Полный текст статьи
Печать

Актуальность. Загрязнение окружающей среды происходит при выполнении большинства технологических процессов, связанных со строительством или ремонтом дороги, а также с приготовлением дорожно-строительных материалов. Следует заметить, что загрязнение среды производством работ, а тем более разного рода физические воздействия, имеют временный характер, продолжаются только в период выполнения технологической операции. Поэтому, несмотря на высокую интенсивность, последствия их воздействий на окружающую среду проще предотвратить.

Предлагаемые в данной статье рекомендации могут учитываться при выборе технологических решений, проектировании организации строительства, разработке требований к тендерной документации, а также при организации и выполнении производственного мониторинга в период строительства и эксплуатации.

При устройстве поверхностной обработки асфальтобетонных и других черных покрытий в качестве вяжущего материала следует отдавать предпочтение менее токсичным битумным эмульсиям - катионным БК, СК и анионным БА-1 и СА.

Для уменьшения отрицательного воздействия на придорожную почву, воду и растительность обеспыливающих и противогололедных материалов, необходимо применять их в минимальном количестве, диктуемом условиями безопасности движения, соблюдая режим и нормативы, предусмотренные технологией борьбы с зимней скользскостью (ВСН 20-88, ВСН 24-88). При этом следует руководствоваться также критериями оценки степени воздействия противогололедных и обеспыливающих веществ.

Распределение обеспыливающих и противогололедных материалов необходимо производить только механическими способами. Чешуированные или гранулированные материалы следует распределять солеразбрасывателями, универсальными разбрасывателями или распределителями удобрений.

Розлив растворов хлоридов и др. целесообразно производить поливомоечными машинами, а при их отсутствии автоцистернами со специальными распределительными устройствами.

Рабочие органы распределительных средств должны быть отрегулированы таким образом, чтобы распределение материалов осуществлялось только по

С целью ограничения загрязняемого дорогой пространства пылью и солями, следует устраивать лесные полосы, которые будут преграждать перенос этих веществ.

При посадке или посеве следует использовать ассортимент растений, устойчивых к засолению почв ( приложение 5).

В случае, если хлориды попадают в почву вновь созданных лесных полос, в них необходимо проводить рыхление почв не менее пяти раз в первый год и трех - последующие годы, полив до 2-3 раз в месяц и ежегодную подкормку удобрениями (N60, Р60, К60).

При посадке деревьев и кустарников на глинистых и суглинистых почвах в ямы целесообразно добавлять песок, что способствует большой водопроницаемости, а, следовательно, лучшей вымываемости хлора.

При содержании газонов в зонах наибольшего попадания хлоридов (разделительная полоса, откосы кюветов) необходимо 2-3 раза в месяц проводить полив (20-30 л/м2, и ежегодно подсевать семена с предварительным рыхлением, поливом почвы (40-60 л/м2) и внесением удобрений (N45, Р45, К45).

При использовании удобрений особое значение, следует уделять органическим, а из минеральных - азотным, фосфорным, магниевым, марганцевым и борным удобрениям. Не вносить хлор- и натрий содержащих удобрений.

Для предотвращения вторичного засоления почв в полосе отвода следует сразу же после косьбы убирать скошенную траву и опавшие осенью листья деревьев.

Объем дорожного фонда Воронежской области в 2017 году составит почти 9,3 млрд рублей, сообщил председатель облдумы Владимир Нетесов на выездном заседании комитета по транспорту, дорожному хозяйству и безопасности в Россоши во вторник, 21 марта. Чиновник назвал сумму «значительной» и призвал рационально использовать выделяемые деньги.

Владимир Нетесов подчеркнул, что состояние дорог в регионе вызывает «немало справедливой критики автомобилистов».  

Рис. 1 - Строительство обхода Лосево в Воронежской области начнется в апреле 2017 года 

– Объем дорожного фонда области в 2017 году, предусмотренный законом о бюджете области, составит 9,288 млрд рублей. Сумма очень значительная для последних лет, и люди вправе надеяться, что ремонт дорог будет проведен качественно и в срок. Для этого необходимо в ближайшее время подготовить план работ и согласовать его с населением. Людям не надо рассказывать про перепады температур, особенности нашего климата и отсутствие необходимой техники – надо просто качественно отремонтировать дороги и обеспечить на них максимальный уровень комфорта и безопасности, – отметил Владимир Нетесов.

Спикер облдумы подчеркнул, что пока законодательство о проведении конкурсных процедур ценовой фактор определяет важнейшим критерием поиска победителя. Но, по словам Нетесова, и сейчас «есть возможность не допустить того, чтобы победителями стали сомнительные фирмы».

– Каждая копейка областного и муниципальных дорожных фондов должна быть потрачена эффективно. Я призываю муниципалитеты и общественников проконтролировать, как будут израсходованы деньги, выделенные на благоустройство дорог. Со стороны областной думы считаю необходимым обратиться к депутатам Госдумы для внесения изменений в федеральное законодательство о механизме проведения конкурсных процедур: мы должны тратить бюджетные средства экономно, но с учетом максимально возможного качества проводимых работ, – сказал Владимир Нетесов. 

Замруководителя департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Олег Беляков напомнил, что в 2017 году начнется строительство участка дороги М4 «Дон» в обход Павловска и Лосево и продолжится капремонт подъездной дороги А134 от М4 «Дон» к Воронежу. Беляков добавил, что в 2017 году планируется отремонтировать не менее 165 км участков дорог и продолжить реконструкцию моста через реку Битюг на «М4 "Дон" – Бобров – Таловая – Новохоперск».

Кроме того, в 2017 году планируется приступить к созданию на территории региона системы автоматического весогабаритного контроля транспортных средств, что позволит «повысить уровень сохранности существующих дорог и объем поступлений в региональный дорожный фонд за счет штрафов». Пока прорабатываются финансово-экономические модели реализации проекта.

Замначальника управления госинспекции по безопасности дорожного движения регионального ГУ МВД Станислав Коняев привел статистику по ДТП с участием детей.

– Практически в каждом втором происшествии (50,6%) дети пострадали в качестве пассажиров. Из 18 погибших на дорогах области 14 детей находились в автомобилях. Каждый второй перевозился без использования детского удерживающего устройства. В большинстве случаев именно родители, сознательно нарушая правила дорожного движения, идут на обгон, зная, что он запрещен, превышают скорость, садятся за руль в нетрезвом состоянии, экономят на приобретении детского кресла, – сказал Станислав Коняев.  

Рис. 2 - Мост через реку Битюг в Воронежской области отремонтируют к концу 2017 года 

По словам чиновника, с участием детей-пешеходов происходит каждая третья авария (36,3%): в 122 таких зарегистрированных ДТП погибли три человека и 124 получили травмы. В каждом четвертом случае дети пострадали по собственной неосторожности. Кстати, перед заседанием его участники посетили россошанский развлекательно-развивающий центр «Изумрудный», где инспекторы ГИБДД и воспитатели помогают детям освоить азы правил дорожного движения, учат управлять электрокарами и рассказывают о безопасности для пешеходов. Владимир Нетесов порекомендовал использовать россошанский опыт в других муниципалитетах – это позволило бы снизить количество ДТП с участием детей.

На показатели аварийности влияет и состояние дорог, отметил начальник отдела дорожной инспекции управления госинспекции по безопасности дорожного движения регионального ГУ МВД Константин Иванников. По его словам, более 70% улиц в течение девяти месяцев в году эксплуатируются без дорожной разметки, а проезжая часть некоторых дорог имеет пучения и трещины, выбоины, колейность, просадки. Кроме того, свыше 30% существующего барьерного ограждения требует замены.

Председатель Комитета Воронежской облдумы по транспорту, дорожному хозяйству и безопасности Владимир Верзилин напомнил о внесенном в Госудуму проекте закона о продлении договора ОСАГО в случае отсутствия бланков страховых полисов и рассказал о формировании общественного консультативного совета по вопросам транспорта, дорожного хозяйства и безопасности дорожного движения. Цель нового органа – обсуждение проблем правового регулирования и правоприменительной практики в сфере транспорта и дорожного движения, а также обеспечение эффективного взаимодействия облдумы с общественностью.

– В комитете на рассмотрении находится проект закона Воронежской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Воронежской области «О дорожном фонде Воронежской области». Он дополняется положениями, регулирующими возможность увеличения (уменьшения) объемов бюджетных ассигнований дорожного фонда в текущем финансовом году и очередном финансовом году при формировании дорожного фонда, – резюмировал Владимир Верзилин.

В условиях оттепели непростые дорожные условия возникли по всему городу [1]  

«Асфальт тает быстрее снега. Ощущение, что по ночам дороги кто-то грызет», — такой комментарий оставил один из пользователей группы «Типичный Воронеж» во «ВКонтакте». С наступлением оттепели социальные сети заполонили жалобы воронежцев на дорожные ямы.

Северный мост, улицы Урицкого и Шишкова, кольцо у улицы Обручева — вот неполный список мест, по которым сейчас стоит ездить с собой осторожностью. Один из интернет-пользователей призвал водителей быть аккуратнее во всех районах города, так как непростая дорожная ситуация сейчас везде. Другой подписчик группы порекомендовал автомобилистам на время оттепели пересесть в маршрутки. Это поможет водителям уберечься от трат на услуги сотрудников автосерсвисов, ведь из-за ям многим приходится менять колеса и устранять другие неполадки.

Осложняет ситуацию то, что из-за дождливой погоды и таяния снега многие ямы оказались под водой, поэтому их не так просто заметить. «Еще в воде все, непонятно, где асфальт, а где яма. Шоу «Интуиция» во всей красе. Приз — новая резина и диски... за свой счет», — написал один из пользователей.

Напомним, осенью власти пообещали устроить беспрецедентный по масштабу за последние годы ремонт дорог в Воронеже. На эти цели выделили более двух миллиардов рублей. Благодаря грядущему ремонту в текущем году власти собираются ликвидировать более 70 мест [2]

Экологическая безопасность автомобильной дороги В аспекте экологической безопасности АТК представляет собой систему, состоящую из двух блоков

1. транспортные сети, являющиеся стационарным источником экологической опасности;

2. транспортные средства – нестационарные источники экологической опасности (рис. 3). Под экологической безопасностью автотранспортного средства понимается совокупность свойств, характеризующих способность АТС минимизировать уровень вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, в том числе за счет экономии материальных и энергетических ресурсов

Таблица 1

Экологически значимые показатели по содержанию и ремонту автомобильных дорог (ОДН 218.5.016-2002. Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги. Утв. Расп. Минтранса России № ИС-1147-р от 25.12.2002г. russgost.ru) 

Содержание водоотводных сооружений

Посторонние предметы и грязь, застой воды в сооружении

Содержание водопропускных сооружений

Мусор, остатки деревьев и кустарников, техногенные предметы в подводящем и отводящем руслах

Содержание покрытия проезжей части

Запыление воздуха при уборке проезжей части обочин, площадок отдыха, остановок автобуса

Соответствие технологии забот по обеспыливанию дорожных покрытий нормативным требованиям (ВСН 24- 88 и др.)

Соответствие технологии забот по зимнему содержанию дорог ВСН 24-88 и другим нормативным документам Росавтодора

Заготовка и хранение обеспыливающих и противогололедных материалов

Условия хранения

Ремонт земляного полотна и дорожной одежды

Условия складирования строительных материалов и топлива

Уровень шума от дорожных машин

Ограждение и организация движения на участке ремонтных работ

 

- При эксплуатации, содержании и ремонте автомобильных дорог: 9 поверхностный сток из-за: а) загрязнения их нефтепродуктами, противогололедными, органическими веществами (навозом, пищевыми отходами), продуктами износа шин, дорожного покрытия; б) концентрации стока вследствие искусственного водоотвода с дорожного покрытия, проложения дороги в выемке или на насыпи и др. Это особенно важно при пересечении водных преград, вблизи водоемов, рек и т.д.; 9 население, животный мир, проживающие на придорожных территориях, из-за превышающего санитарно-гигиенические нормативы уровня шума, а также динамического воздействия движущихся по дороге машин (гибель, ранения людей, животных), уплотнения почвы и уничтожения растительности (при езде по бездорожью); 9 атмосферный воздух из-за чрезмерного загрязнения его отработавшими газами автотранспортных средств, продуктами износа дорожного полотна и шин; 9 из социальных факторов - археологические, историко-культурные объекты (при наличии), на которые негативно действуют вибрация, передаваемая от движущихся транспортных средств, а также содержащиеся в отработавших газах двигателей токсичные вещества. Важными также являются социально-экономические условия жизни, здоровье населения и традиционное природопользование малых народностей вследствие тех же причин, как и при строительстве дорог. 

Таблица 2

 Характеристика объектов воздействия автомобильных дорог (Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства 2001. № ос- 482-р) 

Группа

Компонент

Показатели

Природные

Воздух

Загрязненность газами, пылью, уровень шума, микроклимат

Водные ресурсы

Загрязненность поверхностного стока, водоемов, подземных вод, изменение уровня грунтовых вод

Земельные ресурсы, почва

Стабильность грунтовых масс, сопротивляемость Природные эрозии, плодородность почвенного слоя

Биологические ресурсы

Растения, животные суши, водной среды, сельскохозяйственное производство

 

 Таблица 3

Примерная стоимость работы

Работы по асфальтированию дорожного основания

1

Ямочный ремонт (малыми и большими картами) асфальтового покрытия со всеми подготовительными работами — толщина слоя до 5 см.

1 кв. м.

от 550

2

Устройство земляного корыта со всеми подготовительными работами (механизированная разработка грунта с погрузкой на автомобили, доработка грунта вручную, планировка территории под отметку).

1 куб. м.

от 400

3

Проливка основания битумной эмульсией

1 кв. м.

от 20

4

Разборка асфальтобетонного покрытия с последующим вывозом, толщина слоя 5 см.

1 кв. м.

от 150

5

Фрезерование асфальтобетонного покрытия с вывозом — толщина слоя 5 см.

1 кв. м.

от 100

6

Нарезка швов асфальтобетонного покрытия

1 п. м.

от 100

7

Ремонт и поднятие горловин существующих колодцев ж/б кольцами до 10 см.

1 шт.

от 2000

8

Вывоз грунта и мусора автосамосвалами, включая погрузку.

1 куб. м.

от 400

9

Демонтаж дорожных плит

1 кв. м.

от 300

10

Устройство дренажной системы (водоотводные лотки с решетками и колодцами)

1 п. м.

от 1700

11

Укладка геотекстиля

1 кв. м.

от 60

12

Устройство пешеходных дорожек с покрытием из гранитного отсева

1 кв. м.

от 300

13

Устройство основания из песка, толщина слоя 10 см.

1 кв. м.

от 150

14

Устройство основания из щебня известнякового, толщина слоя 10 см.

1 кв. м.

от 200

15

Устройство бетонного основания с армированием дорожной сеткой, толщина слоя 10 см.

1 кв. м.

от 600

16

Устройство бетонного основания, толщина слоя 10 см.

1 кв. м.

от 500

17

Устройство бетонного основания из сухой цементно — песчаной смеси, толщина слоя 3-5 см.

1 кв. м.

от 220

18

Устройство покрытия из крупнозернистой асфальтобетонной смеси, толщина слоя 5-6 см.

1 кв. м.

от 400

19

Устройство покрытия из мелкозернистой асфальтобетонной смеси, толщина слоя 4-5 см.

1 кв. м.

от 400

20

Устройство покрытия из песчаной асфальтобетонной смеси, толщина слоя 4-5 см.

1 кв. м.

от 380

Устройство борта

21

Разборка бортового камня с вывозом строительного мусора.

1 п. м.

от 180

22

Установка дорожного бортового камня (100х30х15см), включая стоимость материала.

1 п. м.

от 600

23

Установка садового бортового камня (100х20х8 см и 50х20х8см), включая стоимость материала.

1 п. м.

от 350

Тротуарная плитка

24

Демонтаж старой тротуарной плитки

1 кв. м.

от 80

25

Устройство покрытия из тротуарной плитки серой с учетом стоимости плитки и устройства основания из сухой цементно-песчаной смеси.

1 куб. м.

от 1000

 

26

Устройство покрытия из тротуарной плитки цветной учетом стоимости плитки и устройства основания из сухой цементно-песчаной смеси.

 

от 1100

 

           

Ремонт дорог представляет собой дорожные работы, которые проводятся для укладки покрытий на улицы, трассы и шоссе. Для работ на разных участках применяются различные составы смесей. Для ремонта старых дорог применяют вида материала: бетон и асфальт. Или же делают скомпонованный вид — композитное дорожное покрытие, которое состоит из нижнего пласта бетона и верхнего асфальтированного. С таким материалом будущий ремонт дорог понадобится примерно через десять лет.

Если дорожное покрытие уложено по всем правилам и нормам, то прослужит оно довольно долго. Но даже самое качественное асфальтовое покрытие, в виду большой нагрузки на трассу, имеет свойство стареть и разрушаться, в результате чего образуются всем известные ямы в асфальте и выбоины. Отметим, что ямы в асфальте является очень опасным явлением, они могут стать причиной аварии, да и просто очень не комфортно ездить по такой трассе, постоянная тряска и сильная вибрация способны вывести из себя любого водителя.

Что же можно сделать, чтобы улучшить качество дорожного покрытия? Конечно, если трасса полностью разрушена, то намного проще провести ее капитальную корректировку, что предполагает полную замену асфальтового покрытия. Правда, стоит сказать, что не всегда такая мера является целесообразной.

Поддержание автомобильных шоссе в хорошем состоянии задача важная, но нелегкая. Именно от того, в каком состоянии находятся улицы, зависит безопасность людей и сохранение транспорта. А так же своевременная доставка товаров в магазины. Сегодня разработано немало современных технологий для ремонта старых дорог. Потребность в ремонте разрушенных дорог возникает из-за погодных условий и установленных сроков, по окончанию которых дорожное покрытие нуждается в обновлении. Но нельзя пропустить, третью причину — некачественное строительство.

Виды ремонта разрушенных дорог

Исходя из объема работ, ремонт разрушенных дорог подразделяют на следующие виды:

  • текущий — периодическое устранении мелких дефектов;
  • средний — обходим н один раз в несколько лет, чтобы восстановить и улучшить эксплуатационные качества дорожного покрытия;
  • капитальный — полная замена изношенного покрытия, включая подготовку прилегающей территории.

Полная замена асфальта — дело очень недешевое, так что существует и другая мера — ямочный ремонт дороги. Сегодня такой вид ремонта старых дорог распространен по всей территории нашей страны. Подходит он для улиц со средним износом, так как чинить десятки ям в сильно разрушенном покрытии тоже нет смысла. При таком виде ремонт дорог выполняется с помощью специальных заплаток. Заплатки не так долговечны, как цельное покрытие, они служат всего пару лет, но с их помощью можно обеспечить приемлемое качество трассы и отложить капитальный починка на несколько лет.

Ямочный ремонт дорог требует четкого соблюдения технологий, если получить результаты и продлить жизнь дорожного покрытия. Два главных правила, которые необходимо соблюдать, — это устойчивая теплая погода (не ниже +5 C), границы заплаты должны быть на 20-30 см больше во все стороны, чем площадь разрушения. Выполняется он горячей асфальтированной смесью.

Никто не оспаривает актуальность ремонта дорог, потому что плохие улиц и шоссе приведут к плохой экономике страны.

Если вам необходимо найти подрядчика для выполнения дорожных работ, то наш сайт готов предложить вам свои услуги. На нашем портале есть тысячи подрядчиков, которые предлагают вам выполнить работы на самом высоком уровне. Будьте уверены, у нас только ответственные и квалифицированные исполнители, которые предлагают вполне приемлемые цены. Цены же на работу довольно гибкие, они зависят от сложности ваших работ и их объема.

Вывод: Таким образомоценка воздействий технологических процессов с учетом интенсивности, длительности и распространенности в пространстве требуется для регулирования технологических операций по критерию экологической опасности, установления необходимых для этого ограничений и назначения средств временной защиты на период производства работ. Важное значение имеет устранение временных воздействий, приведение временно занимаемых или загрязненных территорий в экологически приемлемое состояние - рекультивация.