Полный текст статьи
Печать

В последнее время стали много уделять внимание проблемам теории и практики эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования духовно-нравственного отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитого, духовно богатой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, создает в детях особые эмоционально-психические состояния, возбуждает особенный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Сейчас большинство дошкольных, школьных и дополнительных учреждений избрали эстетическое воспитание основным направлением своей работы. На базе школы приобщение к народно-художественной культуре, знакомство с народными художественными промыслами и ремеслами проходит в рамках предмета “Изобразительное искусство”, во внеурочной и внеклассной деятельности. В программах по данному школьному предмету содержится раздел, включающий в себя изучение основных традиционных промыслов России, среди которых росписи ( Хохлома, Городец, Полхов-Майдаи, Жостово и другие).

Как показывает практика и опыт педагогической деятельности, занятия  росписью положительно влияют на развитие личностных качеств учащихся младшего школьного возраста, особенно необходимых на данном этапе, так как занятия росписью требуют волевых качеств и усилий , усидчивости, концентрации внимания, а также способствуют развитию художественно-образного мышления, активизируют творческую деятельность. Однако, не так просто заставить ребенка заниматься коропотливым трудом. Неотъемлемым фактором активизации творческой деятельности младшего школьника является новизна.

Развитие навыков декоративной росписи - одна из актуальных задач художественного образования. Изучение декоративной росписи, как никакой другой вид деятельности, способен задействовать все каналы восприятия школьника. Овладение навыком росписи проходит путем многократного повторения элементов, совершения одних и тех же движений рукой по заданному алгоритму. Посредством наглядных пособий, образцов изучаемого промысла идет усвоение информации на визуальном уровне. Учащихся легко заинтересовать, показав им готовые изделия кистевой росписи, мотивируя тем, что подобного рода вещи они сами смогут сделать. Особенно такой методический подход важен, где каждое слово учителя находит живой отклик в душе учащегося.

Представление о народной культуре, чувственном восприятии мира, строится на предметном мире, окружающем человека. Интерес к многовековому наследию народного искусства возрастает с каждым поколением. Сегодня якутская национальная посуда стала ярким показателем самобытной культуры, его творческим, эстетическим и художественным мерилом качества, прекрасным украшением быта. Чороон является визитной карточкой республики и символом народа саха.  В нашей республике есть такие предприятия, как «Камелек», «Чороон 21 век», которые вносят  вклад в создание имиджа республики, сохраняя историко-культурное наследие. Каждое изделие имеет только свой, присущий ему неповторимый индивидуальный дизайн, который носит историю нашей культуры, национальный калорит и традиции. Каждый узор и орнамент подчеркивает и облагораживает его форму и хранит в себе смысл. Школьник должен знать на уроке традиции народных промыслов, знакомиться с символами росписей, знать, что каждый орнамент имеет свою традиционную гамму, что и способствует развитию творческой активности, а также развивает познавательный интерес к изучению культуры своей страны, этноса.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Обучение декоративно-прикладной росписи заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: чем более учащиеся вовлечены в самостоятельный творческий процесс росписи изделий, тем выше их уровень творческой активности. При использовании техники кистевой росписи у детей повышается интерес к урокам изобразительного искусства. Творческая самореализация личности младшего школьника есть продуктивная художественно-образовательная деятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление своих индивидуальных возможностей и особенностей.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.