В настоящее время развитие добровольчества является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества. А волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности. Общеобразовательная школа пгт Вахруши Слободского района работает на протяжении около 10 лет в направлении развития школьного добровольчества. Созданное на базе школы детское и молодёжное общественное объединение «Новая волна» имеет успешную практику работы в формировании системного подхода к данной теме. Проект «Добростарт» нацелен на создание условий системного добровольчества в общеобразовательных учреждениях во время летнего школьного лагеря с нацеленностью продолжения деятельности во время нового учебного года.
Программа реализации проекта с 05.05. по 10.07.2017
«Добростарт»
Целевым назначением проекта является:
«Создание условий для системного развития школьного добровольчества в общеобразовательных учреждениях»
1.Резюме проекта
Цель проекта-- создание условий для системного развития школьного добровольчества в общеобразовательных учреждениях .
Задачи проекта:
1. обеспечить методическую поддержку организаторам школьного добровольчества в образовательных учреждениях,
2.создать единую информационную площадку школьного добровольчества для обмена опытом работы образовательных учреждений,
3. сформировать базу успешных добровольческих школьных практик.
Целевая аудитория- школьники 5-10 классов образовательных учреждений.
Сведения об устойчивости проекта и его продолжении после окончания грантового финансирования:
- создание в школах системного подхода к развитию школьного добровольчества позволит образовательным учреждениям самостоятельно продолжить работу в данном направлении,
- единая информационная площадка в качестве сайта по развитию школьного добровольчества продолжит свою работу и после реализации проекта с целью обмена опыта и методической помощи образовательным учреждениям,
- после реализации проекта школьники реализуют собственные детские социальные проекты в течение учебного года в одном из направлений добровольчества, результаты которых продемонстрируют на конкурсе реализованных проектов,
- школа-организатор проекта, укрепив в рамках проекта материально-техническую базу, готова стать площадкой для координации школьного добровольчества в регионе.
2. Участники проекта
2.1. Сведения об организаторе-инициаторе проекта.
Сегодня в школе обучается 903 ученика: 440 учеников 1-4 классов, 406 учеников - 5-9 классов, 57 учеников 10-11 классов. Школа является самой большой по численности школой в Слободском районе. В школе работает 69 учителей: 22 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 21 педагог — 1 квалификационную категорию. В школе имеется 10 классов с углубленным изучением английского языка, математики, русского языка. В 11Б классе ведется обучение истории и обществознания на профильном уровне .
Школа на протяжении 2 лет являлась инновационной площадкой при институте развития образования Кировской области (ИРО Кировской области) по теме « Создание творческой образовательной среды для выявления и развития детской одарённости». Итоговое мероприятие данной площадки было высоко оценено директорами , зам. директоров по УВР и ВР, старшими вожатыми, классными руководителями школ отдела Северного образовательного округа Министерства образования Кировской области. С января 2017 школа вновь стала инновационной площадкой при ИРО Кировской области по теме «Создание творческой образовательной среды для выявления и развития социальной одарённости детей».
В школе активно работает детское и молодежное общественное объединение (ДиМОО) (ДиМОО «Новая волна»), деятельность которого направлена на развитие школьного добровольчества. Участниками этого объединения являются активные ученики 5-11 классов. Объединение имеет опыт работы, который был обобщён на региональном уровне. В школе создана система ученического самоуправления « Государство ШИК».
На базе школы работают литературно-поэтический клуб «Радуга», вокальная студия «Семь нот», спортивно - хореографический клуб «Ассоль». Участники данных объединений являются победителями и призерами муниципальных, областных и всероссийских конкурсов и соревнований. В школе имеется музей, библиотека с выходом в интернет. Все ученики школы обеспечены учебниками и методическими пособиями. Каждый учебный кабинет оборудован компьютером с выходом в интернет. Доступ в интернет осуществляется через оптоволоконный канал с пропускной способностью 20Мбит/с. В школе работает 2 оборудованных компьютерных классах с моноблоками. Школа имеет собственный пищеблок с современными приборами приготовления пищи: пароконвектоматом, современной линией раздачи, жарочным шкафом, холодильным оборудованием, мясным цехом, холодным цехом, горячим цехом, посудомоечной машиной, системой вентиляции. Пища готовится на пару, по технологии согласно санитарным нормам и правилам. Штат столовой укомплектован квалифицированными поварами. Подвоз учащихся, которые проживают в близрасположенных деревнях, осуществляется школьным автобусом.
2.2. Сведения об организациях, привлекаемых к реализации проекта.
К реализации проекта будут привлечены следующие организации:
отдел Северного образовательного округа Министерства образования Кировской области в лице начальника этого отдела Карасевой Натальей Валентиновной, которая будет являться координатором данного проекта
КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» в лице к.п.н., доцента, доцента кафедры управления в образовании Рендаковой Елены Михайловны (консультант проекта)
Отдел культуры, спорта и молодежных программ администрации Слободского района Кировской области в лице специалиста этого отдела Салтыковой Вероники Юрьевны (консультант проекта)
МКОУ ДО центра внешкольной работы Слободского района Кировской области в лице директора Ефремовой Ольгой Владимировной (ответственный за методическую помощь школам - участникам проекта )
МКОУ СОШ пгт.Вахруши Слободского района Кировской области (организатор проекта) в лице директора школы Олина Игоря Витальевича (руководитель проекта)
2.3. Подтверждение опыта успешного выполнения проектов, направленных на повышение качества образования, его доступности независимо от места проживания обучающихся, повышение конкурентоспособности российского образования
МКОУ СОШ пгт Вахруши принимала активное участие в создании и реализации районных социальных проектов совместно с отделом культуры, спорта и молодёжных программ Слободского района, направленных на развитие школьного добровольчества:
-2013/14 учебный год- районный проект «Стимул». Проект направлен на знакомство школьников образовательных учреждений района с формами добровольческой работы.
-2014/15 учебный год- районный проект «Формула добра». Проект направлен на знакомство школьников с направлениями добровольческой деятельности.
Опыт проекта «Формула добра» был обобщён и презентован на региональном форуме «Технологии добра на Вятке» 15.10.2016 года.
В конкурсе «Доброволец России» (региональный этап) ученица 11 класса пгт Вахруши стала победителем номинации «Социальное волонтёрство». Она представляла проект «Рождественские надежды», реализованный в районном проекте «Формула добра».
При реализации проекта «Формула добра» МКОУ СОШ пгт Вахруши взаимодействовали с комиссией по делам несовершеннолетних Слободского района, специалистом по профилактике дорожных правонарушений ГИБДД г. Слободского, детской и юношеской спортивной школой Слободского района, клубными формированиями районного центра культуры и досуга района, администрацией Слободского района и пгт Вахруши.
В 2015, 2016 г.г. школа пгт Вахруши является инновационной площадкой «Создание творческой образовательной среды для выявления и развития детской одарённости»,
В 2016. 2017 г.г.- « Создание творческой образовательной среды для выявления и развития социальной одарённости детей».
Обобщение опыта и презентация деятельности школы в направлении гражданской активности школьников была представлены:
- в областном проблемном вебинаре по организации детских общественных объединений (26.01.2016г.),
- окружной семинар «Система работы МКОУ СОШ пгт. Вахруши по развитию интеллектуальных, творческих и лидерских способностей школьников в урочной и внеурочной деятельности» (25.01.2017),
- на долгосрочных курсах «Профессиональная компетентность учителя истории, общетсвознания в условиях реализации ФГОС» (ИРО Кировской области, 29.10.2016),
- координационный совет Северноего образовательного округа «Создание творческой образовательно- воспитательной среды для выявления и развития детской одарённости» (15.04.2016)
В средствах массовой информации отражена деятельность школы по направлению проекта:
телеканал «СКАТ»- открытие старта районного проекта «Формула добра», реализация детских проектов в летнее время в рамках проекта «Формула добра».
3.Описание и обоснование проекта.
3.1. Актуальность решаемых задач в процессе реализации проекта.
Школа была и остаётся одним из важнейших факторов социализации личности. Постоянно изменяющимся обществом востребованы не те выпускники школ, которые лишь много знают, но те, кто может успешно занять социальную нишу, адекватную уровню своей образованности. Следовательно, основной из задач образования становится развитие социальных умений и навыков детей, их социальная адаптация.
Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократический отношений.
В значительной степени способствует приобретению школьниками значимого социального опыта, формированию ценностного отношения к социальной практике добровольческое движение, которое является новой формой вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения.
Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формами и технологиями воспитания.
По определённым причинам образовательные учреждения не имеют методической поддержки для развития добровольчества в своих учреждениях, база успешных практик развита на недостаточном уровне, отсутствует единая информационная площадка для обмена опытом добровольческого движения школ. Все эти моменты неблагоприятно влияют на формирование социально-активной личности школьника и воспитание его гражданской активности.
В связи с этим определены задачи проекта:
1. обеспечить методическую поддержку организаторам школьного добровольчества в образовательных учреждениях,
2.создать единую информационную площадку школьного добровольчества для обмена опытом работы ,
3. сформировать базу успешных добровольческих школьных практик.
3.2. Достижению каких целей будет способствовать реализация проекта и в чём заключается значимость этих целей.
К сожалению, для деятельности школьного добровольчества в общеобразовательных учреждениях не созданы условия для его развития.
Целью проекта является создание условий для системного развития развития школьного добровольчества в общеобразовательных учреждениях
Значимость цели реализации проекта отражена в Указе Президента РФ от 29.10.2015 года №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
В «Методических рекомендациях по направлению деятельности «Гражданская активность» (Москва, 2016 год) в Российском движении школьников сказано:
«Всё более важное место в системе современного воспитания детей и молодёжи занимает добровольческая (волонтёрская) деятельность- цель, задачи, формы и методы которой ориентированы на формирование позитивных духовно-нравственных ценностей…
В настоящее время развитие добровольчества является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества. А волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности. Детско-юношеское волонтёрство, как эффективная социальная практика, способствует преодолению таких серьёзных рисков в подростковой среде, как:
- рост потребительских тенденций,
-распространение социальной пассивности,
- падение трудовой этики, деградация смысла труда («работать, чтобы лучше потреблять»),
- «уход» детей и подростков в виртуальную реальность при отсутствии контроля родителей,
- распространение психоактивных веществ (наркомании, алкоголизма и табакокурения) и асоциального поведения среди детей и подростков.
На сегодняшний день, если в вузах страны в целом создана инфраструктура развития волонтёрства, то в образовательных организациях предстоит ещё большая работа. Среди школьников добровольческие практики по ряду причин используются крайне ограниченно. Ни для кого не является секретом то, что до сих пор у нас превалирует знаниевый подход в ущерб воспитанию, а среди воспитательных практик преобладают досугово- развлекательные формы работы.
Сегодня эффективность образования в значительной степени оценивается не только способностью решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной эпохе, но и овладением опыта решения реальных практических дел. Для детей открываются возможности выйти в открытый социум, развить навыки общения, приобрести опыт ответственного лидерства….
Более того, все волонтёрские организации объединяет важная черта, отличающая их от подобных организаций, действующих на базе ссузов, вузов и их филиалов, НКО и т. п.- они изначально интегрированы в учебно-воспитательный процесс.»
Значимость темы развития добровольческого движения отражена в Указе Президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль, 31 декабря 2015 года №683), Стратегии развития воспитания на периоды до 20125 года (распоряжение Правительства от 29 мая 2015 года №996-р), Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р). В документах подчёркивается важность включения детей в социально-значимую деятельность и волонтёрские практики.
3.3. Обоснование значения проекта для повышения качества образования, повышение доступности независимо от места проживания обучающихся, других целей конкурсного отбора.
Добровольческая деятельность может осуществляться разово (отдельные социально- полезные дела) или регулярно на системной основе.
Для получения эффективного и более значимого результата в учебно-воспитательном процессе необходимо формировать системный подход к вовлечению подростков в добровольческую деятельность. Системное развитие добровольчества детей и молодёжи является одной из форм организации общественно полезного досуга, подтверждена международными исследованиями, согласно которым вовлечение подростков и молодёжи в добровольческую деятельность на 50% снижает риск их приобщения к формам асоциального поведения.
Проект «Добростарт» предусматривает создание условий для формирования системного развития школьного добровольчества в общеобразовательных учреждениях Северно-образовательного округа Кировской области, которая включает 3 района: Слободской, Нагорский и Белохолуницкий. Не смотря на отдалённость районов друг от друга, проект будет работать в системе интернет-сообщества через созданный сайт, направленный на развитие школьного добровольчества, что обеспечивает доступность образовательных организаций принимать участие в проекте, независимо от места проживания обучающихся.
Новизной проекта является объединение трёх районов округа в одну общую деятельность по развитию системного школьного добровольчества в течение летнего лагерного периода. За короткий период времени образовательные учреждения будут вовлечены в активную социально-полезную деятельность, в которой получат знания и умения добровольческой работы, а также будут иметь возможность применить полученные навыки в течение нового учебного года.
В рамках проекта будет обобщён опыт деятельности добровольческого объединения «Новая волна» школы пгт Вахруши Слободского района. На протяжении 9 лет школьное объединение практикует разнообразные формы и методы деятельности, направленной на формирование социальной активности школьников. В школе сформирована система ученического самоуправления «Государство ШИК» (Школьная Инициативная Команда). С целью создания информационного пространства создана страничка ВК «Государство ШИК» https://vk.com/club43365639 , в которой 900 участников. Фундаментом ученического самоуправления является деятельность добровольческого объединения «Новая волна» (координаты «ВКонтакте»-623 участника https://vk.com/club_new_wave) . В объединении активно работают 80 школьников- …% от всех школьников 5-11 классов. Основным результатом деятельности школьного объединения можно считать создание модели работы добровольческого движения в школе.
Основанием для этого можно считать достижения детского и молодёжного общественного объединения «Новая волна» и деятельности ученического самоуправления школы :
2013 год- победа в молодёжном региональном конкурсе «Лидер 21 века»,
2013год- финалист школьного регионального конкурса «Лидер года»,
2014 год- победа в молодёжном региональном конкурсе «Лидер 21 века» в номинации «Активная жизненная позиция»,
2015 год- победа в молодёжном региональном конкурсе молодёжном региональном конкурсе «Лидер 21 века» в номинации,
на протяжении 9 лет активисты объединения являются победителями и призёрами районных конкурсов «Лидер» для школьников и для молодёжи,
2012год- 2 место в региональном фестивале-конкурсе «Территория добровольчества» (1 место в номинации «Социальный проект», 2 место в номинации «Визитка»),
2016 год- победа в конкурсе «Доброволец России» регионального этапа в номинации «Социальное волонтёрство»,
2016 год- победа в региональном конкурсе социальных спектаклей.
Опыт деятельности по формированию социальной активности школьников был представлен на….(инновационные площадки, вебинары)
Совместно с отделом культуры, спорта и молодёжных программ Слободского района были созданы и реализованы районные проекты «Стимул» (проект представлен https://vk.com/club43422943 в группе «Отдел культуры, спорта и молодёжных программ»-1686 участников) и «Формула добра» (группа ВК «Школьное добровольчество Слободского района»-473 участника https://vk.com/club63430785 ), направленные на формирование социальной активности и добровольческого движения среди подростков среде в общеобразовательных учреждениях. Опыт проекта «Формула добра» был представлен на региональном фестивале «Территория добра» в 2016 году.
Одним из основных достижений школы пгт Вахруши является показатель снижения правонарушений в образовательном учреждении (данные по годам и количество детей, состоящих на учёте):
2011 год- 24 подростка,
2012 год- 22 подростка,
2013 год- 15 подростков,
2014год- 15 подростков,
2015год- 10 подростковой,
2016год- 5 подростков.
Успешности школы пгт Вахруши в направлении социальной активности школьников способствует системный подход развития школьного добровольчества. Проект «ДоброСтарт» познакомит участников с моделью развития школьного добровольчества детского и молодёжного общественного объединения «Новая волна» пгт Вахруши и позволит на её примере создать свою уникальную модель, которая будет функционировать в образовательном учреждении не один год.
Из опыта работы можно определить основные базовые направления создания и развития добровольческого движения в школе:
- создание команды школьников-единомышленников,
- организация деятельности добровольческой команды,
- создание системы мотивации деятельности школьников.
Создание команды.
- Как создать команду школьников, которые будут двигаться в одном направлении? Как развивать их организаторские и лидерские качества? Почему случаются конфликты и как их разрешать? Как создать «командный дух»? И много других вопросов возникает при создании добровольческого отряда или объединения в школе.
Проект «ДоброСтарт» предлагает методические разработки школьных лагерей активов, проекты по созданию команд школьников, материал по теме командообразования и лидерства.
Организация деятельности добровольческой команды.
- В какую деятельность вовлечь готовую команду? Как задействовать каждого ученика в команде? Как организовать деятельность школьников, чтобы она приносила удовлетворение, а не разочарование? Как научить добровольцев проявлять инициативу?
Проект «ДоброСтарт» познакомит участников с технологией социального проектирования, возможностью применения данной технологии в своей деятельности, с различными технологиями работы.
Создание системы мотивации школьников.
- Почему созданное объединение в школе разваливается, когда уходят старшеклассники- активисты? Как сформировать интерес к добровольческой работе? Как мотивировать школьников к работе с 5 по 11 класс?
Проект «ДоброСтарт» познакомит с мотивационной системой ДиМОО «Новая волана» «Чемпион успеха» и поможет участникам разработать свою.
В проекте предусмотрена конкурсная составляющая на формирование этих базовых направлений школьного добровольчества.
3.4. Обоснование устойчивости проекта после окончания его финансирования.
На основе базовых направлений создания и развития добровольческого движения в школе (создание команды школьников-единомышленников, организация деятельности добровольческой команды, создание системы мотивации деятельности школьников) образовательные учреждения имеют возможность в рамках проекта создать собственную модель системного развития школьного добровольчества и позволит образовательным учреждениям самостоятельно продолжить работу в данном направлении.
В рамках проекта предусмотрена единая информационная площадка в качестве создания сайта по развитию школьного добровольчества, на которой будет происходить обмен опытом добровольцев. После реализации проекта сайт продолжит свою работу с целью обмена опыта и методической помощи образовательным учреждениям.
Полученные умения и навыки школьные объединения смогут применить при реализации собственных социальных проектов в одном из направлений добровольческой деятельности в течение нового учебного года.
Школа-организатор проекта, укрепив в рамках проекта материально-техническую базу, готова стать площадкой для координации школьного добровольчества в регионе на новый учебный год.
3.5. Перечень работ, выполняемых в рамках реализации проекта с указанием работ выполняемых соисполнителями в проекте.
Содержание и механизм реализации проекта содержит 3 модуля:
1 модуль- обучающий « Делай как мы!»,
2 модуль- практический « Делай с нами!»,
3 модуль- применение полученных знаний, умений навыков на практике «Делай лучше нас!»
1 модуль- «Делай как мы!»
Модуль предусматривает обучающий семинар для организаторов и начальников лагерей, принимающих участие в проекте «ДоброСтарт». В рамках семинара участники познакомятся с методикой создания комплексной игры при написании программ летнего отдыха, технологиями добровольческой деятельности, опытом успешных добровольческих организаций.
Для школьников на слёте старта проекта пройдут обучающие мастер- классы по созданию и проведению ключевых дел летних смен:
- социальная акция,
- социальный видеоролик,
- социальный спектакль,
- социальный проект.
Участники проекта познакомятся с темой «Командообразование», «Игротехника», «Информационные технологии» и др. Каждой добровольческой команде будет выдан методический сборник, который будет «настольной книгой» для работы в проекте «ДоброСтарт».
Для работы в обучающем этапе приглашаются специалисты из молодёжных организаций г. Кирова.
2 модуль- «Делай с нами!»
Образовательные учреждения самостоятельно составляют программу летнего отдыха школьников на одну смену в зависимости от сроков проекта. Программа нацелена на учащихся 5-10 классов , стремящихся к активной социальной деятельности( социально-одарённых детей можно включать с 4 класса). В программе обязательно предусмотреть работу добровольческих отрядов по направлениям ( в зависимости от условий, кадров образовательного учреждения, опыта и желания педагогов и детей):
- экологическое добровольчество,
- профилактическое добровольчество,
- гражданско-правовое добровольчество,
- волонтёры Победы.
На протяжении всей лагерной смены отряд работает в своём направлении и принимает участие в ключевых делах проекта, которые также содержатся в программе летнего отдыха школы-участницы:
- создание и проведение социальной акции,
- создание и показ социального видеоролика,
- создание и показ социального спектакля.
Добровольческие отряды проводят ключевые дела в указанные сроки и выкладывают отчёт на сайте проекта, указывая название учреждения, команды, фото-отчёт (не менее 5 фотографий, на одной из которых должна быть команда, работающая в течение месяца), описание работы по направлению месяца, разработки (созданные в ходе работы видеоролики, сценарии, буклеты, листовки и др.), лист оценки деятельности участников команды. Выложившие команды отчёт, имеют право голоса выбрать лучшую команду месяца.
Каждое направление работы ведётся специалистом данного направления. Задача специалиста координировать деятельность своего направления на сайте (контролировать сроки отчётов команд, голосование команд, организация дискуссии по мере необходимости, консультации по деятельности направления, подведение итогов месяца). Специалист имеет право оценки ключевого дела команд, отдав голос за лучшую команду по его мнению. Выложившие команды отчёт, имеют право голоса выбрать лучшую команду в номинации.
По итогам проекта выявляются добровольческие команды-победители по номинациям:
- «Правильный выбор» (социальная акция)
- «Сценарий для своей судьбы выбираем только мы!» (социальные видеоролики),
- «Урок жизни» (социальный спектакль).
Кроме «ключевых дел» команды выкладывают информацию о своей досуговой деятельности в своей группе в социальных сетях (формат отчёта команд, как и в «ключевых делах»): отрядные мероприятия и дела, мастер- классы, «огоньки» и др., имеющие практическую направленность для других команд (прилагается сценарий, видео, инструкция к применению). К оцениваю допускается только 1 мероприятие за день. По итогам проекта выявляются лучшие добровольческие команды в номинации «Лагерный досуг» (1, 2, 3 места). Номинацию координирует и оценивает специалист по определённой системе оценивания.
Для развития информационного пространства пропаганды школьного добровольчества организуется конкурс «Лучшая Доброгруппа в соцсетях».
Отдельная номинация проекта- «Добро существует там, где его постоянно творят!» ( социальные проекты). Принимая участие в разных видах социальной деятельности, добровольческие команды создают по итогам лагерной смены социальный проект- продукт, который определяет их дальнейшую деятельность на новый учебный год. Проекты направлены на выбор направления деятельности добровольческой команды (профилактическое, экологическое, гражданско-правовое, Волонтёры Победы), на определение форм и методов работы, на создание мотивации в работе. Лучшие проекты получат материальную поддержку для их реализации.
Среди педагогов организуется конкурс на лучшую программу летнего лагеря. Программа должна обязательно строиться на основе технологии комплексной игры, включать темы на командообразование и развитие лидерских качеств школьников, диагностику формирования социальных компетентностей школьников, систему детского самоуправления в лагере.
По итогам проекта на итоговом сборе проводится конкурс визиток «Моя команда» (27 июня- день Молодёжи), на котором добровольческие команды демонстрируют работу своего направления, лучшие дела и мероприятия лагеря, презентацию своего социального проекта.
Также на итоговом сборе самые активные школьники проекта будут приняты в ряды Российского движения школьников.
3 блок-«Делай лучше нас!»
Созданные в летних лагерях проекты будут рекомендованы к реализации в новом учебном году в образовательных учреждениях.
План работы
№ |
содержание |
сроки |
ответственный |
Подготовительный этап |
|||
1. |
Окружной семинар директоров и зам. по УВР с целью информирования о реализации проекта «ДоброСтарт». |
05.05.2017 |
Карасёва Н.В., начальник Северного образовательного округа |
2. |
Методическое совещание с начальниками и организаторами летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием при школе округа (написание программ лагеря, реализующих цели и задачи проекта «Добростарт»). |
10.05.2017 |
Карасёва Н.В., начальник Северного образовательного округа |
3. |
Формирование списка образовательных учреждений, принимающих участие в проекте «ДоброСтарт». |
До 15.05.2017 |
Олин И.В., директор МКОУ СОШ пгт Вахруши, руководитель проекта |
4. |
Создание сайта по обмену опытом деятельности развития школьного добровольчества. |
До 15.05.2017 |
Петроченко Н.Ю., специалист по информационным технологиям |
5. |
Подготовка методического сборника «Развиваем школьное добровольчество» (формы, приёмы, технологии работы) |
10-15.05.2017 |
Зиновьева С.Г., ст. вожатая МКОУ СОШ пгт Вахруши, зам. руководителя проекта |
6. |
Подготовка баннеров для оформления летних смен в школах с логотипом проекта. |
15-21.05.2017 |
Посаженникова С.Ю., социальный педагог МКОУ СОШ пгт Вахруши |
7. |
Заказ атрибутики Российского движения школьников. |
До 20.06.2017 |
Зиновьева С.Г., ст. вожатая МКОУ СОШ пгт Вахруши, зам. руководителя проекта |
8. |
Подготовка галстуков (с логотипами направлений) для направлений работы школьного добровольчества: - экологическое -зелёные, - гражданско-правовое — жёлтые, - профилактическое- красные, -Волонтёры Победы- синие. |
До 01.06.2017 |
Посаженникова С.Ю., социальный педагог МКОУ СОШ пгт Вахруши |
8. |
|
|
|
Основной этап |
|||
1. |
Старт проекта «ДоброСтарт» (слёт добровольцев) |
01.06.2017
|
Олин И.В., директор МКОУ СОШ пгт Вахруши, руководитель проекта |
|
|
|
|
2. |
Реализация плана мероприятий летних школьных лагерей в соответствии с целями и задачами проекта «Добростарт» и ключевых дел. |
08-28.06.2017 |
Зиновьева С.Г., ст. вожатая МКОУ СОШ пгт Вахруши, зам. руководителя проекта |
|
|
|
|
2.1. |
Проведение социальных акций по направлению деятельности добровольческого отряда, выкладывание отчёта в интернет. |
До 10.06.2017 |
|
2.2. |
Создание социального видеоролика по направлению деятельности добровольческого отряда, выкладывание отчёта в интернет. |
До 15.06.2017 |
|
2.3. |
Создание и показ социального спектакля по направлению деятельности добровольческого отряда, выкладывание отчёта в интернет. |
До 21.06.2017 |
|
2.4. |
Создание социальных проектов по направлению деятельности добровольческого отряда, выкладывание отчёта в интернет. |
До 24.06.2017 |
|
|
Ежедневное подведение итогов конкурса «Лагерный досуг» |
|
Ефремова О.В., директор Центра внешкольной работы Слободского района |
|
Подведение конкурса «Лучшая Доброгруппа» |
|
|
3. |
Подведение итогов проекта «ДоброСтарт» (День Молодёжи) |
27.06.2017 |
Олин И.В., директор МКОУ СОШ пгт Вахруши, руководитель проекта |
4. |
Конкурс программ летнего школьного лагеря с дневным пребыванием при школе школ-участниц проекта «ДоброСтарт». |
|
Карасёва Н.В., начальник Северного образовательного округа |
5. |
Конкурс «Досуг лагеря» |
|
|
|
|
|
|
Заключительный этап |
|||
1. |
Подведение итогов проекта,анализ работы над проектом, архивирование материалов проекта. |
28, 29.06.2017 |
Олин И.В., директор МКОУ СОШ пгт Вахруши, руководитель проекта |
2. |
Информирование общественности об итогах реализации проекта |
28, 29.2017 |
|
3. |
Создание сборника с успешными практиками общеобразовательных школ по развитию школьного добровольчества. |
01.-10.07.2017 |
|
3.8. Сведения о сходных работах ведущихся российскими и зарубежными организациями.
Сходный проект реализуется в регионе «Добрая Вятка», он направлен на объединение добрых дел в регионе в определённый промежуток времени, информирование общественности о проекте через СМИ и интернет -сообщества.
О проектах, объединяющих образовательные учреждения в направлениях добровольчества, не имеется.
3.8. Прогнозные значения (по годам) основных целевых индикаторов и показателей реализации проекта на периоды
2018 год- реализация проекта на региональным уровне,
2019 год- реализация проекта на Всероссийском уровне.
3.9. Анализ рисков проекта и пути их преодоления.
1. В связи с кризисной ситуацией областные бюджетные средства могут быть не выделены или выделены в меньшем объёме. В связи с этой ситуацией, будет предложено образовательным учреждениям организовать летние лагеря за счёт родительских средств.
2. При работе в социальных сетях информация блокируется контент-фильтрацией. В связи с этим будет предложено участникам проекта информацию в социальные сети выкладывать в домашних условиях.
3.10. Социально-экономический эффект проекта
Количественные результаты:
- обучение 300 добровольцев-школьников формам и методам добровольческой работы,
- 300 школьников будут заняты общественно-полезной деятельностью на протяжении летней смены проекта,
- обучение 50 педагогов деятельности добровольческого движения,
- привлечение 20 образовательных школ (25 отрядов) к созданию развития модели добровольческого объединения в образовательном учреждении на системной основе,
- создание 25 социальных видеороликов добровольческими отрядами в направлениях добровольческой деятельности, пропагандирующих добровольческое движение,
- создание 25 социальных акций добровольческими отрядами в направлениях добровольчества,
- создание 25 социальных спектаклей по направлениях добровольчества,
- создание 25 социальных проектов, направленных на решение социальных проблем сообщества,
- создание 20 программ летних школьных добровольческих лагерей образовательных учреждений,
- создание 20 групп добровольческих объединений в социальных сетях,
- создание сборника (50 штук) методических рекомендаций при развитии в образовательных учреждениях системного добровольчества,
- создание сборника (50 штук) успешных добровольческих практик образовательных учреждений по итогам реализации проекта «ДоброСтарт»,
- создание сайта, как единой информационной площадки школьного добровольчества для обмена опыта работы образовательных школ,
- принятие 200 активных школьников- участников проекта «ДоброСтарт»
Качественные результаты:
- расширение числа участников волонтёрского движения
- вовлечение в добровольческую деятельность трудных подростков,
- развитие школьного добровольческого движения в направлениях: экологическое, профилактическое, гражданско-правовое, Волонтёры Победы,
- выявление лидеров детских добровольческих объединений,
- формирование положительного имиджа «Российского движения школьников»,
- расширение числа партнёров в работе развития добровольчества в образовательной среде,
- формирование у школьников социальных компетентностей и социальной гражданственной активности,
-снижение уровня правонарушений в подростковой среде,
- пропаганда добровольческого движения в подростковой среде.
3.11. Возможность использования результатов реализации проекта в деятельности образовательных учреждений , некоммерческих и иных организаций, наличие целевой аудитории, заинтересованной в результатах проекта.
Образовательные учреждения имеют возможность использовать результаты проекта:
- использование методического сборника методических рекомендаций при развитии в образовательных учреждениях системного добровольчества,
- использование сборника успешных добровольческих практик образовательных учреждений по итогам реализации проекта «ДоброСтарт»
-успешных добровольческих практик образовательных учреждений по итогам реализации проекта «ДоброСтарт»
- использование сайта, как единой информационной площадки школьного добровольчества для обмена опыта работы образовательных школ,
- видеоролики , созданные школьниками в разных направлениях деятельности школьного добровольчества,
- применение разработанных социальных акций школьниками в разных направлениях школьного добровольчества,
- использование сценариев социальных спектаклей, созданных школьниками в разных направлениях добровольчества,
- использование готовых программ летнего отдыха. Направленных на развитие добровольчества в школах