Развитие коммуникативных умений и навыков в процессе игр

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нугманова Р. Г. Развитие коммуникативных умений и навыков в процессе игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2701–2705. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96461.htm.
Аннотация. В статье предлагаются игровые формы работы для стимулирования интереса учащихся к английскому языку.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Нугманова Раушания Газетдиновна,преподаватель английский языка, МБОУ«Тетюшская татарская средняя общеобразовательная школа», РТ,г. Тетюшиraushanya.nugmanova@yandex.ru

Развитие коммуникативных умений и навыков в процессе игр

Аннотация. В статье предлагаются игровые формы работыдля стимулирования интереса учащихся к английскому языку. Ключевые слова:урок, английский язык,игровые приемы,интерес.

К современным методам преподавания иностранных языковотносятся все личностноориентированные, коммуникативноориентированные подходы к обучению иностранных языков. Используя некоторые методические приемы, можно пробудить у учащихся значительный интерес к изучению иностранного языка и в значительной степени активизировать уроки. Одним из таких приемов является игра. Игра является действенным инструментом преподавания, которая активизируетмыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. По мнению психолога Леонтьева А.А. мотивация, создаваемая игрой,должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной,познавательной и эстетической мотивацией. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся.Именно в игре детиусваивают общественные функции,нормы поведения. Игра ведет за собой развитие, с помощью игр удается активизировать стремление ребят к контакту друг с другом и разрушить традиционный барьер между учителем и учеником. В своей работе я активно использую всевозможные игры. В младших классах я использую куклы, игрушки, маски, пальчиковые куклы, сказочные персонажи. Огромное значение также имеют подвижные и ролевые игры, ведь маленькие дети такие непоседы. Немаловажную роль имеет система поощрений, от любого маленькогоподарка они на вершине счастья.Вусловиях игры дети упражняются в многократном повторении речевых образцов, формируют психологическую готовность к речевому общению. Если игра используется в качестве тренировки при первичном закреплении, ей отводится 1520 минут. В дальнейшем эта же играпроводится в течение 35 минут,онаслужит своеобразным повторением уже пройденного материала и разрядкой. Игры очень полезны для поддержания у школьников интереса к знаниям.Хотя игры могут быть достаточно забавными, отношение к ним должно быть достаточно серьезным.

Игра –универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра позволяет вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляется не только знания, но и сообразительность и находчивость.

Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языку с первых уроков. С помощью игр можно развивать наблюдательность, активизировать внимание. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки и просто повеселиться и отдохнуть.Игры –это активный способ достичь многих образовательных целей:Например:закрепить только что пройденный материал;игра –весьма удачное решение повторить пройденное;игра –это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;игра–это идеальная возможность расслабиться;игрыпомогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно,и будет участвовать в игре активнее, если цель игры –просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводитиз игры застенчивых и отстающих;быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие;игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти;игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать;игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает мотивацию к учению;ученики очень активные во время игры, потому что никто не хочет, чтобы изза негоприятное времяпрепровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их бороться.

Игры можно использовать в начале или в конце урока для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение, что решается по усмотрению учителя. Важно, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес и мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.Вот некоторые примеры:

Тема «Страны». Игра «Догадайся». Ученик задумывает из какой он страны и как его имя, остальные угадывают:You are from Africa.No, I’m from America.Your name is Dick.No, my name is Ben.

Игра «Придумай». Раздаются карточки, на которых написано нарусском языке название страны. Ученик должен придумать себе имя и сказать из какой он страны, можно поменяться карточками.

Игра «Спорт». Ученик изображает какойлибо вид спорта, остальные отгадывают,какой его любимый вид спорта.Игра «Будь внимателен». Учитель показывает игрушки, животных, называет их, ученики соглашаются или не соглашаются.I’ve got a puppy.Yes, you have got a puppy. Иногда учитель ошибается.

Игра«Подберирифму». ( thatcat, writtenkitten, frogdog, wallball, boytoy, boxfox)

Игра «Волшебная коробочка».Там спрятана какаялибо игрушка, учащиеся отгадывают, можно усложнять цифрами, цветом, размером.Have you got a cat? No, Ihaven’t.

Игра «Где игрушка?» Ведущий выходит из класса, а ученики прячут игрушку кудалибо, (под стол, в сумку, около стула, под партой, в коробке), потом он угадывает.Where is a dog? (on the chair, under the table, in the box)

Игра "Seasons".Цель: формирование картины окружающего мира.На доске вывешиваются картинки, изображающие различные времена года. Детям предлагается угадать, о какой картинке идет речь (на CDдиске –запись коротких текстов о временах года с использованием звукового фона: пением птиц, шумом дождя и т.д.)

Игра "Myfamily".Цель: развитие эмоциональных переживаний.На пальчиках детей одеты куклы (их могут сделать учащиеся при изучении темы "Внешность"). Дети показывают пальчики и читают стихотворение:Thisismymother.This is my father.This is my brother Paul.This is my aunt.This is my uncle.How I love them all.

Игра "Комплимент".Цель: развитие эмоциональных переживаний.Ученики берутся за руки, образуя круг. Встретившись взглядом с соседом, надо сказать ему несколько добрых слов, поблагодарить за чтото:"Youaremyfriend", "Youareverygood", "Youreyesarekind" и т.д. Принимающий комплимент говорит: "Thankyou". Если ребенок затрудняется сказать добрые слова, учитель помогает ему или говорит комплимент сам.

Игра "В зоопарке".Цель: формирование эмоциональноэстетических переживаний.Детям предлагается поиграть в зверей. Учитель произносит название зверя, а ребята должны точно отразить движение и повадки животного. Эта игра может быть музыкальной, так как она вызывает у детей сильные положительныеэмоции.

В старших классах я использую ролевые игры, деловые игры, прессконференции, дискуссии. Назову некоторые из них:

Прессконференция с популярной эстрадной певицей или футбольной звездой. Каждому журналисту можно задать лишь один вопрос за неимением времени у звезды. Каждый журналист получает карточки с вопросами? Потом они меняются карточками несколько раз.Whendoyougetup?What do you like to eat?Do you play an instrument?Do you work with a computer?When did you begin to sing?

«Телевидение за и против». Учащиеся делятся на две команды. Первая команда выдвигает аргументы за телевидение и вторая команда

против телевидения. Например:It is very useful because we get informationWe can travel around the world without wasting money/We take part in the competitions, shows.It is bad for eyes, for our health.We become lazy, passive.

Тема«Экология».Выбираем экспертную группу иззащитниковприроды и учащиеся предлагают меры для защиты окружающей среды. Эксперты оценивают ответы и выбирают группу победителей, которая предложила более эффективные меры.To solve ecological problemspeople should/shouldn’t:Take care of nature, drop litter,polluteair and water Feedbirds in winter,don’tkill animals, save electricity andwaterCreate national parks, pass antipollution lawsRecycle wastes, leave fire in forestsDon’t smoke, take alcohol, junk food, cut down trees

В заключение хочу сказать, что использование игрна уроках английского языка имеет большое значение для формирования новых умений и навыков.Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе,воспитывают ответственность и взаимопомощь, так как в игре они должны быть «одной командой»,помогатьи поддерживатьдруг друга. Также я хочу отметить, чтоиспользование игр и игровых приёмов на различных ступенях обучения не только помогает в изучении иностранного языка, но и выполняет определённую роль при переходе учащихся на новую,более высокую ступень развития.Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствуют качественному усвоениюматериала.

Ссылки на источники1.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.2.Колесникова О.А. Игры в обучении иностранным языкам. М., 19953.Мещерякова В.Н. Обучение иностранных языков в младших классах. М., 2001