Основной задачей современного образования является содействие личному самоопределению молодых людей в жизни. Социально-экономические условия с современном обществе предъявляют старшеклассникам новые требования.
Для подготовки грамотных, профессиональных специалистов выступает профессиональное самоопределение [3].
Необходимо отметить, что выпускники школ должны ориентироваться на рынке труда и самостоятельно осуществлять выбор будущей профессии, тем самым определив свою личную жизненную позицию в профессиональной среде.
Однако самостоятельно учащиеся школ не всегда могут определиться с выбором профессии, так как в неполном объеме представлено просвещение и консультирование по вопросам однозначного выбора.
Мы считаем, что главную роль в профессиональном самоопределении играет образовательная интеграция при изучении основных предметов по учебному плану, но полные сведения о профессии учащиеся приобретают в процессе профильной подготовки.
Из практики следует, что для подготовки учащихся к профессиональному самоопределению применяются ряд методик, ориентация которых направлена на проведение информационно-просветительской деятельности, проведение диагностики индивидуальных интересов и реальны возможностей учащегося.
Технологии активного обучения, к которым относится и метод проектов, используются гораздо реже, хотя имеют более высокий уровень эффективности [1].
В школьной среде согласно ФГОС нового поколения активно должна применяться проектная деятельность, которая в первую очередь направлена на формирование культуры учащихся.
Метод учебного проекта используется в школьной среде не совсем активно, но смело можно сказать, что как раз данный метод является эффективным средством формирования проектного мышления и активной жизненной позиции.
По нашему мнению, как только учащийся освоит приемы и методы проектирования, овладеет способами проектного мышления у него появится возможность выработать собственное видение будущего, также позволить ему свободно двигаться и развиваться выбранной им траектории, что позволит развить себя как личность.
Как известно, проектная деятельность — это педагогическая технология, которая основывается на применении и приобретении новых знаний путем самообразования [2].
Проектная деятельность включает в себя ряд условий при которых учащийся:
- самостоятельно приобретает новые знания их разнообразных источников по интересующему направлению;
- использует приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;
- приобретает коммуникативные навыки общения, работая в группах;
- получает исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщения);
- развивает системное мышление.
Проекты можно разделить на виды:
- Исследовательские;
- Творческие;
- Информационные;
- Практико-ориентированные проекты;
- Игровые проекты.
Нужно отметить, что исследовательские проекты всегда подчинены логике и всегда должны быть структурированы.
Структура исследовательских проектов:
- выявление актуальности принятой для исследования темы;
- определение цели исследования, его предмета и объекта;
- обозначение задач для достижения поставленной цели;
- определение методов исследования;
- выявление гипотезы обозначенной проблемы и пути ее решения;
- апробация полученных результатов, формулировка выводов по полученным результатам.
Творческие проекты предполагают индивидуальное (авторское) оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом (рис 1):
Практико-ориентированные проекты имеют специфическую особенность, а именно результат деятельности участников проекта обговариваться в начале реализации проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.
Рисунок 1 – Структура информационного проекта
Анализируя проблемы использования проектной деятельности для подготовки учащихся к жизненному и профессиональному самоуправлению необходимо выделить основные требования для эффективной работы:
- при выполнении учащимся творческого проекта необходимо учитывать, что проект должен быть ориентирован на конкретную профессию;
- необходимо проводить долгосрочную работу по уточнению профессиональных намерений учащегося с использованием активных методов обучения.