В данной статье постараемся рассмотреть тему формирования здорового климата в организации. Под ним мы будем понимать устойчивый во времени и пространстве психологический настрой среди персонала, который отражается и проявляется в их трудовой деятельности. Иными словами, то это эффективные формы взаимодействия членов команды. Определим:
- каким образом персонал относятся к профессиональному труду,
- какими методами владеют при общении между собой, в формальной и неформальной средах.
На данном этапе развития организации, в системе рыночных отношений, данный аспект определяется ценностными морально-нравственными ориентирами и ценностями каждого участника коллектива и группы лиц в целом. Если в коллективе предприятия общекомандные ориентиры стоят выше личных потребностей и амбиций, то можно село утверждать, что о климат в организации благоприятный, психологически-здоровый и в целом направлен на достижение целей предприятия, посредством здорового общения и взаимодействия..
Руководителю необходимо понять причины определенных затруднений, встречающихся в работе, сделать аналитические выводы и синтезировать и применить их на практике. К числу общепринятых социально-психологических качеств следует отнести (рисунок 1):
Рисунок 1 - Социально-психологические качества персонала на предприятии
Для формирования здорового климата, руководитель предприятия или отдела должен выявлять проблемы, управлять ими с помощью анонимного опроса своих коллег, и делать абсолютно объективную оценку своих пдчиненных. Чем больше положительных ответов на вопросы, тем лучше ваша рабочая атмосфера.
Приведем вопросы, которые руководитель может указать в опросе своих подчинных:
- Приносит ли Вам удовольствие трудовая деятельность?
- Хотелось бы ее сменить?
- При иных условиях, захотели ли Вы снова устроиться на данную доджность в эту организацию?
- Кажется ли Вам данная работа производительной и интересной?
- Устраивает ли Вас рабочий график?
- Устраивает ли с технической точки зрение место, на котором Вы работаете?
- Устраивает ли Вас доход, получаемый на данном предприятии?
- Важно ли Вам продолжение вашего обучения, можете ли Вы его получить?
- Нет ли у Вас переработки за день и работы в ночные часы?
- Что Вам не нравится в вашей коллективной деятельности?
- Устраивает ли Вас атмосфера в вашем коллективе, взаимоотношения с коллегами, уровень доверия и поддержки?
- Все ли Вас устраивает в действиях вашего руководителя?
- Бывают ли у Вас на рабочем месте производственные конфликты?
- Думаете ли Вы, что работаете среди дилетантов или профессиональных специалистов?
- Пользуетесь ли Вы авторитетом среди других коллег?
- и т.п. вопросы
Данный тест дает возможность оценить обширный ряд факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени он нужен для оценки руководителей среднего звена управления.
Приведем следующую технологию, для удобства заполнения теста: «Перед вами тест, составленный по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного руководителя»
Рассмотрим еще одно из главных условий воздействия на климат в коллективе – это информирование своих работников о миссии, целях и задачах, предотвращение возможных неурядиц и слухов, а так же выбор стиля управления коллективом.
Демократический стиль управления подразумевает дружескую атмосферу в коллективе, взаимное уважение друг к другу, решение вопроса и проблемы происходит коллегиально в процессе общего обсуждения. При этом у сотрудников не появляется чувства принуждения, все чувствуют свою значимость в решении задачи, предлагают свое решение, проявляют инициативу. Руководитель всегда сам принимает итоговое решение, но выбирает лучшее из предложенного в ходе обсуждения. При данном стиле общения многие проблемы сотрудник может решить сам, у него достаточно полномочий, которые ему делегированы руководителем. Для проводимых собраний больше характерны поощрения и похвалы, тогда как наказания и внушения работнику в случае каких-либо нарушений происходят в личной беседе.
Демократия - система управления, при которой сплачивается коллектив, позволяет персоналу ощущать себя единым целым. Атмосфера коллектива отличается доверительностью, доброжелательностью и симпатии друг к другу. Необходимо заметить, что демократический стиль управления не всегда приводит к той же производительности и интенсивности труда, что авторитарный. Выработка продукции и скорость оказания услуг может упасть, но при этом творческий подход к делу, количество выдвинутых идей растет в арифметической прогрессии. Увеличивается удовлетворенность своей работой, повышается самостоятельность и ответственность, формируется позитивный моральный настрой и в целом здоровый климат в коллективе.
Сложившийся коллектив, при выполнении данных условий, способен разрешить даже невероятно сложную задачу. Демократический стиль управления подходит далеко не всегда, он вряд ли применим в цехе, на складе или в магазине, но без него практически нельзя представить издательское дело, маркетинг и рекламу, где требуется творческий подход к делу.
Рассмотри еще один стиль управления – либеральный, еще называемый в народе попустительским. Руководитель словно отсутствует, все решения, отдав на откуп персоналу. При этом интенсивность и производительность труда падает, моральный настрой угасает, отсутствует мотивация и стимулирование труда. Подчиненные начинают сомневаться в своей надобности, способности справиться с задачами. Объединяющего и направляющего начала нет. Такой стиль руководства без ущерба для коллектива и предприятии в целом возможен только в уже сложившемся и сработавшемся коллективе, который может самостоятельно распределить работу и выполнить ее. Этот стиль в складывающемся коллективе внесет хаос и еще больше разобщит людей.
Вывод:
Таким образом, для формирования здорового климата в коллективе должны комбинироваться различные стили управления; необходимо сохранять разумный определенный баланс между достижением целей предприятия и в отдельность каждого участника коллектива и сохранением комфортных взаимоотношений среди персонала. Власть руководителей должна обеспечивать конечный результат, но не вызывать в работниках отторжения или неприязни.