Результаты исследования самооценки наличия некоторых знаний и умений педагогов в составе профессиональной компетентности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лаврентьева И. В., Цвелюх И. П. Результаты исследования самооценки наличия некоторых знаний и умений педагогов в составе профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 9 (сентябрь). – С. 1–19. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170208.htm.
Аннотация. В связи с разработкой профессионального стандарта педагога, Национальной системы учительского роста, новых моделей проведения аттестации педагога на предмет его соответствия требованиям к компетентности в выполнении трудовых действий и функций актуализируется проблема содержания и форм в программах дополнительного профессионального образования и повышения квалификации как его части. Актуальность представленных в данной статье материалов определяется еще и необходимостью понимания не только дефицитов и затруднений педагога в профессиональном труде, но и фиксации предикторов самоэффективности как способности научить чему-либо школьников, управляя в то же время их воспитанием и развитием. Цель исследования заключается в определении зависимости наличия профессиональных знаний и умений педагога от стажа и категории: какие знания и умения сопутствуют квалификационной категории, а какие появляются как новообразования в связи со стажем педагогической деятельности. Анкетный опрос проведен с учителями-предметниками образовательных организаций общего образования Красноярского края (более 1000 человек). Рассматриваются результаты самооценки наличия некоторых знаний и умений как структурных компонентов в составе профессиональной компетентности/трудовых действий педагога. Интерпретация значений в зависимости от категории и педагогического стажа учителя произведена на основе закономерностей личностно-профессионального развития педагогов и требований профессионального стандарта «Педагог» к профессиональной компетентности учителей в исполнении ими трудовых действий. Авторы полагают, что наличие или отсутствие квалификационной категории не всегда отражает действительный уровень профессионализма педагога, что должно привести к изменению модели аттестации в условиях принятия профессионального стандарта «Педагог» и Национальной системы учительского роста. Информация, полученная в результате анализа эмпирических данных, позволит релевантно спроектировать процесс повышения квалификации педагогов в зависимости от их профессиональных потребностей, контекстных затруднений и аргументировать нецелесообразность организации курсов повышения квалификации для педагогов определенной квалификационной категории; а также станет ориентиром для разработки моделей аттестации педагогических кадров (где получившие квалификационную категорию педагоги не подвергались бы регулярной переаттестации, поскольку развитие необратимо), что определяет практическую значимость предпринятого исследования.
Раздел: Педагогические науки
Комментарии
Лаврентьева И. В., 15 ноября 2017, 17:47 #
Статья подготовлена на данных анонимного анкетирования педагогов Красноярского края, полученных в ходе исследования «Выявление образовательных потребностей и ожиданий педагогов Красноярского края», проведенного в Красноярском институте повышения квалификации исследовательской группой в составе руководителя Андреевой С.Ю. и членов Богдановой О.Н, Ильиной Н.Ф., Лаврентьевой И.В. и Солянкиной Н.Л.
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.