Полный текст статьи
Печать

 Индия – страна ярких контрастов, которая обладает уникальной тропической природой, длинными морскими побережьями и богатой историей, которая отражена в памятниках архитектуры. Именно поэтому в первую очередь необходимо отметить, что индустрия туризма, на данный момент развивающаяся быстрыми темпами, играет важную роль в экономике Индии. World Travel and Tourism Council подсчитала, что туризм составил 6,3% от ВВП страны на 2015 год и предоставляет около 37,315 млн рабочих мест, 8,7% от общей численности занятых. По прогнозам, к 2025 году, туристический сектор страны вырастит в среднем на 7,5% [1].

Анализируя въездной туризм Индии, можно заметить, что с каждым годом количество туристов все продолжает расти. Так в 2010 году страну посетило  5,78 млн человек, 2011 году – 6,31 млн. чел., 2012 году - 6,58 млн. чел., 2013 году – 6,97 млн. чел., 2014 году - 7,68 млн. чел., 2015 году – 8,03 млн. чел., 2016 году – 8,89 млн. чел [2].

Туризм в Индии занимает 5,6% от общего числа рабочих мест, в Китае дела обстоят лучше – 7% от общего числа рабочих мест. В Таиланде 11,2% рабочих мест, вовлеченных в туристическую деятельность.

Тем не менее есть большие области, которые являются неиспользованными с туристической точки зрения. Традиционно популярным местом является Северная Индия, которая привлекает около 49% туристов, в то время как только 4% едут на восток. С западом дела обстоят лучше – приток туристов составляет 29%. Юг, несмотря на свои пляжи, храмы и горы привлекает всего 18% иностранных и внутренних туристов [3]. Таким образом, существует большой потенциал для развития туризма, в частности на востоке и на юге страны.

Однако, в Индии существует много проблем, которые осложняют развитие данного сектора. Иностранные туристы часто не в состоянии найти достойные гостиницы для размещения и из-за этого часто очень недовольны поездкой. В начале нового тысячелетия номерной дефицит в Индии был оценен в 30000 номеров. В настоящее время потребность в номерах растет, принимая во внимание быстрое увеличение притока иностранных туристов после 2002 года. Сегодня необходимо уже более 90000 номеров (в сегменте пятизвёздочных гостиниц), которые требуют огромных инвестиций.

Еще одна проблема, которая возникла относительно недавно, заключается в том, что индийские туристы начали больше путешествовать за границу, чем внутри страны. В 2015 году около 20,38 млн индийских туристов поехали в другие страны, в то время как только 8,03 млн иностранных туристов посетили Индию. Каждый индийский турист, выезжающий в другу страну, вывозит из своей страны в среднем $3000 или 204000 рупий [4].

Основной причиной того, что индийские туристы предпочитают путешествовать в другие страны, а не внутри своей страны, является то, что внутренние авиа перевозки очень дорогие. Например, когда турист из Северной Индии может получить более дешевые билеты туда и обратно в Шри Ланку или Таиланд, чем на Гоа или Керала, то он, естественно, выберет отдых за границей. Таким образом, доходы Индии от туризма сходят на нет из-за большого числа индийских туристов, которые выезжают на отдых из страны.

Незапланированный и неконтролируемый рост туризма оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Возникновение и рост туризма в Индии в основном происходит в больших городах и не распространяется на сельскую местность. Необходимо отметить, что такая тенденция характерна для большинства стран мира. Это связано с тем, что большие города предоставляют необходимую инфраструктуру, широкий выбор услуг и большой диапазон цен для проживания, питания и развлечения.

Существует недостаточное понимание целостного подхода к развитию туризма, который учитывал бы взаимосвязь между окружающей средой и давлением, которые оказывают туристы. В результате почти все популярные туристические центры стонут под давлением ежегодных посетителей. Незапланированный и неконтролируемый рост туристических центров лишает их первоначального очарования и в конечном итоге они оказываются в катастрофичном состоянии.  Именно это сейчас происходит в таких известный туристических центрах как Шимла, Массуури, Дарджилинг, где иногда даже питьевая вода не доступна для удовлетворения потребностей туристов.

Все чаще территория вокруг туристического центра застроено различными коммерческими сооружениями. Такие спонтанные застройки существенно портят имидж туристического места. Тандж-Махал в Агре, храм Минакши в Мадурай, храм Лингараджа в Бхубанешвара и дворец Удайпур являются примерами случая, когда большая часть природной красоты и очарования теряется из-за сооружений вокруг них.

Хотя многие области наделены большим туристическим потенциалом, они тонко сбалансированы и крупномасштабное незапланированное увеличение туризма в таких областях часто ведет к появлению серьезных экологических проблем. Поэтому необходимо, чтобы туризм развивался в плановом порядке с заботой об окружающей среде и развитием необходимой инфраструктуры. Здесь необходимо учитывать пропускную способность данной среды. Другими словами, рост и развитие индустрии гостеприимства должны происходить экологически безопасно. Для того, чтобы это происходило экологически безопасно, необходимо сделать акцент на экотуризм.

С целью увеличения туризма и в то же время с заботой об окружающей среде органы государственной власти предлагают новые планы развития. Корпорация по развитию туризма в Индии (India Tourism Development Corporation) была создана в октябре 1966 года. Центральный отдел туризма расширяет финансовую помощь для улучшения инфраструктуры городов и развития туристических объектов, таких как рестораны, кафе, придорожные объекты, туристические бунгало. Он также оказывает финансовую помощь спортивным туристическим мероприятиям, организациям туристического транспорта и палаточного размещения.

Отдел Туристических Продаж и Обслуживания департамента туризма помогает стимулировать туристические продажи, как внутри страны, так и за ее пределами. Департамент туризма упростил правила с 1992 года в отношении выдачи разрешений туристическим агентствам, туроператорам и транспортным операторам так, чтобы их услуги были стандартизированы и соответствовали мировым стандартам.

Основной упор в ходе Восьмой пятилетки был сделан на:

  1. Развитие отдельный туристических мест, районов;
  2. Диверсификация туризма, от культурно ориентированного до туризма с целью отдыха;
  3. Развития треккинга, зимних видов спорта, отдыха в дикой природе и пляжного туризма;
  4. Изучение ресурсов новых рынков, имеющих схожие культурные особенности;
  5. Восстановление объектов национального наследия;
  6. Начало формирования национального имиджа и формирования маркетинговых планов на ключевых рынках;
  7. Создание недорогого проживания в различных туристических центрах;
  8. Повышение эффективности услуг в государственном секторе;
  9. Упрощения процедур в аэропортах.

 Индийские железные дороги начинают признавать свою роль в развитии туризма. Запуск Раждхани и Шатабди поездов является шагом в правильном направлении. «Дворец на колесах» уже работает в Раджастане. Другой специальный туристический поезд «Восточный экспресс» был введен в эксплуатацию в Гуджарате и еще один будет введен в эксплуатация в городе Тамилнад.

Еще пять таких роскошных туристических поездов, соединяющих основные туристические центры, с участием частного сектора в скором времени будут на рельсах. Железнодорожные линии проходят через 100 отелей, которые располагаются на различных железнодорожных станциях, для того чтобы увеличить количество мест проживания для туристов.

Подводя итоги, необходимо отметить, что, учитывая недавнее стремительное развитие, есть надежда, что Индия получит свою должную долю туризма и в то же время будут предприняты меры по сохранению экологической и социальной среды страны и памятников архитектуры в целом.