Культ здорового образа жизни во все времена был одной из ведущих линий саморазвития человека. Длительное время он претерпевал то падение, то подъём. Образ жизни человека начинает формироваться с малых лет его жизни. Детский сад, школа по-своему влияют на развитие физических способностей каждого человека. В данном исследовании рассматриваются вопросы отношения к занятиям физической культурой обучающихся среднего и старшего звена образования. В современном образовании отношение обучающихся к занятиям физической культурой прекратило быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время. Причины этого кроются как в личности учителя физической культуры, так и в организации самого процесса физического воспитания во время урочных занятий.
Успешность отношения школьников к занятиям физической культурой заключается не только в их внутреннем мотивировании и стимулировании, но и грамотном проведении уроков физической культуры. Урок должен обеспечивать систематическое изучение минимума знаний и навыков, составляя тем самым базу для разностороннего физического воспитания обучающихся, а также оказывать влияние на организм обучающихся, формируя у них различные мотивы к занятиям физической культурой. При этом урочные занятия являются лишь основой физической культуры, которая должна стимулировать обучающегося к самостоятельным занятиям физической культурой [7, c. 561]. Последний фактор является самоцелью физического воспитания школьников. Наряду с этим оно имеет большое прикладное значение, заключающееся в применении тех или иных элементов в повседневной жизни и быту.
Важным остаётся вопрос современных требований к занятиям физической культурой. На уроках физической культуры воспитываются такие важные и необходимые качества в личности человека, как внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость в преодолении трудностей и многое другое [4, c. 183]. Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечения высокого уровня активности обучающихся во время уроков, для чего необходимо научиться вызывать интерес к занятиям физическими упражнениями. Психологи по этому поводу выделяют два основных вида активности - это 1) познавательная, заключающаяся в восприятии учебного материала с последующей рефлексией и 2) двигательная, выражающаяся в непосредственном и мотивированном выполнении физических упражнений [1, c. 57].
Непосредственными мотиваторами при занятиях физической культурой могут стать биологические и социальные факторы: потребность в сохранении жизни, оценка личной деятельности со стороны (к примеру, учителем) и др. Интерес, как осознанное положительное отношение к чему-либо, должен побуждать индивида к проявлению активности. Интересы обучающихся к урокам физической культуры отличаются по личному, половому и возрастному признаку [6, c. 25]. Так, личные интересы людей, занимающихся спортом, могут заключаться в стремлении укрепить собственное здоровье, развить в себе физические и психические качества и др. Необходимо отметить, что подход к физической культуре мальчиков и девочек зависит от гендерных особенностей. Если девочки, как правило, хотят формировать красивую фигуру, то мальчики стремятся развить в себе силу, выносливость и т.д. Наконец, занятия физической культурой имеют характерные особенности различных возрастов. Например, младшие школьники обладают большей активностью по сравнению со старшим возрастом, так как ими движет интерес к двигательной активности вообще. Подростки начинают заниматься физическими упражнениями постольку, поскольку они связаны с развитием личности. Обучающиеся ставят своей целью занятия физической культурой, исходя из жизненных перспектив. Учителя физической культуры должны стремиться к тому, чтобы их обучающиеся проявляли высокую степень активности на уроках, выстраивая учебный процесс таким образом, чтобы учитывать как возрастные, так и мотивационные особенности обучающихся [1. c. 152].
Обстановка на уроке и поведение учителя являются важными компонентами при формировании отношения обучающихся к физической культуре в целом, влияя на эмоциональный фон занятий. Другой способ заключается в использовании игрового и соревновательного методов, что влияет на уровень активности обучающихся. В свою очередь, эти факторы в совокупности обеспечивают повышенный уровень эмоциональности у обучающихся при занятиях физической культурой в ходе выполнения различных физических упражнений.
Изучением отношения личности к любой деятельности занимались такие видные психологи-исследователи, как Б.А. Ашмарин [1], П.А. Виноградов [3], Ю.Д. Железняк [4] и др. В их работах объясняется формирование «отношения» как категории в структуре личности. Отношение к занятиям физической культурой начинает складываться из черт поведения и особенностей саморазвития личности. В.М. Кабаева считает, что позитивное отношение к занятиям физической культурой должно предусматривать три основных аспекта: когнитивный, эмоциональный и мотивацонно-поведенческий [6, с. 44].
Когнитивная функция в ходе занятий физической культурой играет немаловажную роль при формировании определенных отношений субъектов деятельности. Показателем наличия у человека знаний о собственном физическом состоянии является осознание и понимание человеком роли физической культуры в жизни человека в целом. Формирование эмоционального фона в рамках отношений к любой деятельности человека отражает его чувственное восприятие, которое неразрывно связано с образом «Я» индивида. Эмоциональное состояние оказывает сильное влияние на повышенный или пониженный уровень физической культуры человека [7, c. 531].
Исследователи Б.А. Ашмарин и Е.П. Ильин в вопросе отношений к занятиям физической культурой обучающихся школ пришли к следующему выводу: система индивидуального подхода на уроках физической культуры способна научить не только развивать собственные физические качества индивида, но и самостоятельно оценивать физическое состояние [1, c. 164; 5, c. 52]. П.А. Виноградов считает, что отношение к занятиям физической культурой составляет один из главных вопросов личностно-ориентированной педагогики [3, с. 108]. При поиске ответа на данный вопрос, учёный сходится во мнении, что занятия физической культурой за последнее время стали потребностью человека на всём протяжении его жизненного пути. По мнению Е.П. Шиянова, отношение к физической культуре у обучающихся средней школы основывается на отдельных его таких элементах, как потребности, интересы, мотивы, цели, убеждения, ценности и др. Связь потребностей и мотивов состоит в реализации потребностей в поведении и деятельности индивидов через мотивы. В физической культуре мотивы, в свою очередь, базируются на ощущениях и потребностях, присутствующих в процессе регулярных занятий физической культурой.
Очень интересным примером выступают работы педагогов-психологов по исследованию отношения детей к занятиям физической культурой. Е.П. Ильин отмечает, что школьники 12-14 лет в своём большинстве позитивно относятся к занятиям. Как правило, отношение ребят к урокам физической культуры складывается из субъективных воззрений [5, с. 294]. Примером этого может служить ситуация, когда обучающимся понравился сам по себе урок физической культуры, из-за чего, исходя из их первого впечатления, складывается положительное отношение к физической культуре в целом. Со временем школьники начинают избирательно относиться к занятиям физической культурой. Обучающиеся среднего звена общеобразовательной школы начинают дифференцировать различные стороны урока, из-за чего их отношение к нему становится более категоричным.
Таким образом, теоретическая база нашего исследования остановилась на наиболее важных работах учёных-исследователей, занимающихся проблемой отношения обучающихся к занятиям физической культурой. Позитивное отношение к занятиям предусматривает сформированность следующих основных компонентов психического состояния - когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого. Одним из важнейших составляющих выстраивания отношений к занятиям физической культурой является проведение систематических занятий физическими упражнениями, а полученные знания в ходе этих занятий позволяют сориентировать обучающегося в плане индивидуальной работы при занятиях физической культурой, сформировать его мотивы в практической деятельности и, как правило, определяют отношение школьника к физической культуре в целом.
На базе МБОУ «СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны было проведено анкетирование среди обучающихся 7-10 классов на выявление отношения обучающихся к занятиям физической культурой. Контрольная выборка была представлена самими обучающимися в количестве 183 человек. Вопросы были связаны с выявлением отношения обучающихся к урокам физической культуры и ставили своей целью выявить актуальный уровень отношения к занятиям физической культурой у испытуемых (табл.1).
Таблица 1
Анкета на выявление отношения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом
№п/п |
Формулировки вопросов |
1 |
Всегда ли Вы находите возможность заниматься физической культурой? |
2 |
Регулярно ли Вы занимаетесь физической культурой? |
3 |
Вы ходите на уроки физической культуры только ради оценки? |
4 |
Вы всегда стремитесь стать победителем в спортивных мероприятиях или соревнованиях? |
5 |
Пропадает ли у Вас интерес к физической культуре во время школьных каникул? |
6 |
Нравятся ли Вам спортивные мероприятия или соревнования, связанные с борьбой и соперничеством? |
7 |
Получаете ли Вы удовольствие от занятий физической культурой и спортом? |
8 |
Занимаетесь ли Вы дополнительно физическими нагрузками вне школьных уроков? |
9 |
Занимаетесь ли Вы во время каникул физическими упражнениями? |
10 |
Вы любите занятия физической культурой только за то, что можете свободно пообщаться со своими друзьями? |
Следующим шагом было проведение обработки результатов двумя способами: 1) анализ возрастного состава опрошенных; 2) анализ количества и полноты полученных ответов.
Диаграмма отражает два основных показателя: вертикальная ось - число опрошенных обучающихся, выраженное в процентном соотношении; горизонтальная ось - возрастные группы. Процентное соотношение составлялось от всей массы опрошенных в каждой возрастной группе (7-10 классы) при анализе вопроса по отдельности, что составило объективную картину исследования (рис.1).
Рисунок 1. Диаграмма результатов анкетирования на выявление отношения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом
Интерпретация материалов диаграммы в табличной форме с учётом процентных показателей свидетельствует, что учащиеся 9-10 классов в возрасте 15-16 лет более заинтересованы в занятиях физической культурой, нежели лица младшего подросткового возраста (табл.2).
Таблица 2
Анализ результатов анкетирования на выявление отношения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом
Возраст\ Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7 класс (12-13 лет) |
9% |
8% |
29% |
12% |
29% |
23% |
15% |
6% |
5% |
30% |
8 класс (13-14 лет) |
15% |
9% |
26% |
18% |
27% |
24% |
19% |
11% |
14% |
25% |
9 класс (14-15 лет) |
32% |
24% |
25% |
33% |
22% |
27% |
28% |
21% |
20% |
23% |
10 класс (15-16 лет) |
44% |
59% |
20% |
37% |
22% |
26% |
38% |
62% |
61% |
22% |
Данная статистика показывает, что представление о спорте и физической культуре в целом в подростковом возрасте слабо развито по сравнению с юношеским возрастом (42% и 58% соответственно). Мотивация к занятиям физическими упражнениями у молодёжи на сегодняшний день вызывает опасение, так как отсутствие или низкий уровень мотивации к спортивно-оздоровительным мероприятиям влечёт за собой проблемы физического, физиологического характера и, как следствие, ухудшение состояния здоровья (к примеру, развитие гиподинамии).
Исходя из результатов, приведенных в таблице 2, можно отметить, что безразличное отношение к занятиям физической культурой или полное неудовлетворение ими проявляется в ответе на вопрос «Регулярно ли Вы занимаетесь физической культурой?». Данные показали, что на долю обучающихся, регулярно занимающихся физическими упражнениями, приходится 41% из числа среднего и 59% старшего звена. Такие различия (41% и 59% соответственно) связаны с тем, что в юношеском возрасте происходит осознание значения и смысла выполняемого действия учащимися. В среднем звене 71% обучающихся находит уроки физической культуры интересными. В старшем звене уровень активности занятий физической культурой увеличен до 89%. Таким образом, больше половины школьников испытывают устойчивый интерес к урокам физической культуры.
Если в 7-9-х классах на отсутствие соревновательных моментов указывало 74% опрошенных, то с 10-го класса это желание постепенно начинает снижаться, что составляет только 26% активных обучающихся. Это можно связать с тем, что активность, как психическая составляющая, со взрослением постепенно уходит из жизни старшеклассника. Из-за этого возрастает потребность смены вида деятельности при занятиях физической культурой для обучающихся старшего звена в общеобразовательной школе.
Желание участвовать в спортивных мероприятиях или соревнованиях присуще всем возрастным группам, однако в наибольшей степени оно проявляется у обучающихся 9-10-х классов, составляя 70% от всей выборки.
Среди обучающихся, занимающихся самостоятельно, лидерскую позицию занимают 10-е классы, что составляет 62%, обучающиеся 7-9 классов (38%) менее активны в вопросе занятий физической культурой во внеурочное время. Это может быть связано с тем, что обучающиеся среднего звена общеобразовательной школы не осознают до конца важность занятий физической культурой.
В результате исследования выяснилось, что важную роль в пропаганде ведения здорового образа жизни и популяризации занятий физическими упражнениями принадлежит именно учителю физической культуры. Следовательно, следующим потенциальным этапом работы может стать привлечение к спортивному воспитанию обучающихся известных спортсменов с целью повышения значимости представления о здоровом образе жизни и спорте.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что отношение к занятиям физической культурой складывается из психоэмоционального состояния человека, занимающегося спортом, его силы воли и внешних воздействий. Мотивация должна опираться на его внутреннее состояние и внутренние положительные черты. Ярким примером этого могут служить такие качества, как оптимизм, рентабельность, упорство, усидчивость, терпение, готовность к неудачам и многие др. Наряду с внутренним состоянием стоят внешние факторы. Это могут быть поучительные видео (например, видео-тренировки или видео-выступления известных спортсменов, простых людей из многопользовательского видеохостинга YouTube); индивидуальные тренировочные программы с учётом всех возможностей индивида; покупка новой спортивной формы, абонемента, домашних тренажёров; посещение фитнес-клубов; общение на различных форумах; фотографирование себя до занятий спортом в облегающей одежде, сравнивая эти фотографии после тех, что были сделаны после определенного времени занятий спортом; ведение дневника тренировок и др. Основные рекомендации по самомотивированию при занятиях физической культурой и спортом выражаются в достижении чётко поставленной цели (ближней и дальней), повышении собственного мастерства, достижения и признания своего успеха и признания успеха со стороны.