Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается
в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее,
от человека требуются не шаблонные, привычные действия,
а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Самостоятельность - это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Конечно же, дети не могут быть независимыми, но при этом, важно, чтобы ребенок мог сам принимать какие-либо решения без давления и подсказок.
По мнению А.К. Осницкого, самостоятельность начинается
с подражания, для чего необходимо проявление инициативы, стремления и желания. Действие этого механизма подкрепляется синергичным участием природных механизмов, поддерживающих и закрепляющих подражание, к ним добавляются чувства симпатии, сопереживания, эмоциональной поддержки, заинтересованности. Затем начинают себя обнаруживать механизмы «переноса» и репрезентации, дополняющиеся механизмами антиципации. Позднее начинается интенсивное испытание собственных возможностей. Следующими обнаруживают себя механизмы исследования вариативности и механизмы усовершенствования. На высшей стадии этого процесса привносятся элементы творчества [2].
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста является одним
из приоритетных направлений развития образования во всем мире.
В научной статье «Компетентность современных родителей
в воспитании самостоятельности у дошкольников» А.В. Мининой [4] отражены результаты исследования педагогической компетентности современных родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста. Представлена характеристика уровней проявления компонентов педагогической компетентности, составлен портрет современного родителя, отражающий его недостаточную компетентность в воспитании самостоятельности у ребенка дошкольного возраста.
А в статье Е. Бурмистровой и Т. Амелины «Развитие самостоятельности у детей в условиях большого города» изучается развитие самостоятельности у детей, проживающих в городской среде и отличие их от детей, проживающих в деревнях. И тут встает проблема малодетности семей. Семей, к которым используется термин «стандартный репродуктивный выбор» который подразумевает, что взрослых в семье больше, чем детей, иногда сильно больше: один ребенок – папа, мама, два комплекта дедушек-бабушек, дяди-тети, а если повезет, то еще прабабушки-прадедушки. Получается, что в стандартной семье взрослых значительно больше, чем детей. И, конечно, взрослым приятно позаботиться о детях даже в условиях нехватки времени [5].
Для выявления развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста мы провели опрос родителей
в МАДОУ д/с №18 «Прометейчик» г. Якутска.
Было задано семь вопросов:
1. Занимаетесь ли вы развитием самостоятельности вашего ребенка?
90% ответили, что занимаются этим, хотя и не придают этому первостепенное значение. 5% воздержались от ответов, другие 5% дали отрицательный ответ сославшись на маленький возраст.
2. Есть ли у вашего ребенка домашняя обязанность?
55% ответили, что есть обязанность, 5% воздержались от ответа 40% ответили отрицательно.
3. Часто ли приходится напоминать о своих обязанностях для их исполнения?
30% ответили, что не приходится, и их ребенок сам занимается своими домашними обязанностями и не требует напоминаний, 20% ответили, что приходится, но не часто, 30% что приходится повторять несколько раз перед тем как ребенок займется своими обязанностями, а 15% что очень часто приходится повторять перед выполнением своих обязанностей, а 5% воздержались или дали отрицательный ответ.
4. Помогает ли в домашних делах?
30% опрошенных заявили, что их ребенок всегда активно вовлечен в домашних делах и не сидит в стороне, помогая в элементарных домашних делах, делая несложные части работы. 30% заявили, что помогает, но не активно по причине возраста и помогает только в самых несложных делах, обычно только в уборке игрушек и далее, 10% ответили, что их ребенок помогает, но не часто, временами. Еще 20% воздержались от ответов или дали отрицательный ответ.
5. Часто ли проявляет инициативу в помощи взрослым?
75% ответили, что очень часто сами предлагают помочь, 20%
не часто, но инициативу проявляют, 5% воздержались или ответили отрицательно.
6. Требует ли дома постоянного внимание со стороны взрослого?
50% сказали, что да, требуют к себе практически постоянного внимания и предпочитают играть и проводить время вместе со взрослыми. 35% ответили, что их ребенок сам занимается или играет, не требуя к себе внимания и подходит ко взрослым только
по необходимости или по какому-либо вопросу, 15% ответили, что внимания требуют, но не постоянного.
7. Для выбора какого-либо решения приходится ли помогать с выбором или сам выбирает без вмешательства взрослых?
30% что дети сами выбирают что им нравится и помогать не приходится, 20% ответили, что приходится помогать решать, что им нужно, 25% что долго теряется, но все же к выбору приходит, 15% ответили, что часто сами решают за ребенка, так как сам сильно волнуется и теряется если выбор кажется слишком сложным.
Итак, педагогическая компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности дошкольников имеет следующие особенности: наряду с высокой заинтересованностью в воспитании самостоятельности детей, наблюдается недостаточное владение знаниями основ и методов воспитания самостоятельности и отсутствие компетентностного опыта, что доказывает необходимость использования активных форм и методов в работе педагогов с семьями.