Тема Великой Отечественной войны и Дня Победы играет важную роль в патриотическом воспитании школьников. Современное поколение старшеклассников имеют достаточно отдаленное представление о Великой Отечественной Войне. Широко эта тема раскрывается лишь на уроках истории, где главным источником информации являются учебники, книги и фильмы. Прикоснуться и прочувствовать тему можно средствами изобразительного искусства. Многие художники посвящали свои картины данному событию, где изображали все тяготы военных лет, быт того времени, показывая, что в каждом предмете заложен смыл. Символика в произведениях изобразительного искусства, посвященных ВОВ проста и понятна каждому, ведь она должна помочь раскрыть образ произведения. Своим исследованием мы решили выяснить, понимают ли современные школьники роль символа в искусстве, что значит для них праздник Победы, возможно ли развитие творческих способностей школьников через обращение к тематическому натюрморту.
Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Так как именно этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Значит, перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка его творческих возможностей [2].
Важное место в программе по изобразительному искусству занимает тема натюрморта, которая помогает решать одновременно творческие и учебные задачи. Натюрморт в живописи как самостоятельный жанр призван достоверно передавать красоту вещей, ежедневно окружающих человека. Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и др. рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем художник узнает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы[3]. Можно выделить четыре вида натюрморта:
- учебный,
- сюжетно-тематический,
- учебно-творческий,
- творческий;
Среди всех видов, авторов статьи особенно интересует сюжетно-тематический натюрморт, объединяющий предметы общей темой и сюжетом, отражая интересы, культуру и жизнь человека. Его главной особенностью является четкое выражение темы через предметы и элементы композиции. В сюжетно – тематическом натюрморте образ раскрывается за счет выбора предметов, композиционного и цветового решений. Через натюрморт происходит знакомство с историей, культурой и народным творчеством, а значит, он выполняет образовательную и воспитательную задачи. Можно сделать вывод, что используя тематические натюрморты в учебных постановках на уроках живописи, учитель открывает красоту привычных для учащихся предметов, помогает раскрывать характер, настроение постановки. Перед тем как попытаться раскрыть Великую тему через тематический натюрморт «День Победы», было решено провести анкетирование учащихся, для того, чтобы узнать их отношение к празднику, выявить ассоциации, связанные с ним. Нами была разработана анкета, которая состоит из 9 вопросов. В анкетирование принимали участие 30 учащихся 9 «Б» и 9 «А» классов. Анкета для учащихся представлена в приложении 1.
Приложение 1.
Анкета для учащихся
- ФИ, возраст, класс
- Напишите свои ассоциации к празднику «День Победы»
- Есть ли в Вашей семье кто-либо, кто принимал участие в Великой Отечественной войне? Укажи, кто
- Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните и передаете из поколения в поколение? Укажите, что это.
- Что на Ваш взгляд, нужно обязательно сделать в день Победы?
- Стоит ли проводить уроки по теме Великой Отечественной Войны? Если стоит, то почему?
- Представьте, что Вы рисуете натюрморт, посвященный «Дню Победы», какие бы предметы Вы изобразили? Какой предмет сделали бы главным
- Какие цвета ассоциируются у Вас с праздником Победы?
- Нарисуйте два эскиза натюрморта, посвящённого празднику Победы. Дайте им названия
В ходе анализа анкет было выявлено, что старшеклассники помнят и чтят подвиг своих предков. Отвечая на третий вопрос они выделяли родственников, принимавших участие в ВОВ: прадедушек, прабабушек. Многие опрошенные ассоциируют этот праздник с торжеством, Родиной, салютом и слезами радости на глазах. Цветовая гамма присущая празднику «День Победы» - это красный, зеленый, оранжевый, черный цвета. При ответе на седьмой вопрос учащиеся выделили предметы: медали, ордена, Георгиевскую ленту, гвоздики, военные фотографии. Именно эти предметы ученики девятых классов видят в композиции военного натюрморта «День Победы». Среди названий натюрмортов прозвучали: «Долгая память», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Фронтовые письма».
Таким образом, можно заключить, что День Победы – особенный праздник и для современного поколения школьников, которое не забывает своих предков, подаривших им свободу и мирное будущее. Некоторые семьи берегут реликвии и награды военных лет, с гордостью передавая их из поколения в поколение. Итак, в результате анализа анкет мы выяснили, что постановка тематического натюрморта требует от учителя грамотного подхода, начиная с постановки цели и выбором предметов, объединенных общей тематикой. Именно эти цели и задачи были поставлены перед нами в ходе составления и проведения урока живописи на тему «День Победы». Главной задачей является правильный выбор предметом и цветовой гаммы, так как любой предмет и цвет несет за собой символическое значение. Опираясь на анкеты учеников девятого класса можно сделать вывод, что главные предметы в тематическом натюрморте – георгиевская лента, медали, ордена, гвоздики, каска или фуражка. Именно эти предметы, по мнению учащихся, ассоциируются с временами Великой Отечественной Войны и Великой Победы. Значение и символика предметов представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Предмет |
Комментарии |
Георгиевская лента |
Двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали. Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя. |
Красная гвоздика |
Всенародный символ памяти и благодарности ветеранам, которые проливали кровь за Отечество. |
Медали, ордена |
Знаки отличия, почётные награды за особые заслуги. Школьники считают важным поместить их в натюрморт, как свидетельства боевых заслуг воевавших. |
Фуражка или каска |
Важность этого предмета в натюрморте учащиеся выделили особенно: она задаст настроение натюрморту, ведь, в зависимости от того, какая она (целая, имеет сколы, следы от пуль и др.) создается образ натюрморта. |
По итогам анкетирования учащихся авторами был составлен натюрморт «День Победы», в который были внесены все те предметы, которые ассоциируются у учащихся с праздником Победы. На данном этапе идет реализация натюрморта в материале. В дальнейшем он станет хорошим наглядным пособием для уроков живописи и выставочным экземпляром, который может экспонироваться на выставках, посвященных празднику. Постановочный натюрморт представлен на рисунке 1.
Рисунок 1.