Школа и университет может притягивать учащегося разными сторонами. Это может быть сам процесс познания знаний и навыков, которые приводят к расширению кругозора и жизненных возможностей ученика[1]. Это может быть чувство радости от нахождения в обществе, от общения со сверстниками [1]. Это может быть волнение от общения с учителем, открывающее для его ума нечто новое.
Учитель был, есть и будет главным действующим персоной, центральным героем образования [2]. А как представляют себе идеального преподавателя ученики и их родители?
Анализ ответов, тестируемых позволил получить достаточно информативные сведения о том, каким хотели бы видеть учащиеся и их родители лучшего из лучших преподавателя.
Подводя итог, можно отметить, что каждому ученику свойственен индивидуальный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог. Тем не менее, общее представление испытуемых об идеальном учителе всегда включает в его образ такие черты, как:
1 класс
(присутствовало 22 ученика)
Проанализировав ответы тестируемых среди 1 класса основными характеристиками идеального преподавателя являются доброта (60%), ум (15%), внешний вид и красота (15%), и другие качества такие как строгость, веселый, справедливый и т.д. (10%).
2 класс
(присутствовало 22 ученика)
Проанализировав результаты тестируемых 2 класса основными качествами идеального преподавателя являются доброта, как и у 1 класса (70%), 20% детей выбрали пункт где “учитель хорошо учит и учит разным способностям”, остальные 10% выбрали такие качества как отзывчивость, вежливость, общительность и т.д.
3 класс
(присутствовало 11 учеников)
Проанализировав ответы тестируемых 3 класса большинство выбрали пункт “доброта” и “шутит” по 40% учащихся 3 класса, 15% детей выбрали пункт где “учитель рассказывает про что-то”, остальные 5% выбрали такие качества как внешний вид, мудрая, современная и т.д.
4 класс
(присутствовало 12 учеников)
Проанализировав ответы тестируемых 4 класса большинство выбрали пункт “друг” и “спокойная” по 40% учащихся 3 класса, 15% детей выбрали пункт где “учит чему-то хорошему”, остальные 5% выбрали такие качества как любит детей, вторая мама, объективная и т.д.
Педагогический институт, направление подготовки
(присутствовало 12 студентов)
Проанализировав ответы тестируемых большинство назвали пункт “знание своего предмета” и “ведет интересные пары” по 50% и 30% соответственно, 15% студентов назвали пункт “культура общения”, остальные 5% назвали такие пункты как доброта, не задает самостоятельные работы.
Итог об идеальном преподавателе в глазах учащихся.
1) Такие качества, как доброта, отзывчивость, милосердие, внимательность, понимание детей и любовь к детям.
2) Ум.
3) Красота, внешний вид.
4) Хорошо объясняет материал.
5) Строгость и справедливость.
6) Юмор и положительные эмоции.
Со 2 класса добавляется
7) Отношение к ученику.
С 3 класса добавляется
8) Уважение мнения детей, терпение.
С 4 класса добавляется
9) Важный человек в жизни любого человека, друг, наставник.
Результат:
Для 1 класса – важны внешние показатели,
Для 2 класса – важно отношение к детям,
Для 3 класса – ценность уважения мнения ребёнка;
Для 4 класса - ценность имеет преподаватель - друг
А для студентов важны такие характеристики как:
1) Знание своего предмета
2) Ведет интересные пары
Результат: Чем старше учащиеся тем, четче и яснее понимают значимость педагога.
Анкетирование родителей (в котором приняло участие 38 человек) показало, что
На 1 место они ставят «умение преподавателя заряжать ребят интересом к предмету» (так ответили 25 человек, 66%).
На 2 место – «умение ясно и доступно излагать материал» (так ответили 21 человек, 55%).
И на 3 место – «умение стать для ученика важным человеком» (так ответили 12 человек, 40%) и «проявление любви и уважения к детям» (так ответили 12 человек, 32%).
Вывод всего исследования:
Идеальный преподаватель – это умеющий заинтересовать знаниями предмета учащихся, умеющий доступно объяснять учебные задачи, проявлять доброжелательное отношение к ученикам, знающий свой предмет. Все приходит с опытом, поэтому молодым учителям необходимо практически изучать свои дисциплины, чтобы доступно и с интересом преподавать.