Полный текст статьи
Печать

Введение и постановка проблемы: При построении  эффективной модели бизнес-процессов университета важным вопросом остается удовлетворение потребителей, так как абитуриенты принимают решение о выборе ВУЗа и факультета часто на основании отзывов студентов и выпускников, что скажется на будущем потоке поступающих. При этом у студенты при общении сравнивают собственные результаты с результатами студентов других ВУЗов, что может неоднозначно сказываться на дальнейшей лояльности и приверженности институту. Таким образом, исследовав мнения студентов  не возможно получить целостную реальную картину.

С целью выявления потребностей и проблем, которые очевидны клиентам, но не всегда известны организации сформирован опрос студентов –клиентов. Институт обучает студентов очно и заочно-дистанционно, но так как большая часть –это студенты заочной формы.

Исследование результатов опроса: На опрос ответили 99 студентов и выпускников заочной формы обучения. С целью получения более достоверных данных было обезличивание студентов, но при анализе результатов  необходимо сопоставить направления обучения и курсы для выявления более точного результата. Еще одной важной задачей является исключение студентов не мотивированных к обучению и нуждающихся в получении высшего образования и диплома, а не знаний в получаемой специальности.

Вопрос «Если у Вас когда-либо были задолженности по предметам, то в чем Вы видите причину?» помогает понять, что является целью обучения, понять мотивированность. Нас интересуют те студенты, которые хотят получить знания. При помощи построения комбинационной таблицы можно выявить студентов, которые не являются целевой аудиторией.

Таблица 1

Данная таблица позволяет не только убрать не целевых респондентов, но и понять на каком направлении и на каком курсе больше всего немотивированных студентов. В данном случае 1 – это выбранная галочка. Респонденты, ответившие на вопрос «Лень» и «Учусь ради «корочки»» с цифрой 1 и будут исключены.

Распределение немотивированных студентов по направлениям и курсам равномерное, что показывает связь мотивации  к обучению со внутренними предпосылками самих студентов и институт не может повлиять на повышенное внимание или высокий балл у данных студентов.

После выведения нецелевых студентов из таблицы данных приступаем к анализу полученных результатов. Первым блоком для анализа является учебная деятельность. В начале, рассмотрим вопрос достаточного получения знаний студентами. В данном случае, разделение будет по направлениям обучения.

Области образования:

  • · экономика/ маркетинг/ управление организацией/финансы
  • · право/налогообложение
  • · психология/социология/деловые коммуникации
  • · иностранный язык
  • · фундаментальная математика/ статистика
  • · схемотехника /сети/информационная безопасность
  • · информатика/программирование

Исследуя комбинационные таблицы выявили, что   информатика/программирование является самым мало изучаемым по мнению студентов Бизнес-информатики(БИ), информатики и вычислительной техники(ИВТ) и направления фундаментальная информатика и информационные технологии(ФИИТ). Каждый второй студент чувствует нехватку при изучении данной отрасли.

Таблица 2

Направление обучения:

7.7.Вы испытываете недостаток в изучении таких отраслей знаний как информатика/программирование

Всего

Пусто

Более чем достаточно

Достаточно

Не хватает

Сильно не хватает

БИ

1

0

5

4

1

11

ИВТ

1

5

12

11

1

30

ПИ

1

2

5

1

1

10

ФИИТ

3

1

6

11

2

23

Всего

6

8

28

27

5

74

Каждый третий студент тех же направлений ощущает недостаток в знаниях схемотехники/сетей/информационной безопасности.

Таблица 3

Направление обучения:

7.6.Вы испытываете недостаток в изучении таких отраслей знаний как схемотехника/сети/информационная безопасность

Всего

Пусто

Более чем достаточно

Достаточно

Не хватает

Сильно не хватает

БИ

1

1

5

3

1

11

ИВТ

1

6

12

10

1

30

ПИ

1

1

5

3

0

10

ФИИТ

3

2

10

8

0

23

Всего

6

10

32

24

2

74

Потребность в иностранном языке ярко ощущают студенты ФИИТ(каждый третий) и ИВТ(каждый пятый).

Таблица 4

Направление обучения:

7.4.Вы испытываете недостаток в изучении таких отраслей знаний как иностранный язык

Всего

Пусто

Более чем достаточно

Достаточно

Не хватает

Сильно не хватает

БИ

1

2

6

1

1

11

ИВТ

2

8

14

6

0

30

ПИ

1

3

5

1

0

10

ФИИТ

4

5

7

3

4

23

Всего

8

18

32

11

5

74

Каждый третий студент прикладной информатики в экономике (ПИ) и каждый четвертый студент ФИИТ ощущает потребность знаний фундаментальной математики/ статистики.

Таблица 5

Направление обучения:

7.5.Вы испытываете недостаток в изучении таких отраслей знаний как фундаментальная математика/ статистика

Всего

Пусто

Более чем достаточно

Достаточно

Не хватает

Сильно не хватает

БИ

0

3

7

1

0

11

ИВТ

2

9

14

4

1

30

ПИ

1

2

4

3

0

10

ФИИТ

4

4

9

5

1

23

Всего

7

18

34

13

2

74

Следующий вопрос оценки частоты встречи проблем в преподавании. Самой проблемной темой является «Выдача информации не в полном объеме». Каждый второй студент БИ и  ФИИТ и каждый третий ИВТ и ПИ обозначают как часто и иногда встречающуюся.

 

Таблица 6

Направление обучения:

6.5.Часто ли преподаваемая информация выдается не в полном объеме, приходится многое искать самому?

Всего

Пусто

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

БИ

1

1

5

4

0

11

ИВТ

3

11

9

6

1

30

ПИ

1

4

2

2

1

10

ФИИТ

1

3

11

2

6

23

Всего

6

19

27

14

8

74

Так же студенты выделяют проблему «Преподаватели неспособны излагать информацию или заинтересовать студентов в процесс обучения». Каждый второй БИ, каждый третий ФИИТ.

Таблица 7

Направление обучения:

6.3.Как часто преподаватели неспособны излагать информацию или заинтересовать студентов в процесс обучения?

Всего

Пусто

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

БИ

1

2

5

3

0

11

ИВТ

3

12

14

1

0

30

ПИ

1

5

4

0

0

10

ФИИТ

2

9

6

5

1

23

Всего

7

28

29

9

1

74

Следующая тема продвижение института. Она позволяет понять в каком году, какой канал продвижения привлек больше студентов.

Таблица 8

На каком курсе обучаетесь?

Продвижение_ИИТa

Всего

Пусто

День открытых дверей (ДОД)

Через рекламу в соц.сетях

Информация от преподавателей/в школе/ колледже

На форумах в интернете

На научных выставках/ конференциях

Через друзей или знакомых

Сайт института

 

Выпускник 2013-2015

3

1

0

0

1

0

1

0

2

1 курс

25

7

1

4

11

1

14

1

40

2 курс

11

1

1

0

3

0

5

1

8

3 курс

23

3

2

1

3

0

4

2

13

4 курс

12

0

1

1

1

0

5

3

11

Всего

74

12

5

6

19

1

29

7

74

Самый эффективный канал продвижения – это «сарафанное радио». Через него стабильно и ежегодно студенты узнают и поступают. Так же информация на дне открытых дверей в университете привлекает небольшой процент студентов. Продвижения 2016 года показывает, что хороший результат дало информирование абитуриентов в школах/колледжах и через преподавателей. А так же популярность набирает продвижение через форумы. Научные конференции и выставки дают ежегодно самый маленький результат.

Теперь сравним с данными, включающими тот контингент, который первоначально не мотивирован и не стремится получать знания.

Таблица 9

На каком курсе обучаетесь?

Продвижение_ИИТбез сортировки

Всего

Пусто

День открытых дверей (ДОД)

Через рекламу в соц.сетях

Информация от преподавателей/в школе/колледже

На форумах в интернете

На научных выставках/конференциях

Через друзей или знакомых

Сайт института

Выпускник 2013-2015

5

2

0

2

1

0

2

0

4

1 курс

29

7

1

4

14

1

18

5

43

2 курс

13

1

1

0

3

0

5

1

8

3 курс

29

3

3

2

3

0

6

2

17

4 курс

20

1

1

2

2

0

5

3

14

Всего

96

14

6

10

23

1

36

11

86

При сопоставлении таблиц 8 и 9 получаем результаты, что больше всего студентов нецелевой аудитории приходит через канал «сарафанное радио», что говорит о том, что поступающие студенты имеют иное представление о получаемом обучении, и при поступлении они не были направлены на факультеты и институты, соответствующие их запросам. Но так как данный канал не управляем специалистами института, то необходимо обратить внимание на приемную комиссию, на оптимизацию их действий, а так же влиять на мнения студентов во время обучения и вне учебной деятельности.

Проведя частотный анализ вопроса: «Какие проблемы при пользовании eu.iit.csu.ru чаще других возникают?»  получили результаты, что больше половины опрошенных не сталкивались с проблемами сайта. Но есть проблема не функционирования сайта, которая встречается в ответах всех курсов и всех направлений. Так же следует обратить внимание на ответ о том, что файлы не загружаются, не отправляются на сайт, при этом  частая причина - размер файла. Но данные ответы в целом рекомендуют обратить внимание на более углубленное изучение дистанционной образовательной площадки.  

Рисунок 1 

Заключение

Первым этапом в общем виде получили результаты опроса. Проведя коррекцию данных опроса студентов заочной формы обучения получили более достоверные результаты. После чего были проведены частотный анализ ответов связанных непосредственно с обучением, анализ информационно-технологической поддержкой обучения и продвижения при помощи комбинационных таблиц, Выявлены те зоны, которые требуют реорганизации или модернизации со стороны института, что позволит повысить лояльность студентов, заинтересованность в обучении и вместе с этим продвижения по «вербальным» каналам, что приведет к увеличению потока абитуриентов.