Полный текст статьи
Печать

В современных условиях развития высшего профессионального образования при введении ФГОС возникают определенные проблемы, на некоторые из которых обращено внимание в данной статье. Рассмотрены методы, принципы и формы совершенствования самостоятельной работы студентов, как одного из важнейших элементов образовательного процесса. Новые образовательные стандарты возможно осуществить только при наличии высоко профессионального профессорско-преподавательского состава, а также при достаточной заинтересованности обучающихся студентов.  Важнейшим условием перехода на новые образовательные стандарты является эффективная организация самостоятельной работы студентов, для осуществления которой необходимо обеспечить совершенствование контроля: конкретизировать цели, содержание,¬ функции, требования к его проведению и методическому обеспечению. Федеральные государственные образовательные стандарты, высшее образование, функции и содержание самостоятельной работы, контроля, инновационные формы и методы. Одной из наиболее важных задач при переходе на ФГОС в системе высшего профессионального образования является организация самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности согласно требованиям ФГОС ВО является важнейшим элементом образовательного процесса. Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов (СРС) определяется государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами по образовательным программам различных форм обучения, рабочими программами учебных дисциплин, средствами обеспечения СРС: учебниками, учебными пособиями и методическими руководствами, учебно-программными комплексами и т.д. [14,15].

Более 50% всех учебных часов, отраженных в Федеральных государственных образовательных стандартах, выделяется на самостоятельную работу студентов. И это вполне закономерно, так как  общество требует от высшей школой подготовить не только знающего,  но и, главным образом, мыслящего и умеющего добывать самостоятельно необходимые для практической деятельности знания и умения выпускника.  Очевидна важность успешной организации самостоятельной работы бакалавров педагогического образования. Учитывая слабую техническую подготовку абитуриентов в последние годы, особенное внимание следует уделить организации самостоятельной работы при изучении технических дисциплин в гуманитарной подготовке. В педагогической литературе не достаточно широко рассмотрена проблема самостоятельной работы, не указаны роль и круг обязанностей преподавателя при организации самостоятельной работы, слабо освещены вопросы текущего контроля, особенно вопросы обратной связи при осуществлении контроля, не рассмотрено влияние самостоятельной работы на формирование компетенций [7,8]. Важным фактором эффективности самостоятельной работы студентов является, как уже указывалось, характер взаимодействия преподавателей и студентов. А. А. Леонтьев называет четыре условия, которые необходимы для осуществления такого взаимодействия: правильное планирование содержания самостоятельной работы; отбор средств, позволяющих раскрывать это содержание; быстрая и адекватная ориентировка преподавателя в меняющейся ситуации при проведении самостоятельной работы; применение механизма обратной связи, обеспечивающее полное взаимодействие основных элементов системы «преподаватель – студент» [4].

Развитие высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС изменяют содержание деятельности преподавателя и обучающегося студента. При организации самостоятельной работы преподаватель должен создавать условия для формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, способности студентов к самообразованию и инновационной деятельности. В результате осуществления самостоятельной работы под руководством преподавателя студент должен становиться творческой личностью, научиться самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, формулировать проблему и находить ее решения. Анализ научно-методической литературы и педагогической практики позволяет выделить типичные трудности в организации и проведении самостоятельной работы студентов для преподавателя:

1. поиск способов ликвидации нехватки аудиторного фонда, компьютерной техники;

2. осуществление невероятно большого объема работы по созданию подходящих форм и методов организации индивидуальной работы студентов для успешного решения дидактических задач;

3. необходимость иметь сведения

о реальных затратах времени студентов на выполнение домашних заданий по различным учебным дисциплинам;

4. разработка заданий, которые были бы интересны по содержанию и одновременно позволяли бы студентам работать самостоятельно.

В свою очередь,  у студентов также возникают некоторые трудности в выполнении самостоятельной работы в результате:

1.  недостатка навыков самостоятельного учебного труда  (неумение

работать с книгой, вести конспектирование лекций, делать краткие записи и обоснованные выводы);

2.  недооценки роли самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе, восприятия ее как неважного элемента, в отличие лекций, практических и других занятий.  К основным причинам такого явления следует отнести недостаток соответствующих мотивов, установок на серьезную самостоятельную работу;

3. неумения планировать и организовывать свою самостоятельную работу («забывают» планировать все время, отведенное им на самоподготовку, или относятся к этому формально).

4. отсутствия познавательного интереса и психологической готовности к выполнению самостоятельной работы.

Для решения возникающих проблем должны быть определены критерии эффективности организации самостоятельной работы студентов. Ими  могут послужить следующие положения [11]:

1. Содержание¬ самостоятельной работы следует связать с формированием компетенций;

2. самостоятельная работа должна быть целенаправленна, контролируема как студентами, так и преподавателями;

3. задания - дифференцированы и вариативны, т. е. должны учитывать индивидуальные возможности, потребности и интересы студентов;

4. необходимо использовать кредитно-зачетную систему, включающую накопительную систему оценивания самостоятельной работы студентов;

5. самостоятельная работа студентов должна быть обеспечена информационно-методическими средствами и материалами.

Таким образом, эффективно организованная самостоятельная работа способствует формированию будущего специалиста, обладающего навыками самоорганизации, самоконтроля, способного к саморазвитию, к проектированию и претворению в жизнь своих действий. Организация самостоятельной работы студентов (СРС) направлена на осознанное включение студентов в самостоятельную работу как в процесс своей профессиональной подготовки. Такая организация самостоятельной работы должна изменить подход студента к процессу образования. Он должен вполне осознано и самостоятельно включаться сначала в работу с учебной литературой, в последующем¬ с научной, что станет в будущем основой умения формирования проблемы и их решения. Такой специалист в дальнейшем будет постоянно повышать свою квалификацию [16]. Содержание аудиторной и внеаудиторной  [2] СРС определяется в соответствии с рекомендуемыми видами учебных заданий, предусмотренными в рабочей программе учебной дисциплины.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности и уровня умений студентов, а  также от выбранной методике  [12] выполнения этой работы. Контроль результатов самостоятельной работы студентов должен осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме [3]. Формы самостоятельной работы студента могут различаться в  [12]зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, отведенных на это учебным планом:

-подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;

-изучение учебных пособий [9];

-изучение и конспектирование  [12] научной литературы;

-изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;

- написание тематических докладов, рефератов на проблемные темы; аннотирование монографий или их отдельных глав, статей;

- выполнение исследовательских и творческих заданий [9];

- выполнение контрольных и лабораторных работ [12];

- составление библиографии и реферирование по заданной теме.

Аналитики Российского научно-исследовательского института высшего образования (НИИВО) выделяют [9]  следующие   основные характеристики СРС:

1.Психологические условия успешности СРС. Прежде всего, это формирование глубокой заинтересованности к избранной профессии и методам [9]  ее овладения, которые зависят от взаимоотношений [17]  между преподавателями и студентами в образовательном процессе [9];  от уровня [17] сложности заданий для самостоятельной работы; от погружения студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

2. Профессиональная ориентация дисциплин [9,17].  Объем и сложность изучаемых дисциплин должны учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.

3. Ограниченный бюджет времени студента. Преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов и [9]   контролировать СРС равномерно по всему семестру.

4. Индивидуализация СРС включает в себя: активизацию работы с более подготовленными студентами; выделение обязательной и творческой части занятия; проведение регулярных консультаций со студентами; своевременное оповещение о содержании самостоятельной работы, о сроках выполнения, о вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии   устойчивой мотивации студента [3-12]. Самый сильный мотивирующий фактор – стать высокопрофессиональным специалистом.

Факторами, способствующими активизации самостоятельной работы студентов, могут являться:

- полезность выполняемой работы (участие студентов в творческой, научно-методической деятельности под руководством преподавателя);

- участие в олимпиадах по учебным дисциплинам;

- использование мотивирующих факторов контроля знаний ( это накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры);

- награждение  студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы);

- индивидуализация всех видов учебных заданий, постоянное их обновление [9].

Мотивационным фактором в учебной работе, в том числе самостоятельной, является личность преподавателя.

Важны индивидуальные его качества, прежде всего профессионализм, а также творческий подход к учебному процессу, они могут стать толчком раскрытия потенциала студента, а также его дальнейшего развития. Можно сделать следующие выводы:

1.самостоятельная работа занимает особенно важное положение в системе профессиональной подготовки будущих специалистов. Без продуктивно организованной самостоятельной работы невозможна эффективная подготовка современного специалиста;

2. самостоятельная работа не возникает сама по себе, она организуется и управляется преподавателем;

3. для студента самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная познавательная деятельности [4].

Эффективность выполнения самостоятельной работы требует постоянного совершенствования контроля. Общеизвестными недостатками традиционной системы контроля являются: Общеизвестными недостатками традиционной системы контроля являются:

1. сосредоточенность внимания преподавателя на выявлении объема усвоенных студентами знаний, умений и навыков ;

2. дискретность контроля, что проявляется в его неравномерности и наличии значительных по времени бесконтрольных периодов в течение семестра;

3. использование преподавателем методов контроля без учета их возможности для получения достоверной информации о степени затруднений, типичных недостатках и обученности студентов приемам учебной работы [5] . В результате внедрения в учебный образовательный процесс ФГОС и повышения значимости самостоятельной работы студентов контроль приобретает новые качественные показатели, характеризующиеся не только оценкой преподавателем результатов усвоения учебного материала конкретного курса, но и  проявлением осознанного самоконтроля студентами, развитием рефлексивных способностей [5]. Совершенствование контроля связано с выявлением его цели, задач, функционального назначения, соответствия определенным требованиям и содержания. Целью осуществления контроля в вузе являются получение и анализ информации о качестве осуществляемого в вузе учебно-воспитательного процесса, результатом которого  становятся знания студентов, являющиеся фундаментом их профессиональной компетентности [5,12]. Эффективность проведения контроля с педагогической и методической точки зрения – это не только  проверка знаний, умений и навыков  обучающихся, это не только четкое понимание значения контроля, но также знание и умение реализовывать функции контроля [14]. В педагогической литературе выделяют следующие функции контроля: управление, контролирование, обучение, воспитания, развития и диагностики. Важную роль выполняет обратная связь, на основании которой вносятся необходимые изменения в учебный процесс, в используемые методы и формы организации самостоятельной работы, руководства и управления познавательной деятельностью обучающихся. Обратная связь,  представляет  возможность педагогу контролировать результаты процесса обучения каждого учащегося. К сожалению, на практика существующие формы контроля не обеспечивают систематическую обратную связь, важность которой заключается не столько в определении верности или неверности конечных знаний, сколько в возможности контроля,  за ходом процесса обучения, а также за действиями обучаемого [11].

Реализация всех функций контроля приводит к повышению качества образовательного процесса. При проведении контроля важно выполнение определенных требований. Анализируя научную литературу,  можно сделать следующие выводы. При выборе видов и методов контроля  следует выполнять следующие требования [5]:

- планомерность (соответствие учебному процессу);

- систематичность (регулярный контроль усвоенных знаний на каждом этапе в течении всего семестра и учет положительных тенденций в процессе обучения );

- объективность (оценка знаний студентов обусловлена целями обучения, требованиями к усвоению учебного материала; результаты обучения должны соответствовать программным требованиям);

- экономичность (контроль не должен отнимать много времени);

- простота и доступность применения;

-наглядность представления результатов;

- всесторонность ( контроль не только результатов усвоения знаний, но и умений и навыков, а также самого процесса, обеспечивающего их достижение);

- оптимальность контроля (выбор форм, методов и средств контроля, в  соответствующие с установленными требованиями и адаптированными к уровням усвоения знаний студентами для получения наиболее высоких результатов) [5]. 

 Реально преподаватели ограничиваются контролем результата познавательной учебной деятельности – оцениванием знаний, умений и навыков, а сам процесс учебной деятельности остается вне поля зрения. В результате те затруднения, которые испытывают студенты, имеющие низкие результаты, не могут быть выявлены и им не может быть своевременно оказана действенная помощь [5]. Эти проблемы могут быть решены только за счет качественного изменения контроля. В последнее время в процессе обучения в вузе широко используется рейтинговый контроль, имеющий определенные преимущества: благодаря применению  последнего среди студентов возникает конкуренция, появляются условия для состязательности, в результате чего изменяется отношение студентов к обучению и прививаются навыки систематической, самостоятельной работы [8]. 

 Уже отмечалось, что в соответствии с современными требованиями к процессу обучения, изменяется содержание контроля. Важно не только оценивать конечный результат, но и учитывать особенности, оказывающие влияние на этот результат, которые помогут диагностировать и прогнозировать способы улучшения учебно-познавательной деятельности. С одной стороны, будущим специалистам усвоить функции теоретических знаний, а с другой, важно контролировать процесс обучения. Такой контроль возможно осуществить с помощью рейтингового контроля оценки знаний и самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. 

      Преимуществом рейтинговой оценки по сравнению с традиционной является также дифференцирование уровня знаний. Оказывается возможным заметить любые изменения в усвоении учебного материала каждым студентом, настроить студента на систематическую работу в течении всего семестра, а также обеспечить объективный подход к оценке качества обучения, т. е. объективность диагностики знаний [15].

 Внедрение балльно-рейтинговой системы отвечает  современным требованиям ФГОС.   Содержание Рабочих программ учебных дисциплин (РПУД) отличается от прежних Учебно-методических комплексов (УМК). Не достаточно  постановки общих задач курса и подробного описания содержания дисциплины с прилагаемым списком литературы. Разработка ФГОС – это комплексное подробное проектирование учебного процесса, максимально приближенное к  процессу обучения студентов [13]. В рамках РПУД представленные задачи дисциплины должны быть связаны с формируемыми компетенциями, а сами компетенции представлены в уровнях   подготовки студентов «на входе» и «на выходе» изучения дисциплины. Знания и умения, отраженные в уровнях подготовки должны быть легко проверяемы с помощью известных образовательных технологий и форм контроля, а фонд оценочных средств должен отражать все запланированные формы контроля [13].  Содержание балльно-рейтинговой системы отражает ее логичность, сбалансированность и информационная открытость. В течении первой недели учебного семестра информация о структуре рейтинговой системы, количестве и сроках проведения контрольных мероприятий должна быть доведена до  обучающихся [5,13].

Рейтинговая система характеризуется не только выше указанными преимуществами, но обладает глубинным противоречием. Такая система контроля обеспечивает   инновационные условия общественного развития и требования современного рынка труда, а также учитывает особенности современного поколения с социокультурными последствиями информационной революции – формированием поколения с развитым латеральным («клиповым») мышлением [6].

Основное содержание балльно-рейтинговой системы контроля  рассчитано на представление о студенте, который планирует свои действия на весь семестр, учитывая накопительную систему оценивания, своевременное и добросовестное выполняет учебные задания.

 Таких студентов не так много («отличники» классического образца), которые  могут выполнить все эти требования. Но обычный  «типичный» современный студент работает нерегулярно, для него важно иметь  возможность входить  в учебный процесс на разных его этапах, активизировать свои усилия в тот или иной момент, относительно безболезненно переживать периоды спада учебной активности, выбирать для себя наиболее интересные и удобные учебные ситуации.

Следовательно, важнейшими качествами балльно-рейтинговой системы становятся ее гибкость и вариативность, модульная структура, а не академическая целостность, максимизация учебной активности студентов и повышение формального уровня успеваемости [13]. Эффективность балльно-рейтинговой системы будет обеспечена в том случае, если информационная система будет доведена до каждого студента с тем , чтобы он мог в самом начале семестра внимательно ознакомиться с рейтинг-планом, с методическим сопровождением и на основании этих материалов составить свой собственный план выполнения учебных заданий [13].

В то же время надо учитывать, что большинство студентов рейтинговой системой займутся только ближе к концу семестра. Следовательно, ориентируясь при проектировании рейтинг - плана на действия «идеального студента», преподаватель должен изначально учитывать в рейтинговой модели и поведение обычного студента. Для повышения успеваемости студентов следует выделять наиболее важные единицы содержания и учебные ситуации, которые будут обязательными для изучения всеми студентами, их рейтинговую оценку следует увеличить, а сами задания возможно продублировать  с помощью компенсирующих рейтинговых заданий. 

Такой комплекс компенсирующих рейтинговых заданий следует разработать достаточным для организации индивидуальной, самостоятельной работы студентов, не вовремя приступивших к изучению данной дисциплины [13].  Он может быть использован успешными студентами для добора  небольшое количество баллов перед началом сессии [12].  

Таким образом балльно-рейтинговая система контроля может обеспечить гибкость и вариативность образовательного процесса, но при этом   не следует забывать требований учебной дисциплины. Рейтинговая модель оценивания не должна представляться как система «автоматов», когда «даже тройку можно получить без экзамена» [13].

Благодаря информационному контролю рейтинговая система заставляет обучающегося систематически заниматься в течение всего семестра, что приводит к повышению качество обучения. При этом повышается рост учебной активности, организованность, своевременное выполнение учебных заданий .Важно, что организация этой системы контроля требует от преподавателя очень четкой, спланированной организации работы. Нагрузка увеличивается потому, что приходится ежедневно проверять большое количество выполненных заданий [1]. Это одно из главных условий - быстрота проверки заданий, чтобы обучающийся смог увидеть свои пробелы и устранить их, пока не забыл.

Таким образом, стимулируя подготовку всех обучающихся к каждому занятию, проводя систематическую проверку и оценивание их знаний, умений и навыков, заставляя студентов работать каждодневно, преподаватель предупреждает появление пробелов в знаниях [1]. Перечисленные средства оценивания дают возможность контролировать процесс овладения учебным материалом, создают выгодные условия для учета индивидуальных особенностей студента, содействуют систематическому усвоению знаний. Следовательно, растет заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным.

Несмотря на неоспоримые достоинства рейтинга, нельзя утверждать, что его внедрение в учебный процесс решает все вопросы, связанные с контролем. Необходимость выявления у студентов степени усвоения фундаментальных основ науки, умений применять теоретические знания для решения конкретных профессиональных задач, сформированности профессиональной мотивации и исследовательского опыта студентов обусловливает разработку и внедрение инновационных форм и методов контроля. К их числу относятся « экзамен за круглым столом», выездной экзамен, экзамен-дискуссию, экзамен с элементами дидахографии, тест-проект и др.