Влияние географии туризма на экономику Астраханской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сорокин В. М. Влияние географии туризма на экономику Астраханской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 4081–4085. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86855.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам астраханского туризма, его влиянию на экономику Астраханской области и города Астрахани.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сорокин Владислав Михайлович,Студент «Астраханского Государственного Университета»,кафедры экологии, природопользования, землеустройства и безопасности жизнедеятельностиг.Астраханьsmaksy@mail.ru

Влияние географии туризма наэкономику Астраханской Области

Аннотация.Данная статья посвящена вопросам астраханского туризма,его влияниюна экономику Астраханской области и города Астрахань.Ключевые слова:географическое распределение,туризм,экономика, влияние, проблемы.

Туристическая отрасль является на сегодняшний день одной из самых перспективных отраслей с точки зрения вложения капитала и развития территории. Она позволяет на базе исторического наследия создавать привлекательные инвестиционные проекты, реализация которых даёт положительный экономический эффект: развитие различных сфер экономической деятельности и увеличение их доходности, увеличение налоговых поступлений, привлечение внутренних и иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест, укрепление и созданиеинфраструктуры, наконец, увеличениепривлекательности самой территории.

На сегодняшний день тема развития Астрахани в области туризма является одной из самых актуальных, так как городотстаёт от городовмиллионеров по уровню развития потребительских рынков важных для туристской отрасли обслуживающих отраслей. Однако геополитическое и геоэкономическое положение города позволяет говорить о перспективности данного направления экономического развития, ориентированного как на российских, так и на зарубежных туристов.

Город Астрахань известен с 13 века, множеством драматических периодов наполнена его история, немало ассоциаций возникает в связи с этим географическим названием.Город интересен для путешественников и сам по себе, и в связи с важными пластами хозяйственной и культурной жизни страны.450летний юбилей города Астрахани послужил мощнейшим стимулом для развития туристической инфраструктуры, однако произошедшие позитивные изменения преимущественно коснулись города Астрахани.Уровень развития туризмаза пределами городской черты попрежнему находится на низком уровне.Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны рассматриваться в разрезе развития отдельных муниципальных образований Астраханской области, в том числе и города Астрахани.[1]

Реализация проектов в данной сфере планируется с привлечением долевого федерального финансирования в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112016 годы)".

Однако всфере управления развитием туризма в Астраханской области в настоящий момент существует ряд серьезных проблем.Туристическим компаниям в процессе своей деятельности приходится взаимодействовать с различными ведомствами и организациями, не имеющими единых подходов и требований, что создает дополнительные административные препятствияи является предпосылкой для существования теневого сектора.

Отсутствует единая политика в сфере развития туризма в муниципальных образованиях Астраханской области, что приводит к несогласованности действий исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.

Отсутствие объективной статистической информации препятствует выработке эффективной государственной политики в сфере туризма и принятию адекватных управленческих решений.

Сравнительный анализ туристских продуктов регионов Южного федерального округа, проведенный Центром стратегических разработок "СевероЗапад" показал, что туризм в Астраханской области имеет узкую рыболовноохотничью направленность.Туристическийсезон в Астраханской области начинается в апреле, заканчиваясь в ноябре. В данный промежуток времени в среднем принимается около75 % от основного потока туристов, прибывших в Астраханскую область. Основные месяцы приёма туристов: май, июль, сентябрь, октябрь.Это связано с проведением различных мероприятий, таких как празднование Дня рыбака и Дня города и определенными нюансами организации рыболовных и охотничьих туров. Сезон охоты на пернатую дичь –походит со второй субботы сентября по 30 ноября. Сезон рыбной ловли длится с апреля по ноябрь. Таким образом, можно говорить о неоднозначности влияния туризма на экономику края.С одной стороны, это влияниедостаточно весомо. Это объясняется тем, чтоотрасльтуризма объединяет внутри себя целый ряд отраслей экономики: транспорт, связь, гостиничное хозяйство, банки, сферу развлечений и т. д. Так же, туризм ускоряет развитие таких отраслей, какпроизводство товаров повышенного туристского спроса, городское хозяйство и др. Туризм –один из основных источников создания дополнительных рабочих мест.[2]

С другой стороны, астраханский туризм носит сезонный, рыболовноохотничий характер, что не может отрицательно сказаться на экономике. Интенсивное рыболовство, как промышленное, так и любительское, приводит к истощению рыбных запасов области, а массовый заезд туристов ведет к загрязнению побережий и водоемов. Соответственно,риски, связанные с истощением ресурсов, вынуждают изменить политику в сторону диверсификации туристского продукта.Так, например, культурно познавательный туризм несет в себе огромный потенциал и не представляет угрозы для компонентов природной среды.Во всем комплексе рекреационных ресурсов Астраханской области особое место занимают культурноисторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития . Это и курорт Тинаки, где используются минеральная вода и грязи, и уникальный Богдинский заповедник. Но в данное время используется лишь небольшая доля из имеющихся культурноисторических ресурсов, основная их часть не задействована в рекреационном использовании.Это является следствием того, что территория области характеризуется недостаточной культурноисторической туристскорекреационной изученностью, что является одним из главных факторов, сдерживающих развитие культурно познавательного направления туристической индустрии. Тем не менее, наличие на территории Астраханской области уникальных природных и исторических объектов(природный заказник «Кордон», городища СарайБату и АкСарай, заказник «Пески Берли». Мавзолей Курмангазы, астраханский природный биосферный заповедник и др.)создает предпосылки для развития таких видов туризма, как экологический, лечебнооздоровительный, паломнический и культурнопознавательный. При соответствующих вложениях в развитие инфраструктуры и информационной поддержке можно с уверенностью говорить об увеличении доли данных видов туризма в структуре туристических услуг Астраханской области.

Впоследнее времяв России произошло глобальное переосмысление роли туризма в формировании экономики регионов страны. Туризм стал восприниматься как отрасль, способная стать основой развития регионов. В настоящее время распоряжением Правительства Pоссийской Федерации от 19.07.2010 №1230р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112016 годы). Развитие туристического кластера является основополагающим направлением реализации Стратегии социальноэкономического развития Астраханской области до 2020 года.В нашем регионе туризм рассматривается не иначе как катализаторместной экономики. Он позволяет задействовать весь комплекс рекреационных ресурсов, самым эффективным образом использовать производственный и культурносоциальный потенциал территории, сохраняя ее экологическое и культурное разнообразие.

В 2015 году состоялся Совет по туризму при Губернаторе Астраханской области Александре Жилкине. Главным итогом стало подписание соглашения между министерством культуры и туризма Астраханской области, министерством экономического развития Астраханской области, а также автономным учреждением Астраханской области «Астраханский областной инновационный центр» о сотрудничестве по формированию и развитию туристического кластера. Две отрасли, экономическая и культурнотуристическая, объединились для решения важных задач.

Кблагоприятным факторам развития туризма в регионе,необходимо отнести удобное его расположение по отношению к транспортным сетям, представленными всеми доступнымивидами.В настоящее время, Астраханская область имеет серьёзный потенциал для развития на своей территории различных видов туризма, на пример таких как въездной и внутренний.

Отдельного внимания заслуживает въездной туризм, делящийся на две неравномерные составляющие.Одна из них представлена массовым самостоятельным туризмом, приносящимнезначительный доход.По разным оценкам,ВолгоАхтубинскую поймуежегодно посещают 200500 тыс. «самодеятельных» туристов, которые пользуются природными ресурсами края.Но от данной категории отдыхающих средства в региональный бюджет не поступают, что свидетельствует о низком уровне развития этого направления в регионе, так как данный вид туризма может приносить значительно больший доход.

Организация рыболовноохотничьих туров в пойму и дельту Волги, даёт второй по величине объём туристов. В настоящее время на территории области имеется около 300туристических баз,значительная часть которых находится в дельте Волги.По некоторым данным, вследствие изменения сезонного характера туристического бизнеса средняя заполняемость баз составляет порядка 58%, а в туристическийсезон около 90%.Основными потребителямиуслуг являютсяжители Московской и Ленинградской области, а так же Саратова и Волгограда. Иностранные граждане, преимущественно пребывают из стран Прибалтики, Западной Европы и США.

В настоящее время на территории Астраханской области действует более 78 гостиниц, заполняемость которых составляет около 5259%. Однако даже в таком состоянии въездной туризм может приноситьсущественный доход.По данным фирм, принявших туристов на туристических базах в по их отчетным данным, было оказано платных туристических услуг на сумму 130,5 млн. рублей и уплачено налогов свыше 5,5 миллионов рублей.[3]Необходимо отметить, что реализация отраслевой целевой программы "Развитие туризма в Астраханской области на 20082010 годы" позволила увеличить к 2010 году по сравнению с 2007 годом:

число обслуженных туристов на 35% (2007 год

144,6 тыс., 2010 год–195,6 тыс.);

объём оказанных туристических услуг на 98% (2007 год 747,0 млн руб., 2010 год–1 481 млн руб.);

число занятых в туристической отрасли на 59% (2007 год 3610, 2010 год–5754).

Для развития внутреннего туризма и его влияния на экономику области так же важна платежеспособность населения.Однако, по результатам опросов и сводок, средние доходы астраханцев настолько малы, что большинство из них предпочитает отдыхать в городе, не выезжая за его пределы.Так же это связано с узконаправленное развитие отрасли, основанное исключительно на рыболовном и охотничьем туризме.Ниже представлен график опросов среди населения.

Данные о местах реального и желаемого проведения отпуска астраханцев

на 2010 год(в % от числа ответивших).

Места проведения отпускаПроводят отпускХотели бы проводитьГород48.122.9Дача25.916.6Окрестности города25.940.2Иначе5.120.3

Из данных приведенных выше можно сделать вывод, о неудовлетворенности текущей ситуацией среди населения, чему способствует ряд следующих проблем, активно сдерживающих развитие как внутреннего так и въездного туризма:

1.Узкое направление развития туризма.

В настоящее время туризм в Астраханской области имеет узкую рыболовную и охотничью специализацию. Сравнительный анализ продуктов регионов Южного Федерального округа показал, что туризм в Астраханской области имеет узкую рыболовноохотничью направленность, сформировавшейсяв качестве бренда и занимает 2530% российского рынка.Это является серьёзной нагрузкой на природу дельты.И хотя попытки расширить данную отрасль предпринимаются, говорить о существенном прорыве рано.

2.Отсутствие стабильной и продвинутой системы рекламного и информационного продвижения.Стоит отметить, что важным факторомразвития туризма, а так жеего видов, являются мероприятия характеризующие Астраханскую область, как регион благоприятныйдля инвестиционных вложенийитуризма, которые к сожалению проводятсяслабо или не проводятся вообще. 3.Отсутствие реализаций новых идей, способствующих выходу туризма Астраханской области на новый уровень.Зафиксированы попытки создания кемпингового туризма, подсчета «самостоятельных» туристов, исследовании допустимой нагрузки на природу. Всё вышеперечисленное относится исключительно к рыбалке.При этом исторический, экологический, паломнический виды туризма «буксуют» на стадии инициативы.4.Отсутствие решения «наболевших» экологическихпроблем области. Хорошим примером служит Астраханский Городской пляж. Об его благоустройстведо сих пор идут дискуссии . Так, еще в 2008г. состоялась презентация проекта туристскорекреационной зоны «ИтильСити», расположенной в излучине рек Волга и Кривая Болда и включающую территорию пляжа. Но несмотря на заинтересованность инвесторов, в том числе зарубежных,воз проблем и мусора и ныне там. Так же стоит отметить, что для многих горожан и гостей города –это место доступного отдыха. Может не стоит вглядываться в горизонт, а хотя бы решить актуальные проблемы прежде всего в городе, чтобы сделать егоболее привлекательным для туристов?5.Слаборазвитая инфраструктура. Основная причина недостаточного развития культурного, оздоровительного туризма, экотуризма в сравнении, например, с рыболовноохотничьим направлением. В связи с этим, стоит острая потребность вразработке инвестиционных проектов, направленных на создание достойной инфраструктуры в Астраханской области. [4]

Ссылки на источники1.Э.А. Зелетдинова. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы.Астраханский Государственный Технический Университет.2005 г.2.М.В.Варламова, Молчанова О.В. Анализ состояния и перспективы развития туризмав Астраханской области.Вестник Астраханского государственного технического университета.2004 г.3.Официальный туристический портал Астраханской области. http://www.asttour.ru4.История туризма Астраханской области. http://www.hintfox.com/article/storijatyrizmavastrahanskojoblasti.html5.А.А.Жилкин, С. А. Бурмистрова, Г. М. Сафарниязова, А. Д. Дулатова, Т. В. Костяева. Доклад «Социальноэкономическое развитие Астраханской области в 2014 году» подготовлен государственным учреждением Астраханской области «Центр стратегического анализа и управления проектами».2014 г.