Проблема оптимизации деятельности социального педагога обусловлена нынешней ситуацией в развитии общества, которая характеризуется обновлением всех социальных институтов и систем. Роль и положение семьи как социального института и небольшой группы меняются, дифференциация населения увеличивается, проблема беженцев и вынужденных переселенцев нуждается в решении, «инвалидность общества» увеличивается, и поэтому проблема социальная помощь и защита личности и семьи является актуальной.
В современных условиях недостаточная эффективность и оптимальность деятельности социального педагога объясняется не столько неполноценностью предлагаемых социальных услуг, сколько серьезным методологическим просчетом, присущим самой концепции социальной работы с семьей и соответственно отражается в ее организации.
Речь идет о том, что в большинстве случаев происходит фактическая фрагментация семьи в определенные категории людей, которые нуждаются в определенной социальной поддержке. Однако в то же время семья выступает как своего рода интегральный клиент, коллективный субъект социальной работы. Незнание и игнорирование психологических особенностей функционирования подростка, семьи как вида организма не позволяет понять, объяснить и исправить многие явления, с которыми сталкивается социальный работник.
С другой стороны, успех социальной работы педагога в решающей степени зависит от того, какие специалисты определяют направления, формы, методы и технологии социальной работы, насколько профессиональны их действия и каковы профессиональные и этические ценности фундаментальные и мотивирующие для них. Это, в свою очередь, невозможно без развития психологии социальной работы, поскольку профессионализация социальной работы связана с пониманием психологических механизмов и возможных последствий, как положительных, так и отрицательных, действий специалистов в социальной работе.
К настоящему времени создана общая теоретическая основа работы социального педагога с подростком и семьей. Она состоит из работ, которые раскрывают социальную сущность семьи и важнейшие аспекты ее жизнедеятельности, отражены в работах Е.К. Васильева; О психологических характеристиках семьи и психологии семейных отношений. Бодалев, В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер и др.
Психологическая теория личности отражает К.А. Абулханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищева и других.
Проблема оптимизации профессиональной деятельности социального педагога была освещена в работах В.Г. Асеева, Ю.К. Бабанский, А.С. Гусева и другие.
Результаты исследований профессиональной деятельности социальных педагогов свидетельствуют о низкой психологической подготовленности специалистов и недостаточной оптимизации условий их труда.
На мой взгляд, оптимизация деятельности специалиста по социальной работе с подростком, с семьей, будет осуществляться, если она будет обеспечена:
- реализация задач социальной работы с использованием психологических основ методологии социальной работы;
- учитывать социально-психологические и организационно-психологические характеристики субъектов профессиональной деятельности
- при выборе социальных технологий и способа индивидуальной и / или групповой работы с подростком происходит отражение индивидуальных психологических характеристик, с семьей - как клиента;
- комплексная технология, основанная на индивидуальном подходе и реализуемая как специальная целевая подготовка.
Введение в научную революцию понятия «оптимизация» связано с пониманием совершенствования форм и методов всех видов профессиональной деятельности. Будучи термином латинского происхождения, «оптимизация» определяется как выбор наилучшей (оптимальной) версии проблемы из множества возможных при данных условиях [1].
Под оптимизацией понимается формирование и подтверждение свойств или состояний оптимальности, обусловленных действием внешних и внутренних причин и условий.
С практической точки зрения, оптимизация означает инновации, реорганизацию, реструктуризацию системы, приведение ее в состояние, лучшее решение задач и конкретных условий, которые существуют.
Основными критериями оптимизации деятельности являются: максимально возможные результаты в этих условиях; минимальное время и нервное напряжение.
Существует два подхода к оптимизации деятельности.
Психологическое понимание связано с реализацией личностно-деятельного подхода к процессу профессиональной деятельности. В акмеологической науке оптимальность рассматривается как высшая или полная эффективность[2].
Оптимизация профессиональной деятельности является совокупностью движущих сил этой деятельности, поэтому целесообразно рассмотреть оптимизацию профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей с точки зрения личностно-деятельностного и организационно-деятельностного подходов.
Создание психологических условий для оптимизации деятельности специалиста по социальной работе с подростком и его семьей связано с разработкой и внедрением теоретической модели специалиста и формированием готовности к деятельности и ее оптимизации.
Ментальная готовность к профессиональной деятельности является фундаментальной в модели оптимизации профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с подростком, с его семьей.
Критерии оптимизации деятельности специалиста по социальной работе с подростком, с семьей[3]:
- достаточно малое решение существующей проблемы семьи с точки зрения современной системы социальной защиты;
- минимально достаточное время для решения существующей проблемы, в зависимости от ее характера;
- приведение семьи как системы к нормальному социальному функционированию с точки зрения социальных ценностей;
- удовлетворение процесса и результат их профессиональной деятельности в каждом конкретном случае.
Оптимизация профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей включает в себя две области:
1 - система мер, которые направлены на оптимизацию социальной работы с семьей как с профессиональной сферой;
2 - система деятельности, которая направлена на оптимизацию профессиональной деятельности конкретного специалиста в социальной работе с семье[4].
Формирование психического состояния готовности к оптимизации профессиональной деятельности должно осуществляться в форме целенаправленной профессиональной подготовки, учебной программы, включающей усвоение комплекса специальных профессиональных знаний, навыков и развитие необходимых личностных качеств.
В связи с этим особое значение имеет разработка спецкурса специальный курс «Психологические и акмеологические особенности формирования творческих способностей социальных педагогов», как развитие способности генерировать необычные идеи в профессиональной деятельности, отходят от традиционного мышления при решении профессиональных задач и быстро решать проблемные ситуации, имеет особое значение. Кроме того, важным условием для развития готовности специалистов по социальной работе с семьей к оптимизации профессиональной деятельности является формирование акмеологической атмосферы в коллективе.[5]
Психологическая диагностика, которая служит для улучшения процесса социального педагога с ребенком, с семьей, является его неотъемлемой частью. Уровень развития процесса профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей является диагностированным явлением.
Таким образом, анализ развития проблемы показал, что проблема оптимизации профессиональной деятельности специалиста по социальной работе является актуальной и требует тщательного углубленного анализа. Создание психологических условий для оптимизации связано с разработкой и внедрением теоретической модели социального педагога по работе реализуется только в комплексе социально-психологических воздействий на семью как клиентской на принципах личностно-деятельного подхода и научной организации работы социального работника.[6]
Таким образом, процесс оптимизации деятельности социального работника должен рассматриваться с точки зрения личностно-деятельностного и организационно-деятельностного подходов.