Создание информационной среды образовательных учреждений является одной из задач в образовательной политике государства [1,2]. Большая роль при этом возлагается на педагогов, их инновационное отношение к происходящим переменам, активное и сознательное участие в модернизации. Инновационная деятельность педагогов в области информатизации связана с разработкой современных образовательных моделей и внедрением новых средств и форм обучения, в конечном итоге заключается в участии по созданию информационно-образовательной среды образовательного учреждения.
Научный аспект проблемы по вовлечению педагогов в инновационную деятельность рассматривается в исследовании Г.Н. Некрасовой [3]. В работе предложена модель, в которой выделены структурные и функциональные компоненты, критерии и уровни готовности к инновационной деятельности на примере учителя технологии. Согласно предложенной педагогической модели, к ее структурным компонентам относятся следующие. Мотивационный - внутренние и внешние мотивы, побуждающие педагога к инновационной деятельности. Креативный - творческие возможности учителя, обусловливающие его способность проявлять социально значимую творческую активность. Технологический - переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, активный поиск инновационной информации, введение новшеств в педагогический процесс. Рефлексивный - анализ собственных возможностей по созданию и освоению новшеств, самооценка результатов инновационной деятельности.
В инновационном характере деятельности на первый план выдвигается личностный потенциал педагога, его способность работать в инновационном режиме, способность быть субъектом инновационной деятельности. Чаще всего, первоначально инновационное поведение педагога формируется в процессе участия в различных научно-методических мероприятиях, в работе инновационных площадок, в системе повышения квалификации. На этом этапе мотивационный компонент является ведущим.
С точки зрения формирования инновационного поведения педагога в условиях создания и развития информационной среды образовательного учреждения инновационный характер профессиональной деятельности проявляется в следующем:
– критическое оценивание учителем новых технических средств ИКТ и электронных образовательных ресурсов;
– эффективное использование средств ИКТ на уроках;
– разработка и проведение мультимедийных уроков, образовательных и персональных сайтов;
– создание учителем электронных образовательных ресурсов;
– внедрение нового содержания в предметную подготовку школьников;
– желание участвовать в экспериментальной проверке новых методик обучения с использованием ИКТ;
– активное участие в тематических семинарах, конференциях, конкурсах.
В федеральных государственных образовательных стандартах говорится, что информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [2]. При этом образовательная деятельность осуществляется с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. А в законе об образовании говорится, что электронное обучениепонимается как организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Таким образом, на основании ряда государственных программ и нормативных документов, задачи по информатизации поставлены перед каждым учреждением, как основного, так и дополнительного образования.
Создание информационной образовательной среды Муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Лабиринт» города Кирова (далее Центр) началось на ранних этапах информатизации российского образования, с конца 90-х годов прошлого столетия. В то время в Центре, одном из первых в Кировской области образовательном учреждении, приобреталось техническое оснащение, был создан сайт учреждения (http://cdt-kirov.ru/), и началось внедрение образовательных технологий с компьютерной поддержкой. По этим вопросам Центр активно сотрудничал с факультетом технологии и предпринимательства ВятГГУ (в настоящее время с кафедрой технологии и методики преподавания технология ВятГУ).
На каждом этапе своего развития Центр осуществляет инновационную деятельность еще и при поддержке Федерального института развития образования. В частности, Центр в разные годы является экспериментальной площадкой по нескольким темам. 2000-2007 гг. экспериментальная площадка Центра развития системы дополнительного образования при Министерстве Образования РФ по теме «Экономико-правовое воспитание и обучение школьников, подготовка и переподготовка педагогов дополнительного образования».
2007-2010 гг. экспериментальная площадка ФИРО МОН РФ по теме «Актуальные проблемы социально-экономического обучения и воспитания в системе неформального образования (региональный опыт)» в рамках реализации межведомственной программы развития дополнительного образования детей.
2011-2013 гг. экспериментальная площадка ФИРО МОН РФ по теме: «Сетевые технологии в развитии информационной образовательной среды дополнительного образования детей». |
В настоящее время очередной этап по развитию информационной образовательной среды Центра связан с реализацией программы инновационной площадки ФИРО по теме «Развитие неформального образования в условиях инновационных процессов в общем и дополнительном образовании детей».
Кроме того, с 2014 года МОАУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества «Лабиринт» города Кирова и Вятский государственный гуманитарный университет (в настоящее время ВятГУ) совместно осуществляют опытно-экспериментальную работу по теме «Проблемы художественно-технологической подготовки в образовательных организациях» [4]. Одна из задач этого исследования − создание информационно-методического пространства для учителей и педагогов в области проектирования информационно-образовательной среды художественно-технологического образования.
Таким образом, в Центре созданы необходимые условия для педагогов по разработке и внедрению образовательных инноваций, в том числе связанных с информатизацией. Если рассматривать инновации педагогов с точки зрения участия в создании информационной образовательной среды учреждения, то следует в первую очередь охарактеризовать ее компонентный состав. В Центре имеется комплекс информационных образовательных ресурсов; комплекс технологических средств информационных и коммуникационных технологий в (компьютеры, проекторы и иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы); комплекс современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационные образовательные ресурсы Центра:
- Электронные издания (обучающие компьютерные программы, тренажеры, игровые программные средства, энциклопедии, программы для моделирования объектов, программы для создания и обработки графических объектов, музыки и др.
- Социальные сервисы сети Интернет (или): электронная почта, поисковые системы, телеконференции, социальные сети, блоги, ВикиВики.
- Сетевые ресурсы: он-лайн программы сетевого взаимодействия для разработки объектов мультимедиа, презентации, слайд-шоу, интерактивных плакатов, тестовых заданий и т.д., с возможностью размещать их в сети для совместного доступа и последующей работы с ними.
Инновационные педагогические технологии, методы и формы взаимодействия, обеспечивающие активное обучение в информационно-образовательной среде Центра:
- Метод проектирования, позволяет интегрировать знания, умения обучающихся из различных предметных областей и программ дополнительного образования. Используется педагогами для организации самостоятельной работы по решению какой-то проблемы с использованием проектно-компьютерных исследований. Развитие педагогами Центра этого метода отразилось в создании сетевого образовательного проекта «Лабиринт увлечений», когда школьники, разрабатывая свой проект, вовлекают и других, осознавая себя творцами собственных знаний, передают полученный опыт сверстникам. Использование этого метода позволяет формировать у школьников проектно-творческое мышление, активизировать познавательную деятельность, воспитывать инициативность в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения. Используя информационные технологии в проектной деятельности, обучающийся начинает рассматривать их как важный инструмент познания, а не только в качестве средства для развлечения.
- Технологии использования электронного образовательного ресурса. Электронные издания и ресурсы, снабженные системами гипертекста, мультимедиа подачи учебного материала, гипермедиа-технологиями позволяют педагогам в современной интерактивной форме организовать образовательный процесс, как на занятиях, так и, вовлекая обучающихся в активные самостоятельные действия по расширению теоретических знаний, развитию умений моделировать объекты и создавать новые графические образы (мультипликация, видео, музыка, графика).
- Сетевое образовательное путешествие – новая форма и метод познания, позволяющие перемещаться по миру в поисках образовательных ресурсов, быстро устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними найденными ресурсами. При его использовании формируются важные для современного школьника умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, а не только по учебникам и с учителем.
- Сетевой образовательный проект. В настоящее время педагоги, используя различные возможности сетевых сервисов, разрабатывают различные сетевые образовательные проекты, которые в последнее время приобретают актуальность. Под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, деятельность, направленная на достижение совместного результата (Е.С. Полат). Дидактические возможности сетевых образовательных проектов позволяют организовать образовательную деятельность школьников на условиях постоянного взаимодействия с педагогом и сверстниками, и в активном взаимодействии развивать свой творческий потенциал. Школьники в процессе участия в проекте вовлекаются в совместные активные обсуждения по проблемам и определенным заданным в проекте вопросам. Такой взаимный обмен творческими идеями позволяет включить школьников в активные познавательные действия, развивать коммуникативные способности, осваивать информационные технологии. В итоге, участники осуществляют сбор данных, обмениваются в сети творческими идеями. Подобная инновационная форма вовлекает участников в проектную деятельность, где каждый участник вынужден постоянно учиться, они осваивают информационные технологии, общаются. Такие сетевые проекты имеют педагогическую перспективу в качестве новых форм учебно-воспитательного взаимодействия.
Покажем участие педагогов в создании комплекса информационных образовательных ресурсов и использование современных педагогических технологий, как компонентов информационной образовательной среды Центра (Таблица 1).
Педагог, |
Используемые информационные ресурсы |
Современные педагогические технологии |
Результат инновационной деятельности, представление опыта |
В.А. Афанасенко, педагог дополнительного образования, Детское объединение «Бисероплетение» |
Программные средства для конструирования и моделирования объектов: «Детская мастерская», «Самоделкин. Сам себе дизайнер», «Вышивка крестом», «Изонить», «Модная бижутерия», «Вышивка по картону» |
Проектирование художественно-технологических объектов, Сетевые технологии. Мастер-класс в виде электронной презентации Электронный образовательный ресурс
|
Методика разработки электронных мастер-классов VII Всероссийский конкурс инновационных образовательных технологий «Современная школа», ноябрь 2016 г. https://e-koncept.ru/school/2016_2 Всероссийский педагогический форум "Информационно-коммуникационная среда технологического образования», апрель 2016 г. http://goo.gl/otmZ2h Межрегиональный смотр-конкурс методических работ педагогов образовательных учреждений, март-апрель 2015 г. |
И.А. Нелюбина педагог дополнительного образования, детское объединение «Юный конструктор», «Мягкая игрушка», «Вязание» |
Сетевые ресурсы Google, Программные средства для конструирования и моделирования объектов: «Детская мастерская», «Самоделкин. Сам себе дизайнер», «Вышивка крестом», «Изонить», «Модная бижутерия», «Вышивка по картону» |
Сетевое образовательное путешествие, проектирование объектов с использованием электронных ресурсов |
Разработка авторского сетевого образовательного проекта «Творческая мастерская «Лабиринт увлечений», 2015-2016 гг. (https://sites.google.com/site/labirintuvlecenij/home Участие в дистанционных сетевых on-line конкурсах: Межрегиональный сетевой проект «В мире декоративно - прикладного искусства», 2015 г.http://goo.gl/oPfgeD; Всероссийский сетевой проект «Исследовательский десант на производство», Межрегиональная дистанционная олимпиада по технологии, 2014, 2015 гг. http://goo.gl/9LMLW VII Всероссийский конкурс инновационных образовательных технологий «Современная школа», 2016 г. https://e-koncept.ru/school/2016_2 Всероссийский педагогический форум "Информационно-коммуникационная среда технологического образования, 2015-2016 гг. http://goo.gl/otmZ2h Всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция «Проблемы художественно-технологического образования в школе и вузе», 2015-2016 г. https://e-koncept.ru/teleconf/tid_2/submitted.html
|
О.Н. Поздеева, педагог дополнительного образования, детское объединение «Изостудия» |
программа ProShowProducer |
Художественное проектирование сетевые ресурсы |
Создание анимационных пластилиновых мультфильмов в интегративной изобразительной и информационной деятельности. Совместно с детьми созданы мультфильмы «Ворона и лисица», «Кот и повар», «Скатерть, баранчик и сума», «Кот и лиса» и др. II Всероссийский педагогический форум с международным участием "Информационно-коммуникационная среда технологического образования", 2015 год https://sites.google.com/site/ikstehnobrazovania2015/home Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы художественно-технологического образования: мировой опыт и отечественная практика», 2014 г. |
Н.П. Целищева, педагог дополнительного образования, детское объединение «Мультимедийные технологии» |
Официальный сайт образовательного учреждения. Сетевой сервис для коллективной работы в сети Padlet Сетевой сервис для создания презентаций Google и PowToon Сервис LearningApps для создания интерактивных учебно-методических пособий |
Разработка электронных учебных пособий. Компьютерное проектирование при создании видео |
Разработаны презентации к занятиям, проверочные тесты для контроля знаний по темам «Графический редактор» и «Жанры компьютерных игр». VII Всероссийский конкурс инновационных образовательных технологий «Современная школа», 2016 г. https://e-koncept.ru/school/2016_2 Региональная научно-практическая конференция «Педагогическое творчество учреждений дополнительного образования детей в современном культурно-образовательном пространстве», ноябрь 2013 г. VI Региональный конкурс руководителей исследовательской деятельности детей и юношества «Педагог-исследователь», 2014 г. Методическое объединение педагогических работников образовательных учреждений Кировской области, 2013-2016 гг.
|
Н.Е. Савинцева, педагог дополнительного образования, детское объединение «Мой компьютер» |
Программные средства «Кузя. Рисуем комиксы», «Детская мастерская», «Мультмастерская», «Как рисовать на компьютере», «Самоделкин. Сам себе дизайнер» |
|
Разработана рабочая тетрадь по информационным технологиям для обучающихся 7-11 лет Межрегиональный смотр-конкурс методических работ педагогов образовательных учреждений, март-апрель 2015 г. VII Всероссийский конкурс инновационных образовательных технологий «Современная школа» https://e-koncept.ru/school/2016_2
|
Е.Н. Шигарева, «Введение в наномир» |
Сетевые ресурсы Google, Видео YouTube |
Сетевое образовательное путешествие. Проектирование. |
Разработано образовательное путешествие, «Путеводитель нановеда» , https://sites.google.com/site/putevoditelnanoveda/, Разработан и опубликован комплект методических материалов (пособие для педагога, рабочая тетрадь для ученика) Всероссийский педагогический форум "Информационно-коммуникационная среда технологического образования, 2015-2016 гг. http://goo.gl/otmZ2h VII Всероссийский конкурс инновационных образовательных технол огий «Современная школа» https://e-koncept.ru/school/2016_2 Всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция «Проблемы художественно-технологического образования в школе и вузе», 2016 г. https://e-koncept.ru/teleconf/tid_2/submitted.html
|
Ивкина Н.Ю., заместитель директора
|
Сетевые ресурсы Google, Видео YouTube, |
Компьютерный конкурс |
Ежегодный Компьютерный праздник обучения и творчества «Компот», разработка сценария и проведение городского конкурса. Всероссийский педагогический форум "Информационно-коммуникационная среда технологического образования, 2015-2016 гг. http://goo.gl/otmZ2h Всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция «Проблемы художественно-технологического образования в школе и вузе», 2015-2016 г. https://e-koncept.ru/teleconf/tid_2/submitted.html
|
Таким образом, в Центре при участии педагогов создается информационная образовательная среда, в большей части, это информационная поддержка образовательного процесса (использование электронных образовательных ресуросв/программных средств, вовлечение школьников в образовательные сетевые проекты и путешествия, компьютерная поддержка художественного и технологического проектирования и др.).
Интересной формой общения в информационной среде является организация ежегодного компьютерного праздника обучения и творчества «Компот». Это массовое мероприятие является авторским для Центра. Праздник в виде городского конкурса проводится в Центре более десяти лет. Сценарии ежегодно разрабатываются заново, никогда не повторяются. Кроме того, благодаря активности и инновационному подходу педагогов, тематика конкурсов полностью отражает современное состояние и развитие информационных технологий. Прежде чем принять участие в конкурсе, командам приходится освоить новые технологии для обработки фото и видео изображений, специализированные программы, которые планируется использовать на обучающем конкурсном празднике. Таким образом, педагоги не только создают информационную среду учреждения, но и привлекают педагогов других школ и домов творчества к самосовершенствованию, изучению и освоению новых информационно-коммуникационных технологий и внедрению их в свои образовательные программы.
Оценка результатов инновационной деятельности педагогов и разработка перспективных направлений осуществляется путем рефлексивного анализа. В анкетном опросе педагогов и обсуждениях выявляются: потери и риски при введении новшеств; ресурсы, необходимые для реализации задуманных инноваций; какие новые образовательные технологии необходимо освоить; в каком направлении требуется расширить материальную базу, какие средства ИКТ необходимы.
Распространение полученного инновационного опыта осуществляется за счет проведения открытых занятий, публикаций, выступлений на конференциях и методических семинарах, разработки методических рекомендаций по освоенным информационным технологиям, проведения мастер-классов [5-12].
В ходе работы над экспериментальными проектами мы выяснили, что первоначальным этапом вступления педагогов в инновационный процесс является их участие в семинарах, конференциях. Здесь осуществляется знакомство с электронными образовательными ресурсами, программным обеспечением и новыми техническими средствами, они узнают о методических возможностях их использования в учебном процессе. На подобных семинарах, как правило, у учителей зарождается интерес к использованию ИКТ на уроках, возникает желание изучить новые средства и попытаться включить в учебный процесс.
Сегодня новой и эффективной формой общения является взаимодействие педагогов в профессиональных сетевых сообществах (участие в форумах, дистанционных конференциях и обучающих семинарах). На новом этапе инновационной деятельности Центра планируется участие в создании сетевого профессионального сообщества педагогов дополнительного образования, учителей технологии и изобразительного искусства Кировской области.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Кроме того, инновации позволяют объединить в команду педагогов, которые успешно внедряют современные средства обучения, создают информационную среду образовательного учреждения.