Полный текст статьи
Печать

Стандарт современного образования в младшем школьном возрасте предполагает формирование умения учиться, т.е. формирование познавательных метапредметных УУД. Шумакова Н.Б. считает, одним из эффективных способов формирования познавательных УУД организацию уроков исследования с применением проблемно-исследовательского метода. Обучающийся учится  моделировать, у него в процессе решения учебной задачи возникает вопрос и поиск путей решения ее и завершается нахождением ответа, решением возникшей проблемы самостоятельно самими учащимися.

Постановка проблемы. На практике обучения детей важнейшее звено мышления и познавательной активности ребенка возникновение проблемы выпадает из учебного процесса. Мышление ученика, как правило, начинается с задачи, данной учителем, и завершается ее решением. А полная структура мыслительного акта включает: порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи, решение задачи и обоснование найденного решения.

Цель экспериментального исследования: разработка и апробация уроков исследования по русскому языку для формирования познавательных УУД  в 4 классе.

Для достижения цели в ходе исследования решены 4 задачи, и мы пришли к следующему выводу:

1.Раскрыта сущность процесса формирования познавательных УУД у младших школьников основываясь на труды Асмолова А.Г., Матюшкина А. М., Бурменской Г.В. Познавательные УУД – это умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.Формирование познавательных УУД происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте. По мнению А.Г. Асмолова, процесс формирования познавательных УУД проходит поэтапно по классам и определяется по степени самостоятельности учебных действий учащегося:

1 этап: отсутствие учебных действий как целостных единиц (1 класс);

2 этап: выполнение учебных действий в совместной и коллективно - распределенной деятельности с преобладанием действия взрослого (1-2 класс);

3 этап: выполнение учебных действий в совместной и коллективно - распределенной деятельности с преобладанием действия учащегося (2-4 класс);

4 этап: самостоятельное построение учебного действия (индивидуальное действие) (4-6 класс).  

2. Рассмотрены типы уроков исследования для формирования познавательных УУД в начальной школе на основе работы Шумаковой Н.Б., Савенкова А.И.

Под уроком исследования предполагается деятельность обучающихся и учителя, связанная с решением исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере

В связи с наличием двух основных разновидностей мыслительного процесса выделяют и два типа урока-исследования: индуктивного и дедуктивного типа. На уроке исследования индуктивного типа в качестве вывода-открытия выступает обобщение, представляющее собой фиксацию какого-то правила, закономерности, общего положения. Целью дедуктивного исследования является подтверждение (доказательство) идеи или изучение форм проявления в разных условиях, ситуациях. В случае дедуктивного исследования учащиеся формулируют гипотезу, нуждающегося в подтверждении

На уроках исследования формируются практически все познавательные умения, так как индукция и дедукция являются естественным условием протекания мышления. При индуктивном типе исследования формируются такие важные познавательные УУД, как анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение обобщать, а также подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. А благодаря дедуктивному типу исследования у учащихся формируются умения доказывать, обосновывать свои идеи, выводы, решения.

3. Разработаны  и апробированы семь уроков исследования индуктивного типа по русскому языку для формирования познавательных УУД   в 4 классе. При разработке уроков учтены функциональные особенности основных этапов исследования: мотивации, исследования в малых группах, обмена информации, организации информации, связывания информации, применения, подведения итогов.  Представим 1 урок по русскому языку в 4 классе по теме «Разноспрягаемые глаголы» с учетом функциональных особенностей этапов исследования.

Таблица 1.

 

Этапы исследования

Функциональная особенность

Учет функциональных особенностей этапов исследования для разработки уроков

Этап моти

-вации.

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и формулирование вопроса,

На этом этапе мы использовали прием выполнимое/невыполнимое задание.

Учитель говорит, что дети хорошо знают, как определить спряжение глагола. Поэтому предлагает определить спряжение глаголов, записанных на доске, и распределить их в два столбика в соответствии с их спряжением.

I спряжение       II спряжение

Глаголы: ужинать, писать, терпеть, наполнить, хотеть, рубить, бежать, лежать, петь, молчать

Дети успешно как бы выполняя задание испытывают затруднение при распределении слов хотеть и бежать.

Тогда в результате задания предложенного им на этапе мотивации возникают проблемные вопросы:

«К какому спряжению относятся глаголы хотеть, бежать к I спряжению или II спряжению? Как быть? Как разобраться в возникшем вопросе, кто из нас прав?».

Этап исследования

 

Поиск решения проблемы

Каждой группе предлагается проспрягать по два глагола из предложенного выше списка, выделить окончания и определить спряжение данных глаголов.

Рабочий лист №1

Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов

ужинать

терпеть

Я___

Мы___

Я_____

Мы___

Ты__

Вы___

Ты____

Вы___

Он___

Они__

Он___

Они__

Спряжение____________

Спряжение_______________

Этап обмена информацией

 

Изложение результатов исследования

 

Все группы собираются вместе и представляют свои находки

Каждая группа знакомит класс с теми глаголами, которые ее участники спрягали, учащиеся называют окончания и определяют спряжение.

Этап организации информации

 

Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных

 

По ходу выступления дети вывешивают на доске спрягаемые ими глаголы в определенном порядке:

I спряжение

II спряжение

-ешь, -ет, -ем,

-ете,  - ут/-ют

-ишь, -ит, -им,

-ите, -ат/-ят

Ужинать

Писать

петь

Терпеть

Наполнить

Рубить

Лежать

молчать

Некоторые глаголы удивили ребят своими окончаниями, так как они имели окончания и I, и II спряжения.

Учащиеся вывешивают данные глаголы отдельно

Этап связывания информации

Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения

Учитель говорит вы определили спряжение большинства глаголов, и мы распределили их в два столбика.

Но у нас остались глаголы бежать и хотеть.

К какому же спряжению они относятся?

I спряжение

II спряжение

 

-ешь, -ет, -ем,

-ете,  - ут/-ют

-ишь, -ит, -им,

-ите, -ат/-ят

 

Ужинать

Писать

петь

Терпеть

Наполнить

Рубить

Лежать

молчать

Хотеть

бежать

 

Учащиеся выдвигают версию что их нужно отнести в какую-то третью группу

Учитель говорит вы правы, есть третья группа которую ученые назвали… и рассыпает на доске буквы на магнитах и просит детей составить из этих букв слово-название

Учащиеся собирают слово «разноспрягаемые»

Учитель поощряет учащихся и говорит, что действительно, эти глаголы получили название «разноспрягаемые».

 

Этап примене-ния

 

Использование найденного принципа, идеи, нового знания, в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия

Учитель спрашивает учащихся как они думают, много ли глаголов, которые относятся к разноспрягаемым, или их всего два?

Тогда учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель выслушивает детей и предлагает им самим проверить предположения. Дает им конверты с заданиями, в которых разные глаголы, но среди них повторяются глаголы есть и дать которые тоже относятся к разноспрягаемым глаголам.

Просит определить спряжение глаголов.

После выполнения задания на доске записывают в третью группу еще два глагола: есть и дать

Учитель спрашивает какое обобщение мы можем сформулировать, получив такие результаты тогда

ученики, познакомившись с разноспрягаемыми глаголами на примере глаголов бежать и хотеть и рассмотрев особенности данной группы делают обобщение урока: «Существуют глаголы, которые в одних формах имеют окончания 1 спряжения, а в других – 2 спряжения».

Подведение итогов, рефлексия

Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы. Рефлексия.

Учитель возвращаясь к проблему поставленной в начале урока спрашивает к какому спряжению относятся глаголы бежать и хотеть.

Учащиеся без труда определяют, что глаголы бежать и хотеть относятся к 3 группе то есть к разноспрягаемым глаголам.

В конце урока можно раздать памятки «Разноспрягаемые глаголы».

 

 

Таким образом, при апробации и разработке уроков исследования индуктивного типа нами учтены функциональные особенности этапов исследования. Индуктивный тип урока исследования целесообразно планировать в том случае, если дети знакомятся с каким-то важным понятием. Преимуществом такого урока является высокий уровень и глубина мыслительной активности ребенка, обеспечивающей самостоятельное открытие им значения понятия и, кроме того, продуктивное запоминание его противовес репродуктивному (т.е. основанному на памяти) характеру процесса усвоения.

4. Проанализированы результаты опытно-практической работы по формированию познавательных УУД на уроках русского языка

Выявления уровня сформированности познавательных УУД мы организовали на основе тестирования.

На формирующем эксперименте были проведены 7 уроков-исследований индуктивного типа по формированию познавательных ууд на уроках русского языка.

Анализ результатов показал, что уровень познавательных ууд повысился. Прирост был, достигнут за счет уроков-исследований.

Проведенное исследование еще раз убеждает нас в том, что уроки исследования играют большую роль в формировании познавательных ууд.

Для подведения итога опытно- практической работы сделали сравнительный анализ количественных показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Уровень умений

Количество детей 16

 

До эксперимента

После эксперимента

Высокий

6

10

Средний

8

5

Низкий

2

1

 

Ср.уровень у -50% уч

Ср. ур. -31%

           

            Вывод. Проведенное исследование еще раз убеждает нас в том, что проведение уроков исследования играет большую роль в формировании познавательных УУД  у младших школьников: умение выделять существенные и несущественные признаки предмета, обобщать, сравнивать, классифицировать, устанавливать отношения и логические связи между понятиями, подводить под понятие.

Таким образом, результаты экспериментального исследования, проведенного с учащимися 4 «А» класса доказывают правильность гипотезы, поставленной в начале исследования. Анализ результата проведенного исследования убеждает нас в том, что процесс формирования познавательных УУД у младших школьников будет осуществляться успешнее и продуктивнее, если учитель организует уроки-исследования.

Из анализа результатов очевидно, что в 4 «а» классе наблюдается положительная динамика сформированности познавательных УУД: на контрольном этапе увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития логических умственных действий анализа, синтеза, классификации, обобщения, выделения существенных и несущественных признаков, подведения под понятия, установление причинно-следственных связей.