Полный текст статьи
Печать

Под творческой профессией принято понимать вид деятельности, в ходе которой человек, применяя собственную эрудицию, порой нестандартность мышления, некую волю творца создает продукт, при этом не всегда материальный, за что и получает, собственно, доход. Представители подобных профессий очень ценятся, так как их работу можно назвать штучной.

К непосредственно выраженным профессиям творческого характера можно и нужно относить людей искусства от писателей и актеров до скульпторов и художников. Без их вдохновения, желания реализации собственного внутреннего «Я», мы сегодня были бы лишены возможности наслаждаться произведениями искусства и творениями, которые принято называть культурным наследием страны.

В искусстве всё взаимосвязано: так, художники вдохновляются произведениями композиторов, а те способны воплотить литературные произведения в музыкальных произведениях – от опер до популярных хитов. В момент выбора творческой профессии редко кто колеблется между театральным вузом, консерваторией и учебой на факультете живописи. Даже имея таланты в нескольких сферах, такие люди с детства, как правило, отдают предпочтение лишь одному из искусств, посещая музыкальную школу или, скажем, литературный кружок. При этом весьма распространена другая проблема – проблема выбора между творческой и «обычной» профессией: порой всё ближайшее окружение абитуриента настаивает на более «реалистичном» варианте, под которым подразумевается что угодно, но только не творческое занятие [1].

Родители всегда с тревогой относятся к выбору детьми профессий, которые предполагают нестандартную дорогу, слишком зависимую от неординарных способностей личности и умения удержаться в этих условиях на плаву [2]. Такая профессия, носящая творческий характер, по мнению людей старшего поколения, создает огромный риск в самостоятельной жизни, что касается как заработка, так и свободного времени молодежи. Между тем, известно немало личностей, сумевших стать богатыми благодаря творческим способностям. Например, Сальвадор Дали продавал свои картины за большие деньги. Наши современники – художник Никас Сафронов, писатель Роберт Шекли, артисты Табаковы, братья Михалковы – стали состоятельными благодаря творческой работе.

Проблема развития и поддержки детской одаренности и таланта является одной из главных задач родителей в воспитании нового поколения. В современном обществе не так много людей, которых мы можем назвать поистине творческими и талантливыми. А представители современного бизнеса хорошо знают, что креативность нельзя купить. Творческого человека невозможно заставить проявлять свое дарование, еще сложнее стимулировать появление идей.

К творческим профессиям обычно относят те, носители которых воплощают художественные образы в жизнь. К ним относятся: дизайнер, модель, артист, режиссер, журналист, флорист, стилист и т.п.

В рамках нашего исследования мы решили выяснить, как относятся к творческим профессиям люди разных возрастных категорий. Мы провели опрос, в котором приняли участие 56 человек (28 молодых людей в возрасте от 16 до 18 лет и 28 человек в возрасте от 35 до 55 лет), проживающих в городе Елабуга Республики Татарстан.

На вопрос «Какую из двух профессий Вы бы выбрали – творческую или не творческую?», мы получили следующие ответы. Среди молодых людей, выбравших творческую профессию, оказалось 53,4 % от общего числа молодежи, принявшей участие в опросе. Представители старшего поколения, выбравшие творческие профессии, составили лишь 35,7 % от всех опрошенных; остальные предпочли профессии, не носящие творческий характер.

На вопрос «Чем Вас привлекает творческая профессия?» нами были получены следующие ответы: «есть возможность раскрыть свой творческий потенциал», «это бальзам для души», «творческая профессия хорошо оплачивается», «творческая работа приносит популярность и известность». В ходе нашего опроса молодыми людьми было высказано мнение, что в современной школе пока мало возможности на уроках проявить себя в творческих видах деятельности, учащиеся ограничены в проявлении себя как творческой личности, большинство учителей заинтересовано в подчинении учащихся их воле и правилам поведения, что не способствует развитию творческой атмосферы в классе. Люди старшего поколения отметили, что творческую профессию выбирать неразумно, так как финансово более независимы представители как раз нетворческих профессий.

В нашу анкету был включен вопрос для взрослых людей «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок выбрал творческую профессию?», на который мы получили следующие ответы: «Я бы, несомненно, хотела, чтобы мой ребенок выбрал творческую профессию, например, архитектора»; «Хотелось бы, чтобы работа для моего ребенка была интересной каждый день, не скучной и не монотонной»; «Выбор профессии очень важный шаг в жизни, поэтому нужно выбирать то, чем нравится заниматься, а не то, что нравится нам, родителям»; «У представителей творческих профессий, на мой взгляд, гибкий ум и сильный нрав, поэтому я бы хотела, чтобы мой ребенок выбрал творческую сферу деятельности». Таким образом, оказалось, что 57,1 % людей старшего поколения хотели бы, чтобы их дети выбрали для себя творческую профессию.

При выборе будущей специальности каждый человек, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть через несколько лет востребованным, высокооплачиваемым специалистом. Для того, чтобы не ошибиться на начальном этапе, стоит учесть тот факт, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет, а сама востребованность зависит от многих факторов, таких как: политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона. Поэтому, связывая свою жизнь с конкретной профессией, необходимо хорошо обдумать и проанализировать ее особенности, а также возможные совмещения выбранной профессии с какой-либо другой.

В нашем исследовании мы опросили также студентов 3 курса инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета, обучающихся по направлению подготовки «Профессиональное обучение» по профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн». Мы задали им следующие вопросы:

  1. Довольны ли Вы выбором своей профессии?
  2. Как относятся Ваши родители к Вашему выбору творческой профессии?

В результате опроса мы выяснили, что 73,7 % студентов считают, что они сделали верный выбор своей будущей профессии. Из ответов студентов стало известно, что только 5,3 % родителей отрицательно относятся к профессиональному выбору своих детей.

Как мы видим по результатам анкетирования, мнение молодежи и людей старшего поколения относительно творческих профессий схоже. Однако взрослые люди менее склонны выбирать для себя творческие профессии, хотя и признают их явные преимущества. И в то же время, родители не против, если их дети сделают свой выбор в пользу творческой профессии.

Принадлежность молодого поколения к профессиям сферы искусства и культуры имеет определенные особенности. Восхождение к творческим профессиям предполагает раннюю профессионализацию. С этой целью в системе дополнительного образования функционируют музыкальные, художественные, хореографические школы. В детских учреждениях культуры ‑ домах детского творчества, в домах и дворцах культуры работают театральные студии, фотостудии, хоровые коллективы, инструментальные ансамбли, вокальные студии. Учебные заведения начального уровня и детские творческие студии решают по большому счету две основные задачи. С одной стороны, эстетически развивают личность ребенка, обогащают духовный мир подрастающего поколения. С другой стороны, дети с раннего возраста увлекаются музыкой, изобразительным искусством, хореографией, театральным искусством.

Творческие люди сегодня составляют очень малую долю населения. На этом фоне продолжается «утечка мозгов», что приводит к снижению возможностей инновационного развития территорий. В связи с этим необходима систематическая, научно обоснованная работа по формированию и развитию творческих способностей людей.

Можно сделать вывод, что творческая профессия в современном мире обрела свою актуальность, популярность и доверие по сравнению с прошлым десятилетием. В наши дни большинство людей отдает свое предпочтение выбору именно творческой профессии с желанием проявить себя в той или иной сфере деятельности, стать известной личностью, получить хороший заработок и заниматься любимым делом [3].

В качестве заключения хотелось бы процитировать слова швейцарского философа Жана Пиаже: «Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывателей». Выявление, развитие и воспитание способностей, талантов и творческого потенциала у современной молодежи есть главная задача старшего поколения.