруководит разум и нравственная свобода. Нравственность равносильна разумной необходимости. Интересны мысли педагога о том, что осуществление добра в жизни, оправдание его как высшего принципа морали становится возможным благодаря наличию добра в самой природе человека. Добро проявляется прежде всего в виде стыда, жалости и благоговения, обусловливающих все другие добродетели. Добро доступного человеку в непосредственном ощущении. Добро в истории человечества есть показатель и критерий нравственности. По мнению З.К.Столица, моральное зло можно объяснить несовершенством человеческой природы. Однако оно «не представляет из себя ничего другого, как незначительную причину добра, которая, следовательно, при наличности усовершенствования, может развиться и сделаться источником больших добродетелей»[5,с.15]. Моральное зло может быть устранимо.В понятие «нравственность»включала добродетель, справедливость, высшее благо, долг, свободу воли. Важной добродетелью признавала человеческое достоинство, называла это «искрой божией». Другой весьма важной добродетелью считала справедливость, выражающуюся в воздаянии каждому должного. Добродетель основывается на беспристрастной, бескорыстной правдивости и признании каждого явления, каждого предмета тем, чем он является.В содержание нравственного воспитания З.К.Столица включала воспитание чувства долга. Она писала: «Большую услугу для развития чувства долга, сознания своих обязанностей могут оказать в школе различные общественные организации, имеющие в виду какуюнибудь филантропическую цель или просто удовлетворение потребностей школьной жизни. Таковы лиги учащихся (благотворительные, охранения животных), комиссии (библиотечная, спортивная, театральная, музыкальная) по организации в школе тех или иных начинаний»[6,с.85].Содержание понятия долга как фундамента этики у З.К.Столица совпадало с «принципом ответственности». Принцип формальной законосообразности, провозглашенный Кантом, педагог рассматривала как критерий нравственности. Правила поведения, установленные независимо от обстоятельств, по ее мнению, указывают на понимание долга лишь как пустой формы без всякого содержания, т.е. долг рассматривается ради долга, без применения к конкретному случаю. Принцип христианской нравственности «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем помышлением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя»она считала общим долгом христианина.Свободу воли как элемент нравственности З.К.Столица понимала многозначно: «Это свобода метафизическая, проявляющаяся в мире сверхчувственном, при отсутствии свободы в мире явлений; психологическая, не допускающая других влияний на наши решения, кроме причинности собственного душевного мира; свобода, заключающаяся в подчинении голосу разума и нравственного долга и т.п.»[7,с.17]. Она считала высшим благом и нравственным идеалом царствие Божие и отмечала, что системы морали сходятся в одном: в каждом человеке есть стремление к высшему нравственному идеалу, есть и готовность осуществить это стремление наперекор сильным препятствиям естественного характера в виде эгоизма, жажды удовольствий и т.п., получающим перед лицом вечности временное, преходящее значение. Причем это временное приносится в жертву абсолютному, вечному благодаря наличию в человеке метафизической добродетели или метафизического чувства.Все нравственные элементы, по мнению педагога, тесно связаны между собой и могут рассматриваться как нечто единое и целое. «В самом деле, писала она, различение добра и зла обнаруживается в виде проявления определенных основных добродетелей стремления сохранить свое человеческое достоинство, справедливости и человеколюбия; то, что составляет содержание этих добродетелей, вменяется человеку в долг и исполнение этого долга совпадает с условием осуществления высшего блага полноты нравственного совершенства или какоголибо другого (в зависимости от того, что данная этическая система считает высшим благом), причем долженствование потеряло бы свое коренное отличие от естественных законов природы характер принудительности, часто идущий в разрез с тем, что ощущается, как естественное, если бы оно не опиралось на свободу поступать или не поступать согласно предписываемому долгу»[8,с.18].З.К.Столица полагала, что поступки являются «родственными нравственному сознанию»: они заключают в себе некоторые его элементы, но совершенно ему не причастны. Они могут рассматриваться как нечто подготавливающее нравственное сознание, как его первую степень. Вторую ступень нравственного сознания составляет симпатия. Двигателем поступков служит одно из проявлений симпатии: жалость, вызываемая тем или иным видом страдания; доброта, т.е. стремление оказать посильную помощь, в связи с общим доброжелательством; отличающееся несколько от доброты своей интенсивностью и нежным оттенком чувство расположения, привязанности, любви к тому или другому живому существу.Педагог была убеждена, что высокоразвитая духовная жизнь вытесняет собою инстинктивную. Обилие инстинктов в животном мире уступает место сложным умственным и волевым процессам, определяющим сознание человека. Вот почему, в частности, у мало развитых в духовном и нравственном отношениях людей наблюдается преобладание простейшего внимания над апперцептивным и произвольным вниманием. Однако отсутствие произвольного внимание может наблюдаться и у умственно развитого человека: встречаются умные люди нерешительные, слабохарактерные, не могущие справиться со своей волей, то есть не умеющие распорядиться своим вниманием [9,с.47]. Развитое состояние произвольного внимания, утверждала З.К.Столица, совпадает с наличием вырабатываемых высших волевых процессов. Воспитание произвольного внимания может состоять в том, чтобы сделать ребенку привычными основные его элементы. Она приводила такой пример: «Посредством перенесения некоторых лишений, преодоления маленьких трудностей он знакомится с тем, что такое усилие. Можно рано внушить ребенку, как приятно вести борьбу с препятствиями и победой над ними быть обязанным самому себе; как весело рассекать веслами волны, гулять против ветра, превозмогать усталость, удерживаться прифизической боли от крика, сдерживать жажду, не обнаруживать слабости, не просить пощады и пр., и пр. Сильного духом, будущего борца с невзгодами жизни не запугают и усилия, требуемые произвольным вниманием, он и с ними справится так же легко»[10,с.6465]. Развитию произвольного внимания способствует нравственный режим, установленный школою. Так, предоставляемая свобода в школьной жизни и возлагаемая ответственность за нарушение установленной корпоративно самими учащимися дисциплины заставляет не только проверять, но и обсуждать предварительно поступки, приучать напрягать произвольное внимание и вне учения, что не может не отозваться на общем душевном складе самым благоприятным образом [11, с.6667]. Нравственное значение, по убеждению педагога, имеют занятия спортом, не переутомляющие организм. Такие занятия не только полезны для физического развития, но и воспитывают такие нравственные качества, как храбрость, решительность, также направляют интересы молодежи в известную сторону, предохраняя и отвлекая ее от вредных затей и опасных увлечений. Она с сожалением отмечала, что ни семья, ни школа не задаются целью воспитать людей сильных духом, способных на борьбу с препятствиями и умеющих одерживать победы над собственными слабостями, неразумными желаниями, преходящими влечениями. В итоге люди не обнаруживают склонности к обузданию своих прихотей и к воздержанию, а в отношении к разумным, достойным желаниям, не умеют добиться их осуществления. В содержание нравственного воспитания З.К.Столица включала воспитание воли. Развитие воли З.К.Столица тесно связывала с умственным, нравственным, эмоциональным воспитанием и подчеркивала: «Кто неспособен сильно чувствовать, тот не может испытать и волевого состояния, называемого страстью. Кто мало умственно развит, тот не может принимать обоснованных волевых решений, и действия его будут отличаться импульсивностью, необдуманностью и быстротой, свойственными ребенку, не умеющему бороться с охватывающими его желаниями»[12,с.5].Воля и характер, по убеждению педагога, проявляется в сознательном и преднамеренном подчинении волевых действий определенным правилам, независимо от степени их целесообразности и разумности и вопреки собственному желанию. Проявления воли она понимала двояко: как сильное стремление, сильный позыв к деятельности, которым отличается не всякий человек (есть люди апатичные, у них нет желаний и не хватает сил ни на какое, даже необдуманное, мало сознательное проявление активности), а также как твердое, неизменное волевое решение, часто идущее в разрез с мало сознательными влечениями низшего порядка и принимаемое после зрелого обсуждения тех или других побуждающих к действию мотивов. Тот, кто проявляет волю в первом смысле этого слова, т.е. одержим стихийной силой влечения, тот часто бывает неспособен к спокойному обдумыванию мотивов и принятию сознательного решения, и наоборот.Отсутствие воли крайне отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека: «Парализованное состояние волевой активности негативно отражается на интересе к воспринимаемым извне впечатлениям, на внимании к познавательным процессам; вследствие этого ослабляется их сила, и они оказываются неспособными разбудить заснувшую силу желания и влечения»[13,с.35].Большое значение для твердости воли имеет выработка выносливости, умение справляться с физической болью и усталостью, что, по словам З.К.Столица, достигается только путем упражнения. Твердость воли она называла важнейшим качеством человека, которое не только оказывается «полезным в сношениях с другими людьми, гарантируя известную последовательность в образе действий по отношению к ним, но и для самого субъекта оно более, чем приятно, так как обеспечивает быстрое и неизменное осуществление принятых решений и раз начертанной деятельности»[14,с.49].Сила воли, по мнению педагога, состоит не столько в борьбе и победе, сколько в задержке первоначального импульса с тем, чтобы подвергнуть его обсуждению и обдуманно, т.е. сопоставить с другими возможными мотивами, принять и осуществить здравое волевое решение. С помощью волевых усилий человека могут быть парализованы и изменены к лучшему нерешительность, легкомыслие, несамостоятельность, непостоянство и необузданность. Проявлению обдуманности и рассудительности также может помочь сознательное стремление к ним со стороны самого ребенка или юноши.В целях воспитания воли и характера З.К.Столица предлагала развивать у детей произвольное внимание, заключающееся в возможности выбора, а также внимание непроизвольное, опирающееся на интерес, предупреждать у них проявление лени, внедрять в их сознание мысль о том, что они, выполняя полезную работу, развивают уверенность в своих силах. Этому же способствуют занятия ручным трудом. Отличаясь наглядностью и более или менее быстрой достижимостью, конечный результат такой работы воодушевляет ребенка к деятельности. Непременным условием успеха ручного труда с точки зрения воспитания воли является очевидность и понятность его продуктов, а также соответствующая возрасту трудность выполнения: утомительный, безрезультатный и поэтому неинтересный ручной труд не может предохранить человека от лени [15,с.79].По мнению педагога, одним из важных критериев волевых решений и поступков является соответствие их человеческому достоинству: «Обязанность поддерживать и развивать в себе человеческое достоинство, возвышатьсянад материальной природой делается главной, затемняя добродетели, находящие поддержку в естественных стремлениях человеческой природы, каковы доброта и жалость»[16,с.26].Конечной целью нравственного воспитания З.К.Столица считала нравственное совершенство личности, а не формирование одной какойнибудь добродетели. В соответствии с этой целью рассматривала задачи воспитания нравственной личности: «развить основные нравственные добродетели, научить жертвовать удовольствиями ради высшей цели, укрепить сознание долга к собственному разумному яи окружающим личностям, заставить стремиться к осуществлению свободной сознательной нравственной деятельности»[17,с.30].Нравственное воспитание не должно противоречить решению задач общего воспитания. «Воспитывать нравственность, писала она, это значит с одной стороны определенной целью выдвигать то или другое средство общего воспитания. Человек слишком сложное духовное целое, составленное из слишком сплоченных, теснейшим образом связанных между собой элементов, чтобы можно было разорвать эту связь, изолировать их друг от друга. Вместе с элементами нравственного сознания проявляется большое многообразие всяких других элементов, частью спаянных с ними, частью только оказывающих на них то или другое воздействие;разобраться во всем этом многообразии и остановить свое внимание на всех явлениях душевного мира ребенка, так или иначе влияющих на успешность развития в нем нравственного сознания такова задача каждого, кто хочет воспитать нравственность ребенка, т.е. достигнуть должного развития отдельных элементов его нравственного сознания»[18,с.31]. Таким образом, содержанием воспитания нравственности должно являться развитие основных душевных свойств человека (независимо от вопроса прирождены ли они или приобретены), его наклонностей, имеющих определенное отношение к нравственности и подлежащие поэтому совершенствованию. Все эти свойства и качества личности отличаются универсальным характером, т.е. они присущи всем людям, вследствие чего многие считают их инстинктами. Это инстинкт самосохранения, продолжения рода, общественности, правдивости, любознательности и творчества. Что касается инстинкта самосохранения, то всякий живой организм, от простейших животных вплоть до человека, обладает им, стремясь при этом «естественным образом к расширению своего благосостояния и стараясь избежать страданий». По мере развития нравственного сознания ребенка задача воспитателя заключается в том, чтобы всеми имеющимися в его распоряжении средствами влиять на выработку идеи долженствования по отношении к другим людям, и эта идея сама уже вступит в борьбу с естественными влечениями ребенка.З.К.Столица находила справедливыми упреки современной ей школы в отсутствии забот о нравственном воспитании, о том, что «она обременяет знаниями головы учеников, в лучшем случае давая молодежи умственное развитие, но совершенно не образовывая характера. К сожалению, и семья плохо развивает волю: ребенка водят на помочах, забивая в нем всякую самодеятельность, или предоставляют расти по произволу,подчиняясь его прихотям и капризам, не ставя никаких преград неразумным желаниям»[19,с.5].Кроме наглядного деятельного обучения нравственным обязанностям человека как члена общества, школа, считала З.К.Столица, располагает еще другим средством развитияв ученике чувства и сознания своей ответственности: преподаванием нравственности или этическими беседами, которые в понятной ученику, конкретной форме разъясняют основы нравственности, особенно останавливаясь на вопросе о нравственных обязанностях. «Весь строй школы и весь учебный материал, писала она, может быть проникнут этическим элементом. Сама школьная жизнь в своем течении и почти все учебные предметы постоянно раскрывают факты, которые могут и должны быть освещены с нравственной точки зрения в целях выработки характера, чтобы в себе самом он нашел силу противодействия чувственным влечениям»[20,с.86].Задачи нравственного воспитания, стоящие перед семьей, З.К.Столица определяла так: «Для выработки характера, воспитание требует от родителей кроме забот о здоровье и физической крепости ребенка развития еще в дошкольный период внимания, послушания, аккуратности, самообладания и ответственности. Школа для этой же цели должна устраивать этические беседы, усилить свой эстетический элемент, шире и разнообразнее поставить практические занятия, предоставить учащимся некоторое самоуправление, способствовать упражнениям учащихся в самообладании и самодисциплине»[21,с.96].З.К.Столица предлагала применять воспитательные средства, способствующие образованию характера, «который состоял бы из одних положительных волевых черт: предприимчивости, энергии, решительности, силы воли, рассудительности, дисциплинированности». Необходимость воспитания характера она объясняла так: «Для человека с сильным характером не страшны никакие стихийные, слепые влечения, никакие привлекательные сумасбродные желания, никакие влияния извне: он справится с ними со всеми, во имя того, что вполне сознательно выбрано им и обосновано»[22,с.43].«Дисциплинированный»характер проявляется в терпимости к чужому мнению и стремлению сообразовать с ним свою собственную волю. Проявление воли и характера, заключается в сознательном и преднамеренном подчинении волевых проявлений определенным правилам действия, независимо даже от степени их целесообразности и разумности и вопреки собственному хотению.Организовывая воспитательную работу по нравственному воспитанию детей, педагогу следует помнить о проявлении слабости характера в виде несамостоятельности, подверженности внушениям, влияние более сильных характеров на бесхарактерных или слабых волею товарищей, прилагая, с своей стороны, все усилия к тому, чтобы во всех своих питомцах развивать независимость духа. Воспитание должно ставить перед собою идеал цельного характера, воплощающего в себе разнообразные положительные свойства воли, которые нисколько не противоречат друг другу и могут бы быть совмещены в одном лице, как олицетворение идеала. В этой связи З.К.Столица писала: «Следовало бы в школе, на всех ее ступенях, больше развивать самостоятельность, находчивость и самообладание; следовало бы внедрять в нее, начиная с младших классов, внутреннюю нравственную дисциплину и обеспечить ее питомцам прилежание и трудолюбие. Наконец, настоятельно необходимо, всеми возможными путями поощрять творчество, столь нужное для проявления в будущем зрелыми людьми предприимчивости, энергии, решительности…» [23, с.63].Лучше всего воспитывает характер, по убеждению педагога, бескорыстное служение какойнибудь высшей цели: истине, искусству, религии, родине, страждущему человечеству. Исходя из того, что каждый инстинкт способствует развитию той или иной черты характера, роль педагога в воспитании характера заключается в укреплении одних инстинктов и подавлении других. З.К.Столица обращала внимание на то, что одни ите же инстинкты могут стать или полезными, или вредными, в смысле усовершенствования характера, все зависит от степени их развития и принимаемого ими направления. Таковы инстинкты самосохранения, общественности, семьи, правдивости, любознательности, творчества. Каждый из них, особенно в сочетании с другими, вносит свою лепту в складывающийся характер. Без должного развития самосохранения не может выработаться самостоятельность, независимость характера, но чтобы эта последняя соединялась с обдуманностью, уравновешенностью, рассудительность, а не приняла формы упрямства и т.п., необходимо обеспечить ребенку правильное умственное развитие, направить и поддержать первые проблески его любознательности. Однако утрирование в этом направлении может развить нерешительность: если привычка рассуждать возьмет верх над готовностью действовать: «Правдивость верность своему слову и инстинкт семьи, проявляющийся в заботливости о беспомощных, слабых и малых, составят некоторую гарантию против непостоянства характера»[24,с.6465].Она подчеркивала, что чем меньше заложено в ребенке хороших привычек, тем ответственнее роль воспитателя, тем более он должен уделять внимание им. Заботы о воспитании и развитии не должны ограничиваться физической, материальной стороной. «Естественный эгоизм»ребенка может быть использован в целях совершенствования его духовной личности. Наиболее сильным стимулом в этом случае служит самолюбие. Она писала: «Надо беречь, как нежный цветок, самолюбие ребенка, которое легко пропадает, если не обращать на него внимание и унижать ребенка, с другой стороны, легко принимает чудовищные размеры, если часто обращаться к нему. Человек без самолюбия теряет всякий критерий для человеческого достоинства и способен очень низко уронить его. Личность с болезненным самолюбием непригодна для здравой нормальной жизни и слишком эгоистична, постоянно направляя свои взоры на себя»[25,с.38].Нравственное воспитание должно содействовать развитию здорового полового чувства, т.е. половому воспитанию, оберегать ребенка от проявлений чувственности и выдвигать в противовес ей инстинкт материнства и отцовства, который обнаруживается с самого раннего детства в играх в куклы, в покровительстве младшим детям и т.п. Кроме инстинкта материнства и отцовства, взрослого человека предохраняет от чувственности также стыд, который, по определению педагога, является показателем того, насколько ставит человек свое человеческое, нравственное достоинство выше требований и влечений материальной природы.Для успешности нравственного воспитания необходимо, по мнению педагога, развитие такого свойства человека, как его общественность, под которой она подразумевала ощущаемую человеком потребность в обществе, коллективе и переживаемые общественные или симпатические чувствования, проявляемые в совместной деятельности. Удовлетворение потребности в обществе, коллективе делает возможным возникновение симпатии, а затем и сознательной, деятельной любви к человечеству: если бы человек не вращался в кругу себе подобных, он бы не мог и переживать с ними их радостей и горя, не мог бы оказывать им помощи, лишен был бы возможности проявлять симпатические чувствования и действия, определять, в чем именно должны заключаться его «обязанности к ближним, предписываемые нравственным долженствованием». Заслуживают внимания мысли педагога о том, что важно с ранних лет способствовать развитию общественной активности ребенка, приучать его смотреть на себя как на члена общества, по отношению к которому у него есть обязанности. Тем самым в ребенке развивается осознание нравственного долга.В нравственном воспитании нужно учитывать, что каждый нормально развивающийся ребенок с самых ранних лет проявляет любовь к истине в виде стремления познать ее, т.е. получить истинные, вполне соответствующие действительности знания, обнаруживает при этом любознательность, стремление сообщить другим истину или истинные знания, обнаруживая правдивость, т.е. выставляет себя и все предметы и явления такими, как они есть. При этом важно использовать тот факт, что ребенок проявляет склонность кнравственному творчеству. И хотя он не имеет еще возможности обдумывать свои решения, его решения еще в высшей степени импульсивны, т.е. создаются на основании первого попавшегося, не подвергнутого обсуждению мотива, но тем не менее он любит и готов поступать своевольно, принимать самостоятельные решения, стойко отстаивать их, обнаруживая, в случае противоречия, самое решительное упрямство. При этом переспорить его мудрено, и единственным средством отвлечь от задуманного, если не считать непозволительного в нравственном отношении насилия, служит переключение внимания ребенка.В воспитании нравственного сознания З.К.Столица рекомендовала использовать многие естественные свойства ребенка. С удовлетворением она отмечала, что у ребенка существует потребность к реальному творчеству, т.е. к действию, движениям, труду: «Эта активность, присущая и взрослому человеку, и ребенку, может быть только поощряема, способствуя выработке исполнительности и деловитости, не говоря уже о воздействии на здоровье ребенка», писала она [26,с.54]. Упражнения «в волевом творчестве», расширение умственного кругозора, удовлетворение любознательности вызовут в ребенке сознательное представление о свободе его воли как соединения сознания с нравственной ответственностью.Способы, приемы нравственного воспитания З.К.Столица подразделяла на два вида: одни из них оказывают прямое воздействие на питомца, другие косвенное. К мерам прямого воздействия она относила упражнения в целях образования привычек, внушение, сообщение знаний по вопросамнравственности. Учитель формирует у ребенка привычки, использует при этом те впечатления, на которые ребенок может реагировать естественным образом. Важное воспитательное воздействие на детей оказывает пример. Он одновременно является средством образования привычек, вследствие простого повторения ребенком из подражательности обнаруживаемых воспитателей действий и состояний сознания, и средством внушения, прививающего известные свойства благодаря воздействию на чувства и воображение ребенка. Воспитанник слушает охотнее, чем взрослых, своих товарищей сверстников, а так же тех детей, которые старше его, и имто особенно сильно подражает он, независимо от их нравственных достоинств. С сожалением З.К.Столица отмечала, что часто именно то, что противоречит нравственности, кажется детям особенно привлекательным. Сильное воздействие на детей оказывает внушение. В связи с этим обращала внимание на значение нравственного облика учителя в нравственном воспитании. Она писала: «Чем привлекательнее личность воспитателя, чем сильнее действует она на чувство и воображение питомца, тем вернее успех, объясняемый силой внушения. Нельзя ожидать от ребенка сострадания к ближнему, если он видит, как его воспитатель, к которому он относится восторженно и потому без критики, равнодушно отворачивается от какогонибудь нищего»[27,с.62]. Внушение может сводиться к простому примеру: мир фактов, вещей, движений всецело поглощает внимание ребенка, вызывает потребность в творчестве (в связи с ярко выраженным чувством удовольствия). Другой вид внушаемых действий представляет собой стимулирование проявления воли. Такое внушение осуществляется в виде повелительного жеста, взгляда, интонации голоса. Достаточно иногда посмотреть на ребенка или слегка возвысить голос, чтобы удержать его от совершаемого проступка. При повторных воздействиях подобного рода у ребенка вырабатывается привычка к повиновению, усиливающая в нем состояние внушаемости. В юношеском возрасте возможно и необходимо не только внушение нравственных начал, но также «сообщениеизвестных познаний по вопросам нравственности, путем разъяснения и совместного обсуждения этих вопросов». Вот почему она предлагала осуществлять целенаправленное нравственное образование. При этом содержанием этических бесед в школе могут служить вопросники, составляемые преподавателем на определенную тему с целью разъяснения основных нравственных понятий или же обсуждения назревших злободневных вопросов школьной или общественной жизни.К мерам косвенного воздействия в нравственном воспитании она относила возбуждение самодеятельности ребенка, имеющее целью самовоспитание и воздействие со стороны среды, в которой воспитывается ребенок. З.К.Столица писала: «Самовоспитание, это идеал, к которому должно стремиться каждое воспитание, так как, при условии самодеятельности питомца, все желательные свойства развиваются в нем, при минимальной затрате сил, быстрее и легче, и прочнее укрепляются, чем в том случае, если влияние воспитателя ограничивается прямым воздействием. Ребенок дорожит предоставляемой ему свободой и самостоятельностью, старается оправдать оказываемое ему доверие»[28,с.6566].Сущность воспитания педагог видела в раскрытии творческих сил учеников и широком проявлении их самодеятельности. Именно самодеятельность ребенка делает невозможным проявления лени и апатии. Возбуждение порыва самостоятельности дело творческой изобретательности воспитателя и его идейного влияния. Поэтому детям следуетпредоставлятькак можно большей самостоятельности: «Разумное воспитание, которое прежде всего и главным образом, сводится к самовоспитанию, при участии лишь руководства со стороны воспитателя, такое воспитание, напротив, предоставляет при каждом удобном случае ребенку проявить свою собственную волю. Пусть ребенок играет в любую игру по собственному выбору, лишь бы она не вредила ему в нравственном или физическом отношении. Пусть сам выбирает себе книгу для чтения из числа одобренных воспитателем и т.п.»[29,с.87].Истинно нравственная деятельность, вытекающая из развитого нравственного сознания, по убеждению З.К.Столица, неразрывно связана с самодеятельностью, так как в ней есть и ясное сознание предписываемого самим собою долженствования, и самостоятельное осуществление этого долженствования. Она придавала большое значение развитию самодеятельности учащихся старшего возраста в нравственном развитии, в росте их нравственного сознания и показала, что в развитии такой самодеятельности важную роль, кроме игр и чтения, играет удовлетворение склонности к какомулибо виду искусства, учебному предмету, ремеслу, занятию, спорту, то есть всему тому, что имеет отношение к развитию самодеятельности в плане нравственного самосовершенствования (выработка постоянства, усидчивости, сдержанности, аккуратности и др., что впоследствии облегчит выполнение нравственного долга). Педагог справедливо утверждала, что любимый труд способен захватить ребенка, нисколько не ослабляя его и, наоборот, усиливает его энергию, развивает творчество. На выработку нравственной самодеятельности детей благотворное влияние оказывает разносторонее чтение. Оно развивает их волю, обогащает ум, воспитывает чувства. Учителю важно быть осторожным при выборе книг для чтения. «Нравственноназидательный характер не должен, разумеется, вредить художественной правде произведения и необходима большая осмотрительность в выборе такого чтения, так как иначе оно может или не достигнуть никакого результата, или вызвать в сознании ребенка, вместо положительного, отрицательное отношение к выставляемым идеям»[30,с.67]. Необходимость организации активной нравственной деятельности детей З.К.Столица объясняла следующим: «Рост всякого организма требует соответствующей температуры в окружающей атмосфере, требует света и тепла, способствующих развитию организма проявлению, упражнению и применению его жизненных сил. Лишенныйэтих условий, организм задерживается в развитии, болеет. Таким то светом и теплом является для человека радость жизни, согревающая его и дающая расцвет всем его жизненным силам, особенно силам духовного характера. И это тепло, эта жизнерадостность особенно необходимы в детстве, когда быстрее всего совершается рост и больше всего формируется человек со всеми его вкусами, наклонностями и будущими убеждениями, вообще со всеми задатками, которые впоследствии получают должное развитие или иногда умирают в зародыше»[31,с.2526]. Она считала, что если человека лишить возможности проявлять активность, погрузить его в неподвижность, изолировать от общества, отнять всякую возможность творчества, то «редкий убежденный оптимист не почувствует себя в пессимистическом настроении и наоборот: после успешной работы, нравственного удовлетворения, приятного умеренного моциона и общения с ласкающей природой или дивными произведениям искусства не удастся ли и самому отчаянному пессимисту переживать минуты радости, чувствовать себя оптимистом?»[32,с.26].З.К.Столица показала, что для нравственного воспитания важное значение имеет также все то, что окружает ребенка, все то, чем он пользуется и что видит около себя. Порядок в расстановке вещей и распределении дня приучает к аккуратности и исполнительности. Обладание собственностью, при правильном взгляде на нее, ведет к развитию такого нравственного качества, как трудолюбие. Возможность дарить чтолибо из своей собственности окружающим научает детей помогать ближнему. Полезно, чтобы ребенок имел собственность и умел обращаться с нею. Это поможет ему осуществлять ряд нравственных обязанностей: уважать чужую собственность, ценить труд и, путем приобретения собственности, обеспечивать себе в жизни существование и свободу действия. Все это дает основу добросовестного отношения к гражданским обязанностям.Таким образом, З.К.Столица раскрыла содержание воспитания нравственности: добродетель (соблюдение человеческого достоинства, справедливость и человеколюбие), стремление к высшему благу или конечной цели, сознание долга и обусловливающей его свободы воли; ответственность, послушание, аккуратность, самообладание, ответственность, предприимчивость, активность, решительность, рассудительность, дисциплинированности. Педагог показал естественную эволюцию нравственного сознания, предпринял удачную попытку раскрыть содержание воспитания нравственности у учащихся и определить пути этого воспитания. Конечная цель воспитания совершенство личности, а не формирование отдельных добродетелей. Ксредствам и методам нравственного воспитания педагог относил ручной труд, физическую культуру, чтение художественной литературы, «преподавание нравственности», этические беседы, пример, внушение, практические занятия, самоуправление в коллективе. Большое внимание она уделяла воспитанию характера, в связи с чем предлагала развивать произвольное внимания у детей. Вкладом в педагогическую науку явилось также обоснование педагогом связи нравственного воспитания с половым воспитанием, развитием у детей инстинктов материнства и отцовства. Таким образом З.К.Столица внесла известный вклад в теорию нравственного воспитания учащихся в конце ХIХ начале ХХ века.
Ссылки на источники1.Бабаян А.В. Формирование нравственности в трудах отечественных мыслителей второй половины XIXначала XXвека. Пятигорск: ПГЛУ, 2004.2.Столица З.К. Очерки по философии идеализма. СПб., 1908.3.Там же.4.Столица З.К. Выработка характера. Изд.2е. Пг. М., 1915.5.Столица З.К. Развитие в детях жизнерадостности и борьба с пессимизмом. СПб. М., 1912.6.Столица З.К. Выработка характера. Изд.2е. Пг. М., 1915.7.Столица З.К. Воспитание нравственности в подрастающем поколении. Книга для родителей. СПб., 1909.8.Там же.9.Столица З.К. Воспитание внимания. Пг. М., 1915.10.Там же.11.Там же.12.Столица З.К. Выработка характера. Изд.2е. Пг. М., 1915.13.Там же.14.Там же.15.Там же.16.Столица З.К. Воспитание нравственности в подрастающем поколении. Книга для родителей. СПб., 1909.
17.Там же.18.Там же.19.Столица З.К. Выработка характера. Изд.2е. Пг. М., 1915.20.Там же.21.Там же.22.Там же.23.Там же.24.Там же.25.Столица З.К. Воспитание нравственности в подрастающем поколении. Книга для родителей. СПб., 1909.26.Там же.27.Там же.28.Там же.29.Столица З.К. Выработка характера. Изд.2е. Пг. М., 1915.30.Столица З.К. Воспитание нравственности в подрастающем поколении. Книга для родителей. СПб., 1909.31.Столица З.К. Развитие в детях жизнерадостности и борьба с пессимизмом. СПб. М., 1912.32.Там же.