5-30 апреля 2017 г. состоялась работаIV Всероссийского педагогического форума с международным участием «Информационная среда технологического образования» (далее Форум), организатором которого является ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», при научном руководстве доцента Н.Н. Новиковой. Главная задача Форума - развитие информационной среды технологического образования (https://sites.google.com/site/iksto2017/home).
На Форуме впервые была организована работа дискуссионных площадок по направлениям: включение сетевого урока в учебный процесс; дистанционные формы активизации учебной деятельности обучающихся; ИКТ в профессиональной ориентации школьников; место и роль робототехники в технологическом образовании; мобильные технологии в образовании; образовательный квест как инновационная педагогическая технология; перспективы использования 3D технологий в технологическом образовании. Это наиболее востребованные и актуальные вопросы, касающиеся модернизации технологического образования школьников.
Одно из направлений «ИКТ в профессиональной ориентации школьников» курировала автор статьи, и в данной статье представлены результаты проблемных обсуждений (https://sites.google.com/site/iksto2017/diskussionnye-plosadki-foruma/ikt-v-professionalnoj-orientacii-skolnikov).
Профориентация в школе – одно из важных направлений в воспитании и развитии школьников. Большая роль, по-прежнему, остаётся за предметом технология, где имеется возможность познакомить школьников с основами инженерных профессий, с профессиями которые создают материальный мир. Широкие возможности предоставляют ИКТ для профориентационной работы со школьниками. Сегодня среди современных средств учителя используют виртуальные экскурсии, видеоматериалы, посещение официальных сайтов предприятий и профильных вузов и колледжей и др.
В рамках дискуссионной площадки предлагалось обсудить вопросы: Какие электронные ресурсы используют в школах для профориентации? Имеется ли у учителей достаточное количество средств ИКТ и условий для проведения профориентационной работы в школе? Устраивает ли качество материалов? Важно было выявить мнение участников о том, какие формы профориентационной работы можно использовать в школе с применением средств ИКТ.
В качестве примера использования ИКТ в профориентационной работе была дана ссылка на сетевой проект «Исследовательский десант на производство» https://sites.google.com/site/issledovatelskijdesant2/. Автор идеи доцент Н.Н. Новикова, реализован проект в Сыктывкарском государственном университете. В рамках новой формы, такой как сетевой проект, учащиеся расширили знания о сферах производства, изучили производственные предприятия своего региона. Этот проект позволил интегрировать работу с информационными ресурсами и реальную работу с предприятием.
Кроме того, участникам предлагались ссылки на электронные ресурсы, которые можно использовать в профориентационной работе. Атлас новых профессий (http://atlas100.ru/), где можно узнать о профессиях будущего и как изменится рынок труда. Ресурс «Траектория Таланта» (http://intalent.pro/ - INTALENT), помогающий пользователю самостоятельно разработать траекторию профессионального развития, а также оказывающий методическую поддержку родителям старшеклассников и людям, системно занимающимся профориентационной работой. И ссылка на профориентационные тесты, которые предназначены для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова (http://onlinetestpad.com/ru/tests/psychology/profession). Мир в радуге профессий - конкурс видео роликов, который проводится по регионам https://www.youtube.com/playlist?list=PLLjZ36kNqrFt87Y2d9TFpb7tosR4ITi0q. Это еще одна возможность ИКТ в профориентационной работе. Видео как нельзя лучше может познакомить с профессией, а если еще и сделан студентом, который осваивает профессию, то в этом случае школьники как бы разговаривают со сверстниками, а значит более доступно и доверительно происходит взаимодействие.
В работе дискуссионной площадки приняли участия преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования, учителя технологии, преподаватели вузов. Чаще всего высказывали мнение о целесообразности использования предложенных куратором электронных ресурсов. Те, кто впервые с ними познакомились, положительно оценили возможности, и запланировали их использование. Однако при этом выяснилась проблема, связанная с неустойчивым затрудненным выходом в интернет из школьного класса. Например, «Да, к сожалению, в моем случае - это мечта, чтобы в кабинете был выход в интернет, я с легкостью могла открыть предложенные ресурсы и показать ребятам то, что данные ресурсы предлагают. Как бы это разнообразило занятие. Просматривая их, думаешь - сколько интересного упускаешь» (Ирина Коломейцева).
Существенным результатом общения явилось то, что участники предложили на обсуждение свой опыт по использованию ИКТ, среди них можно выделить: создание и использование ресурса для организации профориентационного мероприятия/конкурса; образовательные путешествия, которые знакомят с профессиями; системная профориентационная работа образовательной организации и др. Вот несколько интересных идей, высказанных и получивших одобрение и поддержку.
«В 9х классах есть предмет "профориентационная работа" В теме, знакомство с профессиями, делаю тесты, маршруты путешествия по новым профессиям» (Надежда Малахова).
«Примером профориентационной деятельности обучающихся является ежегодный Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских и творческих работ обучающихся "Первые шаги в науку: инновации и творчество", организуемый кафедрой технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного университета, г. Киров. Конкурс проводится дистанционно». Адрес доступа: https://sites.google.com/site/pervyesagivnauku/» (Елена Николаевна Шигарева).
«Одной из форм профориентационной работы со школьниками мы предлагаем использование одного из этапов образовательного квеста "Путеводитель НАНОведа". При посещении станции "Мир профессий: прошлое настоящее будущее" (https://sites.google.com/site/putevoditelnanoveda/tehnovedy/stancia-10-mir-professij-prosloe-nastoasee-budusee), обучающимся предстоит задуматься, какие профессии навсегда уходят из жизни человека в условиях развития техники и инновационных технологий, какие профессии будут вечными, а какие профессии появятся вновь и станут перспективными в ближайшем будущем. Здесь важно, чтобы школьники задумались о перспективе получения будущей профессии и смогли выстроить траекторию своего образовательного пространства для получения той профессии, которая ему нравится (Елена Николаевна Шигарева).
«Методы и формы профориентационной работы в школе достаточно разнообразны. И неотъемлемой частью занятий по профессиональному самоопределению является использование ИКТ, как в рамках учреждения, так и дополнительно в свободное время обучающихся. Информация в сети Интернет ежеминутно обновляется, тем самым обогащая знания учащихся. Так же можно и без выхода в интернет организовать просмотр видеофильма, отражающий, например, специфику работы той или иной профессии. А благодаря электронным образовательным курсам, можно просматривать подобранную преподавателем информацию вне образовательного учреждения. Предлагаю ознакомиться с подобным образовательным курсом по профориентации https://sites.google.com/site/festivalkonkursforuma2017/7-obrazovatelnyj-sajt-ucitela/koskova-m-p» (Мария Коскова-Деришева).
«ИКТ в профессиональной ориентации школьников на современном этапе играет значительную роль: элементарно можно использовать различные компьютерные тесты, создавать разные сайты с рассказами о профессиях, Веб-квесты и много чего еще. На будущую профессию можно ориентировать, если на базе дополнительного образования создать углубленную программу по знакомству с той или иной профессией. С 1993 года в ЦДОД г. Усинска работает созданная нами Школа программистов-https://vk.com/shckola_programmistov, ведь ИКТ в этой профессии занимает почти 100% рабочего времени. Профессию хорошо можно узнать, если погрузиться в неё как можно более полнее, еще с одной профессией можно углубленно познакомиться в школе менеджеров, работающей в ЦДОД с 1991 года - https://vk.com/managerschoolcdod. Дополнительное образование также может помочь и с выбором других профессий, создав для учащихся всех школ профориентационный кабинет http://cdod-usinsk.ucoz.ru/index/glavnaja_stranica_proforientacii/0-203 (Валерий Максименко).
«На базе Технического лицея г. Сыктывкара в рамках предмета "технология" учащиеся школ города имеют возможность пройти предпрофессиональную (предпрофильную) подготовку и ознакомиться с рядом рабочих профессий. http://sykttl.ru/» (Ирина Чеснокова).
Подводя итоги работы дискуссионной площадки уместно привести мнение Марии Торлоповой, учителя технологии «В настоящее время одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Показательно, что информационно-коммуникационные технологии сами по себе не реализуют новую образовательную парадигму, но являются мощным средством для ее воплощения в практику. Безусловно, для эффективного использования ИКТ в образовании необходимы соответствующая организация процесса обучения, информационные и учебные ресурсы. Представленные ссылки интересные и познавательные! Спасибо за проделанную работу!» (Мария Торлопова)
Считаю, что обсуждение состоялось, и в первую очередь, благодаря искренним высказываниям участников. Нам удалось выяснить, что есть новый ресурс в виде атласа новых профессий, который может широко использоваться в профориентационной работе. Тестирование для выявления профессиональных предпочтений и личностных характеристик - это один из наиболее популярных электронных ресурсов. И, важное в этой дискуссии то, что участники поделились своими наработками, ссылками и идеями. В современной информационной среде профессиональное обсуждение тематических проблем является наиболее приемлемой формой педагогического мобильного взаимодействия. Предполагаю, что подобные дискуссионные площадки станут обязательным компонентом сетевых профессиональных сообществ.