Полный текст статьи
Печать

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы предусмотрены системные изменения по развитию современной образовательной среды посредством создания инновационных методических сетей и объединений образовательных и научных организаций [4]. Значительное влияние на решение указанной задачи оказывает стремительное развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. В результате информатизации предметного обучения изменяется инфраструктура и содержание системы образования, важнейшими особенностями которой становятся скорость и отсутствие ограничения пространственными, временными и институциональными рамками, интеграция с единой информационной средой. Информационное насыщение способствует оснащению образовательной среды совокупностью средств общения. [1]. Современная информационно-образовательная среда (ИОС), сформированная инновационной педагогической системой и ее ресурсным обеспечением, призвана обеспечить условия и возможности успешного развития информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

В рамках создания ИОС технологического образования развивается один из его компонентов – сетевое профессиональное сообщество педагогов. Формированию и развитию информационно-коммуникационной среды технологического образования посвящено исследование Н. Н. Новиковой, ею сформулировано определение информационно-коммуникационной среды технологического образования, под которой понимается «совокупность условий, нацеленных на достижение новых образовательных результатов технологического образования и основанных на возникновении, развитии процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым (и), педагогом и средствами ИКТ» [1]. Подробно раскрыты вопросы разработки сетевых педагогических сообществ, обоснованы формы и способы сетевого взаимодействия учителей, описаны методы и средства его организации, предложены критерии оценки эффективности профессиональных сообществ учителей технологии.

Возможности информационной сети Интернет предоставляют в распоряжение преподавателей огромное количество открытых информационных ресурсов и социальных сетевых сервисов, поддерживающих их индивидуальное и групповое использование. С 2001 года во многих регионах России создаются сообщества педагогов в сети Интернет как общепедагогические, так и тематические, предметные. Сетевые сервисы сегодня являются одной из наиболее динамично развивающихся областей в модернизирующейся информационной среде, а их потенциал достаточно велик и уже широко используется в образовании, поскольку позволяет объединить педагогов на основе общности целей, ценностей и интересов.

В настоящее время активно функционируют и успешно развиваются сетевые профессиональные сообщества учителей технологии Республики Коми (http://komiedu.ru/communities/tekhnologiya/index.php) [2] и учителей технологии при кафедре технологии и методики преподавания технологии Пермского государственного педагогического университета (http://technology.pspu.ru/) [5]. Опыт участия педагогов в данных сообществах показывает, что форма сетевого профессионального взаимодействия и коммуникации с использованием дистанционных технологий позволяют на более высоком уровне решать профессиональные задачи [3].

В рамках функционирования вышеуказанных сетевых сообществ учителей технологии осуществляется взаимодействие педагогов в области проектирования информационно-коммуникационной среды технологического образования. Взаимодействие в сетевых сообществах позволяет формировать инновационное поведение в ходе участия в различных научно-методических мероприятиях (конференции, семинары, курсы, форум и т.п.), в рамках которых участники повышают свою квалификацию [7].

Как утверждает Н.Н. Новикова, доцент СыктГУ, эффективность совместной работы в ресурсе и развитие сетевого сообщества учителей технологии Республики Коми обеспечивается благодаря доступности и интуитивной понятности технологической платформы Вики (Wiki). На основе механизма проектирования сетевого педагогического сообщества учителей технологии Республики Коми определены этапы проектирования сетевого профессионального сообщества. 1. Определение целевой аудитории. 2. Выделение проблемы, актуальной для целевой группы. 3. Формулировка цели создания сообщества и задач, решаемых в рамках сообщества. 4. Определение основных видов деятельности сообщества и механизма координации сообщества (распределение ролей, виды коммуникации). 5. Выбор способов привлечения участников в сообщество. 6. Выбор вариантов использования инструментов социальных сервисов в деятельности сетевого сообщества [1, 3].

Выделенные этапы послужили основой для проектирования сетевого сообщества учителей технологии Кирова и Кировской области. Первоначально обозначена целевая аудитория сообщества. В работе создаваемого сетевого сервиса смогут принять участие, как учителя технологии, педагоги центров творческого развития, так и студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели не только ВятГУ, но и профильных факультетов российских университетов.

Исследование образовательных потребностей педагогов, а также их информирование о предстоящем запуске сетевого сервиса позволили изучить потенциал для создания сетевого сообщества учителей технологии Кирова и Кировской областии провести анкетный опрос целевой группы. В этих целях была разработана анкета для учителей, включающая следующие вопросы. 1. Фамилия, имя, отчество. 2. Контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты). 3. Место работы. 4. Должность. 5. Населенный пункт. 6. Уровень образования. 7. Уровень владения компьютером. 8. Зарегистрированы ли Вы в профессиональных сообществах? 9.  Принимаете ли Вы участие в работе сетевых сообществ, в которых зарегистрированы? 10. Считаете ли Вы необходимым создание сетевого профессионального сообщества, способствующего непрерывному образованию и объединению усилий учителей технологии, изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования Кировской области? 11. Хотели бы Вы принимать участие в работе сетевого педагогического сообщества учителей технологии, изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования Кировской области? 12. Какие разделы сайта Вам интересны? 13. Какие вопросы Вам интересны для обсуждения? 14.  какая форма организации взаимодействия для Вас предпочтительна? 15. Ваши  пожелания и предложения по организации работы сетевого сообщества.

По мере поступления данных от потенциальных участников сетевого профессионального сообщества осуществляется формирование базы учителей технологии Кирова и Кировской области. На основании данных опроса более 30 учителей технологии Кирова и Кировской области определено, что сетевая форма организации профессионального взаимодействия и коммуникации востребована практикой, поскольку позволяет педагогам предметного обучения решать задачи, сформулированные И. Н. Фроловым:

-     обеспечение информационной поддержки, образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы для всех участников сетевого ресурса;

-     повышение эффективности использования методических ресурсов;

-     расширение возможностей для повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с потребностями развивающейся системы образования, а также самореализации и самоутверждения;

-     объединение усилий и возможностей в области проектирования информационно-коммуникационной среды и внедрения в профессиональную деятельность современных информационно-коммуникационных средств [8].

Анализ результатов опроса позволил сделать следующие выводы.

96 % респондентов являются уверенными пользователями компьютера.

74 % опрошенных респондентов зарегистрированы в сетевых профессиональных сообществах,  52 % принимают участие в сетевых конкурсах.  65 % от общего числа опрошенных используют в своей работе методические материалы, размещенные на сайтах сообщества.

Все опрошенные единогласно отмечают необходимость создания сетевого сообщества учителей технологии Кировской области и выражают желание принимать участие в его работе.

Также участники опроса выделили основные разделы сайта, представляющие для них наибольший интерес (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Предпочтения пользователей по разделам сайта 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что все разделы информационной платформы сообщества важны для представителей целевой группы, но наиболее актуальными из них являются следующие: наличие учебно-методической копилки материалов, участие в семинарах, конкурсах и конференциях, а также общение на профессиональные темы в рамках сетевого сообщества.

Учителя технологии обозначили наиболее приемлемой формой сетевого взаимодействия рассылки по электронной почте (87 %) и вебинары (70 %). Предпочтения пользователей по формам организации взаимодействия к общему числу положительно рассматриваемых форм в процентном соотношении выглядит следующим образом (рисунок 2).

  

Рисунок 2. Предпочтения по формам организации взаимодействия 

Учителя обозначили следующие вопросы для обсуждения в рамках сетевого профессионального сообщества:

-     общение на профессиональные темы;

-     методические материалы по преподаваемой дисциплине;

-     методические материалы по проектированию информационно-коммуникационной среды технологического образования;

-     информация о нормативно-правовой базе;

-     информация о цифровых образовательных ресурсах;

-     информация о сетевых проектах, дистанционных курсах, конкурсах и олимпиадах по технологии.

Респонденты также высказали следующие пожелания для организации сетевого профессионального сообщества учителей технологии Кирова и Кировской области:

1. Размещение в материалах сообщества методических разработок, как практикующих преподавателей, так и студентов, методистов организаций высшего образования.

2. Четкость, конкретность изложения и представления информации.

3. Доступность в размещении материалов.

4. Документальное подтверждение участия в разных мероприятиях с указанием уровня мероприятия (региональный, всероссийский).

5. Организация конкурсов не только методических работ, но и тематических творческих работ (изделий, выполненных педагогами).

6. Желание оказать помощь в пополнении копилки методических материалов.

Таким образом, полученные в ходе анкетирования учителей данные позволили выявить целесообразность создания сетевого ресурса для профессионального взаимодействия учителей города Кирова и Кировской области. Разработка электронного образовательного сервиса сотрудниками кафедры технологии и методики преподавания технологии ВятГУ, при участии опытных магистрантов СыктГУ, его внедрение для организации информационно-коммуникационной среды предметного обучения позволит учителям технологии Кирова и Кировской области решать вышеуказанные задачи, а также достигнуть ключевой цели – профессиональное взаимодействие и повышение квалификации в рамках сетевого педагогического сообщества.