Данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с данной проблемой весьма проблематично. Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому внимание часто изучают через призму других познавательных процессов.
В характеристиках роли внимания в жизни человека часто ссылаются на образное высказывание К. Д. Ушинского: «...Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» . А вот мнение французского биолога Ж. Кювье: «Гений — это прежде всего внимание». Столь высокие оценки внимания станут более понятными, если указать определение внимания.
Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.
Направленность понимается как избирательный характер познавательной активности, как преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта, явления, отношения, соответствующего интересам и задачам субъекта. Сосредоточенность — это концентрация внимания на выбранном содержании, приводящая к более отчетливому и глубокому его отражению[1].
По определению психолога Маклакова: устойчивость внимания - это его временная характеристика, от которой во многом зависит продуктивность деятельности человека. При наличии устойчивого внимания человек может успешно заниматься длительное время какой-либо деятельностью, а при отсутствии его он вынужден прекратить свои действия, так как они не приведут к нужным результатам [2].
Т. Рибо, например считал, что внимание связано с эмоциями и движениями человека. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.
Для конкретного выяснения решили провести тест по методике «Таблицы Шульте» студентам 1,2 курса, а также отдельно для 3,4 курсов и получили следующие результаты:
Средние показатели студентов:
|
Эффективность работы (ЭР) |
Степень врабатываемости (ВР) |
Психологическая устойчивость (ПУ) |
Студены 1,2 курса |
1,528 |
0,74 |
0,84 |
Студены 3,4 курса |
1,765 |
0,89 |
0,98 |
Таким образом, внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.
Исходя из этого, мы приходим к следующим выводам: студентам надо уделять должного внимания в сознании и развивать сосредоточенность внимания.