Методические аспекты оценки уровня сформированности компетенций студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черных А. Е., Миляева Л. Г. Методические аспекты оценки уровня сформированности компетенций студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2521–2525. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96425.htm.
Аннотация. В статье отражены методические аспекты диагностики уровня и построения индивидуального профиля сформированности компетенций обучающихся. Акцентировано внимание на актуальности и прикладном аспекте методического инструментария. Проведена апробация методики на примере фокусной группы студентов образовательной программы «Менеджмент».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Миляева Лариса Григорьевна,Доктор экономических наук, декан экономического факультета, заведующая кафедрой экономики предпринимательства, Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Бийскlgm17@mail.ru

Черных Анастасия Евгеньевна,Студент 4 курса, Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный техническийуниверситет им. И.И. Ползунова», г.Бийскchnastay@yandex.ru

Методические аспекты оценки уровня сформированностикомпетенций студентов

Аннотация.В статье отражены методические аспекты диагностики уровня и построения индивидуального профиля сформированности компетенций обучающихся.Акцентировано внимание на актуальности и прикладном аспекте методического инструментария.Проведена апробация методики на примере фокусной группы студентов образовательной программы «Менеджмент»Ключевые слова: высшее образование, обучающиеся, компетенция, методические аспекты, профильсформированности компетенций.

В настоящее время в организациях все больше внимания уделяется развитию человеческих ресурсовна основе компетентностного подхода. Представляется, что каждый специалист для успешного осуществления профессиональной деятельности должен обладать определенным набором компетенций. Компетенции –это характеристики персонала, необходимые для успешной деятельности: совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемыхусилий и стереотипов поведения[1, стр. 252]. Компетентностный подход в образовании помогает развить у студента компетенции необходимые ему для выбранной профессии.В данном контексте особую актуальность приобретает потребность в оценке уровня развития (сформированности) компетенций обучающихся. Несмотря на широкое обсуждение проблематики компетентностного подхода в сфере высшего образования [2], вопрос о методике оценки все еще остается открытым.Представляемая методика оценки уровня сформированности компетенций была разработана по заданию научнометодического совета (НМС) ВУЗа. Информационной базой исследования выступают материалы анкетирования студентовстаршекурсников. Подчеркнем, что Анкета респондентов включает два блока. Первый блок, аккумулирует вопросы, нацеленные на выявление параметрических характеристик опрашиваемых, таких как: пол, возраст, успеваемость, наличие трудового стажа, достижения и отличия, дополнительные профессиональные навыки и компетенции. Второй блокпредставляет опросник, предназначенный для самооценкистудентами уровня сформированности компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего или высшего профессионального образования (ФГОС ВО или ФГОС ВПО).

Представляемую методику правомерно позиционировать как экспрессдиагностику уровня сформированности ключевых компетенций (КК). Важными этапами методики выступают: разграничение компетенций на группы (по однородности содержания); формирование экспертных групп, в состав которых входят представители работодателей; выделение в каждой группе 23 «представительских» (наиболее важных) компетенций; разработка опросной Анкеты; опрос респондентов; обработка материалов опросной статистики; анализ полученных результатов; обоснование управленческих воздействий.Предлагаемый автором формат Анкеты (таблица 1) включает следующие параметры:

перечень ключевых, обоснованных экспертами компетенций анализируемой образовательной программы (ОП);

пятибалльную шкалу оценки респондентами их важности;

пятиуровневую шкалу самооценки студентами уровня сформированности компетенций (в градациях: 1) начальный уровень; 2) низкий уровень; 3) средний уровень; 4) высокий уровень; 5) эталонный уровень);

идентификатор дисциплин рабочего учебного плана, по мнению опрашиваемых внесших наибольший вклад в формирование данной компетенции.Таблица 1Типовой формат Анкеты, предназначенной для самооценкистудентами уровня сформированности компетенций

№ п/пКлючевые компетенциианализируемойобразовательнойпрограммы(условное обозначение)Важностькомпетенции(от 1 до 5 баллов)Бальная оценкасформированностиДисциплины рабочего учебного плана, формирующиекомпетенциюначальныйнизкийсреднийвысокийэталонный1КК1

2КК3

…ККn



Для идентификации уровня сформированности компетенций предлагается специальная оценочная шкала (таблица 2).Таблица 2 Шкала оценки уровня сформированностикомпетенций

Уровень

Балльнаяоценка уровняКоличественнаяоценка уровняСодержательная характеристикауровня сформированностиНачальныйот 0 до 1,00от 0 до 0,20Компетенция не развита. У Вас имеются задатки и способности для развития компетенции в будущемНизкийот 1,05 до 2,00от 0,21 до 0,40Компетенция развита не полностью (слабо развита). Вы обладаете некоторыми знаниями необходимыми для данной компетенцииСреднийот 2,05 до 3,50от 0,41 до 0,70Компетенция развита в достаточной степени. Вы владеете необходимыми знаниями и можете решать простые задачи, связанные с этой компетенциейВысокийот 3,55 до 4,50от 0,71 до 0,90Компетенция хорошо развита. Вы владеете необходимыми знаниями и навыками. Успешно справляетесь со сложными задачами в практической деятельностиЭталонныйот 4,55 до 5,00от 0,91 до 1,00Компетенция развита полностью. Вы владеете не только всеми необходимыми знаниями и навыками, но и изучали доп. материалы. Успешно справляетесь со сложными задачами. Вы можете принять решение в кризисной ситуации и готовы нести за него ответственностьНеобходимо подчеркнуть, что материалы анкетирования (таблица 1) служат информационной основой для построения индивидуального Профиля сформированности компетенций вразрезе выделенных в рамках конкретной образовательной программы групп компетенций. Не секрет, что данному аспекту уделяется особое внимание в персоналменеджменте организаций: сравнение уровня развития компетенций, обусловленных конкретной работой, и уровня развития компетенций работника, выполняющего эту работу, позволяет сделать вывод о пригодности того или иного человека к данной работе или о необходимости привести их в соответствие друг с другом. [3, стр.107]. Очевидно, что каждой образовательной программе присуще специфическая группировка компетенций, отображающая Профиль сформированности. Например, ФГОС ВПО направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» предусматривал разграничение на общекультурные и общепрофессиональные; ФГОС ВО по той образовательной программе –на общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. Для построения Профиля сформированности компетенций выпускника ОП «Менеджмент» правомерно выделить 7 групп: предпринимательские; методикоаналитические; организационноуправленческие; информационные; коммуникативные; личностные; культурные компетенции.Представляется (рисунок 1), что у респондента наиболее развитыми являются несколько групп компетенций: информационные, методикоаналитическиеи культурные компетенции. Соответственно,наименее развитыми –организационноуправленческие компетенции. Исходя из этого, правомерно заключить, что данному выпускнику некомфортно будет занимать управленческие или административные должности. Скорее всего, емуподойдут должности, связанные с поиском и анализом информации, обоснованием экономических моделей, разработкой профильныхметодик и т.д. Примером таких должностей выступают следующие: экономист, маркетолог, финансовый аналитик.

Рисунок 1 – Профиль сформированности компетенций (условный пример)Разработка определенной анкеты позволяет оценить уровень развития различных групп компетенций. За базу берется форматметодикипредложенный Л. Г. Миляевой, который включает в себя следующие этапы:1.

Уточнение перечня анализируемых компетенций.2. Проведение опроса респондентов –заполнение анкеты в соответствии с предлагаемой инструкцией.(таблица 2).

3. Обработка данных анкетного опроса –исчисление по каждомуанализируемому параметру рейтинга (среднего балла) важности.4. Исчисление по каждой группе компетенцийсреденевзвешенного уровня развития компетенций.5. Графическая презентация результатов исследования в информационном поле из четырех квадрантов, образованных следующими осями: ординат –выявленный по результатам опросной статистикидиапазон изменения рейтинга важности; абсцисс –диапазон измененияуровня развития компетенций. Построение графической моделиосуществляется следующим образом. Сначала через середину диапазона рейтинга важности проводится линия, параллельная оси абсцисс, которая делит информационное поле на две зоны: верхнюю –относительно высокой значимости и нижнюю –относительно низкой. Затемчерез середину диапазона уровня развития компетенцийпроводится линия,параллельная оси ординат, разграничивающая информационное полена две части: правую –относительно высокогоуровня развитияи левую –относительно низкого уровня развития. В результате образуются четыре квадранта, каждый из которых характеризуется двумя основными параметрами(уровнем развития компетенций и рейтингом важности) и однимпроизводным (уровнем проблемности). Очевидно, что наиболее «благополучный» –верхний правый квадрант, где находятся компетенции «Лидеры»; наиболее «проблемный» –верхний левый квадрант, указывающий накомпетенции «Аутсайдеры». [4, стр.49]. Пример построения матрицы представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 –Матрица оценки уровня развития компетенций.

Представленная методика была апробирована на примере фокусной группы студентов направления подготовки «Менеджмент».Респондентам была предложена анкета, служащая основой для построения матрицы оценки уровня развития компетенций (рисунок 2), а также профиля сформированности компетенций (рисунок 1). Фрагмент анкеты представлен в таблице 3.Таблица 3Фрагмент Анкеты, предназначенной для самооценки студентами

уровня сформированности компетенций

Группа компетенций

Ключевые компетенции анализируемойобразовательнойпрограммыВажностькомпетенции(от 1 до 5 баллов)Бальная оценкасформированностикомпетенцийДисциплины рабочего учебного плана, формирующие компетенциюначальный от 0 до 1,00 б

низкий от 1,05 до 2,00 б

Средний от 2,05 до 3,50 б,высокий от 3,55 до 4,50 б

эталонныйот 4,55 до 5 бОрганизационноуправленческиеспособность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

способность находить организационноуправленческие решения и готовность нести за них ответственность

владение современными технологиями управления персоналом

Методикоаналитическиеумение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационноуправленческие модели

знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли

способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; владение навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способность принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета



В процессе анализа результатов рассчитывается средняя оценка важности и средневзвешенный уровень компетенций. Следует отметить, что все компетенции внутри группы равнозначны. В процессе обработки результатов фокусной группы, были получены данные представленные в таблице 4.Таблица 4

Предварительные результаты анализа

Группы компетенцийСредневзвешенная оценка уровня развития компетенцийСредневзвешенный уровень развития компетенцийДиапазон значенийСредневзвешенная оценка важности компетенцийСредневзвешенный уровень важностикомпетенцийКультурные3,300,66От 0,59 до 0,774,270,85Личностные3,870,77От 0,67 до 0,904,200,84Коммуникативные3,590,72От 0,47 до 0,854,670,93Информационные3,750,75От 0,63 до 0,834,530,91Организационноуправленческие3,740,75От 0,65до 0,934,800,96Методикоаналитические3,610,73От 0,51до 0,834,800,96Предпринимательские3,290,66От 0,60до 0,734,470,89

Исходя из таблицы, можно сделать вывод о том, что наиболее развитыми у фокусной группы являются личностные, информационные и организационно–управленческие компетенции. Наиболее важными для студентов являются организационноуправленческие и методикоаналитические компетенции.

Рисунок 3 Матрица оценки уровня развития компетенций.

Следующим этапом методики является графическое представление полученных результатов (рисунок 3). Из матрицы видно, что компетенциями –лидерами являются информационные, организационноуправленческие, методикоаналитические и коммуникативныекомпетенции.Данные компетенции будут обеспечивают конкурентоспособность выпускников в будущем.В категорию «хорошистов» попали личностные компетенции. Культурные ипредпринимательские компетенции попали в категорию «отстающие».Для идентификации уровня сформированности групп компетенций (таблица 5) по относительной шкале, то есть, по принадлежности к квадрантам (рисунок 3), предлагается использовать следующую цветограмму:

относительно благополучный уровень(Iкв.) зеленый цвет;

относительно нормальный уровень(IIкв.) –желтый цвет;

относительно удовлетворительный уровень (IIIкв.) –лиловорозовый цвет;

относительно проблемный уровень(IVкв.) –красный цвет.Таблица 5 Идентификация уровня сформированности групп компетенций

Группы компетенцийСредневзвешенный уровень развития компетенцийСредневзвешенный уровень важности компетенцийИдентификацияКультурные0,660,85относительно удовлетворительный(IIIкв.)Личностные0,770,84относительнонормальный(IIкв.)Коммуникативные0,720,93относительноблагополучный(Iкв.)Информационные0,750,91относительноблагополучный(Iкв.)Организационноуправленческие0,750,96относительноблагополучный(Iкв.)Методикоаналитические0,730,96относительноблагополучный(Iкв.)Предпринимательские0,660,89относительно удовлетворительный(IIIкв.)

Особенно следует выделить, что в результате анализа не выявлено компетенций «аутсайдеров». Это свидетельствует о том, что студенты успешно освоили образовательную программу «Менеджмент». Также это может говорить о том, что данное направление подготовки четко и хорошо осуществляется.Для более наглядного представления результатов следует построить Профиль компетенций (рисунок 4).

Применение данной методики позволяет не только, оценить уровень сформированности компетенций и их важность. Также она помогает оценить качество образовательной программы и при необходимости корректировать учебные планы. Помимо этого данный профиль сформирванности компетенций может быть составлен на каждого конкретного студента и включен в его портфолио. Такой подход позволит не только предоставить студенту конкурентное преимущество при конкурсе на должность, но и поможет работодателю наиболее эффективно использовать имеющийся у человека потенциал. Работодатель может предоставить соискателю наиболее подходящую должность, а также выделить те способности, которые можно развивать в дальнейшем для успешного осуществления профессиональной деятельности и возможности карьерного роста.

Рисунок 4 –Профиль сформированности компетенций

Ссылки на источники1.Александрова, Н. А. Управление персоналом организации:учебник для бакалавров / Н. А. Александрова, Л. И. Васильцова, Б. А. Воронин, В. И. Набоков. –Екатеринбург: Урал. аграр. издво, 2013. –372 с.2. Компетентностный подход в образовании: коллективная монография. Ульяновск: научное издательство «ЗЕБРА», 2016. –339 с.3. Дейнека А. В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А. В. Дейнека. —М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2014. —288 с.4. Миляева Л.Г. Мотивация, оценка и стимулирование труда персонала организаций. Алт. гос. тех. унт, БТИ. Бийск. Издво Алт. гос. тех.унта, 2005.