Полный текст статьи
Печать

В последние годы широко обсуждается тема организации школьного технологического образования и подготовки выпускника школы, отвечающего современным требованиям ФГОС [1, 2]. С целью исследования эффективной организации школьного технологического образования на кафедре теории и методики преподавания технологии ФГБОУ ВО Вятского государственного университета г. Кирова проводится исследование в образовательных учреждениях региона с использованием методов опроса, анкетирования, тестирования, наблюдения и статистического анализа.

Одной из актуальных проблем в системе контроля в современном технологическом образовании является вопрос мониторинга развития УУД и технологических навыков учащихся. Причём, в связи с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО [1, 2] к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам обучающихся, мониторинг должен выстраиваться с учётом интеграции художественных и технологических навыков школьников и начинаться на этапе начального образования. Поэтому большое внимание заслуживает ручной художественный труд школьников как среда наиболее системного и оптимального формирования художественно-технологических навыков учащихся.

Для оценки сформированности художественно-технологических навыков школьников в процессе ручного труда нами разработан, апробирован и скорректирован комплект таблиц, рассчитанный на использование непосредственно в учебном процессе и способствующий выявлению практических навыков  и культуры труда учащихся, а также проблемных аспектов в преподавании технологии. В комплекте представлены:

1)  Тестовый материалдля проведения в условиях обычного учебного занятия диагностики у школьников технологических навыков, сформированных посредством применения техник ручного труда. Он представляет собой комплект тестовых карт-таблиц формата А4, составленных на основе разных техник ручного художественного труда, с указанием четырёх критериев оценки навыков по четырём направлениям, характеризующим качество использования конкретного инструмента, материала и инструкций.

2)  Карты для оценки и мониторинга формирования у учащихся художественно-технологических навыков на основе применения наиболее часто используемых в содержании школьного образования техник ручного труда (25 техник и их комбинаций). Они представляют собой комплекты оценочных карт-таблиц формата А4,  с указанием четырёх критериев оценки навыков по четырём направлениям, характеризующим сформированность культуры труда учащихся, технологическую и эстетическую грамотность школьников и качество использования конкретного инструмента, материала и инструкций. Карты оценки могут использоватьсядля мониторинга динамики развития школьников и коррекционной работы учителя.

3)  Балловые таблодля быстрого выставления оценок всему коллективу учащихся в течение одного урока. Они представляют собой комплекты из восьми пронумерованных табличек, собранных на формате А5, распределённых попарно для удобства заполнения по именам, партам и рядам. Таким образом, непосредственно на уроке при наблюдении за коллективом школьников, учитель может держать в руках только одну таблицу формата А4 со всей оценочной информацией; проставлять оценки в балловые табло, соответственно нумерации качественных показателей. Подробное заполнение индивидуальных таблиц и подсчёт баллов по вертикалям (индивидуальные результаты) и горизонталям (общие результаты) можно производить уже после урока.

4)  Карточки статистикидля выведенияпромежуточных результатов и использования их в мониторинге формирования и развития художественно-технологических навыков учащихся. Они представляют собой карточки формата А6, в которых заполняются данные проведённого наблюдения с указанием учебного заведения, класса, ФИО учителя, даты, количества учащихся, принимавших участие в проверке. В основной части карточки заполняются статистические результаты покачественным показателям: сумма высоких и повышенных результатов (выше нормы) - «высокий» результат; показатель среднего результата (норма), можно указать количество учащихся с пониженными результатами по данному показателю (граница нормы); также фиксируется количество результатов низкого уровня. По каждому качественному показателю проводится подсчёт процентных соотношений высокого, среднего и низкого уровня сформированности художественно-технологических навыков и культуры труда учащихся. Таким образом, можно осуществлять мониторинг развития исследуемых показателей у коллектива учащихся, проводить сравнительный анализ уровня между разными коллективами.

5)  Таблица анализа сформированности личностных, метапредметных (в том числе УУД) и предметных образовательных результатов на основе применения техник ручного труда.

При составлении и корректировке комплекта таблиц были учтены:

-        параметры и качественные характеристики развития учащихся посредством педагогического ручного труда, описанные методистами-классиками: Ф. Фребелем, Э. Мейманом, В.А. Лайем и др. [3];
-        важнейшие параметры, чаще всего отмечаемые по отношению к педагогическому ручному труду среди современных учёных (Котряхов Н.В., Хотунцев Ю.Л., А.Ж. Насипов и др.) [4, 5, 6, 7, 8];
-        требования ФГОС НОО и ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам обучающихся, с учётом применения принципов преемственности в содержании образования [1, 2];
-        возможность корректировки карт на разных учебных площадках (в школах на уроках технологии и изобразительного искусства, в учебном проектировании; во внеурочной деятельности учащихся; в учреждениях дополнительного образования (в ДХШ, ДШИ, студиях ремёсел и др.)).

Методика применения оценочных карт.

1. Организация условий проведения оценки.Для осуществления оценки и фиксирования её в индивидуальной карте-таблице учителю необходимо:
-          познакомиться с правилами оценки уровня сформированности технологических навыков и культуры труда учащихся с помощью приведённых оценочных карт, либо скорректировать карты согласно своим целям исследования;
-          свериться с правилами и рекомендациями по подбору и использованию инструментов и материалов, техники безопасности и организации рабочего места для конкретной техники, в которой будут работать учащиеся;
-          заблаговременно предупредить учащихся о теме и технике выполнения следующего задания и перечислить необходимые инструменты, материалы и приспособления для урока;
-          подготовить оценочные карты по соответствующей технике, табло для быстрого заполнения; в индивидуальных оценочных таблицах заполнить графы: «Имя учащегося» (имя и первая буква фамилии), «Класс» (класс/учебная группа или возраст обучающихся), «Школа, город», «Заполнил» (свои данные), дату наблюдений. Можно также указать свои замечания, внизу под таблицей. Таблицы могут заполняться как в печатном, так и в цифровом формате.
2. Тестирование и оценка уровня сформированности художественно-технологических навыков учащихся, заполнение индивидуальных карт.

Наблюдая за обучающимися в ходе урока и оценивая полученный результат, учитель выставляет ученикам по каждому критерию используемой техники оценку (в баллах) в секторах табло, подписывая их по именам, партам и рядам; после урока переносит соответствующие баллы в индивидуальные оценочные карты. Чтобы составить объективную картину уровня сформированности художественно-технологических навыков обучающихся, можно подбирать разные техники ручного труда, которые используют учащиеся на уроках технологии и изобразительного искусства в начальном и среднем звене школы.

Оценка проставляется в виде баллов в соответствующей колонке оценочной строки карты-таблицы по уровням: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл), также можно поставить оценку «0», если навык не сформирован. При оценке учитываются: осознанность, самостоятельность и креативность, проявляемые учеником по данному параметру. Для соблюдения  объективности оценки,  баллы не следует завышать, в том числе, необходимо учитывать, помогал ли педагог ученику подсказками, замечаниями, разъяснениями. Кратко критерии оценки приведены в соответствующих строках карт-таблиц.

Оценки, полученные за отдельные параметры качества по определённому разделу наблюдаемой техники, суммируются. В  графу напротив названия раздела (например, «Организация рабочего места» в мониторинговых таблицах или «Копирование трафарета» в тестовой таблице) проставляется сумма баллов и определяется общий уровень по разделу (высокий: 12-9 баллов, средний: 8-5 баллов, низкий: 4-3 баллов, ниже 3 баллов – навыки по данному качественному показателю не сформированы). При необходимости, можно совместить и проанализировать показатели из разных таблиц по одному разделу оценки. Для более глубокой индивидуальной оценки, можно пограничные показатели фиксировать отдельно: 9 баллов – «повышенный» уровень, 5 баллов – «пониженный». Общая оценка за все 4 раздела таблицы выставляется в нижней графе «Общий уровень сформированности художественно-технологических навыков учащегося», указывается общее  количество баллови соответствующий уровень (высокий/выше нормы: 48-33 балла, средний/норма: 32 -17 баллов, низкий/ниже нормы: 16 -12 баллов, менее 12 баллов – навыки не сформированы). Можно указать пограничные показатели: 33-34 балла – «повышенный» (при общем подсчёте суммируется с высоким), 17-18 баллов - «пониженный» (суммируется со средним).

Если какой-то из параметров на данном уроке нельзя оценить однозначно (например, если наличие необходимого оптимального материала обеспечил сам учитель, а не подобрали ученики), то этот параметр не оценивается! Его можно оценить при повторном наблюдении, используя эту же или родственную технику. В таких случаях незначительное понижение общей суммы баллов оправдано, так как может означать лишь начало формирования данного навыка у детей. При спорных ситуациях в оценке показателей качества по разделам и параметрам следует общую оценку выставлять в сторону понижения, так как высокий уровень сформированности технологических навыков учащихся предполагает существенное преобладание таких факторов как осознанность, самостоятельность и креативность.

По усмотрению учителя, можно оценить ученика дополнительно по иным, не указанным в таблицах параметрам, особенно, если это соответствует специфике техники. В таком случае ученику добавляется ещё два дополнительных  балла, указанных в конце карты-таблицы. Мы рекомендуем поощрять самостоятельную презентацию учеником результатов  своей работы (например, при рефлексии) или помощь другим ученикам. Высокий уровень определяется при демонстрации учащимся понимания специфики техники, знания и использования терминологии, умения презентовать особенности своей задумки, её связь со спецификой техники; формулировать этапы выполнения работы и результат. Таким образом, максимальное количество баллов – 50.

3. Качественные показатели в картах-таблицах оценки уровня сформированности художественно-технологических навыков и культуры труда учащихся.

3.1. Организация рабочего места– важный параметр, определяющий уровень сформированности культуры труда человека, показатель опыта трудовой деятельности учащихся. Он включает в себя:

-     распределение пространства стола на рабочие зоны по назначениям с учётом правил техники безопасности, грамотное использование его в течение урока;
-     наличие необходимых инструментов, материалов, приспособлений;
-     своевременную приборку рабочего пространства;
-     соблюдение техники безопасности и правильной рабочей позы.

3.2. Общие технические качества при использовании техник ручного труда – качественный показатель технологическойграмотности учащегося, его осведомлённости о правилах выбора и хранения,  о специфике использования основных инструментов и материалов; также это показатель работы учителя по формированию представлений учащихся о безопасном и качественном исполнении работы, о важности соблюдения правил эргономики, учёта рабочей руки (левша/правша) и функциональности при выборе и использовании специфических инструментов и материалов. Этот качественный показатель включает в себя параметры:

-     грамотный выбор инструментов;
-     грамотный подбор материала;
-     точность в работе с инструментом, материалом;
-     соблюдение специфики техники, инструмента, материала при работе.

3.3.       Соблюдение технологического процесса-качественный показатель, характеризующий сформированность технологических навыков учащихся, в том числе, понимание специфической терминологии, умение выделять цели и оценивать результат, устанавливать последовательность алгоритма и копировать рабочие действия.  Данный раздел может быть и качественным показателем формирования изобретательских способностей школьников; в частности, умения работать по инструктажу и осуществлять творческое моделирование на основе рабочего алгоритма, что актуально в современном технологическом образовании. Этот качественный показатель включает в себя параметры:

-     готовность и умение самостоятельно переключать внимание на инструктаж;
-     грамотное копирование формообразующих действий по образцу (инструктажу, демонстрации действий учителем, видеоролику и пр.);
-     соблюдение последовательности рабочих операций (этапов работы);
-     самостоятельная объективная оценка результатов работы, анализ допущенных недочётов; корректировка своих рабочих действий, работы в целом.

3.4.       Эстетические показателив работе важны для оценки формирования гармоничного цветовосприятия, художественного вкуса, развития способностей к проектной деятельности. Показатель включает в себя параметры:

-        проектирование задумки-эскиза будущего изделия;
-        композиционное решение и оформление изделия;
-        цветовое решение композиции, подбор украшающих деталей;
-        аккуратность исполнения изделия.

В апробации и корректировке оценочных таблиц участвовали:

-        студенты 4 курса факультета технологий, инжиниринга и дизайна, направления «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» ФГБОУ ВПО ВятГУ г. Кирова в рамках мероприятий педагогической практики (1 учебная группа) в качестве учителей и наблюдателей-экспертов;
-        студенты 4 курса КОГПОБУ «Вятское художественное училище имени А.А. Рылова» в рамках мероприятий педагогической практики (3 учебные группы) в качестве учителей и наблюдателей-экспертов;
-        студенты 3 курса КОГПОБУ «Вятское художественное училище имени А.А. Рылова» в ходе учебных мероприятий в рамках методико-педагогических учебных дисциплин (3 учебные группы) в качестве наблюдателей-экспертов;
-        3 общеобразовательные школы г. Кирова без углублённого изучения технологии и изобразительного искусства: МБОУ СОШ с УИОП № 30 (2 класса в параллели первых классов, 2 учителя), МБОУ СОШ с УИОП № 51 (4 класса в параллели четвёртых классов, 4 учителя), МОАУ ЛИнТех №28 г. Кирова (2 класса в параллели пятых классов);
-        специализированная общеобразовательная школа с углублённым изучением и интеграцией учебных предметов «Технология» и «Изобразительное искусство» - МБОУ СОШ «Художественно-технологический лицей» (8 классов в учебных параллелях с 6-го по 9-й класс);
-        3 учреждения дополнительного образования детей г. Кирова, учебные группы обучающиеся по программе ФГТ «Живопись»: МБУДО «Детская художественная школа г. Кирова» (8 учебных групп в параллелях с 1-го по 4-й класс, 11 - 15 лет; 4 преподавателя); МОАУ ДОД ДДТ «Вдохновение» (2 учебные группы, дети 11-12 лет; 1 преподаватель); МБОУДО «Детская школа искусств» г. Яранска Кировской области (4 учебных группы в параллелях 1-го и 2-го класса, 11 -14 лет; 2 преподавателя);
-        3 учреждения дополнительного (художественного)  образования детей г. Кирова, учебные группы обучающиеся по программам эстетического развития: МБУДО ДХШ г. Кирова (4 учебные группы, дети 11-15 лет; 2 преподавателя); МБОУДО «Радужнинская детская школа искусств» г. Кирова (4 учебные группы, дети 8-11лет; 1 преподаватель); МБУДО «Детская музыкальная школа №4» города Кирова (4 учебные группы, дети 7-12 лет; 1 преподаватель).

По результатам тестовых исследований выяснилось, что самыми частыми техниками ручного художественного труда, используемыми в детском творчестве, являются «Эскизирование» (создание графических и цветовых эскизов) и различные вариации «Бумагопластики». Достаточно сложной для преподавания младшим школьникам, но очень важной техникой для формирования и развития пространственного мышления в проектировании, является «Оригами»; наибольшую сложность вызывает процесс формирования у школьников понимания специфических терминов и  инструкций. По мнению наблюдателей, истоки этой проблемы в методическом обеспечении.

На основе изучения статистических данных, полученных с помощью оценочных таблиц, выяснилось следующее:

1)  В целом в исследуемых нами классах и учебных группах наблюдается высокий и повышенный уровень формирования художественно-технологических навыков и культуры труда школьников. Различия в показателях демонстрируют повышение уровня в учреждениях дополнительного художественного образования (67-93% - высокий уровень, 7-33% - средний/норма), в тех учебных заведениях, где осуществляется интеграция технологии и изобразительного искусства (ок. 80% - высокий уровень, ок. 20% - средний/норма); в классах с общим высоким уровнем баллов, где к внеурочной системе развития школьников привлечены специалисты и энтузиасты (52-81% - высокий уровень, 19-48% - средний/норма); понижение общего уровня наблюдается там, где эти параметры не учтены (44-49% - высокий уровень, 40-42% - средний/норма, 9-16% - ниже нормы).

2)  В основном у учащихся хорошо сформировано умение самостоятельно организовывать рабочее пространство, однако, много замечаний зафиксировано к грамотному использованию рабочих зон, к подбору функциональных приспособлений и отсутствию лишних предметов на рабочем столе. Много нареканий к присутствию на партах красочных и объёмных пеналов, также часто мешают при работе дневники. При общих высоких баллах по «Организации рабочего места», включая технику безопасности, понижение баллов показывают параметры «своевременная приборка рабочего места» и «Соблюдение правильной рабочей позы» (33-67% во всех коллективах). Это сказывается на аккуратности и качестве готового изделия; приводит к быстрой утомляемости и снижению мотивации у учеников; но компенсируется в тех классах, где учитель поддерживает интерес и произвольное внимание школьников и фиксирует его на инструктаже.

3)  Более проблемным в общеобразовательной школе является качественный показатель «Общие технические качества при использовании техник ручного труда» (понижение баллов относительно других качественных показателей на 7-18%). Много замечаний к грамотному выбору инструментов и материалов и соблюдению специфики техники даже в классах с общим высоким уровнем баллов (17-25% учащихся показывают некоторое снижение баллов). В остальных общеобразовательных школах отмечается пониженное внимание к знакомству учащихся со специфическими характеристиками инструментов и материалов (у 41-48% учащихся снижение баллов относительно других параметров). Зачастую, для соблюдения качества изготовления изделий, учителя сами обеспечивают необходимыми материалами школьников и не анализируют причины понижения качества результата из-за несоблюдения специфики техники. В специализированной школе этот параметр не стабилен (понижение до 24% в зависимости от техники), в учреждениях дополнительного образования понижение не значительно (до 8%).

4)  Достаточно высокий уровень формирования художественно-технологических навыков и культуры труда школьников выявляется по качественному показателю «Соблюдение технологического процесса» (64-100% - высокий уровень, до 37% - средний/норма), В  учреждениях дополнительного образования и специализированной школе этот качественный показатель демонстрирует важную роль в формировании культуры труда и развития творческих способностей учащихся таких аспектов, как систематическое самостоятельное выполнение творческих упражнений по инструктажу с последующим анализом работы, так как в таких учреждениях обязательным структурным элементом занятий является особая форма рефлексии – просмотр.  В общеобразовательной школе недостаток этого элемента компенсирует, по нашему мнению, активное преобладание копировального метода при применении ручного труда, а также возможность использования методического обеспечения, включающего видеоряд. У учащихся наблюдается повышение баллов относительно других параметров (73-82% в классах с общим высоким уровнем баллов, до 44-58% в остальных классах).  По мнению учителей и учащихся, повышение мотивации (и баллов по этому качественному показателю) во время наших оценочных мероприятий спровоцировал факт предложения в качестве объектов труда функциональных изделий и проведения занятий с применением интересных техник.

5)  Наиболее проблемным в общеобразовательной школе является качественный критерий «Эстетические показатели в работе», особенно параметры сформированности навыков проектирования будущего изделия (10-28% - высокий уровень, 48-53% - средний/норма, 24-37% - ниже нормы). По мнению наблюдателей и учителей, этот результат связан с проблемами содержания образования, в частности, с недостатком интеграции предметов «Изобразительное искусство» и «Технология». Причём, отрицательные показатели почти не отмечаются в классах общеобразовательных школ, где грамотно организованы уроки технологии и  внеурочная деятельность школьников по эстетическим направлениям, а уроки технологии в начальных классах проводятся инициативными учителями, здесь отмечается лишь понижение баллов до среднего уровня (от 23 до 56%). В учреждениях дополнительного образования и специализированной школе по этому параметру понижения баллов не отмечено.

Таким образом, с помощью оценочных карт мы  провели  тестирования и мониторинг формирования художественно-технологических навыков и культуры труда учащихся, проконтролировали отдельные качественные показатели, подобрали обобщённые и индивидуальные характеристики и рекомендации для коллективов учащихся, конкретных школьников и их родителей; по данным карт и таблицы анализа сформированности личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов на основе применения техник ручного труда был выборочно подготовлен анализ формирования УУД.

По мнению учителей, принимавших участие в апробации оценочных карт, данный комплект таблиц может быть полезен в организации оптимальных условий непрерывного технологического образования.

1. Индивидуальная диагностика уровня сформированности технологических навыков учащихся; статистический анализ в учебном коллективе, учебной параллели для организации оптимальных условий и корректировки содержания технологического образования.
2. Оценка и мониторинг среднего уровня сформированности художественно-технологических навыков и культуры труда школьников в учебных коллективах и учебной параллели посредством применения разнообразных техник ручного труда; в том числе возможность составления аналитической отчётности по уровню сформированности УУД.
3. Выявление причин снижения интереса к ручному труду как части инновационной и изобретательской деятельности у учащихся среднего звена школы посредством анализа результатов творческой работы учащегося и соотношений баллов в оценочных таблицах.
4. Самоанализ и определение учителем проблемных параметров в преподавании технологии, например:
-        недостаточная интегративная связь в преподавании технологии с учебным предметом «Изобразительное искусство», с внеурочной деятельностью;
-        недостаток внимания в содержании образования к аспектам интеграции знаний младших школьников из предметной области «Технология» с их жизнью и бытом, опытом самообразования;
-        недостаток внимания учителя к аспектам формирования технологической грамотности и культуры труда школьников, в том числе, знаний учащихся о разновидностях и специфических особенностях инструментов и материалов, используемых в технологическом образовании и правилах их выбора;
-        недостаток собственных специфических знаний учителя об особенностях техники исполнения изделия.
5. Возможность учителя или педагогических коллективов с помощью представленных карт-таблиц анализировать уровень сформированности образовательных результатов: предметных, личностных, метапредметных; а также самостоятельно составлять свои варианты оценочных карт по разнообразным техникам ручного труда.
6. Возможность оптимальной объективной оценки работы учащихся не только по результату, но и по процессу ручного труда.
7. Даже при невозможности соблюдения абсолютной объективности оценки, представленные карты-таблицы помогают поддерживать интерактивную рефлексию учебного процесса.


Также учителя отметили продуманность и удобство частей оценочного комплекта для архивации данных и планирования индивидуальной и коллективной работы с учащимися и взаимодействий с родителями. В частности, оценили возможность учёта и развития творческих способностей учащихся, поддержания мотивации к творческой деятельности; обеспечения преемственности в непрерывном технологическом образовании школьников посредством техник ручного труда.