Мотивация к учебной деятельности — это частный вид мотивации, представляющий собой систему специфических психологических качеств обучающегося, находящихся в зависимости от образовательной среды и специфики образовательного процесса. Мотивация к учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик и обусловлена рядом специфических личностных качеств [2].
В данное время в психологической научной литературе вопросам мотивации учебной деятельности уделяется особое внимание. Это не случайно, поскольку вопрос о мотивах - это по существу вопрос о качестве учебной деятельности. Преобладание внешних, утилитарных мотивов ведет к тому, что учение приобретает формальный характер, отсутствует творческий подход, самостоятельная постановка учебных целей. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости учащегося [1].
По теме статьи мотивация к учебе провели опрос в Автодорожном факультете среди младших и старших групп, ТПО-13 и ТПО-15П. В этом опросе участвовали все студенты этих групп.
Результат:
Группа |
ТПО-13 |
ТПО-15П |
Мотивация к учебе(%) |
75% |
37% |
Этот опрос провели среди младших и старших курсов, т.е. сравнили нашу группу тпо-15п и тпо-13 в автодорожном факультете. Младшие курсы менее мотивированы, чем старшие курсы. Это обусловлено тем, что старшие курсы нацелены на дипломную работу. И они должны хорошо знать свою профессиональную деятельность. А младшие курсы далеки от дипломных работ, поэтому менее мотивированы к учебе. Это значит что большинство младших курсов учатся не вникая в суть своей профессии.
Таким образом, в нашем исследовании мы выяснили, что мотивация к учебе у младших и старших курсов разные. И исходим из предпосылки, что на формирование мотивации к учебной деятельности оказывают влияние особенности, обусловленные личностными психологическими характеристиками студентов младших курсов, и специфика образовательного процесса в зависимости от направления обучения в ВУЗе.
Необходимо отметить, что значимость способностей студента к целеустремлению и саморазвитии в учебной деятельности как одних из основных аспектов мотивации к учебной деятельности. Студент осознанно и самостоятельно организующий процесс учебной деятельности, должен иметь навыки целеполагания, т. е. умение ставить цели, планировать и организовывать учебную деятельность.