Полный текст статьи
Печать

Скульптура – вид изобразительного искусства, который появилась в глубокой древности. Проведенные археологические раскопки в различных уголках мира представляют нам образцы скульптурных объемных форм из доисторических времен. Появление таких скульптурных находок доказывает нам, что скульптура играла в культурной жизни древних народов ведущую роль. Эти скульптурные объемные формы в основном были интересны по образному решению и соответствовали своей эпохе, были очень эмоционально выразительны и символичны.

В античные времена скульптора, создавая свои скульптурные произведения, использовали уже существующие в ту эпоху два метода выполнения в материале объемные решения скульптурных форм. По первому методу скульптор вел работу, передавая объем, применяя тонкую пластику с плавными переходами от одного участка поверхности скульптуры - к другому. Примером может служить скульптура «Дискобол», созданная скульптором Мироном. Фигура атлета изображена в напряженном движении, все мускулы тела должны быть напряжены и иметь вздувшийся рельеф, но мы этого не видим. Перед нами гладкие и плавные пластические объемные формы всех частей фигуры.

.По второму методу скульптора наоборот фигуру человека трактовали, передавая весь мышечный рельеф с возвышающимися мышцами, с объемными сочленениями частей тела. Создавалось ощущение передачи внутренней динамики изображаемого объемного скульптурного образа, ощущение живого тела. Таким решением можно назвать сидящую статую Геракла, выполненную скульптором Аполлонием. К сожалению, до нас дошла только часть этой скульптуры – ее торс, который искусствоведы назвали «Бельведерским торсом».

Многие авторы, создавая скульптурные произведения объемных форм, до сих пор применяют эти два метода, передавая рельефную пластику поверхностей тела человека. Анализируя историческое развитие скульптуры, можно увидеть постепенное развитие умений скульпторов в своих произведениях решать сложнейшие задачи, передача не только статичное положение покоя, но и динамику движений, психологическое состояние изображаемого образа, изображая мимику лица, жесты рук и другие характерные моменты. Именно скульпторы Древней Греции, наряду с передачей анатомического строения, стали изображать динамическое движение человека в скульптуре, разработали каноны, которые применяли, при создании своих скульптурных произведений, данные каноны для скульпторов актуальны вплоть до наших дней.

Примером постепенного развития древнегреческой скульптуры от передачи статичного положения фигуры человека к динамичному его изображению можно проследить в 7 – 6 веках до нашей эры. Это скульптура статуй куросов – атлетов, идеальных образов в статичных симметричных позах, затем статуя «Апоксиомен» скульптора Лисиппа, где уже появились движение ноги, рук, направленных вперед, изгиб фигуры.

В эпоху эллинизма в произведениях скульпторов присутствует стремление к реальной передаче динамического сюжета трагедий людей. Это многофигурная динамичная скульптурная композиция, передающая с огромной силой реализма самоубийство вождя племени галатов, его жены и воинов, чтобы избежать плен и рабство.

Следующим примером динамичной многофигурной композиции с передачей драматической экспрессии удушения змеями троянского жреца – прорицателя Лаокоона и его сыновей. Здесь с особым мастерством передается пластическая анатомия фигур человека, передающая внутреннее напряжение и драматизм гибели этих людей.

В 19 веке можно выделить как наиболее динамичное скульптурное произведение, скульптуру Бурделя «Геракл – лучник». Перед зрителем представлен образ очень сильного человека, с рельефно выраженными мускулами, с напряженно выгнутым торсом. Динамика передается широко раздвинутыми, и с огромной силой упертыми в скалы ногами, его тело налитое тяжестью усилия противостоит силе натянутого огромного лука. Силуэт фигуры выражает очень резкое и стремительное движение.

В наши дни скульптура получила широкое развитие и всюду окружает нас своими произведениями. Это могут быть как монументальные, так и камерные скульптурные пластические решения. Их можно встретить всюду: на площадях, парках, скверах, улицах, в интерьерах.  Много создано динамичных скульптурных композиций в камне, металле, дереве в различных жанрах.

В учебных заведениях с художественным направлением скульптура как дисциплина входит в состав дисциплин художественного цикла. Студенты изучают на практических занятиях различные жанры скульптуры, выполняют задания в различных материалах. В учебной программе есть задания по выполнению скульптурных объемных форм в динамичном композиционном решении в материале – пластилин.

Преподаватель перед началом работы студентов над заданием должен провести не большую вступительную беседу и рассказать историю развития скульптуры от  древнегреческой, где направление динамики уже решалось скульпторами, до наших дней. Необходимо представить зрительный ряд фотографий с произведениями скульпторов различных эпох, ответить студентам на возникшие в процессе беседы вопросы, указать на необходимые этапы ведения работы над заданием.

Свою работу над заданием студенты начинают с выполнения графических поисков карандашом на листах бумаги. Работа эта очень серьезная и необходимая. Студенты должны проявить фантазию и воображение по созданию художественного образа фигуры человека в динамичном движении. Тематика динамической деятельности может быть конкретной, а может так же быть свободной: тема труда, тема видов спорта, тема танца и другие.

Закончив работу по выполнению графических поисков и зарисовав все свои задумки, студенты должны сделать правильный выбор решения, которое будет воплощаться в объемную динамичную форму в материале пластилин. Педагог должен утвердить выбранное студентом решение. Если же студент не может определиться с выбором, то на помощь ему должен прийти педагог. Проанализировав все графические поиски, выполненные студентом, он дает совет какое решение взять за основу.

Затем необходимо по выбранному решению студенту сделать фор – эскиз в пластилине в объеме. Фор – эскиз необходим, так как дает возможность увидеть, как решается динамика движения. Если что - то  не удачно, то сразу же можно внести необходимые изменения, проявив творческие идеи. Объемная форма фор – эскиза должна быть небольшого размера, решаться цельно без мелких деталей и передавать задуманную динамику движения.

Затем студенты должны приступить к выполнению очень важного этапа -  из проволоки необходимой толщины сделать каркас, который будет держать массу пластилина задуманной скульптурной объемной формы с передачей динамичного движения. Вопросов по выполнению каркаса у студентов возникает много. Поэтому теоретическая и практическая помощь педагога просто необходима.

Необходимо педагогу объяснение по изготовлению каркаса и отдельно каждого его элемента графически изобразить мелом на школьной доске. Такая педагогическая графика очень наглядна и дает убедительное понятие студентам, как сделать грамотно прочный каркас, как соединить элементы каркаса в единое целое методом связывания тонкой проволокой или прочными толстыми нитками.

Особое внимание должно быть уделено правильно выбранной основе, на которой будет располагаться объемная скульптура, а так же прочности крепления сделанного каркаса к этой основе. У каркаса необходимо  согнуть широкие петли в местах крепления, которые нужно очень прочно прибить гвоздями к поверхности основы. Если это не сделать, то скульптура будет стоять не устойчиво, или совсем оторвется. 

Следующий этап так же значимый, студентам необходимо правильно по утвержденному педагогом фор – эскизу набрать общую форму объема фигуры человека в динамичном движении. Набор объемной формы фигуры выполняется мелкими кусочками пластилина с применением рабочих и мерительных инструментов.

Самый важный этап – завершающий, где уточняются пропорциональные отношения всех частей фигуры, находятся характерные элементы головы, туловища, верхних и нижних конечностей, складки одежды. Особое внимание студенты должны уделить правильной передаче скульптурной пластики динамики движения всей фигуры. Здесь необходимо применить знания по пластической анатомии строения человека, его мышечной системы, что бы грамотно передать рельеф мышц, участвующих в динамичном движении.  

Студенты могут не помнить функциональную работу мышц в данном динамичном движении, поэтому педагог должен ответить на возникшие в процессе лепки рельефа мышц вопросы, представить анатомический атлас мышечной системы человека.

Конечно, будет очень хорошо, если педагог выполнит необходимое объяснение анатомического строения отдельных частей и элементов фигуры человека, с изображением функциональной работы напрягаемых мышц, мелом на школьной доске. Это объяснение будет студентам очень наглядно и понятно.

Узнав теорию истории развития динамики в скульптуре с древних времен и до наших дней, выполнив грамотно все этапы лепки в мягком материале, студенты получают теоретические знания, практические умения и навыки в передаче скульптурной пластики динамического движения человека. У них повышается профессиональный уровень и мастерство, умение выполнять тонкую ручную работу.