Полный текст статьи
Печать

 Данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с данной проблемой весьма проблематично. Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому внимание часто изучают через призму других познавательных процессов.

          В характеристиках роли внимания в жизни человека часто ссылаются на образное высказывание К. Д. Ушинского: «...Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» . А вот мнение французского биолога Ж. Кювье: «Гений — это прежде всего внимание». Столь высокие оценки внимания станут более понятными, если указать определение внимания.

        Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.

       Направленность понимается как избирательный характер познавательной активности, как преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта, явления, отношения, соответствующего интересам и задачам субъекта. Сосредоточенность — это концентрация внимания на выбранном содержании, приводящая к более отчетливому и глубокому его отражению[1].

       По определению психолога Маклакова: устойчивость внимания - это его временная характеристика, от которой во многом зависит продуктивность деятельности человека. При наличии устойчивого внимания человек может успешно заниматься длительное время какой-либо деятельностью, а при отсутствии его он вынужден прекратить свои действия, так как они не приведут к нужным результатам [2].

Т. Рибо, например считал, что внимание связано с эмоциями и движениями человека. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.

Для конкретного выяснения решили провести тест по методике «Таблицы Шульте» студентам 1,2 курса, а также отдельно для 3,4 курсов и получили следующие результаты:

Средние показатели студентов:

 

Эффективность работы (ЭР)

Степень врабатываемости (ВР)

Психологическая устойчивость (ПУ)

Студены 1,2 курса

1,528

0,74

0,84

Студены 3,4 курса

1,765

0,89

0,98

  

   Таким образом, внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

      Исходя из этого, мы приходим к следующим выводам: студентам надо уделять должного внимания в сознании и развивать сосредоточенность внимания.