Полный текст статьи
Печать

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья, или же дети  с особенными образовательными потребностями, в нашей стране и за рубежом все увеличивается.

Посмотрим определение социализации. Социализация – это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системе норм знаний, норм и ценностей, позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества: включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и  стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

 Постановка и обоснование проблемы. Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, которые имеют различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.         Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

В наши дни решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Список трудностей имеют как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, который выражается в разной степени выраженности.

Методика. В проведении данной работы были использованы методика А. Ф. Фидпера, которая используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. Также была использованы анкета для изучения психологического климата в классе,  беседы («Мы живем среди людей», «Минута доброты») игры («Разумно просто», «Друг в беде не бросит», «Один за всех и все за одного»). Применен проектный метод при обучении детей с ОВЗ, Данный метод позволяет повысить у детей уровень поисковой активности, формировать самостоятельность в поиске информации. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства её достижения, оценивать последствия, принимать решения, взаимодействовать со сверстниками.  

Исследование социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ проводилось на базе начальной школы МБОУ СОШ .№ 26 г. Якутска.  В эксперименте принял участие ученики 4 класса в количестве 38 человек.

Были проведены занятия и упражнения с младшими школьниками с ОВЗ, практическая деятельность, также были проведены игры.  В организации игры с детьми с ограниченными возможностями здоровья были созданы ситуации, которые обеспечивали целенаправленное развитие качеств. В ходе практической деятельности обучения и развития детей с ОВЗ мы постарались достигнуть того уровня развития учащихся, который максимально соответствует их возможностям. Учащиеся научились лучше  формулировать проблему, задавать вопросы, высказывать предположения, делать выводы и исправлять ошибки. Подобная самостоятельная деятельность позволила каждому ученику двигаться по своей собственной траектории развития.

Проектный метод при обучении детей с ОВЗ дал возможность  повысить у детей уровень поисковой активности, формировать самостоятельность в поиске информации. Работая над проектом, дети научились ставить цель, подбирать средства её достижения, оценивать результаты, принимать решения, взаимодействовать со сверстниками, уважительно относиться друг к другу.  Работая в команде, взаимодействуя с другими её членами, ученики проигрывали социальные роли в рамках сообщества. Что позволило им начать ориентироваться в содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков других людей, что важно для формирования их личностных и социальных компетенций.

При разработке проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы учли их психологическое и физическое состояние, с тем, чтобы правильно составлять план их включения в совместную проектную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку. Таким образом, дети чувствовали себя свободными в своих действиях и действовали самоуверенно.

Результаты. После проведения ряда занятий и упражнений учащимися с ОВЗ наблюдаются улучшение показателей самооценки. Мы провели повторную диагностику психологическая атмосфера в классе. Сравнили результаты предыдущей и диагностики и данной.  Результаты нас порадовали, тем, что учащиеся стали относиться друг к другу более  дружелюбно  и уважительно.  Сформулированные выводы на основе полученных данных и проведенная работа социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе могут быть полезны педагогам, что позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Выводы. После проведения всей работы можно сделать вывод, о том, что надо развивать у детей с особенными образовательными потребностями не только учебный материал, но и очень важные жизненно необходимые навыки, чтобы во взрослой жизни они могли самостоятельно себя обслуживать, без чьей-либо помощи, жить в семье, стать родителями, воспитывать детей, работать и жить как все полноценные люди, радуясь каждому дню.