В современном мире происходит рост научно-технического прогресса и формирование глобальной информационной среды, в связи с этим наблюдается усложнение профессиональной деятельности. Теперь специалистам для достижения успехов в своем профессиональном становлении необходимо не только развиваться в русле своих профессиональных знаний, но и совершенствовать профессионализацию своих познавательных процессов: памяти, речи, мышления, воображения, внимания и др. ХХI век – век информационных технологий, каждому профессионалу важно проявлять способности к поиску, обработке и сохранению информации и последующей возможностью использовать её для решения проблем[1].
По определению Немова Р.С.: Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно[2]. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.[1]
Для конкретного выяснения решили выявить преобладающий вид памяти (зрительная и слуховая) у группы ТПО-15А. Проведя тест, получили такие результаты:
-слуховая память 47%
-зрительная память 53%
Исходя из этого, мы видим что у этих студентов больше всего преобладает зрительная память, чем слуховая.
Тони Бьюзен (Tony Busan), английский психолог и исследователь проблем мозга и его функций, выделил основные проблемы в области умения слушать и слышать следующие:
- физиологические;
- рассеянность;
- скука;
- забывчивость;
- плохо различимые звуки.
Изучив данный вопрос, мы приходим к следующим выводам: студентам надо уделять хоть несколько минут в развитии слуховой памяти. Например, чтение вслух сильно помогает запоминанию прочитанного и запечатлению в уме значения слов. Чтение вслух дает силу анализа, которая неизвестна читающему про себя. Глаза пробегают страницы, пропускают скучные отрывки, но ухо все слышит. Слово, которое мы слегка пробегаем и не замечаем, замечается нашим ухом и откладывается в сознании. А в учебных заведениях – проводить тесты и упражнения для развития слуховой памяти.