Полный текст статьи
Печать

Тема натюрморта занимает важное место в обучении изобразительному искусству, так как через натюрморт можно решить одновременно творческие и учебные задачи посредством большого разнообразия видов данного жанра.

Натюрморт (букв. мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики [1 с. 429]. «Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы» [2 с. 34].

До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. История натюрморта насчитывает вот уже почти 600 лет. Он постепенно трансформировался в отдельный значимый жанр, и этот процесс занял не одну сотню лет. В настоящее время натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы предметов, их освещенности и цвета.

Существует несколько видов натюрмортов:

-       учебный;

-       сюжетно-тематический;

-       учебно-творческий;

-       творческий.

Каждый из видов натюрморта выполняет разные задачи. В таблице 1 представлены особенности каждого из видов.

Таблица 1.

Особенности и задачи разных видов натюрмортов 

Вид натюрморта

Особенности

Задачи, которые он решает

Учебный

Предназначен для формирования умения:

согласовывать предметы по тону, фактуре, размеру, раскрывать конструктивные особенности предметов, изучать пропорции. Учебный натюрморт отличается от творческого тем, что в нем ставятся и выполняются  конкретные учебные задачи, такие как  обучение изобразительным основам и активизация познавательных способностей посредством анализа натуры.

Отработка конкретных умений:

-компоновка предметов;

-согласование предметов;

-выявление пропорции;

-раскрытие конструктивных особенностей предметов;

-нахождение цветового, тонального решения;

-изучение пропорций;

-выявление пластики различных форм.

Сюжетно-тематический

Подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Отражает человека, его интересы, культуру и всевозможные стороны жизни. Главной особенностью является четкое выражение темы через предметы и элементы композиции.

-Раскрытие образа через подбор предметов, композиционное решение, цветовое решение.

-Образовательные, воспитательные задачи: знакомство с историей, культурой, народным творчеством и т.д.

Учебно-творческий

Переходный вид данного жанра.

-Отработка умений, навыков, но в то же время, и раскрытие творческой манеры автора.

Творческий

Подразумевает свободное самовыражение художника, раскрытие его замысла, отражение его манеры.

-Раскрытие творческой манеры автора, его самовыражение.

Таким образом, можно заключить, что включение в программу тематических постановок при обучении школьников играет важную роль не только с точки зрения приобретения изобразительных навыков, но и в целях развития кругозора школьника, привития ему вкуса, ценностных ориентаций, положительных установок. Применяя тематические натюрморты в учебных постановках по живописи, преподаватель обучает школьников смотреть на привычные для них предметы по – новому, наблюдать красоту в малом, в предметах повседневного обихода или же предметах исторических, давно вышедших из обращения. Передавать через предметы настроение, характер и образ жизни их обладателя – тяжелая задача, справившийся с ней ученик готов к переходу на более трудные задания. При этом помимо художественных задач тематический натюрморт несет в себе и образовательную нагрузку, через него учащийся может познавать родную историю и культуру, утилитарное назначение предметов, а так же их композиционные и смысловые особенности [3].

Постановка любого тематического натюрморта требует от учителя грамотного подхода, начиная с постановки цели и завершая точным подбором предметов. «Следует оговориться, что каких-либо законов постановки натюрморта, каких-либо правил, усвоив которые можно научиться ставить натюрморт, не существует. Нельзя даже назвать исчерпывающие, точные признаки хорошо составленного натюрморта, равно как и указать какие-то нормы. Но все же можно указать некоторые общие закономерности или, наоборот, на отдельные частные возможности этого жанра. Можно дать некоторые методические советы, следуя которым художник–педагог сможет открыть для себя новые возможности в постановке натюрморта» [4 с. 329]. Основные этапы организации тематического натюрморта представили в таблице 2.

Таблица 2.

Этапы организации и особенности постановки тематического натюрморта 

№ п/п

Этап

Особенности

Рекомендации

1

Определение целей, задач данной постановки

Цель тематического  натюрморта не только приобретение изобразительных навыков, но создание образа.

В изображении натюрморта могут решаться следующие задачи:

1)Композиционная,

2)Предметная

3)Тональная

Постарайтесь определить цели и задачи, которые должны быть выполнены в процессе работы над постановкой. Тематический натюрморт должен быть не просто тренировочным упражнением , которое должно развивать навыки определения пропорций предметов и их перспективных сокращений, тоновых и цветовых отношений, а еще и художественной задачей, необходимо натюрморт сочинить таким образом, чтобы он заключал в себе художественный образ, обладал ярко выраженной темой которой должны быть объединены предметы в постановке.

 

2

Определение темы будущего натюрморта

Тема будущего натюрморта должна быть актуальной, интересной не только педагогу, но и школьникам. Она может быть посвящена какой-либо эпохе,  профессии, времени года и так далее.

Можно провести анкетирование школьников, либо предоставить на выбор несколько предметов из натурного фонда, и предложить учащимся самим попробовать составить натюрморт. Таким образом, будет выявлен интерес школьников к той или иной теме, а так же такой способ способствует развитию воображения и пространственного мышления.

3

Отбор предметов, определение цветовой гаммы

Поставить качественный тематический натюрморт достаточно сложно, так как необходимо подобрать предметы, соответствующие учебным задачам, при этом объединенные по смыслу и тематике, а так же сочетающиеся по колориту.

Ставя натюрморт, необходимо отобрать подходящие предметы для натурной постановки. Необходимо помнить о том, чтобы все они могли быть объединены общей тематикой и связаны между собой по своему назначению, смотрелись друг с другом естественно. 

Использоваться могут как современные предметы, так и старинные вещи, отобраные в натюрмортном фонде образовательного учреждения (самовары, прялки, лапти, и т. д.).

4

Композиционная организация постановки

Художественная ценность, значительность картины будет в первую очередь зависеть от того, как натюрморт поставлен. Поэтому, составляя натюрморт необходимо учитывать все нюансы смыслового и композиционного расположения  предметов.

Важной основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание, определенность замысла и порядка предметов в постановке, а главное тема были выражены наиболее четко. Чаще всего, в натюрморте один предмет делают главным. Это бывает одновременно и самый крупный предмет, он создает центр всей композиции.

Невозможно перечислить все возможности применения живописного тематического учебного натюрморта, однако можно выделить основные правила при постановке. Для раскрытия наиболее интересного образа натюрморта поможет композиционный поиск с изменением ракурса, освещения. Очень важно решить, при каком освещении выгоднее написать натюрморт, так как свет играет важную роль в композиции постановки натюрморта. Рассмотрим основные варианты постановки света:

-  фронтальное освещение делает тени едва заметными;

-  боковое хорошо выявляет форму, объём, фактуру предметов;

-  контражурное освещение придает предметам силуэтные очертания.

Изменение ракурса помогает создать образ натюрморта. Если взглянуть на один и тот же натюрморт с разных точек зрения в поисках наиболее интересной и выразительной композиции. Можно заметить, что постановка натюрморта на уровне глаз обучающихся особенно важна на первых этапах обучения, ведь это позволяет видеть и изображать предметы пятном, не отвлекаясь на объем, воспринимая только силуэты, анализируя форму предмета.

Для успешного выполнения рисунка учащимися необходимо процесс работы разделить на следующие этапы:

1)   предварительный анализ постановки;

2)   композиционное размещение изображения на листе бумаги;

3)   передача характеров формы предметов и их пропорций;

4)   выявление объема предметов посредством светотени;

5)   детальная прорисовка формы предметов;

6)   синтез – подведение итогов работы над рисунком.

Соблюдение этих правил позволит обучающимся в процессе практической работы над учебным натюрмортом наиболее четко выявить основные живописные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветом материальности вещей.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что с помощью тематического натюрморта можно решать множество задач, таких как изучение и развитие знания о законах изобразительной грамоты, формирование художественных навыков. Так же, через тематический натюрморт можно узнать о жизни и истории наших предков, их интересах и увлечениях, наглядно увидеть то, чем занимались и какими ценностями жили. Однако неудачно составленный натюрморт напрямую повлияет на качество усвоения учащимися учебного материала и как следствие – на результативность. Поэтому следует всегда помнить о том, что основой составления тематического натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема натюрморта выражены наиболее четко для понимания учащимися и выполнения ими учебного задания.