Направление и целевые установки дополнительного образования школьников отражены в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [5] и Концепции развития дополнительного образования детей в РФ [4].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает: цели, задачи, место дополнительного образования в структуре всей системы образования, его виды, подвиды и разновидности образовательных программ. Согласно данному нормативному документу дополнительное образование является видом образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и сопровождается повышением уровня образования [5].
В Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации определяется «ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества». При этом конкурентными преимуществами дополнительного образования являются: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям [4].
Реализация современного содержания предметной области «Технология», отражающего инновации научно-технологического развития Российской Федерации, не может быть решена без совершенствования системы дополнительного образования. В настоящее время сокращение количества часов на преподавание технологии в школе и устаревшая материально-техническая база школьных мастерских требуют новых подходов к процессу интеграции технологического образования в школе и системы дополнительного образования.
Обновленное содержание технологического образования представлено в примерной основной образовательной программе и выстроено в структуре трех взаимосвязанных блоков: современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития; формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся; построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения [3]. Данное содержание должно ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показать технологическую эволюцию человечества и технологические тренды ближайших десятилетий, а также способствовать получению опыта персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений и обеспечить обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий.
Реализация обновленного содержания предметной области «Технология», на наш взгляд, должна осуществляться не только на уроках технологии, но и в процессе дополнительного образования. Авторами статьи был проведен анализ образовательных программ дополнительного образования, представленных на официальных сайтах шести образовательных учреждений города Сыктывкара (таблица 1). Цель анализа – определить виды направлений технологического образования, которые чаще всего предлагаются учащимся в учреждениях дополнительного образования города Сыктывкара.
В исследовании анализировалась образовательная деятельность следующих учреждений: Дворца творчества детей и учащейся молодежи г. Сыктывкар (ДТДиУМ), Республиканского центра дополнительного образования (РЦДО), Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 25 «Радость» (МУ ДО «ЦДОД №25 Радость»), Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 1 «Орбита» (МУ ДО «ЦДОД №1 «Орбита»), Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 36» (МУ ДО «ЦДОД №36»), Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей № 38» (МУ ДО «ЦЭВД №38»).
В результате исследования выяснилось, что во Дворце творчества детей и учащейся молодежи г. Сыктывкара и в Республиканском центре дополнительного образования предоставляются разнообразные направления технологического образования. В области декоративно-прикладного искусства в данных образовательных учреждениях учащимся предоставляются программы по десяти направлениям, а в области технического творчества - более четырех.
Результаты анализа так же показали, что во всех исследованных учреждениях дополнительного образования города Сыктывкара, можно выделить пять самых популярных направлений декоративно-прикладного творчества: художественная обработка декоративных материалов; рисование; роспись на ткани; вышивка, лепка. Также популярными являются направления: бисероплетение, мягкая игрушка, конструирование и моделирование одежды, основы дизайна. Самыми нераспространёнными направлениями декоративно-прикладного искусства являются направления: флористика и стилистика (прическа, макияж), народный костюм Республики Коми.
Более подробное изучение программ по направлениям декоративно-прикладного искусства показал, что большинство педагогов реализуют дополнительное технологическое образование с учетом региональных и этнокультурных особенностей Республики Коми. Модели реализации этнокультурного содержания, у каждого педагога имеют свои особенности, и построены на конкретном содержании, но все они обеспечивают освоение этнокультурного наследия, становления и воспитания личности на традициях культуры этноса.
Следует отметить недостаточное количество учреждений дополнительного образования в городе Сыктывкаре, осуществляющих реализацию образовательных программ по техническому творчеству, что в свою очередь не позволяет учащимся углубить знания и развить свои способности по основам компьютерной техники, робототехнике, радиоэлектроники, автоделу (автомоделированию), радиоэлектронике, судомоделированию.
В тоже время, мы надеемся, что создание современного детского технопарка «Кванториум» в городе Сыктывкаре, который станет базовым региональным исследовательским и конструкторским центром, обеспечит распространение лучших практик в области дополнительного образования детей по технической направленности во всех муниципальных образованиях в Республике Коми. Предполагается, что в детском технопарке «Кванториум» будут обучаться не менее 800 детей и реализовываться 6 новых программ технической и естественно-научной направленности: геоквантум, аэроквантум, IT-квантум, робоквантум, автоквантум, дополненная и виртуальная реальность. Задача проекта заключается в том, чтобы обучающиеся, изучая новые перспективные технологии имели возможность расширить и углубить знания по технологическому образованию в соответствии с современным состоянием научно-технического развития общества.
Таким образом, анализ образовательных программ в учреждениях дополнительного образования в городе Сыктывкаре позволяет утверждать, что технологическое дополнительное образование способствует:
- развитию у обучающихся творческого, интеллектуального потенциала;
- формированию мотивации и расширение возможностей для изучения предметной области «Технология»;
- повышению возможности получения практико-ориентированных знаний по предметам технического творчества;
- формированию умений быстро адаптироваться к новой технике и технологиям в различных сферах;
- развитию познавательных и профессиональных интересов, активизации творческого мышления, формированию определенного опыта творческой деятельности;
- зарождению интереса к традициям, культуре своего и других народов через познавательную и практическую деятельность;
- получению допрофессиональной подготовки по различным направлениям.