Продолжительную историю имеют исследования процесса адаптации. Данный феномен изучался большим количеством учёных и первоначально исходил из дисциплин, относящихся к естественно-научному циклу (биология, физиология и медицина). Спустя некоторое время, понятие адаптации было перенесено в такие науки, как социология и психология.
Термин адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) понимают, как биологическое приспособление организма (его строения и функций), органов и клеток к условиям окружающей среды [1].
Изначально, широкое применение понятия адаптации велось в биологических науках с целью описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном и растительном мире, развития и эволюции различных форм существования, как характеристика процессов взаимодействия организма и окружающего мира.
В физиологии и медицине раскрытие понятия адаптации сходно с биологической трактовкой, которая понимается как совокупность физиологических реакций, лежащих в основе процесса приспособления к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды и направленных на поддержание постоянства внутренней среды.
Колоссальный вклад в развитие современной естественно-научной теории адаптации в таких науках, как биология, физиология и медицина, внесли отечественные и зарубежные учёные: Анохин П.К., Баевский Р.М., Василевский Н.Н., Казначеев В.П., Меерсон Ф.З., Г.Селье и др. В основном, вопросами адаптации занимались и изучали на клеточном, органном, организменном, популяционном и видовом уровнях.
Верещагин В.Ю. в своих исследованиях по проблеме адаптации человека, выделяет следующие направления [2]:
- медико-биологическое;
- эволюционно-генетическое;
- экологическое.
Одним из основных вкладов биологии в разработку теории адаптации стало рассмотрение её в рамках поддержания гомеостаза как основной задачи процесса адаптации. Концепция гомеостаза (постоянство внутренней среды организма) была успешно перенесена в психологию (Ж. Пиаже, К. Левин). Ж. Пиаже были описаны два основных механизма процесса адаптации, которые способствуют более успешному приспособлению человека к окружающим его условиям жизнедеятельности: ассимиляцию и аккомодацию. Процесс ассимиляции автор рассматривает как совокупность действий индивида, которые направлены на включение факторов окружающей среды в уже сложившиеся у него когнитивные структуры. Аккомодация в свою очередь, выступает противоположным процессом, при котором среда производит воздействие на субъект, когда он направляет собственную активность на изменение уже сформированных когнитивных структур. Исходя из этого, Ж. Пиаже определил адаптацию как равное соотношение этих двух векторов интеллектуальной активности индивида [3].
С точки зрения психологической науки, понятие адаптации имеет несколько различных значений. Во-первых, это постепенное приспособление физиологических процессов, происходящих в органе чувств человека к физическим воздействиям на них в данный момент времени. Во-вторых, приспособление психологии и поведения человека как личности к социальным условиям, в которых он в данный момент времени находиться.
Бауэром Э.С. был разработан подход к адаптации, в котором рассматривал её в контексте поддержания оптимального уровня равновесия в изменяющихся условиях окружающей среды [2].
В исследованиях Налчаджян А.А. проблема адаптации рассматривается на уровне личностных механизмов, которые в свою очередь обеспечивают адаптацию личности к социальным проблемным ситуациям. Автор предположил, что в трудных проблемных ситуациях процессы, необходимые для адаптации, протекают с участием не отдельных изолированных механизмов, а их комплексов. Налчаджян А.А. говорил о том, что адаптивные комплексы, каждый раз актуализируясь и используясь в похожих социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурными элементами её характера. Также, автор выделил три разновидности адаптивных комплексов:
- незащитные адаптивные комплексы, используемые в проблемных ситуациях;
- защитные адаптивные комплексы, которые являются устойчивыми сочетаниями защитных механизмов;
- смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных адаптивных механизмов [2].
Слоним А.Д. в своих работах рассматривает термин адаптации как совокупность физиологических особенностей, обуславливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды.
Казначеев В.П. рассматривая физиологическую адаптацию определяет её как процесс, поддерживающий функциональное состояние гомеостатических систем и организма в целом, который обеспечивает его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды.
Меерсон Ф.З., под адаптацией подразумевает процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, которые совершаются в самом организме. По мнению исследователя, помимо генотипической адаптации, которая чаще всего вырабатывается в течении процесса эволюционного развития и передаваемая по наследству, существует фенотипическая адаптация, приобретаемая в ходе индивидуальной жизни. Фенотипическую адаптацию определяют как процесс, результатом которого является приобретение организмом устойчивости к определённому фактору внешней среды. Ф.З. Меерсон рассматривает поэтапность этих процессов, переход срочной адаптации в гарантированную, которая обеспечивает фиксацию сложившихся адаптационных систем. При изучении соотношения процессов памяти и адаптации, автор делает вывод о том, что память является основной, необходимой предпосылкой адаптации, но не тождественна ей [3].
В ряде своих работ, Сиомичев А.В. под термином «адаптация» понимает преодоление трудностей, возникающих при вхождении в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения.
Некоторые авторы (Степанова С.И., Казначеев В.П.), термин «адаптация» рассматривали как ритмический процесс, который имеет определённые характеристики. К ним относятся: динамика, изменение, волнообразность, реактивность, этапность, интенсивность.
В философской науке понятие адаптация рассматривается как описание общих принципов диалектического единства организма (индивида, их совокупностей) и условий среды: изменение и неизменность, динамика и стабильность, пассивность и активность, открытость и закрытость [4].
В современном понимании феномена «адаптация» необходимо обратить внимание на то, что он трактуется не столько как процесс приспособления, сколько как процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды.
В своих исследованиях Посохова С.Т. говорит о том, что традиционно цель адаптации сводится к необходимости восстановления нарушенного баланса между организмом и средой либо к созданию такой взаимосвязи со средой, которая будет адекватна измененным условиям [3].
В процессе адаптации личность стремится получать информацию, которая необходима для оптимизации процессов познания, приспособления и изменения внешней природной и социальной среды, а также внешнего образа «Я» и внутреннего мира, развитие механизма рефлексии, осмысление ею своих жизненных ориентаций, связанных с вхождением в учебную и профессиональную реальность.
Проводя анализ и обобщая существующие концепции понятия адаптации, предлагаемые множеством наук, можно сделать вывод о том, что данный процесс рассматривается как явление, состояние, свойство, результат и динамическое образование.