Инновационный процесс в образовательной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Литвинова С. А. Инновационный процесс в образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2536–2540. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96428.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются инновационные технологии в образовании. Автор подчеркивает, что дистанционные технологии являются современной универсальной системой получения знаний и обладают рядом преимуществ. Автор приходит к выводу, что в современном обществе очень важно владеть современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применять их в практической профессиональной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Литвинова Светлана Алексеевна,К.э.н., доцент, РАНХиГС, Южнороссийский институт управления –филиал, г. РостовнаДону Svlit@mail.ru

Инновационный процесс в образовательной деятельности.

Аннотация.В статье рассматриваются инновационные технологии в образовании. Автор подчеркивает, что дистанционные технологии являются современной универсальной системой получения знаний и обладают рядом преимуществ. Автор приходит к выводу, что всовременном обществе очень важно владеть современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применять их в практической профессиональной деятельности.Ключевые слова:инновация, дистанционные технологии, симулятор, персональный сайт, компетенция.

Способ обмена информацией через интернет преподаватели и студенты считают сегодня естественным. Получая

образование дистанционно, студент использует современные образовательные инструменты и технологии для того, чтобы учиться быстрее и эффективнее.С использованием интернетресурсов внедряются новые методы обучения: дистанционное обучение, обучение в интерактивном режиме, микрообучение, использование симуляторов.Стремительное развитие современной рыночной экономики, формирование потенциала экономического роста и повышение качества жизнеспособности общества в своей основе имеют всестороннее применение передовых достижений, построенных на знаниях[3].

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

происходящими социальноэкономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебновоспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;

усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;

изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;

вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности. В ходе инновационного образовательного процесса должны решаться следующие задачи:1.Осмысление научнопедагогическими работниками концептуальной и идеологической основы инновационных методов в обучении.2.Определениесовременных педагогических технологий продуктивного инновационного обучения.3.Внедрениекомпетенцийсовременного эффективного педагога. При этом, компетенция—этоличная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенциейпонимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какойто группе сотрудников).4.Создание критериальной базы оценкикачества проведенных учебных занятий.5.Выбор методически грамотных методов,приемов, средств и форм обучения.6.Планирование эффективного образовательного мероприятия с применением ДОТ(дистанционных образовательных технологий).Таким образом, в процессе применения инновационных технологий преподаватель должен:1.Владеть современнымиобразовательными технологиями и методиками и эффективно применять их в практической профессиональной деятельности. 2.Вносить личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространять собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.Отметим, что одной из характерных черт дистанционного обучения является его гибкость.Дистанционное образование представляют собойнадежные знания в сочетании со стремлением и уверенностью и являются основой успехакак для преподавателя так и для студента. Если уверенность дело наживное, а стремление дело характера, то надежные знания зависят от того, насколько подходящие методы выбраны.Дистанционные методы обучения дают возможность людям получать образование втех условиях, ккоторым традиционные формы обучения неприспособлены.Поэтому дистанционное обучение является современной универсальной технологией профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию.Дистанционное образование является перспективным способом образования. Пространственная разделенность обучающегося и учебного заведения перестает быть препятствием к получению знаний. Причем не обязательно, чтобы вся учебная информация была сконцентрирована в одном месте. Перед преподавателем, организующим процесс дистанционного самообразования учащихся, ставится задача овладения возможно большим количеством информационных технологий. В этом случае он сможет применять эти технологии в зависимости от содержательной части конкретной программы обучения, и в соответствии с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Только комбинируя, различныеформы взаимодействия со студентами преподаватель может достигнуть наилучшего результата, причем набор этих средств не универсален и каждый раз подбирается под нужды конкретного преподавателя для освоения поставленной педагогической задачи. Эффективность дистанционного обучения достигается путём наиболее полного и точного согласования требований образовательного стандарта и возможностей студента. При этом преподаватель должен осуществлять постоянный контроль над учебной деятельностью студента. В последнее время получают развитие рейтинговые системы оценки знаний студентов.

В образовательном процессе рейтинг –это ранжирование студентов в группе по результатам комплексной, суммарной оценки их достижений в течение всего процесса обучения. Или другими словами –это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени по определённым правилам.В рейтинге возможны различные варианты начисления баллов с целью повышения оценки. Рейтинг позволяет активизировать внеаудиторную работу студентов за счёт получения дополнительных баллов за подготовку рефератов, докладов, разработку дополнительного материала, оформление портфолио и т.д.Таким образом, основной целью балльнорейтинговой системы является оценка качества учебной работы студентов, осваивающих образовательные программы, на основе систематического мониторинга и контроля успеваемости и соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов требованиям образовательных стандартов.

Одним из инновационных методов в обучении с применением ДОТ является создание сайта преподавателя.Никакими нормативными документами содержание материалов педагогических сайтов не регламентируется, однако материалы должны иметь образовательный характер и не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству Российской Федерации[1].Предметный персональный сайт преподавателя–современный инструмент обучения. Он позволяет обеспечить открытость, доступность и наглядность образования. Чем более сложен иуникален учебный курс, тем больше привлекается студентов к учебному процессу. Главное—студентчувствует себя абсолютно комфортно. Ему удобнее планировать своё время. Студентызаинтересованы вприобретении именно тех знаний инавыков, которые помогут имвдальнейшей работе исделают ихнезаменимыми, бесценными работниками, способными эффективно решать совершенно различные задачи. Поэтому внастоящее время растет спрос наинновационные формы обучения.Сегодня Интернет предоставляет педагогу большое количество ресурсов и инструментов для создания своего сайта и использования его в образовательном процессе. Популярные и бесплатные хостинги: UCoz, Google, Jimdo, Setup. На сайтах любого хостинга необходимо пройти процедуру регистрации (создать индивидуальный аккаунт), которая позволит иметь доступ к личной странице для изменения параметров и настроек своего персонального сайта[4].Интернет становится важной частью не только нашей личной жизни, но и входит в сферу образования в качестве передатчика профессионального опыта, лучших работ, идей и достижений. А создание собственногосайта помогает получить более высокий статус среди других педагогов[2].Сегодняшнее поколение студентов высших и средних учебных заведений кардинально отличается от тех, кто учился 1015 лет назад. Они выросли на компьютерных играх и симуляторах. Современные онлайновые игры представляют самостоятельные интеллектуальные действия.

Симулятор –аналитическое упражнение (Caseanalysissimulation).Участники получают задание, описывающее бизнесцель, проблему, кризис, или другие трудности. Им показывают фото или изображения людей, в совместной работе с которыми они должны в совместной работе преодолевать трудности, используя электронную и обычную почту, отчеты или имитируя телефонные или обычныеразговоры. Они также используют онлайновые рекомендации и другие ресурсы, помогающие решать проблемы эффективнее. Необходимо отметить, что использование игр в процессе дистанционного обучения это, конечно, не универсальное средство. Бездумное включение во все дисциплины подряд вряд ли приведет к хорошим результатам. Но для определенного круга задач это оправдано, и их нужно применять.Улучшенное восприятие и усвоение учебного материала с помощью игр и симуляторов происходит за счет следующих факторов:1. Реалистичность.Пожалуй, самое значимое преимущество в онлайн обучении. В качественно выполненном симуляторе студент действует так же, как и в реальной обстановке. При этом процесс получения знаний происходит более качественно и эти знания более применимы к действительности, чем полученные на обыкновенных онлайн лекциях. К тому же реалистичный материал усваивается лучше и быстрее.2. Повторение.Игровое действие повторяют снова и снова, пока не достигнут определенного результата (обыграть оппонента, набрать большее количество очков, перейти на более высокий уровень и т. д.). Для этой техники обучения есть специальный термин spacedrehearsal, или интервальное повторение. При ней повторение материала происходит через интервалы времени, которые постепенно увеличиваются. Данный метод весьма эффективен и с успехом применяется в онлайн обучении.3. Обязательное решение конкретной задачи.Преждечем перейти на следующий уровень игры, необходимо решить все задачи, которые существуют на текущем уровне без ограничения во времени.4. Оперативная обратная связь.Играм не нужно ждать, в отличие от тестирования, пока результаты попадут преподавателю и вернутся с оценкой обратно учащемуся. Результат он получает мгновенно, причем ошибку он видит сразу, без прохождения всего этапа игры.5. Полная погруженность в процесс игры.Учащийся находится в психическом состоянии, при котором он полностью включен в процесс, которым занимается –так называемое «потоковое состояние». При этом он сфокусирован только на игре и не замечает течение времени.Настало время конвергенции (сближения) новых онлайн технологий и социальных сетей. Образовавшийся гибрид скорее всего примет вид виртуальной среды, где обязательно будет присутствовать эффект погружения. Это будет своего рода центральный узел обучения с сотрудничеством и новациями в широких рамках образовательных технологий.Таким образом, внастоящее время благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффективностью, наглядностью и с меньшими расходами обучать студентов и производить практические, лабораторные работы, отрабатывать те или иные профессиональные компетенции, а также возможна имитация любых законов материального мира без какихлибо материальных затрат.Цель такого обучения максимально приблизить теорию к практике, знание к навыку, абстрактные формулы и определения к реальной жизни, соединение воедино современной системы управления знаниями и уникальной многопользовательской бизнессимуляционной среды с гибкими настройками под задачи учебного курса или тренинга.

Ссылки на источники1.Красовский Ю.Н. Персональный сайт как средство оценки ИКТконпетентности педагода//Методист. 2012.№5. С. 3032.2.Плеханова Л.И. Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа//Вестник научных конференций. 2015.№23(2). С. 113114.3.Тронина И.А.Управление Инновационным развитием в интегрированных образованиях с учетом ключевых факторов современной экономики//Известия Тульского государственного университета. Экономическиеи юридические науки. 2015. Т. 4.№1. С. 240249.4.Чипиштанова Д.В., Пеплова М.В., Плескач Т.А. Личный сайт преподавателя: новый инструмент в образовании//Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014.№47. С. 120124.