Полный текст статьи
Печать

Интерес к проблеме темперамента связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. Как правило, темперамент относят к биологически обусловленным подструктурам личности[1].

Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, то темпами работами, реакции, на раздражение характерами активности и общительности, то процесс обучение и сплоченности студентов будет крайне сложным и будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений студентов, а так же общения и активности студентов, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов всех учащихся в процессе обучения. Зная, что особенности темперамента и их проявление в учебной и общественной деятельности, педагог сможет скомпоновать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь студенту в полной мере освоить не только материал, но и быть активным[2].

Цель исследования – выявить взаимосвязь типа темперамента и активности студентов в учебной деятельности.

Методы исследования: определение типа темперамента по личностному опроснику Г. Айзенка, краткий тест на выявление темперамента, тест на определение активности «Активный ли вы человек»[1].

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и неспособным — тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. 

В данном исследовании мы провели студентам тесты и по ответам можно определить взаимосвязь типа темперамента и активности студентов в учебной деятельности. По первому тесту: определение типа темперамента по личностному опроснику Г. Айзенка, по подсчетам результатов вывели такой итог, что флегматик и холерик в данном коллективе составило в процентных соотношениях в обоих случаях по 33%, а меланхолик и сангвиник составило по 17 % каждой. Это означает, что в данном коллективе, где в процентном соотношении по 33%, студентов работоспособны, спокойны и основательны, но при малейших трудностях могут быть вспыльчивы.  А среди оставшихся студентов в процентном соотношении по 17%, есть активные и жизнерадостные, но в то же время обладающие качеством осторожности, осмотрительности и застенчивости.

Диаграмма №1

определение типа темперамента по личностному опроснику Г. Айзенка

  

По второму тесту, а именно краткий тест на выявление темперамента.  По подсчетам можно сказать следующее, что холерик – 33%, флегматик – 18%, сангвиник – 49%. (диаграмма №2) 

Диаграмма №2

Краткий тест на выявление темперамента  

По третьему тесту на определение активности «Активный ли вы человек» выявлены следующие результаты: 75% активные и энергичные студенты, а остальные 25% к сожалению, противоположные. (диаграмма №3)

  

Диаграмма №3

тесту на определение активности «Активный ли вы человек»  

Проведя это исследование, мы пришли к выводу, что для наилучшего усвоения знаний и умений студентов, а также их общения и активности, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов всех учащихся в процессе обучения. В данном исследовании выявлена взаимосвязь между типами темперамента и активности студентов, т.к. любой тип темперамента не влияет на способности человека. И поэтому всем преподавателям советуем отнести к вниманию темперамент студентов.