Полный текст статьи
Печать

Переход к инновационной экономике машиностроения является сегодня актуальной темой, при этом в качестве движущей силы рассматривается конкуренция. Современные машиностроительные предприятия внедряют новые технологии, переоснащают производство, совершенствуют кадровую и социальную политики. Усиливая конкурентные преимущества, они повышают сопротивляемость к макроэкономическим изменениям, получают возможность работать на сложном современном рынке.

Несмотря на имеющееся к настоящему времени большое количество работ, посвящённых оценке конкурентоспособности предприятий, среди них не предлагается методики, отличающейся своей надежностью. Поэтому основной задачей исследования ставится выбор оценки конкурентоспособности машиностроительного предприятия посредством методического подхода формирования дифференцированных цен товаров.

Вопросы анализа и изучения конкурентных возможностей компаний и эффективности деятельности компании с учетом степени их проработки на данный момент можно отнести к фундаментальным направлениям. В условиях быстро меняющихся рынков компании во всем мире стремятся к успеху и прилагают огромные усилия в этих направлениях, для того, чтобы преуспеть и быть уникальными на фоне предприятий-конкурентов.

Согласно Амиту и Шумейкеру (1993), возможности компании - это «способность организации распределять ресурсы или их комбинацию, используя организационные процессы» для достижения стратегических конкурентных результатов (Amit & Schoemaker, 1993). Тис, Писано и Шуен (1997) определили возможности организаций как «играющие решающую роль в поддержании их конкурентного преимущества» (Teece, et al., 1997).

Многие исследователи подчеркивают важность использования возможностей и внутренних ресурсов, представляя их с точки зрения интеллектуального капитала. Стюарт (1991) предположил, что «каждая компания все больше зависит от знаний (патенты, процессы, управленческие навыки), технологий, информации о клиентах и поставщиках, а также опыта, полученного ранее», которые в совокупности представляют собой интеллектуальный капитал. Таким образом, он определил интеллектуальный капитал как комбинацию внутренних ресурсов и возможностей организации, а также знаний сотрудников ( Stewart, 1991).

Другие авторы говорят о вкладе внутренних ресурсов компании - её знаний, навыков, возможностей и стремления к генерации интеллектуального капитала. Боландер и Снелл (2007) утверждают, что интеллектуальные активы, такие, как опыт, ноу-хау, инновации и новые идеи, являются ключевыми факторами эффективности деятельности компании и её конкурентоспособности (Bohlander & Snell, 2007).

Человеческий капитал определяется как совокупность нематериальных ресурсов, которыми обладают работники организации (Bontis, 1999). Производительность человеческого капитала зависит от сложного сочетания факторов, связанных с талантами, мотивацией, наградами, навыками, опытом, здоровьем и даже эмоциональными факторами сотрудников (Cabrita, et al., 2007).  В статье Б. Бчини (2015) человеческий капитал определяется как неявное знание, индивидуальные навыки, опыт членов организации, отношения, а также способность к новаторству и обучению. Человек рассматривается в качестве источника стоимости через его знания, как явные, так и неявные (Bchini, 2015).

Итак, конкурентоспособность компании, непосредственно связанная с эффективностью деятельности компании, получает всё большее признание в качестве лучшей цели для менеджмента организации, чем строгие финансовые критерии оценки результатов (Porter & Kramer, 2011). Это связано с тем, что строгие финансовые критерии направлены на сокращение расходов, вследствие чего краткосрочные результаты компании ставятся выше инвестиций, повышающих долгосрочное развитие и рост. По этой причине, рекомендуется ставить создание конкурентоспособных преимуществ первоочередной задачей при принятии управленческих решений (Cabrita & Vaz, 2006). В связи с этим, исследователями предпринималось множество попыток найти взаимосвязь между интеллектуальным капиталом и результатами деятельности компании.

Современные машиностроительные предприятия внедряют новые технологии, переоснащают производство, совершенствуют кадровую и социальную политики. Обретая конкурентные преимущества, они повышают сопротивляемость к макроэкономическим изменениям, получают возможность работать на сложном современном рынке.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику приспособления к условиям рыночной конкуренции [1].

В основе отраслевой конкуренции лежит стремление машиностроительных предприятий к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Экономическая теория оценивает уровень конкуренции машиностроительных предприятий на том или ином рынке по такому маркетинговому инструментарию как дифференциация цен товаров.

Дифференциация цен товаров является важнейшим элементом ценовой политики машиностроительного предприятия, призванным увеличить долю рынка, повысить конкурентоспособность и стимулировать спрос на собственную продукцию.

Дифференциация цен товаров может осуществляться по различным принципам: ценовая дискриминация, по географическим признакам, с учетом системы скидок, объема продаж и др.

Предлагаемый авторами методический подход установления дифференцированных цен товаров основан на применении математической модели потребителя, которая учитывает цену товара, доход потребителя и полезность от потребления товара.

В общем случае он предполагает выполнение следующей последовательности работ:

- выбор принципа дифференциации цен товара;

- сегментация потребителей с точки зрения уже выбранного принципа дифференциации;

- определение объема предложения товара для каждого сегмента;

- установление уровня цены товара для каждого сегмента.

Данная методика обеспечивает выполнение двух конечных условий:

- полную реализацию выпуска, т.е. доведение всего объема выпущенной продукции предприятия до потребителя;

- получение фирмой суммарного (по всем сегментам) дохода большего, чем при рыночной цене.

Побудительной причиной для дифференциации цены товара является невозможность продажи всего выпуска по рыночной цене.

Следовательно, спрос по этой цене меньше предложения и у предприятия образуется избыточный продукт (ΔY). Реализация избыточного продукта по цене меньшей, чем рыночная, возможна, но убыточна.

Поэтому целесообразно реализовывать весь товар по дифференцированным ценам таким образом, чтобы суммарная выручка была бы не меньше, чем при рыночной цене. Конкретный принцип дифференциации машиностроительное предприятие определяет исходя из реальных условий производственного и сбытового процесса. Применение дифференциации предполагает осуществление сегментации потребителей по различным критериям, которое позволяет предприятию определить многообразие назначаемых цен на свою продукцию. Исходя из выбранного принципа дифференциации, она может проводиться по разным критериям – по уровню доходов, по размерам транспортных расходов, по разным категориям льготников, с учетом эластичности спроса по цене и т.д.

В предлагаемой методическом подходе процесс установления уровня цены на машиностроительную продукцию для каждого сегмента потребителей осуществляется с помощью методов математического моделирования.

Введем следующие обозначения:

y  - объем выпуска;

p - рыночная цена товара;

m  - число сегментов потребителей, соответствующее выбранному принципу дифференциации цен;

Ki - суммарный уровень дохода i-го сегмента, i 1,..., m ;

pi - устанавливаемая для i-го сегмента цена товара, i  1,..., m ;

yi - объем выпуска, продаваемого в i-м сегменте, i 1,...,m .

Формально дифференциацию цен товара можно представить, как отображение:

( p; y; Ki ,..., Km ) ( p1,..., pm ; y1,..., ym ) ,

когда каждому объему выпуска, рыночной цене и фиксированной сегментации потребителей предполагаются в соответствие индивидуальные цены для каждого сегмента потребителей и соответствующие им предложения товара.

Относительно цен сделаем следующие примечания. Во-первых, так как дифференциация цен осуществляется в условиях несовершенной конкуренции (монополистическая конкуренция), не предполагаем цену p равновесной (в смысле Вальраса) [4,5]. Для определенности ее можно считать равной предельному доходу (формулу для вычисления такой цены можно найти в [2, С.305]. Здесь важно лишь то, что  p -  это та цена товара, по которой он продается на реальном рынке машиностроительного сегмента.

Во-вторых, все цены для i-ого сегмента одновременно не могут быть меньше цены p, так как нарушается условие неубыточности.

 Поэтому предполагается, что соответствующие некоторым сегментам цены piвыше, чем p.

Естественно, что здесь имеются ввиду те сегменты, которым соответствует более высокий уровень дохода, для которых спрос на товар менее эластичен по цене. Для потребителей данных сегментов, в большинстве ситуаций, престижнее покупать товар по более высокой стоимости, но лучше оформленный и обеспеченный более продвинутыми средствами маркетингом.

Следует отметить, что найденная таким способом последовательность дифференцированных цен не единственна, т.е. при продолжении поиска могут быть найдены и другие дифференцированные цены, но каждая из них гарантирует реализацию всего выпуска и получение дохода не меньшего, чем при рыночной цене p [3,4].

Продемонстрируем применение предлагаемой методики расчета дифференцированных цен на примере конкретных числовых данных АО «Волгоградский завод спецмашиностроения».

Свыше 80% металлургической продукции анализируемого машиностроительного предприятия составляют прессовые поковки с механической обработкой, рыночная цена которой за 1 тонну составляет 40 тыс. руб. Перечень потребителей этой продукции и объемы потребления приведены в следующей таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные потребители АО «Волгоградский завод спецмашиностроения»

Название потребителей

Объемы продаж в 2016 г.

В тоннах

В млн. руб.

1

ООО «Красгормаш»

156

6,24

2

ООО «Уральская ТПК»

157

6,28

3

ООО «НПО Элсиб»

377

15,08

4

ООО «Гурьевский МЗ»

80

3,2

5

ООО «РМЗ Енисей»

57

2,28

6

ООО «Сибэлектротерм»

252

10,08

7

ООО «РАНК-2»

381

15,24

8

ООО «Сибэлектропривод»

405

16,2

9

ООО «Сибэнергомаш»

130

5,2

10

ИТОГО

1995

79,80

 

Повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия практически невозможно достигнуть случайным образом.

Поэтому необходима совокупность методов и приемов, образующих инновационную систему управления конкурентоспособностью. Реализация такой системы напрямую связана с анализом и оценкой всего многообразия условий и факторов функционирования субъектов.

Как показала практика, предложенный методический подход дифференцированных цен обеспечивает выполнение двух конечных условий: полную реализацию выпуска, т.е. доведение всего объема выпущенной продукции предприятием до потребителя и получение предприятием суммарного (по всем сегментам) дохода большего, чем при рыночной цене [6].

Таким образом, достаточно жесткие конкурентные условия на современных мировых рынках потребовали выработки новых подходов и методических рекомендаций, связанных с формированием и развитием конкурентных преимуществ машиностроительных предприятий с учетом влияния различных групп ценообразующих факторов.

В то же время, в перспективном планировании, в большинстве современных концепций конкурентных преимуществ, развивается методология дифференциации цен товаров, предлагаемых на потребительских рынках. Как раз именно такой новой методикой является методика дифференциации цен товаров, представляющая собой новаторский подход в ценообразовании, применительно к конкретному машиностроительному.

Инновационная деятельность в маркетинге предприятия учитывается при рассмотрении, а также, изучении вопросов управления разработкой новых продуктов. В разработке нового продукта активно взаимодействуют друг с другом, как инновационная деятельность, так и маркетинговая. Кроме этого, в сам процесс разработки нового продукта включены следующие этапы: генерация идей, отбор идей, разработка концепции продукта и ее проверка, анализ бизнеса, пробный маркетинг, коммерциализация. К инновационному потенциалу малого предприятия относят: человеческие, технические, материальные, информационные и иные возможности, которые позволяют предприятию реализовать поставленные инновационные цели [6,7].

Сама по себе возможность инноваций внедрится в маркетинговую деятельность задает активный и положительным темп в направлении повышения внутренней экономики любого предприятия. Подсистемы дают возможность оценить ресурсное обеспеченье предприятия, взаимодействие ресурсов и их влияние на эффективность инновационной деятельности предприятия [8].

Сегментация потребителей позволило предприятию определить многообразие назначаемых цен на свой товар. Установление уровня цены товара для каждого сегмента потребителей осуществлялось с помощью математического моделирования.

Дифференциация цен как экономико-математическая модель повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия представляет собой один из наиболее динамично развивающихся разделов прикладной экономической науки и все больше проникает в экономику, экологию, коммерческую деятельность каждого предприятия.